Диагностика двигательных нарушений у детей

В ожидании младенца каждая женщина изучает информацию о первых днях в роддоме. Процесс родов и все время пребывания в стенах роддома хоть и страшат, но все же в этот период молодая мама будет под присмотром медперсонала. Сложности могут возникнуть после выписки, поэтому о том, как ухаживать за новорожденным младенцем, стоит узнать заранее.

Особенности КТ головного мозга ребенка

Нередко случается, что малыш болен, но его родители об этом даже не догадываются. Именно в младенческом и подростковом возрасте могут возникать незначительные отклонения, последствия которых ребенок будет ощущать впоследствии всю жизнь, поэтому нельзя игнорировать головокружения и головные боли. Своевременно выполненная КТ головного мозга ребенку позволит визуализировать все ткани и тщательно их изучить.

Просто так и «на всякий случай» проходить томографию ребенку нельзя, для этого должно быть назначение лечащего врача. Помимо всего прочего, перед началом процедуры необходимо уточнить у рентгенолога, оптимизированы ли настройки аппарата КТ для вашего малыша, учтены ли его вес, а также тип исследования.

ПЕРВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Чтобы ваш новорожденный малыш стал полноправным российским гражданином, его необходимо должным образом «оформить» – то есть вскоре после рождения зарегистрировать ребенка во всех положенных организациях и получить все необходимые документы: свидетельство о рождении, гражданство, регистрацию по месту жительства, полис ОМС.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ

Ребенка можно зарегистрировать в любом ЗАГСе города, но чаще всего оформление свидетельства о рождении ребенка происходит в отделе ЗАГС по месту жительства одного из родителей.

По закону подать заявление о рождении ребенка положено не позднее, чем через месяц со дня его рождения.

Для регистрации новорожденного необходимо предоставить следующие документы:

1. Документ, являющийся основанием для государственной регистрации рождения ребенка

  • Справка о рождении ребенка из родильного дома (она действительна в течение месяца);
  • Документ о рождении, который выдал частнопрактикующий врач при родах вне медицинской организации;
  • Если новорожденный появился на свет вне медицинской организации и без участия врачей – заявление человека, присутствовавшего во время рождения ребенка.

2. Паспорта матери и отца (если семья неполная – только матери). 3. Свидетельство о браке (если есть).

При оформлении свидетельства о рождении фамилия новорожденного записывается по фамилии его родителей, имя – по соглашению родителей. Если родители новорожденного состоят в браке, подать заявление о регистрации ребенка может любой из них, присутствие второго при оформлении свидетельства о рождении необязательно. Если брак родителей не зарегистрирован, при оформлении свидетельства о рождении необходимо физическое присутствие и отца, и матери новорожденного. Сведения об отце ребенка в данном случае вносятся на основании записи акта об установлении отцовства. Если отцовство не установлено, сведения об отце ребенка записываются в свидетельство о рождении со слов матери или, по ее желанию, не указываются вовсе. В этом случае новорожденный получает фамилию матери, отчество записывается с ее слов.

Вместе со свидетельством о рождении ребенка в ЗАГСе выдадут справку по форме №25 для оформления пособий на новорожденного ребенка, которая действительна в течение 6 месяцев. Справку из роддома при этом забирают.

Если невозможно предъявить в ЗАГС определенные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации рождения ребенка, регистрация производится на основании решения суда об установлении факта рождения ребенка.

РЕГИСТРАЦИЯ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

Следующий шаг – регистрация ребенка по месту жительства одного из родителей. Новорожденного ребенка можно зарегистрировать как по месту жительства матери, так и отца. При этом согласия всех остальных людей, прописанных в этой квартире или доме, на регистрацию ребенка не требуется. Для регистрации новорожденного нужно обратиться в паспортный стол по месту жительства. Там попросят следующие документы:

  • Заявление матери (отца) о регистрации ребенка по месту жительства матери (отца).
  • Выписки из лицевых счетов и домовых книг с места жительства отца и матери (ЕИРЦ, паспортный стол).
  • Справка от второго родителя о том, что ребенок не зарегистрирован с ним по месту жительства. (РЭУ, паспортный стол).
  • Свидетельство о рождении ребенка + ксерокопия.
  • Паспорта родителей + ксерокопии.
  • Свидетельство о браке (если он зарегистрирован).
  • Заявление от 2-го родителя, что он не возражает против регистрации ребенка.

Перед подачей в паспортный стол все документы, кроме паспортов и свидетельств о рождении и о браке, нужно заверить у начальника ЖЭКа. Оформление регистрации ребенка по месту жительства обычно занимает несколько дней. В итоге на свидетельстве о рождении появится небольшой штамп, подтверждающий место жительства новорожденного. Никаких перечислений и пошлин за регистрацию новорожденного платить не нужно – это делают бесплатно. После этого вы должны получить в ЖЭКе справку о прописке ребенка и о совместном его проживании с вами – это понадобится для получения пособия.

ПОЛИС ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ

  • Паспорт одного из родителей новорожденного, в котором есть отметка о регистрации по месту жительства (прописка).
  • Свидетельство о рождении ребенка.

На время оформления полиса вам выдадут временное свидетельство об оформлении полиса полиса ОМС, заменяющий полис до момента его получения. Полис ОМС будет готов в течение 30 дней.

Читайте также:  Психологическое развитие детей дошкольного возраста

СНИЛС

В пенсионном фонде по месту прописки или в МФЦ Вам необходимо получить СНИЛС. Не откладывайте это «на потом», он оформляется очень быстро, в дальнейшем он может понадобиться для оформления многих медицинских документов, в том числе льготных рецептов и направлений на обследование и лечение за пределы Архангельской области.

Основные события в развитии мозга новорожденного

У новорожденного ребенка — менее интенсивно, чем у плода — происходит рождение новых нервных клеток и их перемещение к местам своего назначения в глубинных структурах и коре головного мозга. За счет этого у новорожденных в мозге продолжает увеличиваться объем серого вещества. Наиболее интенсивно увеличиваются затылочная и теменная области коры, принимающие участие в обработке зрительной и тактильной информации. Очень активно формируются контакты между нервными клетками. Это необходимо для формирования сложных мозговых систем, способных к обработке различной информации. Некоторые нервные клетки и их контакты отмирают. Это – нормальный процесс, цель которого – избавиться от дефектных и неиспользуемых нервных элементов.

Длинные окончания нервных клеток (аксоны) активно покрываются специальным веществом – миелином, благодаря которому увеличивается скорость проведения нервного импульса по нерву. Миелин составляет основу белого вещества головного мозга. Первыми миелинизируются сенсорные пути (нервы, идущие от рецепторов глаза, уха, кожи и т.д. к мозгу), потом двигательные нервы. Глубинные структуры миелинизируются раньше, чем кора головного мозга. На уровне глубинных структур происходит первичная обработка всей информации, поступающей к человеку извне и изнутри, регулируются многие движения. Глубинные структуры принимают непосредственное участие в обеспечении мотивации, эмоций, уровня бодрствования и важных видов памяти.

На 2-4 неделе жизни размер мозга младенца составляет 36% от размера мозга взрослого.

Таблица. Основные показатели психомоторного развития в период от рождения до 1 месяца [2].

Возраст

Зрительно-ориентировочные реакции

Слуховые ориентировочные реакции

Эмоции и социальное поведение

Движение руки / Действия с предметами

Движения общие

Речь

10 дней

Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение)

Вздрагивает и мигает при резком звуке

 

Хватательный рефлекс

 

 

18-20 дней

Удерживает в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого)

Если плакал, то успокаивается (прекращает плакать) при резком звуке

Возможно появление первых признаков «комплекса оживления» — ответной улыбки, двигательного возбуждения в присутствии взрослого

 

 

 

1 месяц

Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете, на лице говорящего с ним взрослого. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета

Прислушивается к звуку, к голосу взрослого

Комплекс оживления в ответ на обращение взрослого

Захватывает одной рукой другую руку.

Производит беспорядочные движения конечностями, приведенными к телу. В вертикальном положении не удерживает голову. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову.

 

Издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним

Что должно насторожить родителей.

Особенность энцефалопатии заключается в необходимости максимально раннего начала стабилизации и устранения неврологических дефектов плода.

Формирующиеся синдромы можно остановить и исправить на протяжении беременности и во младенчестве, но требуется квалифицированная помощь невролога.

Особая ответственность возлагается на беспокойство должна одна из особенностей поведения или самочувствия ребенка:

  • нарушения сна;
  • гипертонус мышц;
  • плохая координация;
  • вялость рук;
  • не переворачивается;
  • ноги не участвуют в ползании;
  • не садится и не встает;
  • неправильное ползание;
  • повышенная возбудимость при разных раздражителях (часто плачет);
  • угнетенный вид в фазе бодрствования;
  • синдром отставания моторного развития (не берет в руку игрушку);
  • может подтягиваться только на правой руке;
  • срыгивание фонтаном после еды;
  • тремор – мелкое дрожание мышц;
  • масса тела медленно увеличивается;

Такие симптомы заставляют обратиться в клинику. Нельзя пренебрегать важными профилактическими мерами, даже если кажется, что ребенок здоров.

Что важно предпринять вовремя:

  • Тщательный осмотр неврологом в возрасте ребенка 4 недели.
  • Регулярный ежемесячный осмотр педиатром , а если понадобится — лечение заболевания.
  • Сделать тест нейросонографии — НСГ (устанавливает синдром двигательного нарушения).

Если уже установлено наличие ДЦП или эпилепсии, необходимо как можно быстрее начинать лечение для предотвращения дальнейшей патологии.

А если не зарастает?

Стоит ли переживать и обращаться к врачу, если родничок у новорожденного не затягивается довольно долго?

Специалисты утверждают, что у каждого младенца существуют свои сроки зарастания родничка: кто-то уже рождается с впадинками очень маленького диаметра, а у кого-то родничок еще прощупывается и в два года. При условии, что ребенок нормально развивается и хорошо себя чувствует, и та, и другая ситуация является нормой.

А если не зарастает?

Конечно, о присутствии некоторых заболеваний может сообщать изменение размера родничка, однако лишь по одному этому признаку точно сказать о патологии невозможно.

Читайте также:  Как сохранить красоту при грудном вскармливании?

Интересная методика Макото Шичида

Профессор из Японии убежден, что усилия нужно направить на развитие правого полушария младенца, ведь известно, что правое полушарие отвечает за творчество и креативность, образность мышления. Ребенок с хорошо развитым правым полушарием учиться запоминать большое количество информации, у него усиливаются способности к изучению иностранных языков.

Метод японского ученого базируется на следующих утверждениях (иногда – спорных):

  • Все дети изначально гениальны, то есть наделены неограниченным потенциалом для умственного развития.
  • Только постоянные и системные занятия с младенцем принесут желаемый результат.
  • Многократное повторение с целью запоминания – не очень хороший метод, так как способствует развитию левого полушария, а не правого.
  • Для правильного развития мозга необходимо одновременное стимулирование всех пяти чувств.
Интересная методика Макото Шичида

Говорят дети! —Дочка, в кого ты такая злопамятная? — Не знаю, мама, но папа у нас добрый!

Для занятий используют специальные карточки, побуждают ребенка воображать и фантазировать, есть специальные игры. Найти методику просто: в интернете есть довольно много информации. Возможно, формирование визуальной памяти первостепенно важно для детишек Японии или Китая: ведь эта способность критически важна для освоения иероглифической письменности. В других же языках, как и в русском, больше внутренней логики и грамматики, чем визуальных образов. Тем не менее, методика интересная!

Двигательный дисбаланс в организме младенца: нарушение речевого и психического развития

Различные двигательные патологии при наличии сенсорной недостаточности ведут к и психическим нарушениям. Артикуляционный аппарат напрямую зависит от тонических рефлексов: лабиринтный тонический рефлекс повышает тонус мышц корня языка, что ведет к проблемам формирования голосовых реакций как произвольных, так и непроизвольных. Ассиметричный шейный тонический рефлекс приводит к ассиметричному положению языка во рту, что затрудняет произнесение звуков. Симметричный шейный тонический рефлекс затрудняет дыхание, приводит к произвольному открыванию рта, язык находится впереди. Все эти симптомы приводят к нарушению развития речевой активности. Для детей с такими отклонениями характерен тихий крик и всхлипы на вдохе. Тяжелые формы двигательных нарушений могут привести к тому, что лепет и гуление вовсе отсутствуют.

Нарушение речевой функции у новорожденных и грудничков с ДЦП выражается в задержке развития моторной речи и разных формах дизартрии. Локализация процесса патологии и степень поражения мозга обуславливают тяжесть нарушения речевых функций. Нарушения психики у маленького пациента могут быть вызваны как первичными поражениями головного мозга, так и задержкой развития двигательной и сенсорной функции. Аномалии развития глазодвигательных нервов, торможение развития локомоторных функций ограничивает поля зрения, а это уже ведет к более серьезным проблемам: недостатку внимания, торможению пространственного восприятия и рефлексов познавания. В норме младенец должен накапливать знания об окружающем мире и формировать такие функции мозга, как обобщение. Параличи и парезы не позволяют в полной мере знакомиться с предметом на ощупь, что в сочетании с недостаточным развитием зрительных и моторных функций не дает формироваться предметному восприятию и препятствует познавательной деятельности. Нарушение речевой деятельности также приводит к трудному контакту с окружающей средой и миром. В более старшем возрасте нарушение связей коммуникации приводит и к психическим расстройствам.