Игры для развития речи ребенка, распечатки и наработки

Данный материал можно использовать при проведении родительского собрания во 2-й младшей группе. Т.к. форма проведения семинар-практикум, то родители оказываются непосредственными участниками мероприятия и имеют возможность на практике опробовать предложенный материал. В течение всего времени собрания практическая деятельность педагога и родителей сопровождается красочной презентацией, что делает это собрание ещё интереснее.

Другие методы работы над развитием речи

  • Развитие речи через художественную литературу. Актуальность этой проблемы – высока именно в наше время, когда семейное чтение ушло из наших домов. А ведь как говорил Сухомлинский: чтение – это тропиночка, по которой воспитатель протопчет тропинку к сердцу ребенка. Не отвечаю за точность цитаты, но суть понятна.

Только художественное слово может показать ребятам всю полноту окружающего мира. Те древние потешки, прибаутки, загадки, стишки, колыбельные, которые мы знаем от наших предков, раскрывают суть отношений человека и природы.

Ну, как можно не читать детям? Литература обогащает внутренний мир малыша, его эмоциональную сферу, учит отличать добро от зла. Помните, что, сформировав традицию семейного чтения, вы исподволь развиваете речь детей.

Кстати, вы слышали о Су-джок-терапии? Говорят, если найти точку на кисти или стопе, которая соответствует определенному участку мозга, то можно достичь больших результатов в развитии не только речи, но и умственной деятельности.

Вообще, все, чем вы занимаетесь со своими ребятами, способствует обогащению словарного запаса и «развязыванию» языка. Конечно, если вы не делаете все молча

Читаете ли вы книгу вслух перед сном малышу, играете ли в пальчиковые игры, рассказываете ли о своем детстве или расспрашиваете у ребенка, как прошел его день, – это все наполняет и тренирует его речевой опыт.

Помните, что самые большие сложности ожидают деток в школе, именно там проявятся все ваши и наши недоработки по развитию речи. Когда школьник не знает свой адрес, не может толком рассказать о своих родителях, не перечислит времена года названия месяцев – это печально и стыдно…

Читайте также:  Игры на развитие мелкой моторики с ребенком от 1 года. Часть 1

Продолжение следует…

Тема большая и серьезная, у меня еще есть, что вам сказать по этому поводу. Хочется одного, чтобы родители поняли важность тесного взаимодействия с воспитателем и дома старались закреплять те навыки и знания, которые ребенок получает в детском саду.

Если вы согласны, прошу, кликните по иконкам соцсетей, распространите информацию. Возможно, в нашей компании появятся новые единомышленники!

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Организация работы с детьми ОВЗ: особенности и трудности

Роль музыкально-театрализованной деятельности в развитии речи детейОпубликовано:

Приветствую, дорогие читатели блога! Вновь продолжаю рубрику ответов на ваши…

нет комментариевОсновные этапы развития речи у детейОпубликовано:

В ДОУ мы много внимания уделяем речевому развитию деток. Ведь…

нет комментариевЗвуковой анализ слова – важный момент при обучении чтениюОпубликовано:

С вами снова Татьяна Сухих! В преддверии обучения ребенка чтению…

3 комментария

Роль сказки в развитии устной речи

Сказочные истории помогаю развитию правильной устной речи, прочтение позволяет увеличить словарный запас, правильно выстроить диалог. Выразительность языка и его меткость сразу становятся очевидными, это юмор и живые образные выражения.

В сказаниях очень ярко проявляется вся мощь словесного творчества русского народа кристальная ясность, яркость, великолепные образы. необходимость проговаривать одни и те же речевые формы всё это ставят сказки на первые места по развитию устной речи.

Через сказку ребенок узнает много новых слов, образных выражений его речь становится богатой эмоционально. Анализируя текст ребенок использует метафоры и эпитеты, это помогает устно выразить своё отношение к истории прочитанного материала.

Для построения основ устной речи необходимо специально обучаться.

Например Л.Б. Фесюкова рекомендует составить рифму из двух слов кузнец-удалец, после чего перейти цепочки рифм и составлению двустишия. Также можно поиграть в игру «От каждого по словечку» здесь требуется составить длинное распространённое предложение.

Читайте также:  Врач-педиатр о том, как правильно чистить зубки ребёнку

Наиболее важным, считает Л.Б. Фесюкова, воспитание чуткости к слову. Для этого она предлагает найти в произведении ласковые, красивые, грустные слова

Придумать длинное, и смешное слово Проанализировать слова имеющие одинаковое написание норазные смысловые значения. Например мука-мука, где от расстановки ударения зависит смысл.

Озвучить слово с использованием только согласных и предложить ребятам определить его полное звучание.

Придумать новое название сказок чтобы оно соответствовало изначальной идеи.

Сказка развивает в ребенке познавательные процессы, корректируется неблагоприятное развитие. Значительно Растет уровень Связной речи, время и пространство человек и природа, храбрость, стойкость и другие проявления жизни становятся доступными для понимания маленькими детьми. Сюжет сказок как привлекает внимание, и поддерживает интерес в ходе занятия.

Это особенно важно для детей с нестабильностью психоэмоционального фона, таким ребятам легко концентрироваться и быстро вникают материал. Обучение становится увлекательной игрой вместе с героями истории. Ребёнок получает ясное представление об окружающем мире, увеличивается кругозор и развиваются психические процессы.

Для детей – лет

При общении с детьми 4 – 5 лет взрослые уже не должны испытывать затруднения в понимании. Речь дошколят, как правило развита в полном объеме. Все просьбы, задания должны быть осмыслены. Формируется адекватное реагирование на вопросы.

В возрасте 4 – 5 лет способность произносить сложные слова, предложения улучшается. Именно в этот период возникает действенное словотворчество, попытки рифмования.

По достижению четырехлетнего возраста словарь ребенка составляет 2000 слов. К пяти годам словарь содержит около 3000 терминов. Количество сокращений существенно уменьшается, а также различных перестановок, пропусков. Формируются слова – синонимы.

Пересказ сказок

При пересказе важно обратить внимание чада на интонацию голоса. Попросить где необходимо произнести громко высказывание, а где нужно – тихо.

Рекомендуемые сказки: «Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Репка».

Читайте также:  Как научить ребенка отстаивать свои границы

Игра в слова

Родители просят произнести малыша слова, содержащие определенный звук.

Пример со звуком «эс»: санки, самокат, сын, сом.

Кукольный театр

В данном возрасте дети охотно смотрят театр, но будет намного увлекательней и интересней, если дошкольник попробует сыграть в театре определенную роль или поуправлять любимым кукольным персонажем.

Читать далее: Родительские директивы или как родители программируют на неудачу

У чад 4 — 5 лет просыпается интерес к гаджитам. Разработаны специальные компьютерные игры для развития речи.

Но в этом нужно знать меру. И не сделать из ребенка — геймера.

Рассказ по картинкам

Когда ребенок рассказывает историю на основе рисунков, он наблюдает за рисунками и делает выводы о них, на основании которых он составляет рассказ.

Для детей младшего возраста существуют рисунки из двух или трех простых изображений, а для детей старшего возраста могут быть рассказы, состоящие из пяти или более изображений.

Для детей, у которых еще не развита речь, карточки для составления рассказа по картинкам можно использовать как материал для развития мышления и логики — посмотрите на картинки и расположите их в порядке событий (развитие ориентации во времени).

Игра Кошки

Предложите ребенку посмотреть на картинку (с экрана или в распечатанном виде и ответить на следующие вопросы:

  • Сколько кошек на картинке?
  • Сколько черных кошек на картинке?
  • Сколько кошек на крыше?
  • Сколько кошек на дереве?
  • Сколько кошек стоит рядом с деревом?
  • Сколько кошек на улице?
  • Сколько здесь белых кошек?
  • Сколько кошек смотрит в окно?
  • Сколько кошек пестрого окраса?

Отвечать на вопрос Сколько гораздо проще, чем делать длинные описания и повествования. Поэтому подобные картинки и работа в стиле вопрос-ответ — прекрасные игры для развития речи для малышей.

Также хорошим подспорьем будут книги — виммельбухи и визуальные словари, Найди и покажи, Найди отличие и т.д.

Распечатать картинки для составления рассказа

Рассказ по картинкам

Больше материалов для составления рассказа по картинкам тут.

Рассказ по картинкам
Рассказ по картинкам

Изображения: rawpixel.

Рассказ по картинкам