25 советов родителям по обучению ребенка быстрому и правильному чтению

Часто родители стараются как можно раньше научить детей названию цветов, но не нужно торопиться. Возраст, в котором ребёнок обычно начинает интересоваться различием в цветах, приходится на 2–3 года. Если ваш малыш не хочет учить цвета, значит, время ещё не пришло. Обычно дети, которые уже интересуются цветами, начинают их различать и называть (если, конечно, они уже умеют говорить) очень быстро, буквально за несколько недель или даже дней.

Что должен знать первоклассник

Большинство школьных психологов выдвигают четыре критерия готовности к обучению:

  • Личностный – развит, если учебное заведение манит не только возможностью каждый день видеться с друзьями, новыми красивыми тетрадками и ручками, а еще и стремлением узнать что-то новое, стать умнее.
  • Интеллектуальный – это и грамотная, связная речь, и умение слушать преподавателя, и наличие определённых знаний и кругозора.
  • Социально-психологический – включает в себя умение общаться, способность сосредоточиться на занятии.
  • Физиологический – отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость.

Дети, которые посещают детский садик, легче переживают первое время учёбы, чем домашние. Это связано с тем, что уже с трех с половиной лет воспитатели начинают преподавать им базовые вещи, и к первому классу детсадовцы имеют определенный багаж знаний.

Если родители занимаются с будущим школьником самостоятельно, беспокоиться не о чем. Постепенная тренировка навыков, необходимых для обучения на начальном этапе, позволит вашему сыну или дочке не только чувствовать себя уверенно среди других ребят, но и поможет развить интерес к учёбе.

Когда можно начинать учить ребенка рисовать

Рисование – это очень полезный, увлекательный, интересный и доступный вид творчества. Занятие рисованием подходит абсолютно всем – и мальчикам, и девочкам, а материалы настолько доступны, что рисовать можно чем угодно и где угодно, не зависимо от доступности магазинов и художественных школ.

Единого мнения о том, в каком конкретном возрасте нужно начинать занимать ребенка рисованием не существует. Но многие специалисты, все-таки, сходятся на том, что делать первые рисунки можно начинать уже в раннем возрасте – от 8-12 месяцев.

Сначала, рисовать могут начать сами родители, проводя время вместе с ребенком, рисуя простые линии и фигуры. Очень важно увлечь ребенка самим процессом, не зацикливаясь на результате.

В маленьком возрасте лучше всего начать с простого листа бумаги и толстых карандашей или мелков. Можно также использовать планшетную доску с маркерами, или безопасные пальчиковые краски с ватманом.

На первоначальном этапе развития художественных навыков и знакомства с красками, у вашего ребенка будут получаться больше абстрактные и хаотичные рисунки. Этого не стоит пугаться, это абсолютно нормально – так ребенок учится и постигает новый вид деятельности.

Постепенно можно будет менять форму бумаги, давать ребенку более маленький формат листа, плавно направляясь к альбомному А4. Также, по мере взросления и овладения навыками рисования, стоит подобрать для ребенка удобные кисточки.

Как учить цвета с двухлетним детьми

Сортировки. Прежде чем переходить к изучению названий, дайте ребёнку потренироваться в различении на сортировках. Сначала предлагайте предельно простые сортировки на 2–3 цвета. Одинаковые предметы раскладывают рукой в ёмкости соответствующей расцветки.

Для таких сортировок сначала лучше брать одинаковые предметы разного цвета. Возьмите 3 стаканчика: один красный, другой синий, третий жёлтый и таких же цветов картонные кружочки (например, по 5 кружочков каждого цвета). Покажите ребёнку, как вы кладёте жёлтый кружок в жёлтый стаканчик, красный – в красный, а синий – в синий. Предложите малышу продолжить самому.

Потом вы можете предлагать более сложные сортировки по цвету предметов разной формы и давать другие интересные виды сортировок, дополненные упражнениями в моторике (например, сортировать пуговицы трёх цветов в 3 баночки или коробочки с прорезями).

Читайте также:  В чем польза пазлов для детей 3х лет и более

Постепенно усложняйте сортировку, например, дайте раскладывать предметы щипцами, ложкой, пинцетом.

Упражнение с пластилином. Сделайте вместе лепёшки из красного, жёлтого, зелёного и синего пластилина. Подготовьте пуговицы, блёстки, бусинки таких же цветов. Предложите детям приклеить их на пластилин. Это занятие также прекрасно развивает моторику.

Упражнения с табличками. Когда вы убедитесь при помощи сортировок, что ребёнок хорошо различает цвета, вы можете вводить названия при помощи трёхступенчатого урока Монтессори. Для этого вам потребуются цветные таблички или цветные квадратики с белой каймой.

Покажите ребёнку 3 квадратика с незнакомыми для него цветами:

  • 1 ступень. Вы говорите и показываете: «Это красный, это синий, это жёлтый».
  • 2 ступень. Вы спрашиваете: «Где красный? Где жёлтый?»
  • 3 ступень (к ней переходят только после того, как ребёнок перестал делать ошибки во 2-ой ступени, и только если ребёнок уже может произнести хотя бы часть названий). Вы спрашиваете: «Это какой цвет? А этот?»

Постепенно вводите новые и новые цвета, но во время урока всегда предлагайте только 3 цвета одновременно. Такой простой и наглядный урок поможет вашему малышу легко запомнить цвета.

Как часто заниматься?

Положительный эффект зависит от регулярности занятий. По возможности мамы и папы должны упражняться с малышом каждый день. Однако форму занятий следует постоянно менять. В противном случае чадо начнет скучать, в связи с чем будет хуже воспринимать информацию.

Вам будет интересно:Онтологический статус: понятие, виды и их описание

Чем с большим интересом занимается ребенок, тем больше пользы это ему принесет. Поэтому тренировки лучше всего проводить в игровой форме. Скучные упражнения малыш будет воспринимать как развлечения, если родители проявят немного фантазии.

Когда ребенок готов учить слоги?

Для того, чтобы научить ребенка читать по слогам было легко , обучение малыша следует производить в правильное время, которое можно определить по следующим основным признакам:

  • кроха уже достаточно хорошо выговаривает слова;
  • более-менее отчетливо произносит отдельные звуки, не глотая их;
  • выговаривает букву “р”, или старается это делать;
  • не имеет значительных искажений при произношении.

Почему важно, чтобы раннее обучение чтению происходило в правильное время? Мы учимся читать буквы и слоги, имея речевые навыки. Дело в том, что если научить ребенка 2, 3 или 4 лет читать, складывать буквы, не научив его правильно говорить, те же ошибки могут отображаться и в заданиях по чтению, и в дальнейшем письме. В будущем малыш будет путать звуки и буквенные обозначения, а переучивать гораздо сложнее, чем изначально обучить правильно. Поэтому, следует сразу настроиться: учим слоги правильно.

Еще одним важным фактором успешного обучения дошкольников чтению является способность учащихся детей анализировать текст, понимать, что перед ними находятся не просто картинки, но именно буквы, которые, в свою очередь, обозначают конкретные звуки. И уже затем, приходит осознание того, что буквы можно комбинировать вместе и составлять слоги для обучения чтению. Подобное понимание обычно приходит не раньше, чем к 4-5 годам, а иногда и в 6 лет – именно такой возраст считается идеальным для обучения. Как научить читать ребенка в возрасте 5-6 лет?

Сразу стоит отметить, что обучение чтению дошкольников – процесс довольно кропотливый и ответственный. То, что они уже готовы к тому, чтобы учиться читать в 5 лет, еще не означает, что это получится быстро и эффективно. Не стоит сразу же перегружать детей прочитанной информацией и учить читать по слогам слова с утра до вечера.

Обучая ребенка в 5 лет, рекомендуется проводить ежедневные занятия не более 15 минут за один раз, так как малыш начинает уставать и может потерять всякий интерес к упражнениям для чтения.

Следует придерживаться следующего темпа: прочитали, повторили несколько раз, отдохнули.

Как учить с ребенком цвета в 3-года

  • Включайте образовательные мультики, где четко называют цвета разных предметов.
  • Если разрешаете ребенку играть в компьютерные игру, подберите такие, где необходимо собирать или разбивать предметы по цветам.
  • Играйте в цветной конструктор, создавая фигуры определенных цветов и называя их.
Читайте также:  Зрение у детей от рождения до года (1-12 месяцев)

  • Предлагайте сортировать предметы по цветам. 

Чем младше ребенок, тем меньше предметов для сортировки нужно ему предлагать.

  • Сделайте своими руками дидактические игры.

  • Придумайте «цветные сказки». Например: » Жил-был носовой платочек. Однажды он упал в чашку с красным компотом и сам стал красным».
  • Произносите названия цветов в разном контексте: «Это красный шарик», «Шарик красного цвета», «Это шарик, он красный» и т.п. Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький).
  • Разрешите ребенку поиграть с продуктами и предметами на кухне. Все можно трогать и даже есть! Но сначала нужно разложить по кучкам в соответствии с цветом. Например, лимон, банан и тарелка — желтые, перец, помидор и кастрюля — красные и т.п. 
  • Поиграйте в игру «Колпак». Сделайте из разноцветного картона колпачки.  Рассказывайте стишок, а ребенок пусть выбирает нужный колпак: «Еду, еду в гости на лошадке в желтой (любой цвет) шапке».
  • Поиграйте в игру «Найди лишний». Возьмите 2-3 предмета одного цвета и один совершенно другого. Предложите ребенку исключить предмет, который отличается от остальных по цвету.

Логопед и учитель младших классов Анастасия Сперанская — о том, как научить ребёнка читать быстро и правильно

Как научить ребёнка читать по слогам — один из главных вопросов, который волнует родителей дошкольников. «Летидор» попросил логопеда написать о наиболее эффективном и быстром способе, который подойдёт каждому.

В системе дошкольного образования есть две основные системы, которые педагоги используют для обучения грамоте. Первая методика принадлежит Николаю Зайцеву, вторая — Гленну Доману. В этой статье я хочу поделиться удачными решениями из обеих методик и наработками из собственной практики, которые родители смогут использовать в домашних условиях.

Отмечу, что возраст, в котором ребёнок должен проявлять интерес к чтению, родитель не найдёт ни в одном справочнике. Всё индивидуально: кто-то уже на третий год бегло читает предложения, а кто-то и в 5 лет не может связать двух букв. Если малыш регулярно видит родителей с книгой, интерес к чтению у него рано или поздно появится. И тогда вы будете готовы!

Выучите гласные буквы

Начинать надо с самого простого — обучения гласным буквам. Учите их постепенно, по одной букве в неделю.

Показывайте ребёнку карточку с буквой и говорите: «Это буква «а»». Подключайте ассоциации, играйте с интонациями. «А-а-а», — так мама укачивает малыша, «А-ааа!» — так кричит младенец. «Это буква «у»». «У-у-у», — так взлетает самолёт.

Когда ребёнок запомнит гласные буквы, он будет чувствовать себя более уверенно и без труда перейдёт к следующему этапу.

Выучите несколько согласных букв

Как только ребёнок выучит первые гласные, покажите ему самые простые согласные (вроде «м», «б», «п»). Вводите их так же, как гласные: постепенно.

Важное замечание: не надо рассказывать ребёнку, как буквы звучат в алфавите. Заучивайте не буквы, а звуки, которые эти буквы обозначают. Например, показываете букву «б» и говорите: «б» (не «бэ»!). Если вы научите называть буквы так, как они звучат в алфавите, то читать ребёнок начнёт на пенсии. Когда он увидит слово «баба», он прочитает его как «бэ-а-бэ-а».

Начинайте с простых слогов

Дождитесь, когда малыш запомнит одну-две согласные буквы, и можно приступать к чтению первых слогов.

Показывайте вашему крохе «ма» и озвучиваете «ма». Не надо произносить лишних слов «это» или «вот», чтобы не запутать его. Разучивайте сочетания «м» со всеми гласными («ма», «мя», «му», «ми» и так далее). Как только освоили всё варианты с буквой «м», двигайтесь дальше.

Ещё одна распространённая ошибка, которую допускают родители на первых этапах — разбивают слог на отдельные буквы. Например, видят слог «па» и озвучивают: «Это буквы «п» и «а», вместе они читаются «п-а»». Это грубая ошибка, которая приводит к тому, что ребёнок начинает читать побуквенно.

Ваша задача — сделать так, чтобы малыш видел в одном слоге единое целое. Так что слог «па» мы читаем как «па», «та» — как «та».

Играйте в буквы

Чтобы запоминать буквы было проще, включайте элементы обучения в игры и повседневные дела. Лепите буквы из пластилина (глины), выкладывайте спичками, стройте из кубиков или конструктора, рисуйте палочкой на песке и снегу, делайте аппликации из бумаги, показывайте с помощью пальцев.

Читайте также:  «Мой ребенок — геймер». Как не пропустить игровую зависимость?

При желании можно выложить буквы даже столовыми приборами. Здесь всё зависит от фантазии родителей.

Не игнорируйте буквари

Букварь — это книга, которая методически выверена и составлена опытными педагогами и логопедами. Не игнорируйте буквари! Информация в них подаётся согласно принципу «от простого к сложному». Именно из букваря следует брать первые тексты для чтения.

Главное условие в обучении грамоте — терпение родителя. Не волнуйтесь. Даже если школа не за горами, время ещё есть. Занимайтесь с малышом регулярно по 10-15 минут каждый день, и результат не заставит себя ждать.

Минусы самостоятельного обучения детей чтению

Проблемой домашнего обучения чтению педагоги считают отсутствие системного подхода. Промахи или недостаточная углублённость любого этапа обучения может привести к тому, что ребенок не сможет правильно производить звуковой разбор слова, разбивать слова на слоги. Нередко, при неправильном подходе к занятиям, ученику трудно перейти к беглому чтению. Подобные ошибки впоследствии непросто скорректировать, поэтому педагоги дошкольного и начального образования рекомендуют делегировать обучение грамоте профессионалам.

В большинстве общеобразовательных школ имеются подготовительные курсы к первому классу. На них вводят понятие букв и звуков, но на минимальном уровне. Несмотря на то, что для поступления в первый класс такой базы достаточно, полученные знания не сильно облегчат адаптацию ребенка в школе. Посещение таких курсов полезно, но особых преимуществ давать не будет.

Иначе обстоит дело с центрами детского дополнительного образования, которых существует огромное множество. Все они различаются, по этой причине стоит обратить особое внимание именно на программу, которую предлагают к изучению. Для подготовки к школе стоит выбирать те учреждения, которые работают и с дошкольниками по методикам, направленным обучение детей чтению с нулевого уровня. Системный подход таких занятий позволяет эффективно подходить к образовательной деятельности, последовательно проходить программу. Ребенок освоит звуковой и буквенный этапы, сможет закрепить знания при поддержке опытного педагога и получит хорошую базу для первого класса, а занятия в форме игры позволят провести время не только полезно, но и весело.

Учим английские слова для детей – игры

Классический способ изучения новой лексики – словарные карточки (то есть слово + перевод + картинка). Кстати, в нашем блоге есть целая “книга” карточек с наборами слов.

Примеры словарных карточек от Lingualeo. Полный список находится тут.

Но будет еще лучше, если вы создадите их совместно с малышом. Вместе подберете картинки, приклеите их к листочкам бумаги или картона и т.д. Тогда уже во время подготовки к “играм в английский язык” ребенок что-то усвоит. Что дальше делать с карточками? Вот несколько вариантов:

1. Карточки можно использовать для игры в пантомиму. Сначала вы говорите малышу английское слово (и показываете его на карточке), а ребенок должен изобразить это слово жестами. Потом можно играть в “обратную” пантомиму – ребенок (или вы) изображаете животное, действие, предмет, которое он вытянул, а остальные участники угадывают.

2. Игра “Show me”. Кладете перед ребенком несколько карточек, а затем из этого списка называете одно слово – ребенок должен коснуться нужной карточки.

3. “Yes-No game”. Вы демонстрируете карточки и говорите слова верно или неверно (показывая бегемота, произносите “тигр”). Ребенок отвечает “Yes” или “No”.

– Is it a tiger? – No!!!

4. Игра “What’s missing”. Раскладываете ряд карточек (4-5 штук). Смотрите на них вместе с малышом и проговариваете слова. Ребенок закрывает глаза, а вы убираете одно слово. Назови, что пропало?

5. Игра “Jump to…”. Вы раскладываете на полу карточки в вертикальный ряд и даете ребенку задание допрыгнуть до какого-то слова (отлично подойдет, если малыш заскучал).

Учим английские слова для детей – игры

Это лишь несколько механик с использованием карточек. Включив фантазию, вы сможете придумать еще больше вариаций игр. А мы пойдем дальше. Какие еще игры можно использовать?

1. Виселица – классическая словесная игра. Но лично меня жуткий образ виселицы очень пугает, поэтому предлагаю от него уйти. Например, можно сделать по типу вот этой онлайн игры: нарисовать мышку, а рядом – начать рисовать котика. Когда котик готов – мышка проиграла