Готовимся к школе: как научить ребенка правильно писать

И вот наступает возраст, когда ребёнку пора готовиться к школе. Рисовать, лепить и даже читать малыш учиться раньше, а вот научить его писать будет сложнее.

Подрасти немножко…

Оптимальный возраст для отправки ребенка в школу — семь лет, говорят психологи и очень сожалеют, что эта норма не узаконена в нашей стране конкретно. «Прием детей в первый класс осуществляется с 6 лет или более позднего возраста», — гласит Закон «Об общем среднем образовании». Врачеватели душ в подтверждение своего вывода приводят статистику: из 300 первоклашек обратно в сад из-за неготовности к обучению возвращается 5—10 детей — шестилеток или «летних» семилеток. Этим малышам постигать предметные азы еще рановато.

С родителями, заблуждающимися относительно того, каким в действительности должен быть их ребенок-первоклассник, психолог Минского городского клинического детского психоневрологического диспансера Ольга Науменкова сталкивается постоянно. «Для мам и пап первые и главные аргументы — интеллектуальная подготовленность малыша, то есть развитая память, внимание, мышление и воображение, а вот медики советуют обращать внимание и на психологический фактор, учитывать особенности характера, темперамента, самооценку малыша», — замечает специалист.

Несведущему родителю совет психолога покажется, как минимум, странным: разве может, к примеру, самооценка ребенка как-то помешать ему в учебе? Оказывается, может, и очень сильно, если она неадекватна, что в таком возрасте случается нередко. Часто родители дома в один голос поют ребенку незаслуженные дифирамбы. В итоге… Для таких первоклашек любая школьная неудача — трагедия: как так он — самый умный, а чего-то не умеет или не может…

Важно знать и то, что до семи лет вся деятельность человека выстраивается на сюжетно-игровой основе. Что бы ни делал малыш — все это для него несерьезно, игра. Примерно с семи лет чадо может проявить волевое усилие и сделать то, что не совсем интересно ему, но выполнить необходимо — задание учителя на уроке, домашнее упражнение.

Пример уведомления родителям ученика

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеСредняя общеобразовательная школа № 87 города БатайскаРостовской областиМБОУ СОШ № 87 г. Батайска346880, Россия, Ростовская область, г. Батайск, ул. Победы, 23тел. 44953468746(приемная)

Исх. № 198

от г.

Уведомление родителям ученика

Уважаемые Анна Борисовна и Константин Сергеевич!

Администрация школы, в которой проходит обучение Ваш сын, Степанов Богдан Константинович, настоящим уведомляет Вас о необходимости назначить психолого-медико-педагогическую комиссию для обследования Вашего ребенка. Законному представителю ребенка необходимо явиться 10 октября 2017 года к 10 час. 00 мин., приемная директора (каб. № 103), для получения рекомендаций и составления программы обследования.

В соответствии с п. 8 ч. 3, п. 2 ч. 4 ст. 44 Федерального закона от г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» законные представители ребенка обязаны соблюдать правила внутреннего распорядка образовательной организации, вправе присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

У Вашего ребенка вследствие систематического пропуска занятий без уважительных причин возникли проблемы с усвоением общеобразовательной программы, что привело к низкой успеваемости.

В случае неявки законных представителей комиссия состоится без Вашего участия, с рекомендациями и программой обследования можно ознакомиться при личном обращении.

Директор Веретенникова Е.Д.

Знания и умения, которые будут полезны первокласснику

Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.

Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».

Как подготовить ребенка к письму?

Однако вышеописанные сложности не означают, что родителям не нужно заниматься с детьми.

Педагоги делают важное уточнение – в дошкольном возрасте следует развивать точную моторику пальцев, а не учить кроху выводить на бумаге красивые и ровные буквы.

Какие упражнения могут вам в этом помочь?

1. В первую очередь, взрослым необходимо следить за тем, чтобы дети правильно сидели за столом, располагали альбомный или тетрадный лист, держали ручку или карандаш. В этом случае будущий первоклассник избежит проблем при работе в прописях. При письме нужно соблюдать ряд важных правил:

  • ребенок должен держать спину прямо;
  • ноги на пол нужно ставить вместе;
  • локти должны лежать на парте;
  • расстояние между грудью и краешком столешницы составляет около 2 см;
  • бумажный лист необходимо располагать под углом в 30 градусов (нижний левый угол при этом направлен на середину груди).

2. В дошкольном возрасте следует рисовать такие изображения, которые сочетают различные линии: волнистые, прямые, наклонные и вертикальные. Если в 4-5 лет дети рисуют колечки и клубочки, то в старших группах малыши выполняют более сложные упражнения – размещают круги, овалы, палочки в тетрадные клетки.

3. Графические диктанты – замечательные упражнения, которые учат ребенка ориентироваться в пространстве листа, писать под диктовку взрослых и немного считать. В Интернете можно найти множество подобных заданий, когда малыш, последовательно соединяя клеточки, получает в итоге изображение какого-либо животного.

4. Штрихование также помогает детям развивать зрительный контроль над движениями рук. Постарайтесь научить свое чадо одним движением карандаша выполнять параллельную, горизонтальную и наклонную штриховку.

5. Раскраски являются еще одним эффективным способом подготовке к письму. Подобные упражнения формируют правильный нажим, координируют движения детских пальцев.

Как формировать графомоторный навык

В 4 года ребенок должен уметь твердо держать карандаш, обводить и разукрашивать предметы, к 5 годам – заштриховывать предметы, не выходя за контур, уметь ставить жирную точку, фиксируя сильный нажим, к 6 годам – чертить прямые линии, рисовать по клеточкам, ориентируясь на листе бумаги, дорисовывать и рисовать самостоятельно несложные геометрические узоры, считая по клеточкам вверх, вниз, вправо, влево, по диагонали.

При формировании графического навыка письма можно выделить несколько этапов:

  1. Заштриховка фигур, таких как квадрат, круг, шестиугольник и т.д.; обводка по трафарету, написание элементов в строке или клетке (вырабатывается умение не выходить за границы строки, правильно держать карандаш, проводить ровные линии, округлять их, соизмеряя длину и высоту, писать пропорционально сходные элементы);

  2. Написание букв поэлементно, загибы, хвостики и петельки в геометрически правильном соотношении друг с другом;

  3. Написание письменных букв, больших и маленьких, без учета соединений с другими графемами. Важно отработать навык ведения рукой в верном направлении: снизу-вверх, слева-направо или сверху-вниз, налево и направо. Ребенок должен понять и автоматизировать направление линий в строке;

  4. Написание сочетаний письменных букв, слогов, отдельных слов с учетом их соединений, с пониманием того, как одна буква соединяется с другой в данном сочетании.

Эта работа очень кропотливая и требует постоянного участия взрослого. Ребенок должен осмыслить откуда и куда вести линию, где ее начало и конец. Конечная цель обучения навыку письма – выработка ровных, ритмичных и достаточно быстрых движений руки. При написании отдельных элементов буквы на кисть дошкольника накладываются дополнительные микродвижения. Важен также зрительный образ буквы, заложившийся в памяти малыша и определяющий порядок ее начертания. В отличие от чтения двигательный навык письма не формируется за один год, а складывается в течение 6-7 лет обучения в школе.

На начальном стадии обучения письму у ребенка еще не выработался мышечный контроль правильности написания букв, первоклассник опирается лишь на зрительный образ, поэтому так важно сформировать пространственный образ буквенного символа. Легче всего у дошкольника этот навык закрепляется через лепку букв. Так проще отобразить соотношение элементов, например, у буквы ш, закрепить правильный поворот хвостика у букв б и д, отличить написание конечных элементов у похожих по начертанию букв и и у.

Самые первые прописи для дошкольников

Лучший возраст для развития мелкой моторики — 3-4 года. Прописи для детей данного возраста рассчитаны на то, чтобы ребёнок приучался держать в руках школьные принадлежности. В момент работы с такими прописями тренируются мышцы.

Задания типичные для всех прописей: обвести рисунок, провести линии, дорисовать, удалить лишнее, проставить галочку, где нужно и т. д.

Прописи для детей 5-6 лет уже более направлены на обучение и формирование навыков письма. Но стоит помнить, что требования, предъявляемые в школе к написанию букв, могут совершенно отличаться от тех, которые в прописях.

Прописи для младших школьников знакомят ребят с печатными буквами и прописными. Дети воспринимают их графическое написание, что поможет при обучении в первом классе.

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:

1.    Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

2.    Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова»

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

Читайте также:  Искусственное вскармливание новорожденного ребенка: что нужно знать

3.    Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм».

Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…

Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.

Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4.    Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка  – Упражнение «Шифровка».

Так мы играем на групповых занятиях по повышению грамотности. На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

5.    Если ребёнок не применяет правила при письме – Упражнение «Зоопарк».

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

Чтобы ребёнок писал грамотно, можно ещё дать следующие советы родителям:

  • Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из 100 % детей с проблемами по русскому языку 95 % не умеют играть в ролевые игры, не знают правила  даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, таким образом малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.
  • Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.
  • Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит  произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции.  А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.
  • Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.
  • После школы почаще массируйте массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это в комплексе и по отдельности немедленно отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе.

Для Ирина Надрус

Тест для родителей — Готов ли ваш ребёнок к письму?

(42 понравилось, средний балл: 4,86 из 5) Loading …

Распространенные ошибки, которые допускают родители при обучении ребенка письму

К наиболее распространенным ошибкам относятся следующие:

  • Родители не учитывают, что слишком ранний возраст ребенка не позволяет ставить перед ним такую серьезную задачу, как обучение письму. Это очень сложный процесс, требующий сосредоточенности, внимания, усидчивости, не свойственных младшим дошкольникам.
  • Некоторые родители вспоминают о подготовке чада к учебе непосредственно накануне поступления в школу. А ведь процесс формирования каллиграфических навыков должен начинаться задолго до того момента, когда шестилетний ребенок впервые сядет за парту.
  • О важной роли развития мелкой моторики в обучении письму детей наслышаны буквально все, от подростков до глубоких стариков. А вот речевым способностям некоторые родители уделяют недостаточно внимания.
  • Принуждение — это не лучший способ, чтобы превратить неумелого дошкольника в успешного ученика. Увлеченность, интерес к учебе, соревновательные и игровые моменты учебного процесса помогут преодолеть лень и неуверенность в себе.
  • Бессистемный подход к обучению ребенка письму может принести не пользу, а огромный вред, устранять который впоследствии придется педагогу и, возможно, не один год.
  • Чрезмерные нагрузки, очень продолжительные уроки с репетиторами, занятия в многочисленных кружках и секциях приводят к необходимости прибегнуть к услугам педиатров.
  • Что подарить маленькому ребенку на Новый год
  • Как жарить белые грибы на сковородке
  • Как подобрать идеальный новогодний образ

Дети / Воспитание ребенка 0 2113

Пишем грамотно

После переписывания предложений из книг пора переходить к диктантам. В этот момент становится понятно, что некоторые дети обладают интуитивной грамотностью – пишут без ошибок, даже не зная правил. Обычно это много читающие дети с хорошей зрительной памятью. Другим грамотная письменная речь дается труднее, но и таким первоклассникам родители могут помочь.

Систематически проверяйте домашние задания, по возможности первое время выполняйте их вместе с ребенком. Школьник должен объяснить, почему он написал именно так, вспомнить и рассказать необходимое правило. Проследите, не делает ли ребенок ошибок от спешки при переписывании, обязательно исправляйте такие описки, чтобы они не закрепились в памяти, и работайте над концентрацией внимания ученика.

Тренируйтесь в домашнем написании диктантов, проводите их в разных формах: переписывание текста с его проговариванием по слогам, переписывание с комментированием орфограмм – правил написания слов, написание текста на слух. Так будут работать разные виды памяти – зрительная, слуховая, моторная, слова лучше запомнятся.

Развивайте словарный запас, устную речь, память – эффективно помогают чтение литературных произведений, заучивание правил, запоминание и декламирование стихотворений. Это позитивно отразится на грамотности письменной речи, широте кругозора и общей эрудиции.

Грамотное и красивое письмо – очень сложный навык, на его формирование может уйти три-четыре года. Самостоятельно с такой задачей ученику младших классов справиться почти невозможно, однако с помощью родителей и при условии регулярных занятий выработать красивый почерк и повысить грамотность письменной речи вполне реально.

Учимся читать по слогам

Первый этап обучения, после освоения алфавита, – чтение по слогам. Реальные советы, помогающие легко пройти эту ступень:

  • Определите готовность ребенка. Не спешите начинать обучение с 2-3 лет, ведь в этом возрасте малыш еще не готов к активным занятиям. Оптимальное время для слогового чтения – 5-6 лет, непосредственно перед школой.
  • Используйте специальные буквари. На рынке сейчас предлагается много пособий по слоговому чтению. Выбирайте простую книгу с интересными картинками, можно нестандартными заданиями, чтобы малыша захватывал этот процесс.
  • Соблюдайте порядок и учите звуки, а не буквы. Чтобы ребенок понял, как правильно формировать слоги, нужно обозначать буквы только звуками «М», а не «эм». Начинайте с гласных, добавляйте к ним «м» и «л», в последнюю очередь переходите к шипящим и двузвучным буквам.
  • Повторяйте и не спешите. На каждом новом занятии не забывайте повторять уже пройденный материал. Присоединяйте новую информацию постепенно, максимально незаметно для малыша.
  • Пользуйтесь методическими пособиями — рабочими тетрадями «Как научить ребенка читать быстро?».
  • Учимся читать по слогам

    Только после того, как ребенок уверенно начнет произносить слоги, можно приступать к полноценному обучению словесного чтения.

    Как научить ребенка читать по слогам без проблем?

    Формулировка “без проблем” не зря вынесена в заголовок вопроса. Дело в том, что детское чтение фундаментально отличается от взрослого как раз тем, что ребенок не использует на полную фонематический слух и изначально вынужден изучать буквы, а не слоги.

    Однако, основой слова все-таки является слог. Вспомните как ваши родители учили вас читать и как вы учите своего малыше. Скорее всего, свято веря в то, что основой изучения чтению является буква, которую потом объединив со своими соседями нужно трансформировать в слово. Гоните эту идею от себя вот прямо сейчас.

    Дело в том, что заставив ребенка читать слова по буквам, поправляя детское прочтение на полные названия букв, например вместо детского «мы» или «пы» заставляя читать «эм» или «пэ», вы оказываете ему медвежью услугу. Начав заниматься с ним как можно раньше и заставляя вот так читать слова вы потратите от 4 до 6 месяцев в уже более взрослом возрасте, когда в школе понадобится переучиваться на более беглое чтение. Ребенок поймет, что основа — это проговаривание целого слога, но все равно продолжит в уме произносить буквы. После этого будет формировать их в слоги, а только потом артикулировать. Это сильно усложнит процедуру развития навыка взрослого чтения.

    Чтоб избежать этой проблемы можете обратить внимание на практические задания в наших рабочих тетрадях. А можете просто скачать в интернете слоговую таблицу и начать заниматься по ней — этого хватит, чтоб преодолеть одну из главных проблем — побуквенного детского чтения.