Дети от 1 до 3 лет. Что нужно знать родителям.

Настал долгожданный день и мы наконец-то приехали с крохой из роддома домой. И вот на смену больничному спокойствию, где казалось все таким понятным, на меня накатила волна переживаний. Когда и как часто укладывать его спать? Как совместить сон и кормления с первых дней? Должен ли быть режим у ребенка или не стоит организовывать четкий график?

Что такое задержка развития и виды

Задержкой в развитии называют нарушение нормальной скорости развития того или иного физического или психического аспекта у детей разного возраста. Выделяют следующие виды задержек в развитии ребенка:

  • ЗРР – задержка речевого развития;
  • ЗПРР – психоречевого;
  • ЗПР – психического;
  • ЗМР – моторного;
  • ЗПМР – психомоторного.

В большинстве случаев задержки развития поддаются коррекции. Но эффективность принятых мер во многом зависит не только от качества выполнения врачебных рекомендаций, но и от того, насколько рано родители обратились за помощью.

Ребенок разочаровывается в родителях

Глеб Данилов, «АиФ»-НП»: Екатерина, когда наступает подростковый возраст с точки зрения науки?

Екатерина Козлова: В разных странах и в разные эпохи было различное отношение к этому периоду. И в нашей стране было время, когда девочки в 12-13 лет выходили замуж и рожали детей. Да и сейчас много концепций и подходов к пониманию начала и окончания подросткового возраста, самый большой диапазон — от 11 лет до 19-20.

Ребенок разочаровывается в родителях

По распространенному мнению, предподростковый возраст начинается с формированием вторичных половых признаков, приблизительно в 11 лет. А сам подростковый период — в 13-15 лет, с появлением месячных у девочек и эякуляции у мальчиков.

— Почему становится тяжело общаться с подростками? Чем обусловлен кризис?

— Подростковый период достаточно длительный, и на каждом году в этом периоде происходят свои процессы. Кризис наблюдается только на одном из этапов. Сначала дети предпочитают общаться только с детьми своего пола, мальчики задирают девочек, проявляют к ним агрессию. Может наблюдаться неопрятность, несобранность. Отношения с родителями спокойные. В возрасте около 12 лет в отношениях с родителями наблюдается стремление протестовать, перепады настроения. В общении со сверстниками пока преобладает интерес к своему полу, появляются собственные компании.

Лайк важнее. Психологи о том, как общаться с детьми поколения 2000-х Подробнее

В 13-15 лет происходят сильные изменения как в организме, так и в психике подростка. Это и есть время так называемого кризиса. Меняются авторитеты для подростка, теперь это не родители, а сверстники. Нужно это понимать и не бороться с неизбежным. Протекание этого этапа зависит от семьи, от отношений с родителями — как они относятся к нему и к тому, что с ним происходит. Когда ребенок был маленьким, он идеализировал маму с папой. Для того, чтобы у подростка появились собственные убеждения, ему приходится отказываться от убеждений его родителей, происходит своеобразное разочарование в них. Теперь он понимает, что мама и папа не всесильны, имеют слабости и т. п. Также в этом возрасте идет активная борьба с собственными влечениями, усиливается сексуальное напряжение, и все борются с ним по-разному. Кто-то прибегает к интеллектуализации, у таких усиливается мыслительная активность, кто-то ищет острых ощущений, кто-то стремится изменить мир, уходя в группировки, секты и т. д. Подросток действительно имеет больше свободы и ответственности, чем малыш, но не все готовы к таким переменам, особенно, если до этого его чрезмерно контролировали или не давали самостоятельности. Часто в это время дети чувствуют себя одинокими, они не могут и не хотят получить внимание и заботу от родителей как раньше.

Ребенок разочаровывается в родителях

Может наблюдаться протест и желание отличаться от других людей, борьба за свою свободу, часто это выражается во внешнем облике подростка.

Читайте также:  Как правильно лечить насморк у ребенка?

После 16 лет юноши и девушки стремятся отстаивать свои права и желания. Отношения с родителями могут быть не такими напряженными. Подросток готовится к новому этапу «отделения» от них, к поиску собственной пары. «Крайности не нужны». Сотрудник телефона доверия — о проблемах подростков Подробнее

Желание делать все по-своему

В этом возрасте дети склонны не только к капризам и экспериментам, они также любят настаивать, чтобы все происходило только так, как этого хотят они. Такое поведение является признаком того, что ребенок растет и обретает уверенность в собственных силах и возможностях. Уважайте выбор и интересы малыша и постарайтесь уступать ему в мелочах. Пусть он сам решает, какое варенье намазать на хлеб или какую футболку надеть. Однако дайте ему четко понять, что некоторые вещи, например, которые касаются безопасности его жизни и здоровья, обсуждению не подлежат.

Особенности психического развития девятимесячного ребенка

В 9 месяцев ребенок продолжает изучать новую территорию и окружающий мир: перебирает различные емкости (коробки, баночки), исследует косметички, сумочки. Внимание малыша все больше сосредотачивается на изучении частей тела и действий взрослых. К примеру, он может внимательно наблюдать за тем, как мама складывает предметы в сумку, готовит, убирает и т.д.

Наблюдая за взрослыми ребенок начинает повторять их действия. Он может надевать шапку на голову, пить из чашки, прикладывать мобильный телефон к уху, умываться и выполнять прочие несложные задачи.

Развитие в психической сфере

К 1 году ребенок начинает больше бодрствовать. Он может некоторое время проводить за интересной игрой. У него формируется доверие к окружающим. Если опыт общения со взрослыми у малыша позитивный, он будет ощущать себя в безопасности.

Здоровый ребенок к 12 месяцам продолжает познавательное и сенсорное развитие. Он узнает формы, цвета и свойства предметов.

Этот возраст является первым психологическим кризисом. Карапуз начинает осознавать себя отдельным человеком, открывает собственное «я». При кризисе случаются следующие нарушения:

  • угрюмость;
  • плаксивость;
  • капризность;
  • плохой сон;
  • отсутствие аппетита.
Развитие в психической сфере

Отдельно стоит сказать о психомоторном развитии. К 1 году ребенок должен уметь:

  • катать и бросать мяч;
  • складывать вещи в емкость;
  • строить башню хотя бы из 2-х кубиков;
  • делать пирамиды из 2-3 колец;
  • выдвигать ящики;
  • показывать на картинках животных;
  • мыть руки и вытирать их полотенцем;
  • откусывать и жевать пищу;
  • закрывать и открывать дверцы;
  • черпать воду;
  • катать коляску, возить игрушечную машинку.

Некоторые дети в этом возрасте сами пользуются ложкой, пьют из чашки, снимают и надевают шапку, штаны, осваивают горшок. Годовалые малыши часто танцуют под музыку, пытаются подпевать песенкам. Они любят рассматривать себе в зеркале и крутиться перед ним.

Малыш способен копировать взрослых: расчесываться, разговаривать по телефону, варить суп и т. д. Ребенок по-прежнему тянет игрушки в рот, чтобы погрызть их и попробовать на вкус.

Массаж и гимнастика полугодовалых детей

Детский массажный комплекс – это особый вид воздействия, который применяется не только для борьбы с различными нарушениями здоровья, но также способствует правильному и гармоничному росту малыша.

Проводить массаж и гимнастические занятия с ребенком грудного возраста следует систематически. Полезные свойства для шестимесячных малышей: – улучшение питания и роста всех органов и систем; – коррекция возникающих нарушений на ранних этапах; – улучшение состояния кожных покровов (повышение упругости и эластичности); – положительное влияние на кору головного мозга и нервные окончания; – тонизирование и укрепление мышц; – улучшение координации движений; – стимуляция ползания по-пластунски; – совершенствование мелкой моторики; – стимуляция положительных эмоций. В некоторых случаях массажный комплекс с ребенком должен делать исключительно специалист ЛФК. Поэтому предварительно лучше показать малыша врачу. Во-первых, он подробно расскажет и покажет, как правильно заниматься. Во-вторых, оценит состояние младенца шести месяцев и точно скажет, могут ли родители самостоятельно выполнять с ребенком необходимые для его возраста упражнения.

Противопоказания к массажному комплексу и упражнениям

Несмотря на то, что массажный комплекс с упражнениями является хорошим методом стимуляции гармоничного развития малыша, есть ситуации, при которых проводить его не рекомендуется. Основные противопоказания для занятий с ребенком: – лихорадка; – тяжелые формы гипотрофии; – воспалительные процессы кожи, мышц, костей, суставов и связок, лимфоузлов; – повышенная ломкость или болезненность костей; – рахит в период разгара; – туберкулез; – любые виды артритов; – врожденные пороки сердца с нарушением кровообращения; – геморрагический диатез; – острый нефрит; – пупочные, бедренные, паховые грыжи. Проведение массажных мероприятий с ребенком при наличии перечисленных проблем может усугубить его состояние.

Кормление новорожденного

Считается, что кормление по требованию — лучший вариант организации рациона питания новорожденного.

В первые дни прикладывайте кроху к груди как можно чаще. Это стимулирует выработку молока. Кормим от 15 до 90 минут. Длительное кормление позволяет новорожденному ребенку не только удовлетворить голод, но и пережить стресс после родов и привыкнуть к новому миру. После младенец, скорее всего, уснет. Ночные кормления не менее важны как для организма ребенка, так и для мамы. Они будут в основном происходить каждые 3-4 часа.

Чтобы наладить лактацию,старайтесь также кормить в предутренние часы ночного сна.

Если малыш на грудном вскармливании кушает хорошо и набирает вес, он не нуждается в дополнительной пище и жидкости до 4-6 месяцев.

Прогулки

Важная составляющая режима дня новорожденного в этом месяце. Прогулки на улице помогают настроить биологические часы ребенка и улучшают его сон. Со здоровым и доношенным малышом можно гулять, начиная с 10 дня жизни. Время прогулок на свежем воздухе увеличивайте постепенно до исполнения ребенком 1 года, начиная с 10 минут зимой и 20 минут летом.

Как видно, в первый месяц режим ребенка сводится к установлению определенной последовательности действий: сон-бодрствование-кормление-игры/прогулка и пока нет четкого режима по часам.

Поделитесь, удалось ли вам организовать сон и кормления в первые недели жизни малыша? С чем возникли трудности?

Понравиласть статья? Оцените: Голосов: 37

Дети от до лет. Развитие речи.

Дети в этом возрасте понимают намного больше, чем могут сказать. Они любят слушать, как беседуют взрослые. Но иногда им может быть трудно выразить, что они хотят сказать. В итоге они все еще часто прибегают к помощи жестов.

Между 18 и 24 месяцами дети начинают говорить больше. Они используют простые слова, но с ними уже можно побеседовать. И это так приятно!

Между 2 и 3 годами активный словарь лавинообразно растет. Дети начинают использовать фразы. Хотя, первые фразы могут состоять всего из одного слова. Например, «парк» — может означать «Пойдем сегодня гулять в парк?».

Если Вы хотите узнать больше о речи ребенка от 1 года до 3 (4) лет, приглашаю Вас на бесплатный видео-тренинг «Как самостоятельно проверить речь ребенка за 5 дней».

  • Поделиться
  • по электронной почте
  • Facebook
  • Twitter
  • Google

Воспитание ребёнка в 1-года

И, наконец, о позитивном. Ниже приведены рекомендации относительно того, как правильно воспитывать ребёнка в 1-2 года.

  1. Проявляйте как можно больше внимания. В этом возрасте малыш в нём точно нуждается. Он хочет делиться с вами своими эмоциями, показывать, чему он научился, получать ваше одобрение, вместе радоваться, много общаться, играть и т. д. Никакие гаджеты, мультфильмы и суперигрушки не могут вас заменить. Ребёнку необходимо именно ваше присутствие и внимание. Подарите ему себя, ведь этот период очень ценен для вас обоих.
  2. Стимулируйте малыша к научению основным навыкам самообслуживания: ходить на горшок, мыть руки, кушать и одеваться самостоятельно. Важно, чтобы к началу посещения садика он умел всё это делать.
  3. Стимулируйте развитие речи. Проводите специальные занятия, разговаривайте с малышом эмоционально, используйте разные интонации, чётко проговаривайте слова, которым учите его. Больше общайтесь с ребёнком, комментируйте всё вокруг: когда гуляете, показываете книгу или журнал, смотрите мультфильм или просто играете.
  4. Помогайте малышу научиться самостоятельно засыпать. Способствуют этому некие ритуалы: спеть песенку, прочитать сказку, рассказать какую-то историю, «уложить спать» игрушки и т. д. Важно добиться того, чтобы ребёнок засыпал без вашей груди, без укачиваний и находился в своей кроватке.
  5. Стимулируйте развитие самостоятельности. Правильная позиция взрослых при этом – наблюдать, направлять, помогать, поддерживать, придавать уверенности (если действия ребёнка не опасны для его здоровья и не противоречат воспитанию). Но обязательно будьте рядом, ваш контроль здесь всё же необходим.
  6. Давать мини-задачи, которые понятны для малыша: «Принеси, пожалуйста…», «Давай собирать игрушки», «Сложи карандаши в коробку», «Надень…» Старайтесь при этом приобщать его к порядку и аккуратности. Хвалите за качественно выполненные задания.
  7. Чередуйте спокойные занятия с подвижными играми. Почаще переключайте внимание ребёнка с одной деятельности на другую. Не забывайте о зарядке и физических упражнениях. Малышу нужно много двигаться.
  8. Поощряйте проявление чувств. Так вы поможете малышу справляться с нахлынувшими эмоциями, научите его лучше понимать себя и других людей. Описывайте словами его поведение, например: «Ты сердишься» или «Ты так задорно смеёшься!»
  9. Не кричите и не применяйте физические наказания. Проявляйте терпение. Лучше 10 раз спокойно объяснить, что «это нельзя», чем один раз накричать. Следите за своими словами. Малыш всё чувствует, его легко обидеть.
  10. Способствуйте взаимодействию своего чада с другими детьми. Наблюдайте за тем, как он ведёт себя в присутствии сверстников. Объясняйте, как следует общаться с товарищами, что нужно помогать и дружить. Приводите примеры из книг, мультфильмов.
  11. Больше бывайте в людных местах, в гостях, способствуйте тому, чтобы ребёнок привыкал к окружающим, не боялся ваших родственников и знакомых. Постепенно нужно готовить его к посещению детского сада.
  12. Вы и ваше поведение – это пример для ребёнка. Ваши действия должны соответствовать словам. В таком случае воспитание будет понятным и эффективным. Малыш считывает ваши эмоции, заражается вашим настроением и часто копирует действия. Старайтесь не быть противоречивыми. Демонстрируйте оптимизм, уверенность, доброту и отзывчивость.

Всё в наших руках. Чем более зрелые методы воспитания мы выбираем, тем более зрелой становится личность ребёнка.

9-й месяц: 33-недели

9-й месяц – это, как правило, время появления ребенка на свет, рождение после 36 недели, считается физиологичным и естественным, ребенок полностью готов к появлению на свет.

Легкие сформированы полностью, все пространство альвеол покрыто сурфактантом.

Существенно выросший слой подкожно жировой клетчатки уже способен регулировать теплообменноворожденного и не даст ему мерзнуть. Кожа распрямляется, приобретает приятный розовый цвет, исчезают пушковые волосы с тела, остаются только на голове, где становятся гуще и длиннее, ногти отрастают настолько, что начинают выступать за кончики пальцев.

Продолжает развиваться печень и поджелудочная железа, но их развитие будет продолжаться еще несколько лет после рождения.

Активность ребенка сейчас минимальна, так как ему очень тесно в матке, ведь его вес за этот месяц вырастает вдвое – с 1,5 кг до 3,0.

Все системы ребенка функционируют в норме, но по-прежнему идет процесс их совершенствования и улучшения.