Как развить координацию? И зачем она нам нужна

Когда вы наблюдаете за маленьким ребёнком, то видите его неловкость в движениях, а иногда и падения. В этом нет ничего страшного, ведь малыш только учится правильно владеть своим телом. Любящий родитель должен помочь своему чаду в этом обучении для того, чтобы его движения стали ловкими и уверенными. Сегодня мы поговорим о координации у детей, что делать, чтобы её развить.

Как развить координацию?

  • Стремитесь к разнообразию внутри тренировок. Занимайтесь в различных локациях, постоянно меняйте набор упражнений, задействуйте новое оборудование, изменяйте характер движения и количество повторов. Ваше тело не должно привыкать к определенному набору упражнений или условиям окружающей среды только в этом случае нервная система работает на полную мощность, посылая сигналы мышцам быстрее и четче. Лучшее, что вы можете сделать для развития своей координации, — не дать организму возможности адаптироваться к нагрузкам.
  • Сочетайте различные виды двигательной активности. Бег, затем силовой тренинг, после — велопробежка. Вы можете использовать любой другой порядок вовлечения любимых вами видов спорта в свою тренировку, главное — чтобы они были разнообразными. Это поможет наладить контакт между разными группами мышц, заставляя их действовать более слаженно.

Упражнения для координации движения

  • Правой рукой берем левое ухо, левой – касаемся кончика носа, затем делаем все наоборот. Выполнять упражнение начинаем медленно, постепенно увеличиваем темп.
  • Вытягиваем руки перед собой, ладони должны располагаться книзу. Поочередно отставляем в стороны (слева направо, справа налево) пальцы левой и правой рук. Задание можно усложнить:  выполняем его одновременно пальцами двух рук, увеличиваем скорость. Можно делать упражнение с согнутыми пальцами.
  • Положение стоя, разводим руки в стороны, ладони смотрят вверх. Сгибаем руки в лучезапястных суставах и в локтевых. Будто выкручивая их в области плеча, выпрямляем руки в стороны, повернув кисти назад. Затем выполняем упражнение в обратном порядке.
  • В положении стоя отводим в сторону правую руку, левую. Ладони в это время должны быть кверху. Сгибаем правую, затем левую руку. Выпрямляем вверх правую, а после – левую. Опускаем правую, затем левую руку.
  • Стоим на правой ноге, пробуем выполнять в горизонтальной плоскости круги: левой ногой по часовой стрелке, а правой рукой против часовой стрелки. Если не получается, то меняем направление движений ногой и рукой, поменяв ногу.
  • Выполняем прыжки с поворотами на 360 и 180 градусов.

Результат от подобных упражнений будет виден после месяца регулярных занятий. Ваши движения станут раскованными и легкими. Кроме того, заметно улучшится осанка.

Развитие навыка с детства

Чем больше ребенок уделяет времени спортивным развлечениям, например, настольному теннису, акробатике, да и просто активным играм, тем лучше у него развиваются ловкость и координация.

Читайте также:  Как же выбрать скамью для пресса, чтобы она принесла максимум пользы?

При нормальном состоянии нервной системы и вестибулярного аппарата, ловкость при рождении у разных детей различается незначительно. Но затем, в зависимости от образа жизни, потенциал теряется. В итоге кто-то не может поймать теннисный мячик, брошенный ему с 10 метров, а кто-то попадает с 20 метров баскетбольным мячом в кольцо, стоя к нему спиной. Рассмотрим, почему так получается.

Развитие навыка с детства

Детский возраст – самое удобное время для закладывания нужных физических характеристик. Мышечная память впитывает все движения как губка, прочно сохраняя их на долгие годы. Затем, по мере взросления ребенка, способность к обучению начинает угасать. Конечно, учиться никогда не поздно. Но в 18–20 лет тренировка какого-либо физического навыка будет уже несколько сложнее, чем в 13–14. А после 30 лет для решения той же самой задачи потребуется еще больше времени и усилий. Точно так же и с координацией. Чем раньше вы начнете над ней работать, тем проще будет добиться результатов.

Чем полезны игры на координацию движений?

  1. Подвижные игры формируют вестибулярный аппарат, благодаря которому малыш учится координировать движения, не падать, не заваливаться, удерживать равновесие, двигаться в нужном направлении, осваивать все новые и новые возможности своего тела.
  2. Они укрепляют мышечный аппарат, формируют правильную осанку.
  3. Мозжечок – отдел головного мозга, отвечающий за координацию. Хорошо развитый мозжечок способствует также концентрации внимания. Параллельно развиваются память, внимание, речь, способность к анализу и обработке информации.

Координацию нужно развивать уже с рождения.«Ладушки», «Ехали мы, ехали»

Развиваем координацию на прогулке

Как совмещать упражнения на координацию с прогулкой?

  • Много ходить. Не стоит постоянно держать ребенка за руку, опасаясь, что он упадет. Он должен учиться координировать свои движения.
  • Ходить с препятствиями. Разложите на пути ребенка ветки/палочки/камни, и пусть он их перешагнет.
  • Наклоняться. Разложите игрушки и попросите их поочередно поднять, собирайте шишки и камушки в ведерко.
  • Приседать, подпрыгивать (на месте, вперед, назад, вбок)
  • Ходить по бордюрам и бревнам, спрыгивать с них.

Зачем нужно её развивать

Во-первых, координированный человек комфортнее чувствует себя в быту. Он ловко обращается с предметами, которые берёт в руки, может увернуться от опасности, сгруппироваться в падении. Во-вторых, хорошая координация обеспечивает слаженность работы нервной системы, согласованность процессов, происходящих в коре головного мозга.

Координированные дети развиваются лучше, чем их неподготовленные сверстники, а спортсмены с развитой координацией значительно меньше подвержены травмам. Тренировки для улучшения координации благотворно сказываются на крепости мышц, которые отвечают за стабилизацию позвоночника.

Определение уровня координации

Существует множество способов определения уровня координации. Но для оценки общей физической готовности будет достаточно всего двух.

  1. С этим методом знаком практически каждый представитель сильного пола, проходивший медицинский осмотр для призыва на армейскую службу. Встаем прямо, вытянув руки перед собой. Закрываем глаза и поочередно пытаемся коснуться указательным пальцем каждой руки кончика носа.
  2. Пытаемся сохранить равновесие, стоя на одной ноге. При этом вторую ногу отводим назад, взявшись за нее рукой. Свободную руку вытягиваем вперед, параллельно полу. Продержавшись полминуты в этом положении, меняем ногу.

Не всем это удается, но для того и существуют неудачи, чтобы учиться их побеждать. Безусловно, развивать ловкость и координацию лучше с раннего возраста, поскольку тогда наш организм более гибок и отзывчив к любым тренировкам. Однако даже если вы перешагнули рубеж в 25-30 лет, ничто (кроме собственной пассивности) не помешает вам развить молниеносную реакцию. Посмотрим, какими средствами этого можно достичь.

Тренировка

Тренировать координацию и чувство равновесия можно с помощью статических или динамических упражнений, а также участвуя в подвижных играх. Обе методики можно успешно сочетать.

Комплекс упражнений на координацию

Приведенный ниже комплекс упражнений для развития координационных навыков достаточно выполнять 1 раз в день, лучше утром, до завтрака.

Встаньте ровно, соедините ступни. Закройте глаза – без зрительного контроля держать равновесие труднее. Протяните вперед обе руки и держите их так 30 секунд. Потом вытяните руки максимально вверх и сохраняйте такое положение еще полминуты. В прежнем положении поднимитесь на носочки и медленно запрокиньте голову назад

Внимание! Пожилым людям и пациентам с нестабильностью шейных позвонков от запрокидывания головы лучше воздержаться. Руки разведите по сторонам, одну ногу согните в колене и оторвите от пола. Стойте так 30 сек

Чтобы усложнить задание, стоя на одной ноге, подтяните вторую ближе к грудной клетке. Оставив руки разведенными, наклоните корпус параллельно полу и отведите одну ногу назад. Продержаться надо 40-50 секунд, а затем поменять ноги. Следите, чтобы позвоночник и вытянутая нога составляли прямую линию. Около 3 минут ходите по одной линии, постепенно ускоряя темп. Ноги ставятся одна перед другой. Затем аналогичным образом походите спиной вперед. Возьмите большой мяч и подойдите к стенке. Встаньте на одну ногу, согнув вторую, и кидайте мяч в стену. Ваша задача – сохранить равновесие и поймать мячик. Постепенно диаметр мячей нужно уменьшать до теннисного. Снова встаньте на одну ногу, руки расслабьте. Быстро разворачивайте корпус вправо-влево, чтобы руки обвивали его, как веревки. Сделайте 10-20 поворотов. В каждую руку возьмите по теннисному мячу. Синхронно подкидывайте и ловите их. Потом начинайте перекидывать шарики в противоположные руки.

Подвижные игры

Предлагаем несколько игровых упражнений для развития моторной координации. Играть можно вдвоем либо в команде.

В каждую руку возьмите по теннисному мячику, встаньте друг напротив друга. Одновременно кидайте свой и подхватывайте чужой мячик сначала одной рукой, а затем сразу двумя. Участники пальцами левой руки сжимают мочку правого уха, а правой рукой держат кончик носа. Когда ведущий хлопает в ладоши, нужно поменять руки местами. Кто собьется – выбывает из игры. Сядьте на пол. Зажмите в ладони 5 небольших камешков. Один из них подкиньте кверху, четыре быстро положите на пол, чтобы успеть той же рукой поймать брошенный камень. Опять возьмите все пять камешков, но подбросьте уже два, а три положите. Поймать нужно оба брошенных камня. В следующий раз в воздухе уже будут три камня, на полу – два. И так до пяти. Участники встают друг за другом на некотором расстоянии

Читайте также:  Как избавиться от целлюлита в домашних условиях

Отталкивайтесь одной ногой, подпрыгивайте, выталкивая тело как можно дальше, и приземляйтесь на вторую ногу Важно, чтобы вас не догнал следующий участник. Ведущий стоит в центре площадки и раскручивает скакалку над полом. Участники подпрыгивают в нужный момент, чтобы скакалка не зацепилась за их ноги.

Как развивать координацию движения у детей?

Хорошая координация —  это, по сути, согласованная активность всех мышц тела. В этом процессе задействован мышечный и вестибулярный аппараты и органы зрения. 

Особенности детской координации

Процесс развития координации тела начинается еще в маленьком возрасте и продолжается до 18 лет – до тех пор, пока растет скелет человека. Поэтому и в школе, и в садике нужно давать разные упражнения для формирования этого важного умения тела.

Упражнения на координацию 

При выполнении упражнений, важно учитывать величину нагрузки и ее соответствие возрасту ребенка.

Время упражнений для дошкольников должно быть  не более 7 минут за раз.

Как развивать координацию движения у детей?

В качестве спортивных снарядов могут быть велосипеды, бордюры и папы…

Координация движений в 2-3 года  

Поскольку ребенок еще мал, то особого двигательного опыта он не имеет, и поэтому для него  даже простая ходьба – это упражнение.

 Его можно и нужно усложнять – делать преграды и препятствия:   там перешагнуть, тут присесть, где-то наклониться. Такие задания легко можно делать на прогулке в парке или на детской площадке.

Ближе к 3-м годам можно усложнить еще больше: начать ходить по бревну, бордюру, лавке или линии на асфальте… 

Развитие координации движения в 4-5 лет

Продолжая тему бревна, предложите ребенку с него не спрыгнуть двумя ножками, а сойти, поочередно опуская ноги одну за другой.

Обычно детвора в этом возрасте очень активна. Поэтому, позволяйте покорять все лесенки и тренажеры на детской площадке, ходить по дорожке с препятствиями или сделать упражнения на кольцах. 

Упражнения на координацию для детей  5-6 лет

Усложняем проход по узкой местности: поднять руки над головой, сложить крест-накрест, завести за голову, поднять одну, опустив при этом другую…Можно уже добавить задания с мячом: самое простое – подбрасывать и ловить, следя за ровной осанкой.

Общие игры на координацию 

Как развивать координацию движения у детей?

 Статические    Включите музыку и начните танцевать. А потом по вашему хлопку малыш должен замереть в той позе, в которой только что был.

Можно усложнять длительностью момента «замирания»    Предложите посоревноваться, кто дольше всех простоит на одной ноге, в позе «ласточки»    Изображайте «аиста, который стоит на одной ноге» или даже «аиста, который готов перестоять кого угодно».

Динамические игры

    Во время бега малыш должен резко сменить траекторию движения по вашей команде.     Прыгать  на батуте не только весело, но и полезно для развития координации.    Качели – самые разные – простой способ улучшить координацию у детей. 

Занимайтесь вместе с ребенком, находите, меняйте, усовершенствуйте упражнения. Ведь это не только весело, но и полезно.