Как научить ребенка самостоятельно есть ложкой?

Российские школьники приступили к учебе, а для их родителей начался новый период испытаний на прочность и терпение. Говорят, родители ждут школьных каникул еще больше, чем дети. Узнали себя? Тогда этот материал для вас. Сегодня мы расскажем, как помочь ребенку хорошо учиться, а родителям — не тратить на это нервы.

Как так получается, что родители начинают учить уроки с детьми?

Мама: В начальной школе мы попали к очень сильному учителю, и с первого класса на домашние задания уходило по четыре часа. Сына пугал большой объем заданий — полтора листа одних крючочков, потом плюсиков-минусиков… К тому же он левша и в начальной школе ломал рабочую руку — приходилось писать правой. Поэтому я с самого начала сидела с ним.

Сейчас, в пятом классе, я вижу результаты этого адского труда, когда родители выли в чатах. Нашу школу слили с другой, более сильной. И нашим детям проще, чем тем, у кого программа была легче. Так что я думаю — возможно, те объемы были правильными.

Психолог: Все начинается с огромной тревоги родителей: они боятся, что их ребенок будет успевать не так хорошо, как им хотелось бы. Таким образом родители себя успокаивают и ставят себе пятерки за то, что они все держат под контролем.

Педагог: Иногда родители спрашивают ребенка, все ли у него в порядке с уроками, и слышат, что где-то нужна помощь. Или не просто спрашивают, а сами хотят проверить домашнее задание — убедиться, что все выполнено правильно. А если мама не работает, то у нее может быть и желание, и возможность сопровождать процесс, чтобы всегда был шанс повлиять на ситуацию.

Еще одна важная причина — сейчас все больше родителей, которым ценно образование ребенка. Для них это то, во что есть смысл вкладывать силы и средства, — и они не пускают это на самотек.

С какого возраста учить ребёнка чтению

На рекламных плакатах, которые рекламируют развивающие центры, нередко предлагают сверхсовременные методы обучения детей чтению чуть ли не с пелёнки. Но давайте подумаем над тем, нужен ли младенцу подобный навык. Ответ очевиден – нет! В раннем возрасте малышам необходима забота мамы и папы, а не регулярные «развивашки».

Специалисты советуют ориентироваться не на возраст детей, а на их индивидуальные особенности. Некоторые малыши проявляют интерес к книгам и занятиям уже в 3 года, другие же начинают заглядывать в книгу и проговаривать слоги в пять лет. И это нормально, ведь каждый ребёнок развивается в своём собственном темпе.

Вот почему не стоит привязываться к определённому возрасту, гораздо важнее оценить, «созрел» ли ребёнок к чтению.

Критерии готовности следующие:

С какого возраста учить ребёнка чтению
  • умение выстраивать предложения;
  • достаточно богатый лексикон, понимание сказанного и прочитанного родителями;
  • чёткая и связная речь;
  • произношение и различение звуков речи;
  • умение различать созвучные слоги (ба-па, ва-фа) и буквы в сходно звучащих словах (плод-плот);
  • способность ориентироваться в пространстве – право-лево, верх-низ (нужно, чтобы ребёнок умел следовать по тексту с левой стороны вправо и сверху вниз);
  • умение концентрироваться на оном занятии в течение 15 минут;
  • выраженный интерес к буквам и книгам.

Даже если малыш в чём-то не соответствует приведённым выше критериям, расстраиваться не стоит. Нужно больше заниматься с ребёнком: несвязная речь – больше и чаще разговариваем с ним; замена звуков – обращаемся за помощью к логопеду, проводим артикуляционную гимнастику и пр.

Пожалуй, самый важный критерий готовности с психологической точки зрения – заинтересованность ребёнка в чтении, книгах. Если он хочет научиться читать, нужно не упускать момент и удовлетворить этот запрос.

Читайте также:  Все о грудном вскармливании: советы молодой маме

Что такое самостоятельность

Для того, чтобы приступить к воспитанию самостоятельного ребёнка, необходимо понять, что же такое самостоятельность.

Самостоятельность-это такое свойство человека, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке, критичности и способности быть ответственным за свои действия и поступки. Самостоятельный человек способен ставить перед собой цели, достигать их, может решать свои проблемы, существовать независимо от других.

Самостоятельность — это не только физические навыки и умения, самостоятельность — это образ жизни, умение делать правильный выбор, решать задачи, нести ответственность за свои действия, не зависеть от мнения других людей.

Воспитание самостоятельности у детей должно основываться на четырёх главных критериях:

  • необходимо формировать у малыша адекватную самооценку
  • Развивать у своего крохи инициативность
  • Развивать критическое мышление, особенно у подростков
  • Воспитывать чувство ответственности

Многие родители полагают, что самостоятельными дети становятся ближе к 10-15 годам. На самом деле, это ошибочное предположение. В таком возрасте уже сложно привить самостоятельность своему ребёнку, ему будет трудно сделать что-то без посторонней помощи и быть ответственным за свои поступки.

Когда ребенок становится самостоятельным? При должном воспитании уже и в три года малыш способен быть самостоятельным: он может о себе позаботиться, осознает свои обязательства, имеет простые навыки самообслуживания. У таких детей лучше развиваются такие качества, как целеустремленность и уверенность в себе.

С какого возраста начинать учить английский с ребенком?

По поводу этого вопроса между педагогами развернулась целая дискуссия: когда лучше начинать, стоит ли учить английский с малышами или нет? Наш ответ – да, стоит. Но главное – дождаться, когда у ребенка закончится процесс формирования родного языка. То есть он будет иметь чистое звукопроизношение и в должной мере развитую связную речь. Поскольку каждый ребенок развивается по-разному, то называть какие-то точные временные рамки нельзя. Но минимум ≈ с 2,5 лет (не раньше).

Как научить ребенка читать: советов для родителей

Если же вы хотите самостоятельно научить ребенка читать по слогам, то можно начать с этих универсальных советов:

  1. В 3-4 года учить читать рано, но вот книга должна быть в жизни ребенка. Читайте ему вслух (и даже тогда, когда ребенок сам научится читать), играйте в игры, рассматривайте картинки, спрашивайте о прочитанном, просите ребенка помочь сочинить сказку.
  2. Обучение должно проходить в форме игры, а по времени занятия должны занимать не больше 5-10 минут на начальном этапе.
  3. Если вы будете заставлять ребенка учиться читать, то можете сформировать у него стойкую нелюбовь к книгам, чтению и обучению. Тут вам может помочь фантазия, игры, терпение и знание своего ребенка. Для непоседливых детей лучше всего подойдет обучение с наглядным материалом, вроде кубиков со слогами или магнитной азбуки, игры на ходу, пение. Но и с усидчивым ребенком не нужно превращать занятия в нудные уроки.
  4. Важно: не сравнивайте своего ребенка с другими, не ругайте и не вздыхайте горько, если все идет не так быстро, как вам хочется. Помните, чтение – сложная задача для мозга, а у каждого ребенка свой темп обучения.
  5. Чтобы заинтересовать ребенка чтением, покажите, что книга – это интересно. Выбирайте книги, подходящие по возрасту ребенка, с красивыми иллюстрациями и качественным текстом, читайте ему с выражением, покупайте книги вместе, сделайте для детских книг отдельный небольшой стенд или полочку.
  6. С чего начать обучение чтению. Из всего многообразия методик, родители часто возвращаются к традиционному способу – обучению с помощью букварей. Такая книга должна быть достаточно большого формата, с качественным переплетом, плотной бумагой и четким шрифтом. Авторы наиболее популярных букварей: Надежда Жукова, Елена Бахтина, Олеся Жукова и другие. Некоторые родители предпочитают соединять упражнения из двух букварей разных авторов.
  7. Как научить ребенка читать по слогам: на первом этапе ребенок учит гласные буквы (АУ, ИА, УА), потом согласные. На втором – учится соединять буквы в слоги (одна буква бежит ко второй и получается слог). После этого ребенок учит сначала несложные слоги (ма, па, мо, ло), а потом сложные с шипящими и глухими согласными. Теперь можно приступать к чтению первых простых слов. Покажите ребенку, как составлять первые слова из слогов. На каждом этапе подбирайте подходящие упражнения для закрепления материала. После того, как ребенок научится читать слова, переходите к предложениям. Первые предложения должны быть из двух слов знакомых ребенку, потом из трех. Задачи усложняйте постепенно, когда маленький ученик уже освоит предыдущие упражнения.
  8. Важно: не учите ребенка названиям букв “эм”, “эн”, “эр”. Он должен правильно произносить каждый звук – м, н, р. Это поможет ему потом правильно читать слова: не “дэ-о-эм”, а “дом”.
  9. Занятия должны быть непродолжительными по времени (заканчиваться до того, как ребенок устанет), но регулярными. Обязательно повторяйте пройденный материал, чтобы закрепить знания.
  10. Идите от простого к сложному, разбавляйте занятия интересными играми, поощряйте ребенка и не подгоняйте и не сравнивайте ни с собой в его возрасте, ни с другими детьми. Ребенок будет испытывать гордость за свою работу, если ему надо будет приложить немного усилий, чтобы преодолеть препятствия.
Читайте также:  Круг для купания новорожденных - польза или вред?

Простые правила успешного обучения

  • Начните с малого и учите ребенка читать в игровой форме. На детской площадке можно показывать буквы, нарисованные палочкой на песке, дома — пальчиком ребенка с помощью специальных «пальчиковых» красок можно выводить буквы его ручкой.
  • Замечательно, если ребенок видит родителей с книгой (непонятно, зачем учиться тому, что не любят сами взрослые. Тем более, самые значимые взрослые — родители). Очень помогает традиция семейного вечернего чтения. Рано или поздно ребенку самому станет интересно, как научиться читать.
  • Начинайте уроки чтения с простых слов, где повторяются слоги: ма — ма, па — па, дя — дя.
  • Азбуки и Буквари — это очень сложный путь, они, скорее, научат ребенка буквам и звукам, чем чтению. Авторские буквари в этом смысле полезнее классических. Многие учатся читать по книгам Надежды Бетеньковой, Всеслава Горецкого, Дмитрия Фонина, Натальи Павловой.
  • Обходитесь без насилия, не надо заставлять ребенка. Пытайтесь его заинтересовать.
  • Педагог и писатель Ирина Лукьянова напоминает: «Важно помнить, что у любого ребенка есть определенные периоды возрастного развития и у каждого такого периода — свои задачи, которые маленький человек в этот момент должен выполнить. Любые предлагаемые взрослыми задания должны согласовываться с задачами его ближайшего развития, помогать справиться с тем, что ему сейчас положено по возрасту. сли положено ребёнку по возрасту познавать материальную среду, значит, нужно вместе с ним осваивать мир на ощупь: копаться в песке, плюхаться в воде, осваивать текстуры и фактуры, перебирать крупу, разбираться в соотношениях веса, тяжести, кусачести, выяснять, что может обжечь, что не может… Ребенок учится понимать свое место в предметном мире – значит, мы будем ему помогать и обеспечивать ему богатую впечатлениями и ощущениями среду».

Как правильно подготовить ребенка к школе, чтобы он не начал ее ненавидеть еще до сентября?

Дотерпеть до школы и не заставлять ребенка учиться тогда, когда все, что ему нужно, —  играть, играть и еще раз играть! Не просто так детей отправляют в школу именно в семь лет. К этому моменту начинают развиваться те отделы мозга, которые помогают ребенку регулировать свою активность. Первые росточки воли. В семь лет ребенку уже по силам между «хочу» и «надо» выбрать «надо».

Если же ребенка заставляют учиться до семи лет, тогда, когда отделы мозга еще не сформированы, а весь смысл добиваться успеха в учебе заключается в похвале родителя, ребенок начинает испытывать отвращение к этому действию. Ведь приходится отказываться ради учебы от игры.

Не стоит забывать и о том, что учеба не единственная функция школы. Учиться можно и без нее (иногда даже более эффективно). Школа — это место, где встречаются самые разные люди, где ребенок учится общению и устанавливает связи, где возникает дружба и вражда, любовь и товарищество. Стоит рассказывать детям, чем школа была хороша для вас, или найти тех, для кого она была чем-то хороша, если самим поделиться нечем.

Читайте также:  Воспитатель высшей категории Лупашева Ирина Александровна

Не делайте с ребенком уроки

Этот лайфхак касается прежде всего родителей первоклашек и учащихся начальной школы. Всем остальным это будет тоже, безусловно, полезно, так как станет поводом для работы над ошибками, а вот родители начинающих школьников имеют все шансы этих ошибок не совершать.

Прямо сейчас, с сентября, перестаньте делать с ребенком уроки. Пусть это станет его зоной ответственности, его работой, пока это еще не влияет на результаты экзаменов и поступление в ВУЗы.

А если уже влияет, все равно перестаньте брать на себя роль контролирующего и надзирательного органа. Вы не сможете делать это всю жизнь, поэтому лучше остановиться прямо сейчас для формирования у ребенка правильных привычек на будущее.

Между тем, не отстраняйтесь от ребенка, общайтесь, интересуйтесь его жизнью, а не учебой, а если он просит помощи, то помогите советом. Проверяйте готовность его домашнего задания только в том случае, если ребенок сам просит. Не тратьте свое время и нервы на то, чтобы нести ответственность, которая вообще не должна лежать на вас. Это поистине медвежья услуга, ведь вы учите ребенка быть ведомым, подчиняться, всегда ждать указаний сверху и не отвечать за собственную жизнь.

Как говорит известный педагог и психолог Михаил Лабковский, как только вы берете ответственность на себя, ребенок тут же расслабляется и перестает за что-либо отвечать. А ведь вы, между тем, ждете обратного эффекта. Просто будьте рядом, будьте за ребенка, проявляйте свою любовь к нему независимо от учебы, и постепенно он начнет учиться, станет самостоятельным, и это будет поистине его достижение. А главное, вы получите здоровую эмоциональную атмосферу в семье без нервов и ругани по поводу уроков.

Как преодолеть сопротивление

Мой замечательный, самостоятельный кроха перестал есть самостоятельно в 2 года. Почему? Я до сих пор ищу ответ на этот вопрос. Пришла к выводу, что мы столкнулись с очередным кризисом. Ребенок просто перестал есть сам. Каждая моя попытка заканчивалась его криком и моими слезами. Почему я так хотела, чтобы он кушал сам? Это время я тратила на работу, ведь не так просто все успеть с малышом.

Был период, когда я смирилась, не кушает сам – не надо, мне мои нервы дороже. Права ли я была? Сейчас я понимаю – нет! Но меня на тот момент все утраивало. Быстро накидала в открытый рот пищу, как галчонку и мой материнский инстинкт вполне удовлетворен. Прошло некоторое время и меня это стало жутко раздражать. Каждая моя попытка заканчивалась скандалом – ребенок просто отказывался есть. Но я нашла свой способ. Надеюсь, мой опыт пригодится и вам.

Каждый раз, садясь за стол, ребенок реагировал криком на предложение взять ложку. В итоге я пошла на хитрость. Предложила ему кушать двумя ложками. Как? Одна у меня (я ему помогала), а вторая у него. Одну ложку он ел сам, вторую набирала я и кормила его. К концу трапезы отпрыск забывал про меня и уже самостоятельно, с аппетитом причмокивал. Мы постепенно ушли от этого ритуала и в 3 года забыли об этой проблеме.

Важные моменты:

  1. Если малыш не ест сам, а вы горите желанием научить его – будьте устойчивы в своем желании. Не поддавайтесь сиюминутному желанию помочь, накормить. Не повторяйте моей ошибки.
  2. Не ругайте ребенка, если о не хочет или не проявляет желание самостоятельно кушать. Помним пункт первый – уверенность и настойчивость это все, что вам нужно!