Если ребенок не произносит звук Р – советы логопеда

Рубрика: Педагогика

Причинами речевых нарушений могут быть:

  • Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей: профессиональные «вредности», наркомания, алкоголизм и курение, аборты.
  • Неблагоприятные факторы, потенциально влияющие на будущую речь ребенка во время беременности: токсикозы беременности, острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность и др.), резус конфликт, падения и ушибы матери во время беременности, острые стрессовые ситуации, осложнения при родах.
  • Неблагоприятные обстоятельства в период раннего развития: травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга, воспалительные заболевания головного мозга (менингит), недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм.
  • Социальные факторы: двуязычие в семье, наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей, обстановка, когда родители сознательно «подстраиваются» под речь ребенка, «сюсюкают» с ним либо, напротив, невнимательно относятся к речи ребенка.

Итак, Вы обнаружили, что у Вашего ребенка не все звуки произносятся правильно и часть слов он «проглатывает» Что делать в таких случаях? Немедленно обращаться к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным! Чаще всего задержка развития речи отражается на всем развитии ребенка – не позволяет ему полноценно общаться со сверстниками, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития и активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

5-лет

В этом возрасте ребенок готовится к школе, где, кроме новых знаний, ему придется столкнуться и с новым коллективом. Согласитесь, что адаптация и общение со сверстниками будет проходить гораздо легче, если речь его будет чистой. Кроме того, перед школой, родители в обязательном порядке должны отвести ребенка к логопеду. Специалист проверит словарный запас ребенка, правильность произносимых звуков, моторные навыки — все то, что поможет ему быть успешным в учебе и общении со сверстниками.

Давно замечено, что дети, у которых имеются дефекты речи, в школе испытывают проблемы с правописанием. Такие дети путают на письме буквы, которые похоже звучат, в их тетрадках постоянные помарки, они часто выходят за поля и «залезают» на соседние строчки. Чуть позже у таких детей, как правило, возникают и проблемы и с геометрией. Конечно, логопед не выучит за ребенка теорему Пифагора, но с письменной речью и пространственными представлениями разобраться поможет.

Ребенку необходима помощь логопеда если:

  • к трем годам ребенок молчит или использует очень скудный словарный запас;
  • к трем годам ребенок не может составить предложения;
  • к пяти годам искажается тот или иной звук;
  • ребенок меняет местами слоги, пропускает или повторяет их;
  • к пяти годам ребенок испытывает трудности в произношении слов со стыками согласных (например, сн, чн, ст, кр и др.);
  • ребенок заикается;
  • у кого-то из родителей имеются дефекты речи;
  • существуют проблемы со зрением или слухом;
  • ребенок путает близкие по звучанию буквы при письме;
  • есть неврологические диагнозы (ЗПР, ДЦП, аутизм).

«Почему важно отвечать на вопросы детей?»

Одной из главных особенностей детей дошкольного возраста является любознательность или наличие познавательного интереса, которые проявляются в вопросах, особенно на пятом году жизни. Именно в этом возрасте детей называют «почемучками». Основой детских вопросов является активная мыслительная деятельность. Психологи выявили различные мотивы детских вопросов, и на этой основе разделили детские вопросы на две группы:

1 группа. Познавательные вопросы.

Например: «Почему у ёлки зимой зелёные иголки?», «Почему женщины носят каблуки?» и т.д. Дети спрашивают обо всём: о взаимоотношениях взрослых, о космосе, о боге. Детей чаще всего интересует что-нибудь таинственное, загадочное и мир взрослых.

2 группа. Коммуникативные вопросы.

Например: «Что ты делаешь?» Ребёнок прекрасно знает ответ, но задаёт вопрос для того, чтобы войти в контакт.

Характер вопросов меняется от возраста детей. В 2-3 года дети обычно задают такие вопросы: «Что это?», «Что ты делаешь?», «Она какая?», «Чья это?» (коммуникативные вопросы). С 4-5 лет-это «почемучки», т.е. у детей появляется огромное кол-во познавательных вопросов. Например: «Почему облака плывут по небу?» или «Почему у дуба кривые ветки?». С 6-7 лет, как показывают учёные, кол-во вопросов уменьшается. Одни учёные объясняют это тем, что ребёнок сам пытается найти ответ, имея уже некоторый жизненный опыт и опыт размышлений. Другие учёные считают, что кол-во вопросов уменьшается потому, что взрослые не умеют отвечать на вопросы детей, тем самым губят любознательность.

Как правильно отвечать на вопросы детей.

  1. Надо знать и помнить, что вопросы ребёнок задаёт только тем, кого уважает, кого любит, кому доверяет. Любовь и доверие можно заслужить только добрым отношением к ребёнку, чем бы мы с ним не занимались.
  2. К любому вопросу нужно относиться внимательно, с уважением.
  3. Ответы на вопросы детей должны быть краткими, доступными, научными. Например: «Чем полезна липа?» (Цветки липы выделяют большое кол-во нектара, поэтому она считается лучшим медоносом. Пчёлы собирают нектар и вырабатывают мёд. Липовый мёд – прекрасное лекарство при простуде, как и настой из сушёных липовых цветков.)
  4. Необходимо учитывать опыт ребёнка и уровень его умственного развития, т.е. не обязательно всё рассказывать, а дать ему возможность подумать. Для этого необходимо задавать наводящие или встречные вопросы. Например: ребёнок задаёт вопрос: «Почему лев коричневого цвета?» Взрослый: «А как ты думаешь?», «А где живёт лев?», «А какого цвета песок?» и т.д.
  5. Если есть возможность найти ответ в книге вместе с ребёнком, нужно это делать. Здесь решается ещё одна важная задача — мы приобщаем детей к книге, к источнику знаний. Для этого можно использовать детские энциклопедии.
  6. На такие вопросы: как о войне, о жизни животных, о растениях и т.д. не обязательно рассказывать всё, а лучше дать краткий ответ и сказать: «Когда ты пойдёшь в школу – там тебе расскажут намного больше, намного интереснее». Таким ответом мы приобщаем детей к школе.

Уважаемые родители, наблюдайте вместе с детьми, делитесь опытом, рассказывайте им об окружающем мире – это развивает у них любознательность, а значит, многочисленные вопросы, на которые надо научиться терпеливо и умно отвечать.

Как организовать логопедические занятия дома?

Рекомендации для родителей

Читайте также:  Воспитание ремнем: можно ли бить детей в целях воспитания

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком.

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

  •     Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  •     «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т. п.).
  •     Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т. д.
  •     Разрезные картинки из двух и более частей.
  •     Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию».
  •     Для развития мелкой моторики приобретите: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки или спички и т. д.
  •     Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий.

1.    Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей — игровая.

2.    Все занятия должны строиться по правилам игры!

3.    Длительность занятия без перерыва не должна пре-вышать 15-20 минут!

4.    Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует!

5.    Знакомьте ребенка с детской литературой!

6.    Пользуйтесь наглядным материалом!

7.    Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

8.    Не употребляйте слово «неправильно»!

Смирнова Анастасия Евгеньевна, учитель-логопед детского развивающего центра «Солнышки» г. Рязань

Статьи по теме:

  1. Речь ребенка в 3-4 года — Тест логопеда для родителей
  2. Речь ребенка в 4-5 лет — Тест для родителей
Читайте также:  Все о развитии ребенка от рождения до подросткового возраста \ Что нужно знать родителям?

(9 понравилось, средний балл: 5,00 из 5) Loading …

Виды ротацизма

Правильная артикуляция при произнесении изолированного [р] такова: губы растянуты в улыбке, рот открыт, нижняя челюсть и средняя часть языка напряжены, корень языка неподвижен, двигается только широкий истонченный кончик языка, вибрирует в поднятом к альвеолам положении, то прикасаясь к ним, то отходя от них. Частота колебаний от 2-3 до 30 в секунду. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята. Боковые края языка приподняты и соприкасаются с верхними коренными зубами. Мягкое небо приподнято, голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

В настоящее время зафиксировано более 28 нарушений произношения звука [р], основными из которых являются следующие виды ротацизма:

1. Губно-губное произношение [р], при этом губы вибрируют как в звукоподражании тпррру.

2. Одноударное [р]. В этом случае языка ударяется об альвеолы только один раз, нет вибрации кончика языка.

3. Боковое произношение. Различаются двусторонний и односторонний боковой ротацизм. При одностороннем – кончик языка отклоняется или влево, или вправо (правосторонний или левосторонний боковой ротацизм). При двустороннем боковом ротацизме вибрируют боковые края языка.

4. Горловое [р] или картавость. Делится на два подвида: велярное [р], когда вибрирует мягкое нёбо, и увулярное – трясется маленький язычок (лат. uvula) в полости рта.

5. Носовое произношение [р], когда звук произносится с гнусавым оттенком из-за прохождения воздушной струи через нос.

6. Глухое [р], звук произносится без участия голоса (голосовые складки разомкнуты и не вибрируют).

При своевременном обращении к логопеду исправить любой вид ротацизма не составит большого труда. Специалист подберет индивидуальный способ постановки звука [р], в зависимости от анатомических особенностей строения органов артикуляции и состояния мышц артикуляционного аппарата.

Юлия Савельева

Задайте вопрос логопеду

Онлайн. Бесплатно

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Что делать, если ребенок прохо говорит?