5 причин, почему ребенок постоянно ноет, и как с этим бороться

Детские слезы — явление терпимое, но до определенного момента. Если малыш на глазах превращается в плаксу, пора проанализировать собственное поведение и принять срочные меры.

Обычная история

Давайте честно признаемся: от наших детей мы хотим слишком многого. Вы же наверняка мечтаете, чтобы кроха поскорее научился «входить в ситуацию» и «вести себя адекватно». Собственно, как это делаем мы, взрослые. Но как бы нам ни хотелось, чтобы в 4 года сын одевался в садик с той же скоростью, с какой папа в армии впрыгивал в солдатскую форму, а дочка не хватала бы с праздничного стола конфеты, этого не будет. Не будет — и точка. Просто потому, что дети не умеют быстро переключаться с одной задачи на другую. А без этого адекватно оценивать обстановку и свое поведение никак не получится. Физиология не позволит. И так будет вплоть до школы.

Лет до 8 нервная система у детей работает по другим принципам. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому успокоиться и «собраться» им сложнее, а расстроиться даже из-за пустяка гораздо легче. А теперь давайте разберем детские капризы в деталях, чтобы понять, откуда они вообще берутся и какое отношение к этому имеем мы с вами.

Комната малыша

Как правило, родители заранее готовятся к тому, что в доме появится новый член семьи. Вместе с тем, нужно учитывать некоторые нюансы. Для удобства мамы и малыша в комнате, помимо кроватки, не лишним будет поставить пеленальный столик. Его не обязательно приобретать специально. Под него можно приспособить, например, комод. И за ребеночком удобно ухаживать, и вещи малыша можно сложить. Тут на помощь придут фантазия и изобретательность мамы и папы.

Место для кроватки лучше выбрать подальше от окна, чтобы малыша не простудить, а свет луны и лучи солнца не мешали спать. Если такой возможности нет — позаботьтесь о том, чтобы не было сквозняков и окно занавешивалось плотными шторами.

Квартиру следует содержать в чистоте, регулярно проводить влажную уборку. Стремиться к абсолютной стерильности нет необходимости. У малыша есть собственная иммунная система и постепенно он должен знакомиться с окружающей его микрофлорой.

Помещение, в котором находится ребенок, следует регулярно проветривать. В теплое время года при хорошей погоде форточку можно и не закрывать. Главное условие – отсутствие сквозняков

Истерика у ребенка, а страдают родители

Если детские истерики — это нормальное явление, то почему к ним относятся с такой неприязнью? Во многом причина — в социальном давлении. Мы живем в таком обществе, где негативные эмоции считаются чем-то неуместным. Поэтому детские истерики воспринимаются как то, что обязательно нужно устранить. Плюс — отношение самих родителей к истерикам. Ведь кому на самом деле плохо, когда ребенок истерит? Родителям. Это происходит потому, что нас самих когда-то в детстве не принимали в таком состоянии, мы не научились проживать свои эмоции. Когда такие дети вырастают и сами становятся родителями, как правило, примыкают к одной из двух групп.

Первая — те, кто могут накричать на ребенка, шлепнуть. То есть выдергивают ребенка из истерики, вызвав у него чувство страха. Страх — это эмоция, которая заставляет нас переключить внимание с чего угодно. Банальный пример: вы с мужем ругаетесь, в этот момент падает ребенок. Все, ваш конфликт прекращается, хотя бы на время.

Но запугивая ребенка, вы его отталкиваете, показываете, что в таком состоянии, как сейчас, он вам не нужен. И это — самая большая угроза для маленького человека. У детей есть два состояния: «меня родитель любит, принимает — значит, я живу» и «меня родитель не принимает, не любит — значит, я умру». Быть нужным — это жизненно важная потребность для ребенка.

Истерика у ребенка, а страдают родители

Вторая группа родителей — те, кто, наоборот, стараются быть идеальными: «Я должен принять ребенка, не обесценить, не наорать на него, не шлепнуть и при этом быть очень спокойным».

Читайте также:  В первый раз, в первый класс: что надо знать родителям первоклассника

Но те модели поведения, которые мы видели в детстве, откладываются глубоко в подсознании, на уровне рефлексов и в критические моменты выходят наружу. Если родитель уже во взрослом возрасте не научился проживать свои эмоции, принимать и любить в первую очередь себя таким, какой он есть, не скатываться в чувство вины, в момент детской истерики он сам начинает фрустрировать. Ребенок это сразу же считывает и его истерика только усиливается. Получается такой патологический круг, в котором многие родители крутятся.

Как смартфоны и планшеты влияют на развитие ребёнка?

Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Изучать влияние гаджетов на подрастающее поколение учёные начали относительно недавно. В 2018 году правительство США инициировало масштабное исследование интеллектуальных способностей современных подростков. В нём участвуют 11 тысяч детей в возрасте 9-10 лет по всей стране. Учёные из Национального института здоровья (NIH) хотят выяснить, как длительное использование смартфонов влияет на физическую структуру головного мозга детей, их эмоциональное развитие и психическое здоровье.

Исследование стоимостью 300 миллионов долларов продлится 10 лет. Недавно его авторы опубликовали первые результаты. Изучив снимки МРТ 4500 тысяч детей, учёные обнаружили преждевременное истончение мозговой коры у школьников, которые уделяли гаджетам более семи часов в день. Изменения коснулись внешнего участка мозга, отвечающего за обработку информации от пяти чувств. Обычно это происходит с человеком в зрелом возрасте. Причины и последствия изменений ещё предстоит определить.

Также, согласно отчёту, дети, проводящие с гаджетами более двух часов, хуже справляются с тестами на мышление и знание языка, чем сверстники, которые реже пользуются смартфонами. К похожим выводам пришли авторы другого исследования, посвящённого детям от двух до пяти лет. Психологи из университета Калгари (Канада) объясняют отставание в развитии тем, что увлечённые смартфонами дети пассивны и слабо взаимодействуют с окружающими.

Подобное исследование в России летом 2019 года заказало Министерство просвещения. В течение трёх лет учёные будут изучать, как гаджеты влияют на здоровье школьников. Ранее в 2016 году директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких отмечала, что у 60% детей в 6-7 лет не сформирована речь. К таким выводам академик пришла после исследования, охватившего 60 тысяч первоклассников из разных регионов. Проблемы с речью выражались в скудном словарном запасе, неумении вести диалог и составлять простые рассказы. Скорее всего, с ребёнком в младшем возрасте не занимались родители либо они что-то упустили.

«Ко мне на консультацию приходила мама трёхлетней девочки. Она запаниковала, потому что обучала ребёнка по айпаду. Мама скачивала полезные игрушки, например, где нужно перемешать шарики и треугольники в разные стороны. Женщина очень гордилась, что её ребёнок, ещё не умея разговаривать, уже распределял предметы по цветам и формам. Но когда мама дала дочке реальные кружочки и квадратики, та даже в руки их не смогла взять. У ребёнка не развилось пространственное восприятие предметов, отсюда и проблемы с моторикой. Девочка не могла оценить, как далёко от неё находятся предметы, или правильно взять в руку кубик, чтобы его переместить. У неё всё рушилось, ребёнок плакал, мама не знала, что делать. Ребёнку в три года пришлось выстраивать то, что не было сделано в год», – рассказывает казахстанский психолог, арт-терапевт Елена Смольянинова.

Также от мелкой моторики зависит развитие речевых функций, поэтому чем больше ребёнок занимается с мелкими предметами, тем раньше и лучше у него формируются речевые центры. Об участившихся проблемах с мелкой моторикой у детей дошкольного возраста высказываются и британские педиатры. Они описали случай, когда ребёнок к первому классу не научился правильно держать карандаш из-за неразвитости тонких мышц пальцев. Мама шестилетнего мальчика рассказала, что классические игрушки ребёнку заменил iPad. По словам главного педиатра фонда Heart of England Trust Салли Пейн, легче дать ребёнку гаджет, чем занять его физической деятельностью. Например, сбором конструктора, созданием аппликации и другими видами развивающей активности.

Читайте также:  Как вылечить молочницу у женщин, мужчин и детей?

Страх одиночества – нездоровая привязанность и токсичные отношения.

Ребенок, не знающий недостатка в любви и поддержке в детстве, вырастает со здоровыми понятиями об отношениях. В нем заложено глубокое чувство собственной ценности и уверенности в себе. Он знает, что достоин быть любимым, что отношения могут быть стабильными и что этот мир является безопасным местом, которое можно смело исследовать и изучать.

Если же ребенок регулярно недополучает любовь и поддержку, то вырастает с нездоровыми понятиями об отношениях. Им движет либо одержимая привязанность, либо полная замкнутость в себе.

  • Одержимая привязанность

Если детство ребенка отличается непостоянством родительской любви и заботы, в будущем он будет склонным к одержимой привязанности, требуя к себе внимания других людей и хронически боясь, что в какой-то момент они могут его бросить.

  • Замкнутость в себе

Если ребенок растет с родителями, которые не могут о нем нормально позаботиться, он учится заботиться о себе сам, вырастая замкнутым. Он будет пытаться стать максимально самостоятельным, избегая активности в отношениях и отказываясь открывать свой внутренний мир из-за боязни возможных страданий.

В основе описанных выше типов поведения лежит страх одиночества, вызванный недостатком родительской любви в детстве.

Партнеры, которых мы выбираем для романтических отношений, являются подсознательными копиями наших родителей. Кроме того, низкая самооценка и страх одиночества, являющиеся последствиями отсутствия родительской любви, приводят к замкнутости в себе и подсознательному вступлению в токсичные отношения.

Очень важно найти время для анализа своих нездоровых шаблонов поведения и понять, чем они вызваны, чтобы начать сознательную работу над их исправлением и созданием здоровых отношений вместо токсичных.

Почему ребенок нытик? Что делать с требованиями нытика

Когда родители обладают естественным самоуважением при воспитании детей и эффективно его реализуют, они обычно могут демонстрировать дружеское отношение в сочетании с четкостью и твердостью. Дух сотрудничества у ребенка поддерживается дружелюбием, а родительская твердость дает ребенку четкое руководство, в котором он нуждается и которого хочет. Уверенные в себе родители не вступают с ребенком в бесконечные споры по поводу установленных ими границ. Если позволить, ребенок-нытик будет вечно спорить и, вероятно, по каждому пункту сможет переубедить родителей. Что делать? Изложите свое понимание проблемы, объясните, почему «нет», установите границы и прекратите разговор мягко, но решительно.

Не пытайтесь выяснить причину у ноющего ребёнка общими вопросами «Что тебе надо?» или «Что случилось?», спросите конкретнее «Ты голоден?», «Ты хочешь спать?» и так далее. Конкретные вопросы помогут понять ребёнку свои желания.

Задайте себе несколько важных вопросов, например, не сами ли вы создаёте проблему, поощряете ли вы правильное поведение или научили ли вы ребёнка разговаривать в подобающем тоне?

После решения этих вопросов, объясните ребёнку как именно нужно вести себя, каким тоном разговаривать, и как нужно просить, после того, как вы успешно объяснили ему эти понятия, перестаньте реагировать на его нытьё, сделайте вид, будто вы его не слышите, когда он начинает скулить, сохраняйте спокойствие и впоследствии, всё наладится.

Родители должны устанавливать столько правил, сколько необходимо, а затем придерживаться их решительно и без отступлений. Ложиться спать дети должны в одно и то же время; ребенок перед телевизором может смотреть только определенные телепередачи; друзей можно приглашать на обед только через определенное время. Эти семейные правила высечены на камне непреклонными диктаторами и обсуждению не подлежат.

Если ребенок ноет, что ему нечем заняться, разумнее не перечислять различные занятия, которые он в таком настроении будет с презрением и отвращением отвергать одно за одним. Вы можете переадресовать ответственность самому ребенку, не ввязываясь в бесплодные дискуссии, со словами: «У меня море работы, а затем я собираюсь заняться чем-то интересным». Иными словами: «Следуй моему примеру: найди себе занятие сам. Не надейся, что я буду развлекать тебя или спорить с тобой».

Ребенку-нытику следует позволять время от времени просить что-нибудь особенное. Нужно охотно давать то, о чем он просит, если вы ощущаете, что это необходимо и вы сами хотите это дать. Но научитесь предотвращать нытье и свое раздражение, уверенно и быстро устанавливая границы, прежде чем его требования станут нескончаемыми и раздражающими.

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 месяц: первые достижения

Так что, если ваш ребенок — нытик, что делать — решать только вам «по ходу пьесы.

Другие полезные советы смотрите здесь.

Чего делать нельзя

  • ругать ребенка, запрещать плакать. Ваша критика только снизит самооценку малыша;
  • поддаваться, когда слезы – способ манипулирования. Один раз, получив желаемое, ребенок будет всегда использовать для этого слезы. Учите ребенка выражать свои желания не плачем, а словами;
  • утверждать, что слезы – это женские привилегии. Такое утверждение повлияет на пренебрежительное отношение мальчика к девочкам;
  • акцентировать внимание на слезах;
  • сравнивать мальчика с другими детьми.

Остановить детский плач легко, если он вызван не истерикой. Спросите у ребенка, почему он плачет, но сделайте это деликатно, без приказного тона. Видя ваше спокойствие и участие, малыш тоже успокоится и отвлечется на рассказ о своих злоключениях.

Чего делать нельзя

Причины слез мальчиков и девочек не отличаются. Поэтому не нужно волноваться именно из-за того, что плачет мальчик. Важно не кто плачет, а почему. Если вы научите малыша справляться со своими чувствами, часто плакать он перестанет.

Если учиться лень…

Лень – это первый признак усталости. И не надо говорить, что первоклассники не устают.

Устают…

Из-за чрезмерной опеки родителей…

Из-за многообразия новых впечатлений…

Из-за эмоций и адаптации….

Да, много из-за чего.

Помочь в этом можно.

Самый простой путь – правильная мотивация. То есть не обращение к совести ребенка и рассказы страшилок «ты будешь работать дворником». А повышение уровня интереса к учебе.

Хорошо работает простейший трюк: попросить первоклассника рассказать родителям «забытый» ими материал. В этом случае ребенок не просто выучит тему, но и поймет ее.

Ребенок постоянно ноет: почему и что делать с нытьем?

Бывает, что Ваш ребёнок ноет и ноет, и Вы чувствуете, как все ваше спокойствие растворяется и Вы уже еле сдерживаетесь, чтобы не сказать «Да хватит орать! Когда ты замолчишь?» А может и не сдерживаетесь – и говорите, и кричите, и раздражаетесь! У каждой свой запас прочности!

Нытье ребёнка можно сравнить со скрежетом ногтями по стеклу (бр-р-р) или шелушением пенопласта. Ой!

Ребенок постоянно ноет: почему и что делать с нытьем?

Уже не помню где читала, что подобные звуки активируют в нас генетическую программу опасности, и раньше именно подобными звуками обезьяны предупреждали друг друга о приближении хищников.

И вот мы живем в квартирах, городах – а тело по-прежнему реагирует бессознательно!

Вопрос

Добрый день. Не знаю с чего начать, т.к. столкнулась с проблемой при воспитании второго ребенка.

Девочка 5 лет, достаточно эмоциональная: очень активная со сверстниками, которые ей подчиняются, при этом не любит, когда много детей, т.к. боится, что ее стукнут или толкнут, причинят боль. Не любит и не умеет проигрывать, все должно быть, как она хочет. Если что-то пошло не так, начинается истерика.

Теперь о главном. Дома плачет редко и умеренно, т.к. чаще всего идем на уступки, в детском саду просто катастрофа, со слов воспитательниц: говорят, снимайте ребенка и воспитывайте дома.

Ребенок плачет на всех занятиях: физкультура, музыка, чтение, математика, лепка и тд., все что идет в саду. При этом ее не успокоить.

Началось это месяца три назад с определенных занятий, где у нее не получалось. Сейчас перешло на все, даже на ранее любимые.

При разговоре дома свой плач объясняет доступно, например, не хватило мячика или поменяли пару в танцах, или пропустила страницу для занятия, и т.д.

Пытались поговорить и выразить все словами, но у нее не получается, т.к. сдержать слезы не может, а потом уже ничего не слышит и просто плачет. К какому специалисту обратиться и как помочь ребенку?