Как научить ребенка владеть собой: правила, приемы, секреты

Как прекрасно, когда у ребенка или взрослого есть способность самостоятельно взяться за выполнение какой-то важной деятельности и самостоятельно же ее закончить. Однако данное умение не приходит само собой, и его нужно формировать. Делать это, конечно же, лучше всего, начиная с младшего школьного возраста, но возможно и в более старшем возрасте. Опытные педагоги и психологи дают свои советы по тому, как научить ребенка работать самостоятельно.

Во сколько дети начинают читать

Нервная система ребенка запрограммирована таким образом, что у малыша имеется определенное количество стадий созревания головного мозга. К примеру, до 5-6 лет дети очень плохо усваивают различные абстрактные образы. Ребенок оперирует только конкретными и реальными фактами, событиями, которые он видит в данный момент или те, что он переживал ранее.

Чтобы разобраться с тем, во сколько дети начинают читать, необходимо учитывать тот факт, что к 3-4 годам ребенок не может различать следующие понятия – звук, буква, слог, слово. Дети смогут сложить буквы в слог и механически запомнить, как правильно пишется этот слог. Однако малышу будет крайне сложно прочесть простое предложение и самое главное – понять прочитанное.

Принимая решение научить собственное чадо читать, родители должны ответить себе на один вопрос: хочет ли этого ребенок? Чтобы начался активный процесс обучения, нужен стимул, без которого малыш будет выполнять поставленные задачи без всякого желания. Как правило, желание прочесть определенный текст, проявляется у детей к 6-7 годам (в некоторых случаях к 5 годам). Это сенситивный период – наиболее благоприятное время, когда нужно начинать изучение нового навыка.

Почему дети не понимают прочитанное?

Какие причины способствуют возникновению этой проблемы?

Во-первых, привычка. Обучая своих детей, родители были настолько поглощены самим фактом чтения, что не уделяли внимания тому, насколько ребенок понимает прочитанное.

Во-вторых, помимо автоматического чтения, когда ребенок тараторит текст, не вникая в его содержание, причиной непонимания прочитанного может быть и хроническая усталость. Стараясь учиться изо всех сил и соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок испытывает стресс, накапливается усталость, и как результат – снижение успеваемости, в том числе и по чтению.

В-третьих, данная проблема характерна и для детей с проблемами речевого развития и небольшим словарным запасом. В таких случаях они просто не понимают значения слов, а конструкция даже несложной фразы вызывает определенные затруднения.

Как так получается, что родители начинают учить уроки с детьми?

Мама: В начальной школе мы попали к очень сильному учителю, и с первого класса на домашние задания уходило по четыре часа. Сына пугал большой объем заданий — полтора листа одних крючочков, потом плюсиков-минусиков… К тому же он левша и в начальной школе ломал рабочую руку — приходилось писать правой. Поэтому я с самого начала сидела с ним.

Сейчас, в пятом классе, я вижу результаты этого адского труда, когда родители выли в чатах. Нашу школу слили с другой, более сильной. И нашим детям проще, чем тем, у кого программа была легче. Так что я думаю — возможно, те объемы были правильными.

Психолог: Все начинается с огромной тревоги родителей: они боятся, что их ребенок будет успевать не так хорошо, как им хотелось бы. Таким образом родители себя успокаивают и ставят себе пятерки за то, что они все держат под контролем.

Педагог: Иногда родители спрашивают ребенка, все ли у него в порядке с уроками, и слышат, что где-то нужна помощь. Или не просто спрашивают, а сами хотят проверить домашнее задание — убедиться, что все выполнено правильно. А если мама не работает, то у нее может быть и желание, и возможность сопровождать процесс, чтобы всегда был шанс повлиять на ситуацию.

Еще одна важная причина — сейчас все больше родителей, которым ценно образование ребенка. Для них это то, во что есть смысл вкладывать силы и средства, — и они не пускают это на самотек.

Эти вещи должен делать сам ваш ребенок-подросток

Самостоятельно просыпаться

У ребенка к 14 годам уже должен быть сформирован режим дня, сна, школы. Он должен сам заводить будильник, самостоятельно ложиться спать и просыпаться.

Следить за личной гигиеной

Без напоминаний подросток должен сам следить за чистотой своего тела. Ежедневный душ, мытье головы и, конечно же, чистка зубов – это три составляющих, за которые ваш «малыш» должен сам отвечать.

Ухаживать за своей внешностью

Не покупайте ребенку такую одежду, которая, как вам кажется, ему подходит. Прислушайтесь к его мнению, приобретайте вещи, которые он хочет. И в плане прически тоже пора дать полную свободу, даже если ваш отпрыск хочет выкраситься в розовый цвет. Не волнуйтесь, таким ярким на всю жизнь он не останется. Ребенок все это перерастет, и в будущем будет иметь нормальную внешность, а сейчас у него такой период, когда он хочет выделиться среди остальных и показать свою индивидуальность.

Стирать свою одежду

С этим проблем вообще не должно возникать. Закинул вещи в машинку, включил, а потом развесил. Только важно, чтобы ребенок следил за чистотой вещей, и понимал, когда пора отправить рубашку или брюки в стирку.

Готовить несложные блюда

Причем не только для себя, но и на всю семью. Завтрак ребенок уже давно должен себе готовить сам, без помощи и напоминаний родителей. А также ужа можно доверить ему приготовление супов и несложных ужинов.

Убираться во всем доме

Уже можно доверить ребенку помывку полов, использование пылесоса и т.д. не только в его комнате, но и во всей квартире. Некоторые мамы жалеют своих детей, считая, что уборка во всем доме для них непосильна. Но ваша жалость потом породит в вашем ребенке лень, несамостоятельность и неготовность к жизненным проблемам.

Делать школьные задания

Ребенок уже должен проявлять ответственность и уметь отвечать за свои поступки. Поэтому выполнение домашнего задания – это его личная работа. Пусть допускает ошибки, но это будет честно, к тому же он будет знать, что, если не выучит урок, ему придется получить за это низкую отметку

Правильно обращаться с деньгами

Научите ребенка правильно распоряжаться его карманными деньгами. Важно, чтобы подросток понимал, что деньги не даются легко, их нужно зарабатывать, и он не может за один раз спустить всю сумму, которая была выдана, допустим, на неделю.

Поддерживать вежливый разговор со взрослыми

В подростковом возрасте ребенок хочет, чтобы его воспринимали, как взрослого человека. Поэтому посоветуйте ему быть вежливым с окружающими, чтобы к нему не относились, как к маленькому ребенку или подрастающему «отморозку». Самое важное в общении со взрослыми – это вежливость.

Принимать гостей и выбирать подарки

Ребенок должен сам уметь, принять в доме гостей, пусть это даже будут бабушка и дедушка. Если к вам в дом приехали гости, нельзя чтобы ребенок уходил в свою комнату и продолжал заниматься своими делами. Пусть подросток помогает накрывать на стол, делать чай, общается с гостями. И в плане подарков для друзей или родственников, к которым ребенок собирается пойти в гости, пусть проявляет инициативу. И объясните подростку, как стоит, а как не стоит вести себя в гостях.

Благодарить за услуги

Вообще научите ребенка говорить слово «спасибо». В парикмахерской, в магазине, в кафе.

Читайте также:  Как научиться играть в футбол: правила игры

Заботиться о своем здоровье

Абсолютно о любых вещах, происходящих со здоровьем, ребенок должен сообщать родителям. Болит голова, живот, тошнит, нос не дышит – подросток уже давно должен понимать, что некоторые симптомы могут говорить о начинающемся заболевании.

Ориентироваться на местности

В подростковом возрасте ребенок уже должен знать, на каком автобусе ему нужно ехать из школы домой, на какой остановке нужно выходить, как дойти до магазина, аптеки и т.д. Научите «малыша» обращаться с картой, например, на смартфоне.

Адекватно реагировать на чрезвычайные ситуации

Ребенок должен знать, как вызвать МЧС, скорую, полицию, пожарную службу. Обучите его оказанию первой помощи и обязательно скажите, где в доме находится аптечка.

Осознавать ответственность за свои действия

Поменьше опекайте ребенка, он должен уже нести ответственность за свои слова и действия.

Абсолютно все подростки должны уметь делать эти 15 вещей. Может, я что-то забыла? Буду признательна, если вы меня дополните в комментариях!

Приспособленцы?

Так в чём секрет? Как научить ребёнка успешности?

«Успех — довольно общее понятие, в разных культурах и разных семьях в него принято вкладывать разный смысл, — рассуждает Пётр Дмитриевский, психолог. — Кто успешнее: тот, у кого выше зарплата, или тот, у кого больше детей? Тот, кого регулярно показывают по телевизору, или тот, кто занимается любимым делом? Если у человека обнаруживаются сверхспособности, но при этом у него не клеятся отношения с людьми, он вполне может ощущать себя неуспешным.

Приспособленцы?

К примеру, считается, что если ребёнок — лидер в классе, в группе, то он и во взрослой жизни будет впереди всех. Но такое представление слишком упрощённо. Лидерство — не един­ственная стратегия достижения успеха. Более верная — творческое приспособление к ситуации, умение найти в группе своё место, свою роль, в которой комфортно, уютно. Множество людей свободных специальностей не являются директорами заводов, но при этом занимаются любимым делом, самостоятельно распоряжаются своим временем, и их вполне можно назвать успешными. Если раньше человек с дипломом МГУ мог не переживать о том, трудоустроится ли он, то сейчас никаких гарантий ни у кого нет. Ситуация в мире меняется очень быстро. И хорошие оценки могут и не помочь выплыть в условиях кризиса. Важнее уметь применить свои способности в любой ситуации. К этому ребёнка можно подготовить. Рассказывайте о своих возникших проблемах и о том, какие неожиданные решения оказывались полезными. Тогда выше будет вероятность того, что, столкнувшись с неожидан­ностью, препятствием, ребёнок не впадёт в отчаяние, а воспримет это как сложную, но интересную задачу. Развивайте умение контактировать с окружающими. В неоднозначных ситуациях важно не впасть в изоляцию и депрессию и уметь организовать себе поддержку. Важно иметь смелость пробовать новое, рисковать. Воспитывайте отношение к жизни как к эксперименту. С лёгкостью рассказывайте о своих неудачах и просчётах, о том, как это помогало накапливать опыт. Если подросток не будет видеть за каждым неверным шагом катастрофу, он и в критической ситуации продолжит перебирать варианты и в конце концов найдёт правильный выход, а значит, достигнет успеха».

Я плохой или хороший? Как заниженная самооценка влияет на учебу Подробнее >>

Заключение

Как научить ребёнка самостоятельно делать уроки, вопрос не простой, но вполне решаемый, если взрослые подойдут к нему творчески и без нервов. Детей не нужно дрессировать, как животных, их нужно учить и развивать. Только так, можно создать у ребёнка мотивацию и желание что-то делать, без помощи взрослых.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях

Подготовительный этап

Бесспорно, сложно пытаться что-то объяснить годовалому малышу и учить его произносить слова или их части, хотя и возможно. Согласно, последних исследований, специалисты полагают, что начать учить простые слова и соединять слоги некоторые малыши могут уже с 2 или 3 лет.

Читайте также:  Плохой почерк: как научить ребёнка писать красиво?

Впрочем, в таком раннем возрасте не стоит перегружать детей лишней для них информацией, но уделить больше подготовительному этапу: помочь крохе развить фонематический слух, выучить буквы.

Развитию фонематического слуха способствует чтение и заучивание потешек, коротких стишков и песен.

Изучение букв лучше проводить в игровой форме.

Подготовительный этап

Творческие приемы для запоминания букв:

  1. Обводить, раскрашивать, заштриховывать буквы карандашами.
  2. Лепить буквы из пластилина и кинетического песка.
  3. Выкладывать буквы из палочек, мозаики, кубиков.

Приемы для запоминания букв для дошкольников: лепка пластилином

Что такое самостоятельность

Для того, чтобы приступить к воспитанию самостоятельного ребёнка, необходимо понять, что же такое самостоятельность.

Самостоятельность-это такое свойство человека, которое проявляется в инициативности, адекватной самооценке, критичности и способности быть ответственным за свои действия и поступки. Самостоятельный человек способен ставить перед собой цели, достигать их, может решать свои проблемы, существовать независимо от других.

Самостоятельность — это не только физические навыки и умения, самостоятельность — это образ жизни, умение делать правильный выбор, решать задачи, нести ответственность за свои действия, не зависеть от мнения других людей.

Воспитание самостоятельности у детей должно основываться на четырёх главных критериях:

  • необходимо формировать у малыша адекватную самооценку
  • Развивать у своего крохи инициативность
  • Развивать критическое мышление, особенно у подростков
  • Воспитывать чувство ответственности

Многие родители полагают, что самостоятельными дети становятся ближе к 10-15 годам. На самом деле, это ошибочное предположение. В таком возрасте уже сложно привить самостоятельность своему ребёнку, ему будет трудно сделать что-то без посторонней помощи и быть ответственным за свои поступки.

Когда ребенок становится самостоятельным? При должном воспитании уже и в три года малыш способен быть самостоятельным: он может о себе позаботиться, осознает свои обязательства, имеет простые навыки самообслуживания. У таких детей лучше развиваются такие качества, как целеустремленность и уверенность в себе.

С самоконтролем связаны две опасности

Наука считает, что ресурсы на самоконтроль ограничены. Например, нейробиологи выяснили, что самоконтроль требует достаточного уровня глюкозы в мозге. Низкий уровень глюкозы приводит к тому, что ребенок не способен сдержать себя даже в тех ситуациях, которые раньше не вызывали проблем. К примеру, ребенок всегда адекватно реагировал на отказ купить игрушку, а однажды бросился в слезы. Вспомните — давно ли вы его кормили?

В краткосрочной перспективе регулярное использование навыка самоконтроля ведет к истощению ресурсов. Но самоконтроль как мышца, помните? Если развивать этот навык, объем ресурсов постепенно будет увеличиваться. Поэтому так важно учить ребенка самоконтролю с самого детства.

Самоконтроль поможет ребенку совладать с импульсом, вызванным желанием сладкого.

Но не переусердствуйте — чрезмерный самоконтроль приводит ребенка к зажатости и механическому блокированию негативных эмоций. Если они не находят выхода, то превращаются в пассивную агрессию. Клейбоу уверена, что саморегуляция решает эту проблему: помогает ребенку не слепо подавить чувства, а переоценить собственную реакцию и найти выход из ситуации.

В начале октября Эрин приедет в Москву на конференцию о технологиях и образовании EDCRUNCH 2019. Вместе с другими ведущими мировыми специалистами она расскажет, чему учить детей в современном мире технологий и гаджетов.

— поделитесь с друзьями!Эксперты: Эрин КлейбоуЧитать дальше

  • Гиперактивный ребёнок: диагноз или выдумки мам?
  • Гиперактивность или норма: в чем секрет вечной детской энергии?
  • Прием парацетамола при беременности провоцирует развитие у ребёнка аутизма и СДВГ

Дополнительные возможности для Пользователей

После прохождения Дополнительной (расширенной) регистрации Пользователям также доступен сервис публикации Новостей и Событий.

Ко всем новостям и событиям, публикуемым посредством вышеуказанного сервиса, применяются правила, аналогичные Блогу, а также правила и требования, аналогичные Контенту на Портале.

Пользователь признает и соглашается с тем, что Администрация не обязана просматривать Новости и События, размещенные Пользователем на Портале, а также то, что Администрация имеет право (но не обязанность) по своему усмотрению отказать Пользователю в размещении Новости или События, или удалить указанный контент без указания причин.