Что делать, если ребёнок не хочет учиться?

Эта проблема знакома большинству родителей гиперактивных детей — им сложно усидеть на месте, трудно сконцентрироваться. Чтобы сделать уроки, нужны титанические усилия. Как же помочь такому ребенку? Вот простой и парадоксальный метод, который предлагает психолог Екатерина Мурашова в книге «Все мы родом из детства».

Почему ребенок не хочет учиться: ищите причины

Дети по природе своей страшно любознательны и падки на усвоение новой, интересной информации. Ключевое слово здесь «интересной», и именно этот момент совершенно игнорируется в нашей системе образования. Захватывающими уроки делают старания учителей, горящих своей профессией, а стандартная программа рассчитана на активное поглощение сознательными учениками знаний.

На практике детская сознательность не всегда оправдывает ожидания, что плачевно отражается на успеваемости. Причины, почему дети не хотят учиться в школе, отличаются в зависимости от возраста, но основными из них являются следующие факторы:

  • Неправильный уклон образования. Выявить типичного гуманитария или математика в 6 лет не просто, и родители отдают ребенка в школу с направленностью по своему усмотрению. С легкостью щелкая примеры и задачи, ребенок откровенно мается на 10 часах в неделю разных языков. На первых порах падает успеваемость по конкретным предметам, но со временем теряется интерес к учебе в целом.
  • Сложные отношения с педагогом. Учителя – тоже люди, склонные к формированию симпатий и антипатий, не всегда обоснованных. Необъективность в оценивании нелюбимых учеников встречается повсеместно, и самостоятельно изменить отношение педагога к себе ребенок не в силах. Это полностью убивает мотивацию и старания на этих уроках, зачастую провоцируя бунт против учебы в целом.
  • Высокая нагрузка. В стремлении дать чаду мощный старт в жизни, родители стараются объять необъятное, и определяют его на максимальное количество дополнительных занятий. Языковая школа, что-то с физмат уклоном и парочка спортивных секций делают свое дело, полностью выбивая ребенка из сил, в результате единственным желанием становится отдых.
  • Взаимоотношения с одноклассниками. Традиционным возрастом распределения социальных ролей в коллективе считается средняя школа, но на деле даже младшеклассник рискует стать изгоем, который подвергается ежедневным насмешкам. В таком случае нет ничего удивительного, если ребенок не хочет учиться в школе, ведь каждый поход туда – это серьезный стресс.
  • Режимные ограничения. За время каникул режим дня зачастую успевает кардинально перестроиться. Родители жалеют своего ученика, давая ему высыпаться до обеда, и необходимость ранних подъемов вызывает настоящий утренний бунт. По тем же причинам никогда не ходивший в садик ребенок в первом классе не хочет учиться, ведь для него просыпание в 7 часов утра совершенно непривычно.
  • Потеря мотивации. Бум отказа от учебы приходится на 6-8 классы, когда ребенок выходит из-под тотального родительского контроля, и уже не так остро нуждается в одобрении взрослых. Подростки отказываются учиться, апеллируя к тому, что эти знания не имеют практического приложения, и в жизни не пригодятся. Как правило, такой бунт самостоятельно проходит уже к 10-11 классу, когда ребенок осознает, что оценки – это не просто цифры, это еще и ЕГЭ, и хороший ВУЗ, и прибыльная профессия на всю жизнь.
  • Гиперактивность. Кипящий энергией карапуз, после начала школьного обучения вынужден обуздать свою активность, и смиренно сидеть на одном месте целый урок. Если ребенок еще и умненький, то схватив все на лету, он начинает откровенно скучать и шалить в оставшееся время. Такая проблема – частая причина того, что ребенок в 1 классе не хочет учиться, но по мере возрастания нагрузки к 3-4 классу, энергия направляется в мирное русло.
  • Стрессовые ситуации. В состоянии стресса способность к усвоению материала резко падает, и ребенок может просидеть над учебником несколько часов, так и не поняв ни фразы. Психологи отмечают, что сильное негативное влияние на психику детей оказывают напряженные отношения в семье, развод родителей, смерть близких или знакомых, переезд или смена места обучения.
  • Поблажливость учителей. На особое положение попадают призеры олимпиад, спортивных соревнований и прочие дети, часто пропускающие занятия из-за подготовки и выездных мероприятий. Также снисходительно педагоги иногда относятся к часто болеющим или детям своих коллег. Ребенок, привыкший получать завышенные оценки, перестает прикладывать усилия к обучению, так как не чувствует в этом необходимости.

Как видите, причин, почему современные дети не хотят учиться, достаточно. Идеальная ситуация для решения проблемы – устранить провоцирующий фактор или максимально нивелировать его влияние. Но если наклонности ребенка или избыточную нагрузку выявить несложно, то разобраться в хитросплетениях отношений со сверстниками или учителями не всегда возможно, и тогда родителям остается просто помогать школьнику всеми возможными способами.

Ребенок не хочет учиться

Именно с этой проблемой ко мне приходит почти четверть клиентов. Ребенок уже в младших классах не хочет учиться. Не усадить за уроки. Ему вечно ничего не задано. Если все-таки усаживается, постоянно отвлекается и все делает тяп-ляп. На домашнее задание ребенок тратит страшно много времени и не успевает погулять и заняться еще чем-нибудь полезным и интересным.

Читайте также:  Особенности воспитания младших школьников

Вот схема, которую я использую в этих случаях.

1. Ищу в медицинской карточке, есть или была ли какая-нибудь неврология. Буквы ПЭП (пренатальная энцефалопатия) или еще что-нибудь в этом роде.

2. Выясняю у родителей, что у нас с честолюбием. Отдельно — у ребенка: переживает он хоть немного за ошибки и двойки, или ему совершенно все равно. Отдельно — у родителей: сколько раз в неделю они рассказывают ребенку, что учеба — это его работа, кем и как он должен стать благодаря ответственному выполнению домашнего задания.

3. Подробно расспрашиваю, кто и как отвечает за это выполнение. Хотите верьте, хотите нет, но в тех семьях, где все пущено на самотек, проблем с уроками, как правило, и нет. Хотя, конечно, есть другие.

4. Объясняю родителям, что именно им (и учителям) нужно, чтобы младшеклассник готовил уроки. Ему самому это не нужно. Вообще. Он бы поиграл лучше.

Взрослая мотивация «Я должен сейчас сделать неинтересное это, чтобы потом, несколько лет спустя…» появляется у детей не раньше 15 лет.

Детская мотивация «Хочу быть хорошим, чтобы мама / Марья Петровна похвалила» обычно исчерпывает себя к 9–10 годам. Иногда, если ее очень эксплуатируют, — раньше.

Как решить проблему?

Проблема: отсутствие интереса к школьным предметам.

Эту проблему можно попробовать решить самому. Но вам необходимо очень хорошо ориентироваться в предмете, знать интересные факты, понятно и доходчиво отвечать на любые вопросы. Конечно, это очень хороший способ, но очень сложный и энергозатратный.

Не все родители смогут найти время для подготовки к таким занятиям с ребёнком. Поэтому эту проблему проще решить с помощью специалистов. Преподаватели Юниум знают, как привить интерес ребёнка к любому предмету, а приятная атмосфера в группе подталкивает любого ребенка к большим свершениям. Почему дети любят учиться в Юниум? Читайте в этой статье.

Проблема: освоение конкретного школьного предмета.

К сожалению, у родителей не всегда хватает знаний, чтобы объяснить необходимый предмет, поэтому на помощь приходят индивидуальные репетиторы или групповые занятия. Это может быть как подготовка к ОГЭ/ЕГЭ, так и просто освоение предмета для повышения школьных отметок и уровня знаний.

Проблема: сложные отношения с одним из учителей.

Дети, которые ходят ко мне на занятия, часто рассказывают про то, как их не любят школьные учителя (по их словам, просто так). Потом следуют истории о том, как ребёнок не любит учителя и предмет, который тот преподает. Стоит объяснить ребёнку его важность и значимость – это работа над самооценкой. Таким образом ребёнок не будет бояться субъективного осуждения. Но что делать, если учитель придирается и занижает оценки? Здесь поможет только спокойный разговор с учителем и выяснение всей ситуации в целом.

Проблема: потеря мотивации.

Самый простой и действенный способ мотивации ребёнка – это система поощрений. Вы ставите цель и помогаете ребёнку двигаться к ней. За промежуточные успехи ребёнка можно поощрять тем, что он любит: сладости, больше свободного времени, поход в кино. Соответственно, если промежуточные цели не выполняются, то ребёнок не получает ничего из списка поощрений, который вы составили вместе.

Как помочь ребенку привыкнуть к школе?

Первый раз в школу дети шагают с энтузиазмом. Новая форма, красивая канцелярия, праздничное настроение очень способствуют детской заинтересованности. Но уже через месяц школьной жизни запал куда-то исчезает. Звучат вопросы: «И что, так теперь одиннадцать лет?!».

Чтобы помочь детям адаптироваться, родители могут:

— соблюдать режим до школы;

Особенно это касается детей, не посещавших сад. Если всю жизнь никакого режима не было, то внезапно начать просыпаться по будильнику – это стресс. Переходить на новое расписание лучше за 1-3 месяца до начала обучения.

Как помочь ребенку привыкнуть к школе?

— читать книги про школу;

Детская литература поможет понять, как все устроено: уроки, перемены, столовая и т.д.

— обсудить важные вопросы;

Как отпроситься в туалет при всем классе? Что делать, если не отпустили? Как поступить, если обидели? К кому идти, если что-то болит? Испачкал/порвал одежду в школе – как справиться? Обо всем этом надо поговорить заранее.

— рассказывать о своем обучении;

Не нужно врать про медаль, если ее не случилось. Покажите ребенку свою школу, поделитесь приятными воспоминаниями: о первой пятерке, любимой учительнице или выступлении в самодеятельности.

— купить удобную форму и красивые тетради;

Новая одежда должна нравиться ребенку. А выбор тетрадей – и вовсе превратиться в любый ритуал на ближайшие десять лет. Если есть возможность, не экономьте на этом.

Как помочь ребенку привыкнуть к школе?

— не грузить кружками.

Первые 2-3 месяца дополнительные занятия вообще не нужны. В дальнейшем все активности – по желанию ребенка. Но обязательно должно быть свободное время, когда можно играть или не делать вообще ничего.

Нет, ребенок не «превращается в лентяя» и не «теряет драгоценное время». В эти периоды он думает, учится слушать себя и находить себе дело самостоятельно. И отдыхает, конечно же.

Читайте также:  Пять мифов о TikTok: что должны знать родители об этой соцсети

Ещё документы из категории педагогика:

Тема доклада «Проектная деятельность в начальной школе» Конспект родительского собрания «Адаптация первоклассника в школе» 1 класс Конспект родительского собрания «Значение общения в развитии личностных качеств ребёнка» Конкурс «Читающая семья» Конспект родительского собрания «Первый раз в первый класс» 1 класс Взаимодействие семьи и классного руководителя в формировании познавательного интереса у младших школьников Как научить ребенка правильно держать ручку 24706247052470424703247022470124700

X Код для использования на сайте: Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ

Что делать родителям?

Ответ здесь напрашивается сам собой: помогать своему ребенку. Другой вопрос – как именно. Здесь есть немало «подводных камней», о которых родителям следует знать.

  1. Ни в коем случае не надо выполнять домашние задания за ребенка. Он их должен делать сам.
  2. Помогать ему нужно лишь в тех случаях, когда действительно не в состоянии справиться самостоятельно (например, слишком трудная тема, и он ее не до конца усвоил).
Что делать родителям?
  1. Необходимо приучать своего школьника доводить начатое дело до конца. Пока он не выполнил один урок, не следует позволять ему браться за другой.
  2. Похвала – замечательное средство стимулировать ученика на выполнение домашних заданий. Не следует скупиться на доброе слово. Даже если ребенок выполнил задание не в полной мере или неряшливо, он все равно старался, а, значит, заслуживает похвалы. Вместе со словом «молодец» или «умничка» необходимо как можно чаще говорить «я верю, у тебя все получится», «ты обязательно решишь эту задачку», «ты можешь писать без ошибок» и т. д. Похвала ободряет ребенка и делает его увереннее в собственных глазах.
  3. Не надо каждый раз усаживать ребенка за письменный стол и назойливо спрашивать: «А ты уже сделал уроки или еще нет?» Пускай ребенок делает это самостоятельно, у него должно вырабатываться чувство ответственности за дело, которым он занимается.
  4. Необходимо быть терпеливыми и не подгонять ребенка, если он, по мнению родителей, слишком засиделся за уроками. И уж тем более, не надо на него за это кричать. Такие родительские действия будут нервировать ученика, и, скорее всего, он наделает кучу ошибок в тетрадке. А в следующий раз, опасаясь родительского понукания, и вовсе будет стараться выполнить задание «абы как» – лишь бы на него не кричали.
  5. Ненавязчивые родительские советы и подсказки в ходе выполнения домашнего задания очень важны для ребенка. Он всегда будет знать, что в случае каких-то трудностей и «непоняток» всегда сможет рассчитывать на родительскую помощь. Это его вдохновит и придаст уверенности в собственных силах.

  1. Необходимо развивать интерес ребенка к учебе. Причем, не для того, чтобы обязательно сделать из него отличника. Подгонять свое дитя под общепринятые стандарты ради самих стандартов – не слишком удачная мысль. Гораздо лучше вместе с ребенком определить конкретную цель учебы. Например, совместно решить, что в будущем сын или дочь станут юристом. И – налегать на предметы, которые помогут ему достичь этой цели (не забывая, конечно, и о других предметах – для общего развития).
  2. Никогда не следует в присутствии ребенка говорить плохо об учителях. Приняв родительское мнение за истину, ученик просто перестанет уважать учителя, а, значит, потеряет интерес к предмету, который учитель преподает. И как выполнять домашнее задание, не зная предмета?
  3. Не надо сравнивать своего ребенка с другими детьми – тем более, не в пользу ребенка. Это обязательно скажется на его самооценке. То есть, он начнет искренне считать себя неумехой и бестолочью, и, таким образом, у него пропадет весь интерес к учебе.
  4. Очень опасно (да и глупо) пытаться сделать ребенка продолжением самих себя. Дескать, «у меня не получилось стать зубным врачом, так пускай мой сын обязательно им станет». Следует всегда помнить, что ребенок – это не родительское продолжение, а самостоятельная личность. Может, он хочет стать вовсе не зубным врачом, а, допустим, владельцем автомастерской. Ну и на здоровье! Лишь бы он учился!
Что делать родителям?

Как помочь ребенку делать домашние задания, дополнительно расскажет это видео.

Ребенок не хочет учиться — что делать, советы психолога для родителей

Дети 6-7 лет с радостью ожидают начала школы. Но через короткое время ребенок не хочет учиться. Во многом это связано с тремя проблемами, которые необходимо выявить и исправить перед поступлением в 1-й класс. Прежде всего, это умственная и физическая бездеятельность в школе вызванная ранним поступлением в образовательное учреждение.

Многие родители приводят детей в первый класс раньше семи лет не принимая во внимание готовность сына или дочери спокойно сидеть во время урока, чтобы усвоить большое количество учебного материала для удовлетворения требований.

Правильным решением проблемы будет консультация с психологом перед поступлением в школу. Специалист определит готов ли ребенок к новой жизни или лучше продолжить посещение детского сада.

Вторая причина — это слабая подготовка дошкольника. Требования к первоклассникам несколько завышены, а успешность зависит от разработанной учебной программы и способности усваивать информацию.

Читайте также:  Как ребенка в 3 года научить читать: простые и эффективные методы

Если ребенок не знаком с основными правилами поведения, не держал в руках карандаш до знакомства с учителем, ему как школьнику будет сложно успевать за своими сверстниками. Неуспеваемость ведет к отсутствию желания учиться. В этой ситуации помогают дополнительные занятия с детским психологом, репетитором или классным руководителем.

Однако, подобное явление легче предотвратить. Поможет здесь активное знакомство с окружающим миром с четырехлетнего возраста, умение ставить и добиваться целей, самостоятельно регулировать поведение. Только терпение, настойчивость родителей содействуют перечисленным качествам.

Еще один фактор препятствующий желанию учиться, это невозможность подстроиться под ожидания близких. Например, родители немного неправильно истолковали способности ребенка отдав его в школу, где на первом месте изучение иностранных языков или математики.

В результате, у ребенка возникает конфликт между естественным любопытством и обязанностью, что приводит к хронической усталости, отказу от образовательной деятельности. Независимость личности, уважение мнения, интересов и главное, возрастных особенностей ребенка — основа решения данной ситуации.

Также существует такой подвид проблемы, как требование отличных оценок по всем предметам. Как правило, даже самый трудолюбивый школьник где — то упускает школьную информацию, позволяя себе иногда получать тройку или четыре, что конечно, является нормой.

Другая ситуация, чрезмерная забота и строгий контроль, приводящие к неспособности принимать самостоятельные решения и нежеланию что-либо делать без наставления взрослого.

Ребенок становится пассивным не только в образовании, но и в других сферах жизни, а в некоторых случаях дети даже проявляют агрессивность по отношению к школьной работе и при общении с другими детьми.

Скорость решения проблемы зависит от способности родителей «отпустить» заботу или контроль, перевести их на второй план, а на первом, оставить поддержку, понимание.

Отсутствие интереса является общей причиной, вызванной двумя факторами — отсутствие внимания со стороны родителей и более высокий уровень нагрузки, чем у большинства одноклассников.

Недостаток внимания приводит к тому, что ребенок плохо выполняет домашние задания, родители не справедливо ругают школьника не замечая своей вины. Между тем, ученик подсознательно выбирает плохую успеваемость, чтобы получить пусть не качественное, но все же внимание со стороны родных людей.

Если говорить о нагрузке вне стен средней школы, то здесь следует наблюдать. Уменьшение дополнительных кружков с одновременным улучшением успеваемости говорит о том, что школьник явно был перегружен. Об этом могут говорить и частые простуды, выступающие как защитная реакция организма.

Выступает как помеха успешному обучению и нарушение здоровья, особенно, гиперактивность. Активные, беспокойные дети с трудом выдерживают тридцать минут урока, внимательно слушая учителей.

Это приводит к проблемам с поведением, достижением хороших результатов, построению отношений. На вопрос, что делать, если активный ребенок не хочет учиться и ходить в школу, психологи дают правильный совет — такие дети должны тратить энергию в спортивных секциях и клубах.

Как заинтересовать ребёнка учёбой?

Если ребёнок не хочет учиться, надо знать, как ему помочь. Чтобы малыш с удовольствием ходил в школу и делал домашнее задание, нужно его мотивировать. Сделать это можно несколькими способами:

  • Когда вы всей семьёй чем-то заняты, то следует больше времени уделять познавательной деятельности. Гуляя по парку, расскажите ребёнку о деревьях и животных, которые там обитают. Собираясь смотреть фильм, выберите документальное кино об истории страны или морских обитателях. Устраивая семейные чтения, возьмите не приключенческий роман, а энциклопедию о звёздах. Задавайте малышу вопросы об устройстве окружающего мира и сами рассказывайте интересную информацию.
  • Занимайтесь культурным просвещением. Ходите в музеи, театры, галереи, на выставки. Кроме интеллектуального развития, такие походы формируют у детей художественный вкус и эстетическое восприятие. Чтобы ребёнок лучше усвоил новый материал, играйте с ним в экскурсовода, обучайте новому в игровой форме.
  • Если ваш школьник получил хорошую оценку, обязательно похвалите его. Особенно, если это впервые. Не бойтесь переусердствовать. Малыш должен понять, что усилия всегда вознаграждаются. Порадуйтесь вместе с ним. Устройте ему приятный сюрприз в честь пятёрки.

ПОЧЕМУ ОНИ ВСЕ-ТАКИ УЧАТСЯ?

1. Учиться все-таки безумно интересно! Даже если бы не было школ, мы все равно учились бы. Школа дает возможность систематических и разносторонних знаний.

2. Так принято — ходить в школу, делать уроки. Для многих, особенно для девочек, это разновидность социальной игры, в которой много участников, есть где развернуться!

3. Они учатся, чтобы нас не расстраивать. Если родители выражают свой восторг или разочарование, ребенок, опять-таки особенно если это девочка, может стараться еще и для того, чтобы порадовать семью, вызвать одобрение. Это дополнительный мотив обучения, который, однако, не стоит эксплуатировать.

4. Они чувствуют доверие взрослых. Ведь теперь они не «малышня», а школьники с портфелями и заданиями. Школа — это институт взросления. Дети хотели бы обладать возможностями взрослых людей, чтобы наконец исполнить свои детские желания!