Как научить ребенка быть самостоятельным

Если хотите разобраться, насколько вы с ребенком понимаете друг друга и насколько солидарны в вопросе выбора профессии, пройдите наш бесплатный тест для детей и родителей.

Почему важно приучать детей к самостоятельности?

  • Такие, казалось бы, простые действия, как застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, являются сильнейшими стимулами для развития коры головного мозга за счет тренировки мелкой моторики рук.
  • Люди, которых с детства приучили к тому, что есть вещи, которые никто не станет делать за них, во взрослой жизни также склонны рассчитывать лишь на свои собственные силы. Кроме того, они более аккуратны и организованы.
  • Ребенок, который обращается к родителям за помощью по малейшему поводу, став взрослым, едва ли будет способен принимать решения самостоятельно. А вот необходимость справляться с определенным кругом задач без внешнего вмешательства развивает ответственность, уверенность в себе, а также инициативность.

Как помочь ребенку стать … Без нянь: как приучить ребенка к … Воспитание малыша от 1 до 3х лет — одна … Как научить ребенка быть самостоятельным

Вместо заключения

Человек как личность формируется в основном уже к 5-6-ти годам. А в отношении развития некоторых способностей “после трех уже поздно” (Именно так, например, назвал свою книгу Масару Ибука – создатель известной фирмы “Sony” , который в силу личных обстоятельств посвятил много времени и сил изучению и практическому преодолению проблем патологии раннего развития. Вместе с тем, человек может развиваться и совершенствоваться всю свою жизнь до глубокой старости. Главное, чтобы у него было желание изменять себя, творческое отношение к жизни и уверенность в своих силах. Фундамент такого позитивного, созидательного отношения личности (как основа её будущей успешности) закладывается в раннем детстве, когда все еще только начинается.

Поэтому лучшее, что могут дать родители своим детям – это возможность с раннего детства поверить в свои силы (!) и постоянно расширять (!) область своей реальной, практической самостоятельности. Подтверждая тем самым, что они способны быть ответственными и успешными, что они действительно могут “строить” свою жизнь, а не влачить в ней жалкое – пассивное и зависимое – существование.

Включим немного музыки для настроения? Сейчас играет: Открыть сайт Клубер FM | Приложение для iOS | Приложение для Android

К какому возрасту должна проявляться самостоятельность

Период от 2 до 3 лет в наибольшей степени подходит для развития самостоятельности. Малыш хочет познать весь мир, тянется к новым открытиям, и именно в этот момент проявляется инициативность, которую нужно поддержать и, самое главное, не подавить.

Дети к трём годам уже должны обладать этим качеством: уметь одеваться, раздеваться, элементарно ухаживать за своими вещами, держать ложку, кормить и поить себя, а так же нести ответственность за свои поступки.

Причина несамостоятельности детей – огромная вина их родителей. Из-за чрезмерной опеки они подавляют в ребёнке всю инициативность и самостоятельность, не оставляя права на действия и ошибки. Гиперопека проявляется в тотальном контроле родителей над детьми. Прогулки, общение с друзьями – все под пристальным контролем. Под запретом даже поездки в детский лагерь в более старшем возрасте. Конечно же, каждый родитель безумно любит своего ребёнка и желает ему только добра, но любовь должна быть не во вред, а на пользу.

Одна из причин отсутствия самостоятельности – слишком строгие родители. Дети таких родителей просто напросто боятся разочаровать своих мам и пап и, сами того не замечая, подавляют в себе самостоятельность. А ведь лучшее обучение – это метод проб и ошибок.

Что должен знать первоклассник

Большинство школьных психологов выдвигают четыре критерия готовности к обучению:

  • Личностный – развит, если учебное заведение манит не только возможностью каждый день видеться с друзьями, новыми красивыми тетрадками и ручками, а еще и стремлением узнать что-то новое, стать умнее.
  • Интеллектуальный – это и грамотная, связная речь, и умение слушать преподавателя, и наличие определённых знаний и кругозора.
  • Социально-психологический – включает в себя умение общаться, способность сосредоточиться на занятии.
  • Физиологический – отсутствие отклонений в развитии, физическое здоровье и психологическая устойчивость.

Дети, которые посещают детский садик, легче переживают первое время учёбы, чем домашние. Это связано с тем, что уже с трех с половиной лет воспитатели начинают преподавать им базовые вещи, и к первому классу детсадовцы имеют определенный багаж знаний.

Читайте также:  Близорукость у детей: признаки, развитие, профилактика, лечение

Если родители занимаются с будущим школьником самостоятельно, беспокоиться не о чем. Постепенная тренировка навыков, необходимых для обучения на начальном этапе, позволит вашему сыну или дочке не только чувствовать себя уверенно среди других ребят, но и поможет развить интерес к учёбе.

В чем польза такой помощи

1. Ребенок научится справляться с неудачами

Детское мировоззрение во многом зависит от родителей. В наших силах повлиять на то, как ребенок будет относиться к своим победам и поражениям. Уборка и готовка не всегда обходятся без маленьких неприятностей. Разбитая тарелка, упавший цветок, рассыпанный порошок — это случалось с каждым. Бытовые казусы научат детей принимать решения в сложных ситуациях и выносить правильный опыт из неудач. Важность развития бытовых навыков отмечают 60% родителей в России.

2. Ребенок научится быть более ответственным

Забота о доме учит нас следить не только за чистотой квартиры. Ребенок понимает, что от него зависит многое: полит ли жасмин, покормлены ли рыбки. Более 70% родителей согласны с необходимостью воспитания ответственности в детях. Ребенок видит: помыл посуду — ест из чистой тарелки, убрал машинки по местам — может привести друзей в чистую комнату. В этот момент он начинает понимать: у поступков есть последствия.

3. Ребенок станет более уверенным

Заниженная самооценка мешает полноценному развитию личности. Чувство собственной значимости — главное «лекарство» от этой «болезни». Выполняя работу по дому, ребенок видит, как родители радуются его успехам. Он понимает, что все старания не напрасны.

Привилегия побыть одному

Безусловно, общение ребенку необходимо! Общение с близкими, которое эмоционально укрепляет его и помогает в развитии, а также общение с ровесниками, закладывающее в нем социальные навыки. И вместе с тем ребенку необходимо научиться быть одному. Научиться слушать и смотреть без того, чтобы подсказали: «слушай», «смотри». Научиться самому играть, самому думать. Научиться сосредоточенности, созерцательности.

Ребенок, который не умеет оставаться один, очень зависит от окружающих. Беда не столько в том, что с таким ребенком труднее, сколько в том, что это сильно влияет на его характер. Вместо способности к внутреннему углублению в нем вырабатывается стремление привлечь и удержать внимание взрослых, растет неуверенность в себе и эмоциональная зависимость от окружающих.

Это не всегда просто — научить быть одному. И всегда возможно. Причем, начиная с самого раннего возраста. Например, оставить малыша одного, включив музыку, которую он любит, или дать интересную игрушку, придумать увлекательное занятие.

Более того — побыть наедине с собой он может даже в вашем присутствии, просто углубившись в свои дела.

Ошибка многих родителей — в использовании одиночества в качестве наказания для ребенка (поставить в угол, закрыть в пустой комнате, изолировать от группы и т.п.). Именно отсюда потом и вырастает в людях панический страх одиночества, неадекватная потребность везде и всюду находиться в обществе других, пусть даже чужих, людей. А меж тем одиночество — это привилегия! Это условия, при которых ребенок естественным образом учится быть самостоятельным и уверенным в себе.

А если ребенок склонен к внутренней сосредоточенности, отнеситесь с уважением к этой черте его характера. Не теребите его, не считайте себя вправе в любой момент оборвать всякое его занятие. Вместо этого присмотритесь к малышу, постарайтесь понять или почувствовать, какая внутренняя работа в нем происходит.

Особенно острую потребность побыть наедине испытывает единственный ребенок в семье, когда идет в садик или школу. Нервную систему малыша, непривычного к присутствию посторонних, истощают усиленное общение, переизбыток информации и неизбежное вторжение других детей в его личное пространство. Правильно отнеситесь к его желанию побыть в одиночестве. Ведь и вы после тяжелого рабочего дня чувствуете необходимость прийти в себя, побыть в тишине. Разве не так? Освободившись от психологической усталости, он сам позовет вас и расскажет обо всем, что случилось за день.

Самообслуживание

Из чего будет состоять его учебный день? Проснулся, обнаружил, что опаздывает (потому что дома мама будила к уже накрытому завтраку), пулей вылетел, неумытый, нечесаный, голодный. Оделся в то, что с вечера (хорошо, если) снял. Погода могла поменяться, но кто ж обращает внимание на погоду! Большинство моих знакомых молодых людей носит шорты и кроссовки до серьезного снега, а потом зимние ботинки — до летних каникул. Потому что, как мы все знаем, за одеждой следит мама. Плюс-минус проснулся ко второй паре, понял, что уже на грани голодного обморока, забежал в лавку, купил булку, нет, три, нет, пять булок и бутылку колы, вроде полегчало. В обед — какой-нибудь бургер, на ужин — большая кружка пива и мороженое. Повезло, если сразу появилась девушка, она хоть немного следит и направляет. И даже может мягко намекнуть, что толстовку пора постирать, да и джинсы уже превращаются в инсталляцию. К предложению почистить обувь современные дети относятся примерно как к «растопи печку и поставь самовар». Понимаете, к чему я клоню? Мы сами, своими руками, выращиваем полностью непригодных к жизни молодых людей.

Читайте также:  Если малыш плохо ест — Алевтина Луговская

Мы так зациклены на учебе и поступлении в вуз, что забываем научить заботиться о себе, не говоря уже о тех, кто рядом. Поэтому я предлагаю последовательно и настойчиво приучать детей обоих полов к уходу за собой. Конечная цель — полное самообслуживание к моменту окончания школы. Стирка, покупка одежды, продуктов, косметики, готовка — все это подросток может и должен делать сам. Берите его с собой по магазинам, обсуждайте разные марки средств для посуды, учите правильно расходовать средства, не попадаться на всякие маркетинговые уловки, пользоваться скидками и спецпредложениями. Подпишите его на прекрасный мужской журнал Men’s Health, да и девочек тоже можно, там полно всяких лайфхаков и инструкций класса «каша из топора», «что делать, когда отравился несвежей водкой», «10 способов выглядеть прилично, хотя ночь провел на помойке». На самом деле это один из главнейших страхов человека, стоящего на пороге родного дома с узелком на плече: кто будет за мной ухаживать? Он не произносится, потому что засмеют, но вы не поверите, сколько юношей и девушек признавались мне в этом как в основном препятствии к самостоятельной жизни. Кроме того, очень важно научить ребенка выделять время на все эти упражнения. Ведь если вы обслуживали его целиком и полностью, чтобы «не отнимать время от уроков», он может даже не догадываться, что стирка вручную — это примерно час. Готовка — еще час. И покупка продуктов на неделю — часа полтора. Соответственно, не будет резервировать время и силы под эти неинтересные дела.

Читайте еще: Куда поступить после 11 класса >>

Какие методы применять?

Не стоит останавливать ребенка, когда он пытается делать что-либо самостоятельно

Если вы решили приучить свое сокровище к самостоятельному выполнению различных дел, запаситесь терпением и действуйте грамотно. Несложные правила дают ответ на то, как воспитать самостоятельность у ребенка:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как правильно приучить ребенка к порядку и чистоте?

  1. Каким бы делом не занялся ваш отпрыск, не спешите ему на помощь. Подождите, пока малыш справиться сам, даже если его действия приведут к появлению грязи или займут больше времени, иначе ему трудно будет чему-то научиться. Если и помогать, то только после того, как ребенок сам об этом попросит.
  2. Малыш пытается одеть штанишки или вымыть чашку, не останавливайте его. Разумную инициативу следует поощрять. Обязательно поддержите попытки крохи, похвалите его усилия, несмотря на то, что штаны надеты задом наперед, а после мытья чашки вода повсюду. Остановите раз, другой, – и самостоятельности от ребенка не дождетесь долго.
  3. Приступая к формированию у детей независимого поведения, обеспечьте для их экспериментов безопасное пространство. Уберите из зоны доступности бьющиеся, колющиеся, обжигающие предметы. Особенно важно провести такую генеральную «уборку» в комнате ребенка, тогда вам не придется все время следить за действиями отпрыска и одергивать его.
  4. Оставьте за детьми право выбора в ежедневных делах. Например, пусть сын сам выберет книжку для чтения или шапочку, в которой пойдет сегодня на улицу. Составляя меню на обед, спросите у крохи, что он будет кушать, рис или картошку. Предлагая варианты выбора, вы негласно обозначаете уважение к решению сына или дочки.

С какого возраста можно развивать ответственность?

Это чувство начинает формироваться в раннем возрасте. Взрослым стоит терпеливо и тактично направлять своих детей, не отступая перед их нежеланием взрослеть, но и не оказывая чрезмерного давления. До 3 лет дети не могут оценивать последствий своих поступков. С 3 до 5 лет закладываются азы – малыши уже способны выполнять несложные обязанности. Например, полив цветов, уборка игрушек, прочие мелкие поручения. Ответственность в этом возрасте формируется поэтапно.

  • Родитель учит маленького помощника выполнять несложную работу, объясняя цели и последствия невыполнения. Например, возможна такая логическая цепочка: цветок нуждается в воде, без неё он погибнет, люди, вырастившие растение, отвечают за него.
  • Ребёнок осознает необходимость действий, принимает решение их выполнять, но периодически забывает. Ему нужно напоминать о его намерениях.
  • Конечная цель – полная самостоятельность, ребёнок осознанно принимает решение заниматься чем-либо. В напоминаниях нужды не возникает.
Читайте также:  Развитие грудничка в 6 месяцев: физические навыки и умения

Начиная с 5 лет список дел расширяется, но взрослые принимают решение, можно ли полностью передать заботу о чём-либо младшему члену семьи. Ведь он ещё не может правильно оценивать собственные возможности. Начиная с 7 лет инициативность и самостоятельность поощряются.

Стоит понимать, что все дети индивидуальны. Даже самый правильный подход не гарантирует, что к подростковому возрасту чувство ответственности сформируется полностью и будет охватывать все сферы жизни.

Комментарий психолога:

У ребёнка с трёх лет возникает желание взять ответственность в свои руки. Это всем известное: «Я сам». Важно уловить момент, поддержать инициативу и не отбить желания решать свои небольшие вопросы самостоятельно. «Не бери. Не трогай. Не делай, ты еще маленький», – плохая линия воспитания. В статье это хорошо описано. Но не нужно забывать, что перегрузки в этом вопросе тоже ни к чему. И если поручения слишком сложные и ребёнок не может с ними справиться, то эффект будет противоположным. Такая ситуация может напугать, и позже он станет избегать ответственности, пытаясь переложить на плечи других. Зона ответственности должна расти постепенно. В пять лет – одна. В семь – побольше. Далее с каждым годом или полугодием ответственность растёт и задачи усложняются.

Режим ребенка: подавление свободной личности или залог стабильной психики?

Нужен ли ребенку режим? Насколько велика опасность подавить творческий потенциал малыша, если с малых лет приучать его к порядку во всем? Многодетная мама и психолог Екатерина Бурмистрова рассказала об этом корреспонденту портала «Православие и мир» Тамаре Амелиной.

Когда росли мы, нынешнее поколение родителей, режим в жизни ребенка не являлся чем-то обсуждаемым. Он должен был быть. Младенцев кормили по режиму, в детском саду, на продленке, в пионерлагере был режим. Никто в значении режима не сомневался. Все дети вырастали режимными.

Режим ребенка: подавление свободной личности или залог стабильной психики?

Но пока ребенок не читает, это может быть, как говорят психологи, некая пентаграмма, серия рисунков: вот малыш встал, вот почистил зубы, вот малыш заправил кроватку вместе с мамой, вот пошел кушать, одевается на гуляние. В картинках должна быть выражена вся последовательность распорядка дня. Многие родители говорят: «Я рисовать не умею». Я бы лично хотела, чтобы такой плакат можно было приобрести в полиграфическом варианте, но любой уровень картинок устроит ребенка. Если уж совсем рисовать не получается, можно вырезать картинки из журналов или скачать из Интернета, качество графического исполнения совершенно не важно. Важно – наглядно вынесенная серия последовательных сюжетов. — Не хочу гулять! – говорит малыш. — А что у нас нарисовано на картинке? Так все детки делают. Дети, которые умеют читать, вместе с мамой заполняют свой распорядок, с часами. Ближе к школе нужно учить ребенка разбираться во времени. Рекомендации по поводу режима из своей практики: захронометрировать вместе с ребенком его основные дела. «Ты хочешь одеваться быстрее? А давай поучимся с таймером». Ребенок должен знать, что не просто нужно одеться, а на одевание нужно столько-то времени. И особенно важно, одна из самых типичных проблем – уроки с ребенком. Чтобы делание уроков не растягивалось на часы, ребенок к концу первого класса должен быть обучен основам тайм-менеджмента. Он должен знать, что такое 5, 10 минут, полчаса, что он может успеть за этот период. Ребенок должен знать, что, если он сделает уроки вовремя, уложится в тот интервал, который в его распорядке заложен, то у него будет выбор интересных занятий (не только мультики): погулять, почитать, поговорить с мамой. И тогда эти неприятные обязанности не будут расползаться. Важно, чтобы за режим ребенка взрослый постепенно переставал отвечать. Взрослый человек режим задает, но к середине начальной школы ребенок должен уметь сам по своему режиму двигаться. 85 % всех людей (по данным физиологов) относятся к ритмичным людям, которым в определенном ритме жить проще – просыпаться в одно и то же время, укладываться в одно и то же время. Только 5-7% людей страдают от порядка, но обычно эти особенности проявляются не в детском возрасте. Человеку любого типа легче жить в режиме, он тратит меньше сил, меньше энергии. Приведу научное понятие, так называемый «динамический стереотип, временной стереотип» (по Павлову) – система реакций на время, т.е. когда в одно и то же время человеку дают завтракать, то у него заранее, за несколько минут начинает выделяться желудочный сок. Когда, примерно в одно и то же время ребенка укладывают спать, у него мозг начинает заранее готовиться к переходу в состояние сна. ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ МОМЕНТ: ДЕТИ ЛЮБЯТ ПОРЯДОК ИЗНАЧАЛЬНО, ОНИ СКЛОННЫ К ПОРЯДКУ, ДЛЯ НИХ ЛЕГЧЕ ЖИТЬ В ПОРЯДКЕ.