Как научить годовалого ребенка разговаривать?

Некоторое время назад вышла популярная книга для родителей под названием «Как говорить, чтобы дети слушали», которую написали Адель Фабер и Элейн Мазлиш. Однако реалии современной жизни заставляют родителей искать кое-то посерьезней: мы хотим, чтобы дети наши научились ДУМАТЬ и принимать мудрые решения, взвешивая все «за» и «против».

Рассказывайте ребенку об окружающем мире

Мама для малыша – это центр вселенной. Заботливая женщина кормит, одевает, вывозит на прогулки и разговаривает со своим чадом. Как правильно разговаривать с грудным ребенком? Любая мама должна знать, что с детьми не следует сюсюкаться. Почему? Потому что дети берут за пример идеальной речи речь родителей. И если ребенок постоянно будет слышать сюсюканья, то он может решить, что подобная манера вести разговор считается нормой. Многие родители бессознательно портят манеру речи своего чада, а затем удивляются, почему же ребенок так плохо говорит. С какой интонацией разговаривать с грудным ребенком? Мама должна разговаривать спокойно и размеренно. Нужно не повышать и не понижать голос. Следует стараться разговаривать в одной тональности.

О чем говорить с малышом? Умная и заботливая мама будет рассказывать своему чаду обо всем, что происходит вокруг. Грудной малыш лежит на одном месте и ему недоступно созерцание большей части этого мира. Женщина может стать глазами малыша. Она будет рассказывать обо всем, что окружает ее чадо, во время прогулки мама может говорить о том, что происходит сейчас на улице, какое сейчас время года и т. д. Подобные разговоры просто необходимы для нормального развития малыша. Ребенок будет понимать, что мать его любит и относится к нему как к взрослому и сознательному человеку.

#Почему они нас не слышат?

Дети и молодые люди отличаются невероятным бесстрашием и легкомыслием, которые часто ужасают взрослых. Мама может сто раз повторить, что нельзя лезть пальцем в розетку (забираться на крышу гаража, поздно возвращаться домой и пр.).

Но ребенок просто не слышит этих предостережений. Все дело в особенностях психики. Дети и подростки просто не верят, что с ними может произойти что-то плохое, поэтому все родительские наказы нередко пролетают мимо цели.

Дети, вообще, мыслят иначе и, зачастую, иначе смотрят на вещи. К примеру, порядок в комнате с точки зрения мамы и ребенка может выглядеть совершенно по-разному. Маме может казаться, что в комнате сына или дочки царит полный хаос, а ребенок может считать, что у него все рационально устроено, так как все нужное под рукой.

Пытаясь в чем-то убедить ребенка, нужно помнить, что абстрактное мышление становится доступным для детей примерно к 10, а то и 15 годам. Поэтому нотации и нудные назидания, как правило, не вызывают в душе ребенка ни малейшего отклика. При этом ребенок может соглашаться с тем, что ему говорят родители, и радостно кивать в ответ на вопрос: «Ты все понял?».

На самом деле, радость вызвана тем, что скучная воспитательная лекция закончена и можно идти по своим делам. А из того, что битый час втолковывали ему родители, ребенок, скорее всего, не запомнил ни единого слова. Но как поступить? Как-то же нужно учить ребенка правилам безопасного поведения и хорошим манерам? Чтобы родительские усилия не пропали даром, нужно уметь говорить с ребенком на понятном ему языке.

Как развивается речь

Речь ребенка развивается постепенно, он разбирается в работе своих голосовых связок и начинает учить, как управлять артикуляцией. Груднички общаются с нами посредством крика, призывая нас. Потом, придавая плачу разные интонации, малыш может показать, что именно его не устраивает. Внимательные родители, вслушиваясь в крик своего дитя, могут определить причину его возникновения, ведь малыши капризничают по-разному в зависимости о того, что их беспокоит.

В возрасте 4 месяцев начинается освоение гласных, дети иногда соединяют их с согласными. Малыш подолгу может «гулить», протягивая или отрывисто произнося однообразные сочетания. Это еще нельзя считать осознанной речью, ребенок только начинает пробовать издавать звуки и понимать, как положение губ влияет на результат.

После полугода младенец уже хорошо знает названия окружающих его объектов, но все еще не может произнести осознанно нужные слоги. Он продолжает гулить, к освоенным гласным добавляя новые согласные, и подолгу их повторяет. В 9 месяцев грудничок может произнести «баба», «мама», «ляля», «папа», но пока это не осознанная речь, а просто артикуляционная тренировка малыша. Уже сейчас родители могут пробовать научить ребенка некоторым звукосочетаниям.

К своему первому дню рождения грудничок имеет в запасе около 10 слов, произносимых осознанно.

Теперь наступает тот момент, когда вы можете ежедневно учить годовалого ребенка говорить новые звукосочетания и называть разные объекты. После года большинство детей начинают выстраивать предложения, состоящие из двух слов. При этом произношение у малышей, конечно же, далеко от идеала, но внимательные родители способны построить с ребенком общение и научить говорить.

«Словарный запас» детей пополняется с невероятной скоростью, годовалый ребенок пытается назвать все объекты, окружающие его, сокращая количество звуков в словах до освоенного набора. Артикуляция малышей пока не готова к сложным звукосочетаниям, поэтому их речь состоит в основном из «обрезанных» слов с открытыми слогами. Слово «мяч» дитя сократит до «мя», «иди» будет произноситься как «ди». Ваша задача — научить малыша говорить наименования полностью, не обрезая их до ударного слога.

Читайте также:  Как и чем стирать детские вещи в стиральной машине и вручную

В полтора года дитя не только осваивает правильное произношение слов, но и может изменять их формы по падежам и числам. К двум годам дети должны знать около 100 слов и активно пользоваться ими в своей речи.

Конечно же, эти сроки являются средними, и каждый ребенок индивидуален. У тех родителей, которые регулярно разговаривают и занимаются со своими малышами, дети начинают говорить даже раньше.

Говорим слоги

Уже на стадии «гуления» ребенку нужна помощь мамы. Обязательно поддерживайте «разговор», повторяйте за малышом, начинайте общение сами. Малыши быстро подхватывают такой «разговор». Для них это веселая и интересная игра, а для вас способ стимулировать желание общаться.

Важно:

  • Общайтесь с малышом больше.

Рассказывайте, что вы делаете, озвучивайте его действия, комментируйте увиденное малышом. В повседневной жизни для этого есть много поводов: одевание, раздевание, купание, умывание, кормление, прогулки и многое другое.

  • Предлагайте новые звуки.

Повторяя за малышом звуки, добавляйте новые. Малышам нравится подражать взрослым, и он попробует повторять. Ребенок увлеченно «гагакает»? Предложите «гогокать» и «гугукать». Хорошо в этот период вводить небольшие стихи, потешки, обыгрывающие слоги. Например: «Далеко, далеко, на лугу пасутся ко!», «Гуси, гуси, га-га-га!».

  • Ежедневно массируйте ладошки и пальчики.

Развитие мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи ребенка. Регулярный массаж воздействует на точки, связанные непосредственно с речевыми участками мозга. Кроме того, это еще один повод поиграть с малышом.

  • Используйте народные потешки.

Сильное народное средство в освоении родной речи  потешки. Известная «Сорокаорона» и подобные ей игры-стишки превращают массаж в игру, веселую и узнаваемую.

Что поможет разговорить ребенка

1. Используйте простые речевые игры

С малышами до года полезно разговаривать на их “языке”, т.е. подражать тому лепету, который они произносят. Так вы даете им понять, что вы их понимаете. Кроме агуканья, даже с младенцами надо разговаривать четко и не спеша, например, комментируя свои действия или то, что происходит вокруг. Детям важно не только слышать речь, но и видеть движения губ и языка, чтобы учиться подражать взрослым.

Потом стоит учить малыша самым простым словам: му, мяу, топ-топ, би-би и т.д. Делать это надо на примере игрушек: “Вот пришла кошечка. Что она сказала? Мяу”, “Куколка идет, топ-топ”. Самое главное — заинтересовать ребенка игрой и не ждать от него молниеносной реакции.

Как только малыш освоит простые слова, переходите к более взрослой речи. Продолжайте активно озвучивать свои и ребенка действия. Но следите, чтобы это звучало естественно для ребенка. Например, во время игры с машинкой: “Это машинка, она едет по дороге. Что у меня в руке? Машинка”. Поощряйте ребенка говорить, задавая ему вопросы и выражая свои простые просьбы. Постепенно подключайте изучение прилагательных, глаголов, наречий, предлогов и местоимений.

2. Пальчиковые игры

Народные потешки, пальчиковые игры, пальчиковый театр значительно упрощают процесс усвоения новых слов. Эти игры нужны не только малышам 1-2 лет, но и для всех дошкольников. Во время пальчиковых игр хорошо еще делать массаж пальчиков, тем самым развивая тонус мышц рук.

3. Дыхательная гимнастика 

Дыхательная гимнастика поможет ребенку быстрее заговорить и станет профилактикой речевых отклонений. Первые упражнения можно предлагать малышу после года.

  • подуть на перышко, бумажный кораблик или одуванчик
  • задувать свечу
  • вдыхать ароматы, например, понюхать цветы
  • выдувать мыльные пузыри

Во время занятий учите ребенка правильно дуть, не надувая щеки и не сжимая губы.

4. Стройте с ребенком диалог

Не только проговаривайте свои действия, но и старайтесь вовлечь ребенка в разговор. Ваши вопросы станут для него стимулом начать общаться. Не страшно, если ребенок сразу вам не отвечает. Дайте ему время, но каждый раз увеличивайте паузы в ожидании его ответа.

5. Будьте эмоциональны

В разговоре и в играх избегайте монотонной и сухой речи. Детям нужны эмоции, ваши чувства и тактильный контакт.

Помните, что дети быстро устают и не могут подолгу удерживать внимание. Поэтому первые занятия должны быть не дольше 3-5 минут, с 3-4 лет время увеличивается примерно до 15-20 минут. Если ребенок продолжает плохо разговаривать в 4 года, то лучше всего обратиться к логопеду.

Была ли эта информация полезной?ДаНет

Как научить детей говорить правильно

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок научился говорить четко, внятно и красиво. Для этого нужно потрудиться. Не забывайте хвалить ребенка, отмечать его успехи и обращать внимание, когда у него получается чистое произношение. Также следите за тем, чтобы ваша собственная речь была правильной и выразительной.

Как научить ребёнка 4, 5 лет говорить правильно

Игры для развития речи

Игра «Поймай звук»

В эту игру вы можете играть по пути из дома в детский сад и обратно. Например, вы говорите: «Поймай звук «м» в слове «машина», поймай звук «с» в слове «слон», звук «р» в слове «дерево», звук «м» в слове «сом» и т. д. Ребенок должен определить, где он слышит звук: в начале, середине или в конце слова. К 4—5 годам легче всего дети различают звуки в начале и конце слов, сложнее им даются звуки в середине слов.

Игры на развитие правильной артикуляции, фонетического слуха и речевого дыхания (по А. С. Галанову).

«Смешные рожицы». Наверняка это упражнение понравится ребенку. Ведь можно покривляться в свое удовольствие. Сядьте друг напротив друга. Описывайте, что нужно делать и показывайте, как. Например, вы говорите: «Высунь язык, попробуй дотянуться до кончика носа, выдвинь нижнюю челюсть вперед, подвигай ею в стороны, надуй щеки». Ребенок должен все повторять за вами.

«Кораблик». Вам понадобится тазик с водой и бумажный кораблик. Усадите «капитана» на стульчике рядом с тазиком и попросите подуть на кораблик, чтобы он поплыл. Дуть надо с произнесением звуков «ф» и «п». Следите за тем, чтобы малыш не надувал щеки, чтобы звук «п» произносился на выдохе 2—3 раза, а «ф» — непрерывно. Попробуйте подуть сильнее, слабее, прерывисто. Что происходит с корабликом?

«Радист». Скажите ребенку: «Представь, что ты радист и тебе нужно принять и передать важное сообщение. Я буду хлопать в ладоши, а ты в ответ — стучать ребром ладони по столу, я буду говорить «хлоп», а ты будешь говорить «тук»». И покажите на примере, если ребенок сразу не понял, что от него требуется. Начинайте с одного хлопка, затем делайте два, три, четыре. Это будет выглядеть так: хлоп — тук; хлоп- хлоп — тук-тук; хлоп-хлоп-хлоп — тук-тук-тук. Хлопайте тише и громче, чаще и реже. Ребенок должен вас отзеркаливать, обратите его внимание на то, чтобы он стучал с такой же частотой и интенсивностью. Эта игра отлично формирует чувство ритма у ребенка.

«Лиса-Патрикеевна». Для этой игры вам понадобится узкая полоска ткани, круглое печенье небольшого размера. Положите на пол ткань — это будет мост. Ребенок будет лисой, которая идет по мосту. Но она не просто идет: плутовка обхитрила Колобка, положила его на язык и съест только тогда, когда убежит на другую сторону реки. Малыш должен идти с высунутым языком, на котором лежит печенье. Пройдет — съест! Сильная мотивация, ничего не скажешь.

«Жираф и мышонок». Предложите малышу изобразить жирафа: нужно встать на колени, сложить ладони, поднять руки и потянуться вверх, делая вдох. Теперь пусть покажет мышонка. На выдохе нужно произнести звук «ш-ш-ш-ш», присесть, опустить голову и обхватить колени руками. Пока малыш изображает жирафа, вы произносите: «У жирафа рост большой…», когда показывает мышонка, говорите: «А мышонок маленький». Это упражнение нужно повторить 5—6 раз.

«Часики». Скажите: «Представь, что твой язычок — это стрелка часов, которая бегает или медленно ходит по кругу». Чтобы выполнить это упражнение, нужно открыть рот и водить языком по внутренней поверхности губ быстро и медленно.

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ ЧИСТОТА ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ?

Язык — главный инструмент для звукопроизношения. От того, насколько развиты его мышцы, зависит внятность речи ребенка.

От состояния зубов, носоглотки, развитости челюсти. Также нужно знать, что если прикус у ребенка формируется неправильно, у него могут возникнуть дефекты речи.

От развитости речевого дыхания, которое создает непрерывность речи. Чем оно мощнее, тем лучше и красивее звучит голос ребенка.

От фонематического слуха. Некоторые дети не могут различить слова, близкие по звучанию. Например: мал — мул, мял — мел. Они не слышат разницы между фонемами (речевыми звуками), заменяют один звук другим.

Что может логопед?

На логопедических занятиях работа ведется по следующим направлениям:

  • Формирование правильного звукопроизношения;
  • Развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
  • Совершенствование фонематических процессов
  • Совершенствование грамматического строя речи;
  • Обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму;
  • Развитие связной речи;
  • Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Читайте также:  Как уложить ребенка спать легко

Логопедическая работа проводится 2 раза в неделю. График работы — индивидуальный.

Чем именно мы занимаемся на логопедических занятиях?

Лексико-грамматические занятия.

Берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

  • По расширению и активизации словаря;
  • По отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существи-тельных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);
  • По выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;
  • По обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.

Занятия по развитию связной речи включают обучение пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок. На занятиях по развитию фонематического слуха ребенок учится различать звук на слух, вычленять его из речи («Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» и пр).

Занятия по развитию психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания и занятия по развитию мелкой моторики: массаж пальцев рук, пальчиковая гимнастика, формирование аккуратности и моторной ловкости.

Занятия по звукопроизношению включают следующие этапы:

  • Артикуляционные упражнения;
  • Коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.

Помните, что для преодоления речевых дефектов необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми!

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • Не ругать за неправильную речь;
  • Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с логопедом;
  • Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат!

Самоподдержка

Что вы делаете, когда у вас проблемы? Звоните друзьям/подругам? Ищете информацию в интернете? Утешаетесь тортиком или пивом? Знает ли ваш ребенок, как взрослые люди обращаются с разнообразными жизненными трудностями? Какой у него репертуар самоподдержки? Хорошо, если вы имеете хотя бы базовые представления о типах личности. Потому что одному человеку, чтобы отдохнуть, надо выйти в люди, сменить обстановку, поглазеть и пошататься среди огней и звуков (экстраверты), а другому — побыть одному в тишине и поразбираться в шкафу (интроверты). Кто-то нуждается в объятиях, чае с печенькой и теплом пледе, а кому-то необходимо время от времени совершать небольшой подвиг, чтобы получить аплодисменты и восхищение. (Находим в сети книжки «Пять языков любви», «Мужчины с Марса, женщины с Венеры», «Проект Счастье», изучаем, подсовываем детям. Мальчикам можно подсовывать выжимки и краткое содержание). Вы знаете это о своем ребенке? А он знает? Мои трое детей представляют собой практически 3D-модель: одной необходим порядок, тишина и общение с близкими подругами, другой — очень много событий и занятий, третьему — обожающая публика и кто-то нуждающийся в его заботе рядом. И я потратила довольно много времени, чтобы они научились себе эти источники энергии находить.

К сожалению, если девочек еще как-то обучают искусству заботы о себе, мужчинам предписывается полностью отдать эту функцию матери или подруге/супруге Максимум, что им разрешено культурной традицией — агрессивно жаловаться на жизнь. Все. При этом о других заботиться можно и даже желательно. Но обращать внимание на своё самочувствие, настроение, желания — это фи, это так немужественно.

Индивидуальные особенности развития или отставание?

В каком возрасте малыш начнёт понимать речь? Этим вопросом задаются все волнительные родители. Но не нужно паниковать раньше времени. Стоит отметить, что нормы развития отличаются гибкостью. Если ваш ребёнок не понимает значение слов, то помните, что допустимы колебания в пределах трёх месяцев. При этом мальчики могут отставать от девочек на 5 месяцев. Поэтому не переживайте, если ваш малыш понимает слов 7, а другие дети его возраста 12.

Большинство родителей думают, что за формирование понимания речи отвечает конкретная зона мозга. Однако ребёнок начинает понимать слова при нормальном функционировании обоих полушарий. У мальчиков хуже развивается речь из-за более тонкого пучка нервных волокон. Если у ребёнка отсутствуют неврологические, психические и мозговые заболевания, то небольшие отставания легко корректируются. Главное вовремя обратиться к специалистам, если вы заметили, что ребёнок не понимает слов. Помните, что ситуацию нельзя пускать на самотёк. Если ребёнок не понимает значение слов в 2-3 года, то есть повод для волнения. Профессионал заметит задержку в психическом развитии (ЗПР) или умственную отсталость даже на ранней стадии. Поэтому, если вы не знаете, что делать, если ребенок плохо понимает и говорит, то обращайтесь за помощью.

ЗПР и умственная отсталость: признаки существенной задержки речевого развития

Если ребёнок не понимает смысл слов после 2-2,5 лет, то можно говорить о наличии ЗПР (или задержки речевого развития – ЗРР). Серьёзная степень задержки характеризуется следующими признаками:

  • дети четырёхмесячного возраста начинают реагировать на мимику и жесты родителей. Ребёнок с ЗПР не делает этого;
  • в норме в восьмимесячном возрасте ребёнок начинает лепетать (ба-ба, та-та и пр.), а при ЗРР и умственной отсталости этого часто не происходит;
  • в год ребёнок воспринимает многие слова, издаёт разнообразные звуки и пытается говорить с родителями. Дети с ЗРР ведут себя очень тихо;
  • в полтора года ребёнок должен понимать своё имя и названия знакомых предметов, говорить «мама», «папа», «дай», а также выполнять простые просьбы «покажи», «ляг», «иди ко мне»;
  • у ребёнка присутствуют сложности с пережёвыванием пищи и сосанием, например, в полтора года малыш не может съесть даже нарезанную морковку;
  • при ЗРР двухлетний малыш пользуется только отдельными знакомыми словами и не запоминает новые фразы;
  • кроха знает значение до двадцати слов в 2,5 года, не разбирается в окружающих предметах и частях тела, не выполняет несложные просьбы, не составляет простые фразы («дай кушать», «хочу спать»);
  • речь трёхлетнего ребёнка настолько неразборчива, что его трудно понять даже маме с папой, малыш не составляет простые предложения (существительное + глагол + прилагательное), не может вникнуть в смысл рассказа в прошедшем или будущем времени;
  • малыш говорит, используя заученные фразы из книг и мультфильмов, не составляя свои предложения и не понимая значение всех слов, или зеркально повторяет за родителями. В этом случае рекомендуется сразу обратиться к психиатру;
  • приоткрытый рот с повышенным слюноотделением, отсутствие способности делать простые задания и ЗРР могут свидетельствовать об умственной отсталости.

Если ребёнок не понимает значение слов, то внимательно понаблюдайте за ним. Присутствие вышеперечисленных признаков требует срочного обращения к специалисту.

Причины возникновения ЗРР

Перед тем как решать, что делать, если ребёнок не может освоить речь, необходимо установить причину отставания. Она может быть связана:

  • перенесёнными детскими заболеваниями в тяжёлой форме;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • снижением слуха;
  • поражениями головного мозга;
  • наследственностью и пр.

Если вы не знаете, что делать, если ребёнок не понимает слова, то посетите невролога, психиатра, дефектолога, сурдопедагога и нейропсихолога.

При возникновении отклонений у малыша важно научить понимать его смысл слов. Для этого существуют различные программы коррекции. Например, вы можете проконсультироваться со специалистами центра «НЕАПЛ». Они назначат малышу занятия. Регулярно посещая их, любой ребенок начитает воспринимать слова и освоит речь.

Что делать, если ребёнок не начал говорить в года

Что делать, если ребёнок не начал говорить в 3 года

Причиной могут быть социальные, педагогические или психологические проблемы. Возможно, ребёнок испытал сильный стресс. Посещение детского невролога, психолога, психиатра, логопеда позволят выявить и устранить причины нарушения речи.

Советы логопеда

  1. Постоянно общайтесь с малышом.
  2. Говорите чётко, не торопливо.
  3. Многократно повторяйте слова, фразы.
  4. Проговаривайте вслух все эмоции и действия ребёнка

Например: « Сашенька, ты плачешь, потому что запнулся за машинку и упал. Давай, мама погладит твою ножку, пожалеет Сашеньку:»У киски не боли, у собачки не боли и у Саши заживи!» А машинку мы поднимем, уберём с дорожки. Машинка,не едь к Сашеньке под ножки. Сашенька, смотри внимательно на дорожку, когда бегаешь, не наступят ли ножки на машинку или другую игрушку. Хорошо?»

  1. Озвучивайте любую ситуацию.
  2. Будьте всегда в хорошем настроении.
  3. Поддерживайте малейшие попытки общаться.
  4. Ведите дневник новых действий, слов, предложений, о котором сказано ранее.

Вывод:

Существует уникальное средство для воспитания личности, способной добиться успехов в любой сфере деятельности.

Что делать, если ребёнок не начал говорить в года

Это – раннее развитие. Благодаря раннему развитию, вы предоставляете малышу возможность через игру узнавать мир, копить впечатления, расширять словарный запас.

Учить играя – непрерывный, кропотливый, но радостный труд. Пусть малыш видит, как интересно учиться.

.Раннее развитие не лишает ребёнка детства, а превращает каждый день в содержательный, насыщенный, яркий и весёлый праздник детства.

Не упустите время. Именно в этом возрасте быстрыми темпами развивается мозг, речевые функции.

Не ждите трёх лет, развивайте вашего малыша уже сегодня.

Что делать, если ребёнок не начал говорить в года

Успехов вам!

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее