Игры на развитие мелкой моторики с ребенком от 1 года. Часть 1

Ученые считают важным фактором развитие мелкой и крупной моторики у ребенка. В связи с этим мы попробуем Вам дать ответ на то, что из себя представляет моторика и как ее развивать.

«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Проблема развития мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.Что же понимают под термином «мелкая моторика»?Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому в детском саду, и конечно же дома необходимо создавать все условия, способствующие развитию мелкой моторики.Зачем нужно развивать мелкую моторику?Польза очевидна:— точные движения пальцев, кистей, координация деятельности костной, мышечной и нервной систем активизирует зоны мозга, ответственные за двигательную проекцию;— близость этих отделов к речевой зоне улучшает формирование, развитие речи у деток раннего возраста;— чем больше нагрузка на пальчики, чем чаще ребёнок совершает мелкие, точные движения, тем раньше кроха научится говорить;— мелкая моторика связана с двигательной, зрительной памятью, координацией. Регулярные упражнения улучшают мышление, повышают внимание, развивают наблюдательность;— точные движения пригодятся деткам любого возраста в учёбе, повседневной жизни.

В дошкольном возрасте в норме моторные навыки по сравнению с 2-3 годами становятся разнообразнее и сложнее. Доля манипуляций, требующих согласованных действий рук, увеличивается. Нужно знать, какими возрастными особенностями характеризуется развитие мелкой моторики у детей 4-5 лет, чтобы направить его в нужное русло.

Что такое мелкая моторика и почему она так важна

Это — комплекс скоординированных действий и движений рук, пальцев, а также ног. Это не просто двигательная активность, ведь все движения конечностей происходят под контролем мозга и напрямую связаны с его работой.

Мелкая моторика объединяет процессы в двигательной, нервной, зрительной систем.

Польза

  1. Поскольку в процессе активности задействованы сразу несколько систем организма, то развитие мелкой моторики буквально мобилизует его целиком, развивая их все вместе и по отдельности.
  2. Работа сразу нескольких отделов мозга способствует его развитию, быстрой обработке информации, образованию новых связей между нейронами.
  3. Нервные окончания на ладонях и стопах связаны с частями тела и органами, а значит, воздействие (с помощью нервных импульсов) происходит на них. Развиваются мышцы конечностей и пальцев, ускоряется ловкость, активность рук и ног, становится четче, лучше почерк.
  4. Происходит развитие речи, так как в мозге участки, отвечающие за движения и речь, находятся очень близко. Упражнения на мелкую моторику необходимы детям, которые еще только учатся говорить, и пожилым, у которых этот навык может нарушиться из-за серьезных заболеваний, особенно инсульта. Согласно статистике, нарушение двигательной функции после инсультов происходит в 70% случаев, у 50% она не восстанавливается даже через полгода. В такой ситуации очень важно регулярно заниматься.
  5. Улучшается память. Так происходит из-за повышения активности мозга.
  6. Развивается воображение, креативность. Доказано, что работа с реальными зрительными образами улучшает пространственное мышление, возможность представлять что-то вымышленное, придумывать нестандартные решения задач.
  7. Развивается способность четкого планирования действий. По одной из теорий, развитие мелкой моторики приучает мозг продумывать свои действия перед выполнением и делать это очень быстро.
  • 5 простых мастхэвов для мозга, чтобы сохранить интеллект надолго

Так за что же отвечает мелкая моторика?

Конечно же, за мозговую работу в области мышления, воображения, речевого развития. Дело в том, что у малышей на кончиках пальцев миллионы нервных окончаний, которые за это отвечают.

Некоторые мамочки полагают: «В саду всему научат, а к 18-ти годам все мы заговорим». Однако начинать развивать моторику нужно еще с младенческого возраста. А то до 18-ти лет потратите такое количество сил, времени и средств на логопеда, репетиторов! Лучше свободное время ребенка потратить на нужные кружки и секции, заинтересовавшие ребенка.

Примеры игр и упражнений

Если кормите малыша из бутылочки, попробуйте мягкими круговыми движениями помассировать каждый пальчик на его ручке. Такие движения нужно проделывать регулярно, чтобы в итоге был результат. Подрос ребенок, значит разрешите перебирать крупу (в игровой форме, конечно), раскладывать бусинки по «домикам», помогать Вам замешивать тесто, лепить из пластилина, делать пальчиковую гимнастику. Можно создавать аппликации из рваной бумаги — эти упражнения не только развивают мелкую моторику, но и укрепляют мышцы кистей. Все на благо!

Читайте также:  Воспитание ребенка – учимся поддерживать порядок в своей комнате

Также каждый родитель может смастерить увлекательную игру-развивашку собственноручно, используя простейшие материалы: фигура сказочного или любимого животного малыша, клей, ножницы, коробочка, например, от сотового телефона и различная крупа. На коробку клеим образ животного, прорезаем ротик и предлагаем малышу покормить зверушку. Если нет времени на самоделку, подобные фабричные игрушки есть в любом детском магазине.

Не забывайте про возрастные ограничения «3+», «2+», «0+», в наборе находятся мелкие детали, которые легко попадут в дыхательные пути, уши или нос!

Существует масса веселых пальчиковых игр для веселого времяпрепровождения, например:

  • этот пальчик в лес пошел (массируем мизинец, загибаем);
  • этот пальчик гриб нашел (массируем безымянный палец, загибаем);
  • этот пальчик чистить стал (делаем те же движения с остальными пальцами по очереди);
  • этот пальчик жарить стал;
  • этот пальчик все поел, от того и потолстел.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Что такое мелкая моторика и для чего она нужна?

Понятие мелкой моторики включает разные действия. От простых жестов вроде захвата предмета до более сложных, точных движений, например, становление почерка. Другими словами, мелкая (тонкая) моторика – это скоординированное движение мелких мышц кистей и стоп.

Моторика вообще развивается постепенно. Начиная, с рождения активнее идет формирование крупной моторики. Если малыш здоровый и физически активный она прогрессирует без особых усилий со стороны родителей.

Ну а в развитии мелкой моторики есть некоторые нюансы. Она также начинает вырабатываться сама собою. Например, младенец крепко хватается за мамины пальцы.

Но в дальнейшем ее совершенствование требует работы с мелкими предметами. А поскольку маленьким деткам до определенного возраста давать их небезопасно, то без присмотра взрослых не обойтись.

Умение осуществлять четкие движения пальцами рук и ног дается малышу нелегко. Ведь способность манипулировать мелкими предметами требует одновременного включения костно-мышечной, нервной и зрительной систем. С целью помочь маленькому быстрее овладевать этими навыками ученые разработали специальные упражнения.

В них больше внимания уделяется ручкам потому, что проекция кистей занимает треть всей площади двигательной проекции коры головного мозга. И получается, нервные окончания от кончиков пальцев как ручейки питают мозг, главный источник творческой мысли. К тому же зоны, отвечающие за речь и движения пальцев, расположены рядом. Следовательно, чем больше задействованы пальчики, тем лучше для развития речи.

Но мелкая моторика способствует не только развитию речи, а более того целостному становлению малыша. То есть благоприятствует интеллектуальному, творческому и психологическому совершенствованию.

  • Активно развиваются зрительная и двигательная системы.
  • Убираются зажимы, движения обретают целенаправленность.
  • Улучшается память, внимание, логическое мышление и воображение.
  • Совершенствуется пространственное восприятие, и координация.
  • Повышается тактильная чувствительность, подготавливаются ручки к письму.
  • Вырабатываются навыки самообслуживания.

Как говорят: руки учат голову, после поумневшая голова учит руки, а затем умелые ручки снова способствуют развитию мозга.

В результате получается, чем больше задействованы мелкие мышцы рук, тем выше будет творческий потенциал ребенка.

Интересные факты о моторике

Координация охватывает деятельность костной, нервной, мышечной системы. В сферу моторики рук входит целый спектр жестов, таких как захват предмета, рисование, письмо.

Суть мелкой моторики

Чтобы дети дошкольного возраста развивались гармонично, родители и воспитатели должны знать все особенности детской психики и применять проверенные средства формирования важных навыков.

Правильная тренировка мелкой моторики ребенка — основополагающий аспект детского развития в целом. Эта сфера умений закладывается уже в тот период, когда ребенок считается новорожденным.

Самые маленькие дети пользуются мелкой моторикой таким образом, что вначале только рассматривают и изучают собственные конечности. Вскоре они обучаются управлению руками.

В раннем возрасте ребенок захватывает игрушки и другие вещи ладонью. По мере развития он учится пользоваться при захвате предмета двумя пальцами, задействованы указательный с большим пальцем.

Чем раньше дети осваивают правильный захват предметов, тем правильнее и удобнее они будут держать свою первую ложку для приема пищи, затем карандаш и кисточку для творчества.

надевание разноцветных резинок на пальцы рук по схемам, изображенным на рисунках

Цели тренировки мелкой моторики

Родители должны понимать, для чего надо уделять так много внимания развитию моторики. С ребенком стоит усиленно заниматься в то время, пока он посещает ясли (1,5-2 года), первую и вторую младшую (2-4 года) группу, среднюю (4-5 лет) и старшую (5-6 лет) группу детского сада. Дело в том, что на завершающем этапе обучения и воспитания в ДОУ, в подготовительной (6-7 лет) группе, проводится немало тестов на предмет готовности к освоению программы в школе.

Познавательные процессы и другие аспекты зависят от совершенства мелкой моторики. Когда в этой сфере полный порядок, ребенок предрасположен к успешному обучению письму, способен на логические мыслительные операции, умеет продуктивно рассуждать, имеет отличную память, потенциал к эффективной концентрации внимания, богатое воображение и при общении использует связную правильно построенную речь.

Ход развития моторики

Мелкая моторика формируется не сразу, а по определенной, постепенно прогрессирующей схеме. При этом у каждого ребенка индивидуальный сценарий развития.

У маленьких детей преобладают неловкие и даже потешные движения. Вскоре тело начинает работать гармоничнее и точнее. Чтобы процесс становления моторики проходил быстро и качественно, рекомендуем практиковать развивающие игры. О том, как развивать ребенка в этом направлении, детально рассказано ниже.

сопоставление цветов путем надевания обрезанных крышечек от фломастеров на раскрашенные в разные цвета ватные палочки

Особенности развития ручной моторики

В сфере совершенствования детской моторики имеется важный нюанс. Следует обратить внимание на то, что именно мелкая моторика плотно взаимосвязана со сферой восприятия, памятью, детской нервной системой, областями внимания и зрения.

Читайте также:  37 интересных идей как сообщить мужу и родителям о беременности

Научно доказано, что у детей, виртуозно владеющих руками, лучше всего развита речь. Так происходит потому, что моторный центр локализуется в мозге в непосредственной близи от речевого центра. Процесс обучения моторным умениям, где задействованы пальцы рук, естественным образом активируется центр речи.

Чтобы у ребенка по возрасту сформировались широкие речевые способности, стоит в играх и развлечениях стоит делать акцент на развитие мелкой моторики. Хорошо, что сегодня для этой цели производится огромное количество продуманных игрушек.

Тренируя мелкую моторику, можно значительно облегчить жизнь ребенка, ведь у него при взрослении будет стабильно быстрая реакция, красивый почерк и выраженная ловкость рук.

Чтобы дополнить программу детского сада домашним самообразованием, нужно определить способности ребенка, пройдя консультацию у специалиста. Во время разговора с психологом или другим экспертом можно обсудить волнующие вас темы и предупредить различные проблемы в развитии. Индивидуальная диагностика развития требуется не только детям с отклонениями, но и всем здоровым малышам, так как сегодня увеличивается количество психических расстройств.

Актуальность домашних занятий с детьми растет с каждым днем, так как они органично дополняют образование в ДОУ. Если вы затрудняетесь заниматься с ребенком и не можете организовать эффективные уроки в игровой форме, то просмотрите мастер-классы в интернете или запишите ребенка в платный кружок. Итак, польза развития мелкой моторики очевидна. Далее разберем наиболее популярные виды обучающих занятий.

сопоставление цветов путем вставки самодельных цветочков из деревянных палочек и картона в задекорированную упаковку из под куриных яиц

Рамки и вкладыши

В педагогическую практику эти игрушки ввела знаменитая Мария Монтессори. Они бывают плоскими и объемными (например, стаканчики или коробочки, вкладывающиеся друг в друга, или матрешки). Еще один вариант объемных вкладышей – так называемый сортер , или логический куб (представляет собой довольно большой кубик с отверстиями разной формы, куда надо вложить соответствующую фигуру).

Ребенок тренирует точность движений, знакомится «на ощупь» с основными геометрическими формами. Бывают из дерева, пластмассы или вспененной резины.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  1. Упражнения на пальчиковую моторику – игры «Здравствуй, пальчик!», «Кто это приехал». Включайте воображение и инсценируйте. Можно устроить целый театр.
  2. Используйте пластилин – катайте шарики, просите ребенка слепить вам что-то конкретное. Начинайте всегда с самого простого и постепенно вводите более мелкие детали.
  3. Рвите на мелкие кусочки бумагу. Чем мельче будут кусочки, тем выше развитие мелкой моторики у малыша.
  4. Перебирайте бусы, четки, другие мелкие предметы. Выбирайте разные формы, размеры и фактуры, так вы будете развивать и чувство осязания у ребенка.
  5. Завязывайте узелки, а потом развязывайте их, застегивайте пуговки. Всегда руководствуйтесь принципом «от большого — к маленькому».

Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п.

Мария Монтессори была первой, кто обратил внимание на пользу от подобных занятий. Мелкая работа по застегиванию и расстегиванию различных застежек хорошо развивает мелкую моторику малыша, к тому же способствует развитию самостоятельности. Для обучения понадобятся самые обычные вещи, где есть какие-либо застежки. Учите ребенка

  • самостоятельно расстегивать и застегивать молнии на одежде;
  • позволяйте ему под вашим присмотром расстегивать молнии на сумках или купите персонально для малыша небольшой кошелечек на молнии;
  • разрешайте ему помогать вам расстегивать и застегивать ваш ремень на джинсах;
  • учите ребенка откручивать и закручивать крышки на бутылках.

Такое обучение может проходить незаметно во время какой-либо поездки или сборов на прогулку.

Замечательно, если кроме этого у малыша будут и специальные развивающие пособия, с которыми он в любой момент сможет поиграть, если захочет. Самый интересный, на мой взгляд, вариант, который можно сделать своими руками – это развивающий коврик Монтессори. На таком коврике пришиты самые обычные пуговицы, замочки, липучки, шнурочки и т.п., но все они обыграны интересным для малыша образом. Например, расстегивая пуговку, малыш открывает дверку домика, за которой прячется зверушка. Дети очень любят такие сюрпризы, им нравится находить спрятавшихся персонажей, это мотивирует их приложить усилия, чтобы освоить заветный замочек.

Развивающий коврик можно сшить самостоятельно, а можно приобрести в магазине. В продаже также можно встретить множество других игрушек, которые помогут малышу освоиться с различными застежками и липучками. Например, доска с застежками (KoroBoom, My-shop), коврик с липучками, кукла с застежками.

Приведу также в пример одну замечательную книжку-игрушку «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop). Вместе с ребенком вы сможете сначала снять многочисленные кофточки и жилетки с мальчика, а затем надеть, для этого вам придется поработать с молнией, шнурком, пуговицами, липучками, пряжкой.

Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь мы как обычно должны сделать выбор из двух вариантов: либо мы запрещаем ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо мы показываем и объясняем ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убираем наиболее опасные предметы из его зоны доступа. Так, например, нет ничего плохого в том, что у ребенка для игры будет небольшая бутылочка с откручивающейся крышкой, но при этом все лекарства в вашем доме должны быть заведомо убраны. Подробнее о том, как и что запрещать ребенку, можно почитать здесь.

Важно! Все занятия с мелкими предметами обязательно должны проводиться под наблюдением взрослых, чтобы малыш не засунул в рот или нос какую-нибудь мелкую деталь. После занятий обязательно убирайте мелкие предметы из зоны досягаемости малыша.

Читайте также:  Как Замотивировать Ребёнка На Учёбу: Советы Психолога

На этом пока все. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, FacebookТакже обязательно посмотрите статью, где опубликовано еще 8 игр на развитие мелкой моторики для детей от 1 года:

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 2

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1 , ЧАСТЬ 2

ЛЕПКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ

Искренне ваша, Яна Разначенко

Важно:

Содействовать развитию через игры, ведь в игровой форме ребенок легче обучается и выполняет те или иные задания, а вместе с тем со стишками и считалками осваивает речь и развивает память.

Как подготовить ребенка к школе? Как подготовить ребенка к школе?… Настает время, когда приходится задаваться вопросом — как подготовить ребенка к школе? Школа, безусловно, является «Далее» Как сделать, чтобы ребенок ходил в школу с радостью? Невероятно, но факт: любой ребёнок, отправляясь в школу с полным портфелем, может этому радоваться. А формула такого счастья незатейлива: желание «Далее» Готовность к школе. Что купить для школы первокласснику Готовность к школе. Что купить для школы первокласснику? первокласснику трудно быстро перестроиться на новый режим, переключиться на требования школы «Далее» Как подготовить 6-летнего ребенка к школе Как подготовить 6-летнего ребенка к школе Удовлетворение основных потребностей малыша — это первый шаг на пути его правильного психофизического развития «Далее» Развивающие игры для малышей от 1 года до 2 лет Предложенные нами игры способствуют развитию памяти малышей. Дело в том, что детишки развиты индивидуально: кто-то схватывает все на лету и «Далее» Простые игры с ребенком до года  В этой статье описаны простые игры с ребенком до года — для развития памяти, мышления и внимательности  С первых дней жизни малыш «Далее» Строгие родители Тема статьи посвящается родителям. Бывает, думаешь, что воспитываешь правильно, а на самом деле чересчур перегибаешь палку.  Как понять, что вы «Далее» Какие вы родители? Какие вы родители? 7 признаков того, что вы — плохие родители: Многие критикуют поведение детей, порой даже своих собственных. Считают, «Далее» Признаки хорошей няни Какие признаки хорошей няни? Оставляя ребенка с няней, каждая мама начинает переживать о том, как чувствует себя ваш малыш рядом «Далее» Какой должна быть современная няня? Какой должна быть современная няня? Не каждый родитель знает, как правильно воспитать своего ребенка. Полагаясь в основном на интуицию и «Далее» Ролевые игры у детей Статья про ролевые игры у детей…. Обычно к 3 годам дети начинают играть в так называемые сюжетно-ролевые игры:  кормят мишек, укладывают «Далее» Какую няню хотят видеть в семье Потеряв работу, многие женщины задумываются над тем, чтобы получить работу няни. В этой  статье мы попробуем разобраться в тех бытовых «Далее» Чем занять ребенка в дороге? Вам предстоит поездка с ребенком? Но вы не знаете как ребенок перенесет долгую дорогу и боитесь, что маленький путешественник измотает «Далее» Чрезмерная детская застенчивость. Что делать? Хотя детская застенчивость не считается заболеванием, есть ситуации, которые требуют особого внимания со стороны родителей. В детстве и подростковом возрасте, «Далее» Развитие мелкой и крупной моторики у ребенка Ученые считают важным фактором развитие мелкой и крупной моторики у ребенка. В связи с этим мы попробуем Вам дать ответ «Далее» Характеристика взаимоотношений дошколят Характеристика взаимоотношений дошколят, т.е. детей младшего возраста до школы, обычно имеет стихийное образование или организацию со стороны взрослых. Их формообразования в «Далее» Питание и поведение малышей в 3-4 года Питание и поведение малышей взаимосвязано. Когда ребенку исполняется три года, его уже не нужно кормить из ложечки — он вполне «Далее» Кто лучше: бабушка или няня? Кто лучше: бабушка или няня? Сложный и неоднозначный вопрос…  Каждая мамочка, выходящая на работу после декретного отпуска, сталкивается с очень «Далее» Ребенок истерит, что делать? Истерики детей — неприятное явление в любых обстоятельствах. Находишься ли ты в супермаркете или дома, пытаясь найти покой и тишину, «Далее» Друзья из сказки. Игрушки из мультфильмов. Как играют дети? Как играют дети? …. О какой бы детской игрушке мы не говорили, любая несет определенное послание в себе. Так, разнообразные «Далее» Взаимоотношения детей во время игр Взаимоотношения детей во время игр часто проектирует на себя поведенческие реалии взрослых. Ребенок выступает своеобразным индикатором старшего поколения. Особенно ярко «Далее»

Как проводить занятия

  • Занимайтесь с ребенком регулярно, уделяя внимание массажу, играм, гимнастикам, творческим занятиям.
  • В 2-3 года достаточно массировать кисти, пальчики 3-5 минут. Потом выполнить 1-2 упражнения гимнастики с произношением небольших стишков. Пару раз в неделю проводите занятия по лепке, обучению рисованию.
  • К 4-5 годам увеличьте время самомассажа до 10-15 минут 2 раза в день. Выполняйте пальчиковую гимнастику не менее 20 минут в день. Рисовать или лепить ребенок должен ежедневно.
  • В старшем дошкольном периоде заниматься можно более 30 минут без перерыва. Чередуйте массаж, тренировку пальчиков и кистей в одном занятии. Лепите, рисуйте с ребенком вместе, обязательно включайте в композицию сложные элементы, изображение букв и цифр.
  • Основной принцип занятий – это систематичность, последовательность. Учитывайте особенности развития детей при подборе материалов, карточек, стихов, заданий.

В детском саду есть стенды, методические рекомендации для родителей о том, как развивать мелкую моторику рук у ребенка. Советуйтесь с педагогами и повторяйте пройденный в ДОУ материал дома.