10 волшебных упражнений для развития техники чтения

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Подробный обзор

Важность и цели чтения для дошкольников

Чтение — навык, который необходим каждому взрослому человеку. Чем раньше малыш начнет учиться работать с текстами, тем быстрее он сможет воспользоваться всеми преимуществами, которые ему станут доступны.

Учиться читать лучше всего с родителями

Чтение отвечает за развитие таких умений, как анализ прочитанного текста, восприятие и пересказ полученной информации. Оно пополняет словарный запас и развивает логическое мышление. Работа с художественной литературой уже в раннем возрасте формирует грамотную, красивую и правильную речь, а сам ребенок учится беспрепятственно излагать свои мысли на родном языке.

Важность и цели чтения для дошкольников

За формирование нравственных и культурных ценностей, характера и мировоззрения так же отвечает чтение. С его помощью малыш косвенно знакомится с прошлым, будущим и настоящим. Важнейшие душевные качества, такие как милосердие, сострадание, радость чужому успеху, дети так же зачастую черпают именно из книг.

Цель чтения художественной литературы в детском саду — овладеть всеми вышеперечисленными навыками, и главное — привить детям любовь к чтению. Всего этого можно достичь с помощью произведений русского фольклора. Интересные и увлекательные истории сказок научат подрастающее поколение видеть в произведении завязку, кульминацию, развязку. На подсознательном уровне они уловят, что такое сюжет, и смогут делить героев на «хороших» и «плохих». Все это развивает логическое мышление и способствует всестороннему развитию.

Важно! Литературное образование играет для дошкольников огромную роль, потому что является одним из ключевых факторов их воспитания. Книга станет средством познания окружающего мира, его уклада и устоев.

С малых лет…

Английский язык в школе в настоящее время начинают преподавать со 2-го класса, но многие родители отдают деток на курсы с 4-х лет. Конечно, в четыре года начинать учить чтению рано, но путешествие к развитому навыку начинается с самого первого занятия. На ранних этапах учитель вводит лексику с помощью карточек с картинками и словами, так дети учатся читать не по слогам (как в русском языке), а считывать всю форму слова целиком.

Когда у детей уже есть небольшой словарный запас, и они готовы начинать читать, необходимо воспитать в них любовь к чтению и заинтересовать их темами, которые придутся им по душе. В таких текстах практически все слова должны быть знакомыми, чтобы не вызывать у детей трудностей в понимании. Такой текст должен сопровождаться посильными и доступными заданиями.

С каждым этапом взросления растет и уровень сложности текста для работы. Так мы знакомим учащихся с разными жанрами текстов. Мы учим их анализу через использование картинок, попытки предугадать, о чем будет история, какие слова могут встретиться. Так мы поможем детям развить навыки, необходимые для понимания общей идеи и деталей. Мы можем спрашивать, кто сказал определенную фразу из текста и где именно в истории это находится.

Дальше мы научим различать факты и мнения. Это важно, чтобы понимать то, что не сказано прямо, что подразумевается между строк. Но к этому этапу дети должны быть ментально подготовленными – мы не можем ждать такого анализа от детей 5-6 лет, это приходит позже.

Когда любовь к чтению привита, можно давать задания на дополнительное чтение. Здесь можно предлагать детям адаптированные книги по интересам, дополнять их несложными заданиями, просить подготовить проект по книге или рассказать о ней своим одноклассникам.

При работе в классе не спешите включать аудио, которое обычно сопровождает каждый текст. Это мешает студентам концентрироваться на чтении, они расслабляются и слушают, не глядя в текст в принципе. Это значит, что работа над чтением не происходит – она превращается в развитие навыка аудирования. Еще один совет при работе в классе – не бойтесь устанавливать лимит времени для заданий на чтение, особенно чтение для общего понимания. Это тренирует дисциплину, учащиеся привыкают бегло прочитывать текст при выполнении любого задания, связанного с текстом.

Этот путь к успешной подготовке долог и трудоемок, но он с лихвой окупает все потраченное время.

Советы родителям, как приучить ребенка к чтению

1. Начинайте читать своему ребенку в возрасте после 1 года.

Желательно, чтобы это было чтение на ночь, когда ребенок расслаблен, все динамичные игры позади и он спокойно воспринимает информацию. Для развития внимания используйте технику: рука в руке, пока вы читаете вслух своему ребенку держите его за руку и делайте мягкий массаж его ладони – это успокаивает, у ребенка появляются положительные эмоции от контакта с любимым родителем и он становится более восприимчив к получаемой информации.

Читайте также:  Как в России происходит половое воспитание

2. Стоп на самом интересном месте.

3. Разговаривайте о прочитанном.

Обсуждайте с ребенком главных героев, их поступки, вспоминайте интересные моменты, развивайте сюжет дальше – фантазируйте.

4. Выбирайте правильные материалы для чтения.

Это значит, что выбирайте те книги, истории, сказки, главных героев – которые интересны вашему ребенку. Любит ваша дочка принцесс – читайте сказки о них, любит сын про космос и инопланетян – читайте о них. Интересы со временем меняются, а любовь к чтению останется.

5. Подавайте собственный пример.

Дети активнее начинают интересоваться книгами, когда видят, что их родители сами с огромным интересом читают.

6. Поощрение чтения.

Когда ребенок уже начинает читать слова целиком покажите ему, какой это важный навык для жизни. Дайте ребенку прочитать название товара в магазине, названия фильмов в кинотеатре, изучайте интересные энциклопедии, пусть ребенок читает названия животных, которые ему нравятся.

7. Мнемотаблицы.

Советы родителям, как приучить ребенка к чтению

Они хороши для заучивания стихов, но и отлично подходят для приобщению к чтению. Создавайте свои мнемотаблицы! Наверное, каждый ребенок любит рисовать, попробуйте нарисовать любимую сказку в самом простом виде, а затем пересказать ее по картинкам.

8. Развивайте ВПФ.

ВПФ – высшие психические функции (мышление, память, восприятие, речь). Используйте специальные игры на угадывание букв, слов, любимых героев, играйте в ассоциации, в слова, пересказывайте.

9. Больше времени.

Не жалейте своего времени. Чтобы научить ребенка чтению нужно очень много времени, уделяйте этому каждую минутку, подходите с креативностью, раздавайте задания-минутки и в награду за выполненное задание – играйте в любимые обучающие игры.

10. Используйте современные гаджеты.

Нет, я не про обычные игры на планшете. Я за обучающие игры на планшете, где ребенок будет учиться новым словам, узнавать новые факты. Так же установите на планшет приложение для чтения книг и научите им пользоваться ребенка.

Самое важное в таком нелегком труде – это систематичность. Покажите ребенку значимость навыка чтения в жизни, вдохновите его, пусть он захочет научиться читать! Не опускайте руки, даже самые капризные дети умеют читать, ведь каждый ребенок индивидуален, не забывайте и у всех есть свои интересы. Надеемся, наши советы как приучить ребенка к чтению были вам полезны! Делитесь своим опытом в комментариях!

Рекомендуем почитать:

Фильмы для детей. Топ-10 лучших детских фильмов

Возрастные кризисы. Часть 3. Кризис 7 лет.

Как чтение книг детям влияет на их развитие

Расширяет словарный запас

Знаете ли вы, что в детской литературе на 50% больше редких слов, чем в разговорах взрослых? Обычная беседа обеспечивает детям только основной лексикон. Редкие слова они могут узнать только из книг. В письменной речи используется больше слов, чем в устной. Дети, которым часто читают, начинают использовать редкие слова в своей речи. Это помогает построить свой богатый устный язык. С ним проще облекать мысли в слова, общаться с разными людьми, выстраивать отношения.

Эксперты убеждены, что словарный запас дети получают косвенно — через общение, из мультфильмов и книг. Но не через прямое обучение. Именно объём чтения, а не устный язык, влияет на широкий словарный запас.

Успокаивает и дарит чувство комфорта

Во время совместного чтения устанавливается прочная связь между родителем и ребёнком. Любовь к книгам становится ещё одним объединяющим фактором.

Книга для малыша должна быть с картинками и описывать знакомые для ребёнка ситуации. Среди знакомых вещей он чувствует себя в безопасности

Учит различать реальность и вымысел

При чтении важно обращать внимание ребёнка на сходства и различия реальности с книгой. Например: «Медвежонок Тедди — медведь, но у него, как и у тебя, есть папа и мама». Можно задавать наводящие вопросы: «Какие ещё мы читали книги о семье?» Или: «Папа-медведь съел на завтрак бочонок мёда, а что мы едим на завтрак?»

Показывает новые идеи

Чтение знакомит детей с различными сюжетами и идеями. Из книг они узнают, как можно вести себя в разных ситуациях и примеряют на себя модели поведения героев. После прочтения книги, попросите ребёнка пересказать, что он запомнил. Или задайте несколько вопросов. Так вы убедитесь, что сын или дочь правильно понимают новый сюжет или тему.

Помогает осваивать новые навыки

Обращение с книгами. Дети учатся держать книгу и переворачивать страницы слева направо. Подражание поведению читателя. Малыш делает вид, что читает — повторяет слова и звуки родителя. Понимание сюжета истории по картинкам. Например, любимая книга моей дочери в полтора года «Где же мой утёнок?». Хотя там практически нет слов, дочь с восторгом переворачивает страницы в поисках пропавшего утёнка.

Даёт знания об окружающем мире

Мои дети очень любят рассказы, особенно о животных. А сын очень любит книги о технике, космических кораблях, поездах и тракторах. С помощью книг с хорошими иллюстраций дети получат информацию задолго до того, как научатся читать самостоятельно. Я часто совмещаю книги с новым опытом. Например, книги о животных до или после посещения зоопарка или книги о технике перед поездкой на ферму. Перед тем как лепить снеговика, можно сначала прочитать с детьми книжку

Чтение помогает понять, что слова, предложения и рассказы состоят из букв

Взаимодействуя с книгой, ребёнок постепенно обнаруживает в словах звуки и слоги, узнаёт про рифмы, учится видеть первую букву в слове. Мой сын недавно начал указывать на слова, когда «читает» — а это начальная стадия чтения. Так, шаг за шагом, дети получают знания о словообразовании, чувстве ритма и фонетическом строении слова.

Знакомит с поэзией

Чтение стихов в раннем возрасте — отличный тренажёр для развития памяти. Малыши легко запоминают небольшие стишки и потешки, ещё задолго до того, как начнут читать самостоятельно. Запоминание — это пожизненный навык, который пригодится при обучении и во взрослой жизни. Кроме того, поэзия обогащает словарный запас ребёнка и формирует чувство языка.

Читайте также:  Как подготовить ребенка к детскому саду

Приучает к самостоятельному чтению

Покажите своему ребёнку, что вы любите читать, станьте для него примером. И тогда малыш поймёт, что чтение — полезное и приятное времяпрепровождение. Со временем вы увидите, с каким нетерпением дети ждут того момента, когда можно самому выбрать книжку и удобно устроиться за чтением.

Сближает нас

Конечно же, у нас бывают раздоры, как и в любой другой семье. Но я нашла способ как успокоить своих детей. Я просто читаю им. И теперь они знают, что со мной или без меня, чтение всегда поможет успокоить их душу.

Я счастлива, когда вхожу в комнату сына или дочери, и вижу их с книгой. Они оба обожают читать. Моя малышка в полтора года самостоятельно берёт книги с полки, листает их, рассматривает картинки и изучает по ним сюжет. Она делает это каждый день. Я часто вижу улыбку сына, когда он узнаёт знакомых персонажей на страницах своих книг. Мне очень нравится, когда он начинает «читать» вслух свои истории.

Ваши дети полюбят читать. Просто дайте им книгу, и наблюдайте, как начинается волшебство.

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Когда учить читать?

     Не стоит начинать обучение с малых лет. Данный метод не принесёт нужные плоды. Даже научно доказано, что учить ребёнка грамоте в таком раннем возрасте опасно для детской психики. Специалисты считают, что желательно учить ребёнка чтению не раньше пяти лет. Конечно, знакомство с буквами и звуками нужно начинать раньше, но читать бегло ребенок сможет не раньше 5 лет.

    Фраза «Чем раньше научишь ребенка читать – тем лучше» — ошибочна! Как считают врачи, преждевременное обучение ребёнка может привести к развитию близорукости от напряжения на глаза.  Однако большинство родителей хотят научить своего малыша складывать слоги быстрее, стараются начать подготовку в домашних условиях заранее.

Правила обучения грамоте

Когда учить читать?

Процесс освоения чтения пройдет легко, если соблюдать несколько правил:

  1. Учиться читать — весёлая игра. Превратите занятие в игру, дети это оценят.  Не требуйте от ребёнка красивого и правильного чтения. Для начала, он должен понять, как читать, составлять и находить слоги слов самостоятельно, составлять слова и предложения.

    Пусть сначала это будет тяжело и трудно для ребёнка, но вам нужно терпеливо вместе с ним исправлять ошибки, словно это игра. Игра — это беззаботное занятие, отсутствие стрессовых ситуаций. Играя, ребёнку будет легче понять, что хотят от него взрослые.

  2. Учите складывать звуки, а не буквы.

  3. Начинайте с самых простых слогов, слов.

  4. Не спешите, доводите навык до автоматизма.

  5. Хвалите малыша за старания.

С чего начать?

  • Сначала необходимо обучить ребёнка гласным: Е, Ё, У, А, Э и т.д.
  • Затем, учим звонкие твёрдые согласные: Р, З.

СОВЕТ: произносить буквы надо именно звуками — не эр, не Рэ, а просто «Р» и все.

Когда учить читать?
  • Под конец выучим остальные звуки, такие как Щ, С , Б и другие.

СОВЕТ: На каждом уроке задавайте вопросы ребёнку по темам, уже изученных на предыдущих уроках, это поможет закреплению знаний.

2. Учим слоги. 

  • Начальные слоги должны быть лёгкими: БА, ЛО, МО, ПО. Ребёнок должен понять как образуются слоги.
  • Затем можно будет выучить посложнее слоги, участие принимают шипящие звуки: ЖУ, ЩУ, ЩА.

3. Учимся читать первые слова.

Когда учить читать?

На данном этапе можно обучить ребёнка читать лёгкие тексты, но обязательно по слогам: Ка-те да-ли мы-ЛО , О-на мы-ла ру-ки, ли-цо и ше-ю.

4. Последние уроки.

После тренировок чтения отдельных слов по слогам рекомендуется читать по слогам словосочетания и предложения. После ежедневных тренировок ребёнок сможет достаточно приспособиться, чтобы читать цельные слова, не требуя помощи у слогов.

     При соблюдении данных советов ребёнок научится читать всего за 1-1,5 месяца. Родители, не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается, не заставляйте ребёнка учиться, если у него в какой-то день не будет настроение делать это – будьте терпеливы и сдержанны, тогда всё получится!

Выбор пособия

Когда учить читать?
  • Букварь от Жуковой Надежды или же Букварь для мальчиков или Букварь для девочек Шалаева, чтение у ребёнка пойдет легче и быстрее. Данный букварь поможет поэтапно понять ребенку, как читать слова, буквы, лёгкие и сложные слоги, предложения и, наконец, небольшие тексты.
  • Таблица и кубики  Николая Зайцева.

Слоговая таблица с плаката «Сделай уроки сам!» 

При соблюдении данных советов ребёнок научится читать всего за 1-1,5 месяца. Родители, не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается, не заставляйте ребёнка учиться, если у него в какой-то день не будет настроение делать это – будьте терпеливы и сдержанны, тогда всё получится!

Освоить чтение до школы ребенок должен обязательно. Родители могут помочь своему сыну или дочке справиться с этой важной задачей. Главное — проявить терпение и результат будет отличным!

Когда учить читать?

Появление у ребенка друзей-невидимок, как правило, связано с работой детского подсознания, ведь продумывая в голове и проигрывая в лицах различные жизненные ситуации маленький человек учится контактировать с окружающими и внешним миром, где ему предстоит еще найти свое далее

нет комментариев

Подготовка к сдаче экзаменов – напряжённое время. Только проверенные способы побороть далее

нет комментариев

Когда учить читать?

О том, как подготовить ребенка к школе, какими знаниями он должен обладать,  также советы родителям, применимые к далее

нет комментариев

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Они, как никто другой, заинтересованы в результатах далее

нет комментариев

Родители пытаются воспитать из своих детей каких-то супер героев, такая модная тенденция 21 века. Но все ли дети талантливы?Читать далее

Когда учить читать?

1 комментарий

Упражнение «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Упражнение «Шерлок»

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

способов увеличить технику чтения у ребёнка дошкольного возраста

6 способов увеличить скорость чтения

Мелехина Е.Ю.

Последние исследования показали, что быстрое чтение активизирует мыслительные процессы, а также является эффективным средством для овладения школьными знаниями.

Оптимальным по скорости считается чтение, которое соответствует темпу разговорной речи. Память человека функционирует таким образом, что в ней откладывается не то, что постоянно находится перед глазами, а то, что то появляется, то исчезает, т.е. мелькает.

Поэтому, для освоения каких-либо умений и доведения их до автоматизма, нам не нужно выполнять большие по объёму задания, лучше упражняться понемногу, но часто. Многие родители часто усаживают своего ребёнка, заставляя читать целую страницу или рассказ.

Чтобы не отбить у ребёнка желание читать, следует поступать по-другому. Можно разбить текст на абзацы или небольшие части, чтобы ребёнок читал недолго и мог делать паузы после прочтения каждой части.

Прочитал абзац – рассмотрел картинки, передохнул, прочитал второй – кратко пересказал содержание, и снова отдых и т.д. упражнения:

1. Многоразовое чтение.

Предлагаем ребёнку читать текст на протяжении одной минуты. Закончив чтение, ребёнок отмечает карандашом место, где он остановился. Потом ваш ученик снова читает тот же отрывок текста, снова делает пометку и сравнивает с предыдущим результатом.

Конечно, во второй раз он прочтёт на несколько слов больше. Увиденный результат вызовет положительные эмоции у ребёнка, ему захочется прочитать ещё раз. Но больше трёх раз лучше этого не делать, чтобы избежать утомления.

Похвалить ребёнка нужно обязательно.

2. «Старт — стоп».

По команде «Старт» ребёнок начинает чтение текста. Услышав слово «Стоп», он прекращает читать и не смотрит на страницу (можно закрыть глаза). Снова даём команду «Старт». Ребёнок должен быстро отыскать место, на котором он остановился ранее, и продолжить читать с него.

3. Параллельное чтение.

Нужно взять две одинаковые книги или два одинаковых текста (можно распечатать из интернета) . Взрослый начинает читать вслух, а ребёнок подключается и читает одновременно, следя пальцем за строкой. Во время чтения взрослый то ускоряет, то снижает темп, вынуждая ребёнка менять скорость чтения вслед за ним.

4. Артикуляционная разминка.

Можно подобрать скороговорки, пословицы, поговорки и попросить ребёнка почитать их с разной скоростью, с разной интонацией. Необходимо следить за тем, чтобы у ребёнка было ровное дыхание, чтобы он чётко произносил все звуки и окончания слов.

5. «Ищем слово».

Выбираем любое слово из текста. Просим ребёнка найти это слово в незнакомом для него тексте. Важно найти заданное слово как можно быстрее. Если делать это поочерёдно с ребёнком, поиск слов превратится в занимательную игру. Время поиска можно засекать (секундомер есть в каждом мобильном телефоне), а тексты необходимо подбирать в соответствии с читательскими возможностями ребёнка.

6. Закладка.

Предлагаем ребёнку читать текст, пользуясь закладкой. Но использовать закладку нужно немного по-другому: закладка должна прикрывать не строку снизу, а уже прочитанные слова.

Заключение

Вышеизложенные научные методики не противоречат утверждению медиков о целесообразности учить читать ребёнка с пятилетнего возраста. Просто методики используют уникальный процесс формирования человеческого организма для создания благоприятной среды его разностороннего развития.

Важно помнить, что даже известные научные методики «как ребенка научить читать» имеют свои плюсы и минусы. Поэтому перед их применением родителям следует внимательно изучить их приемы. Нелишне также проконсультироваться с врачом — педиатром о целесообразности применения предлагаемых способов для обучения именно вашего младенца. Это будет определенным залогом для сохранения будущего здоровья ребенка.

На основе известных научных методик существует ряд методичек, позволяющих научить любого малыша бегло читать. При этом одни ребятишки умеют читать быстро, а другие медленно. Не ругайте последних детишек. Они не виноваты, на это есть определенные причины. К ним относятся:

  • объективное снижение интереса малыша к чтению из-за чрезмерных требований его родителей;
  • наличие пока невыясненных болезней у ребенка;
  • неразвитость оперативной памяти у малыша;
  • проблемы со зрительным аппаратом;
  • ошибки родителей в применении методики обучения умению читать и др.

На практике существует ряд доступных для ребенка приемов, позволяющих повысить его скорость чтения. Их применение позволит:

  1. Улучшить внимание, если различные тексты читать регулярно вслух в течение 5 минут. Читать текст нужно малышу одновременно с родителем. Взрослый задает темп чтения, а при отставании малыша темп чтения снижается.
  2. Повысить объем оперативного зрения. Для этой цели играйте с ребенком в «классики» наперегонки. Каждый раз ускоряйте темп, при котором необходима концентрация внимания.

Немаловажное значение при учебе ребенка приемам чтения играет воспитание интереса к книгам. Для этого чаще играйте с ребенком в различные словесные игры, например, в города. Объясняйте незнакомые для малыша слова. Вы заметите, как скорость его чтения будет неизменно повышаться.