Как повысить самооценку ребенку: советы по психологии

Самооценка является важным условием формирования личности человека. Она тесно связана с развитием самосознания ребенка.

Первые признаки самооценки

Исследователи установили, что самооценка ребенка начинает формироваться в первые 2-3 года жизни. Она связана с так называемым кризисом трех лет (кризис самости). Самосознание дошкольника начинает свое формирование. Малыш уже понимает, что он независимая от матери личность, и постепенно от нее отделяется. При этом детям крайне необходимо получать одобрение родителей, особенно мамы. Критика поступка воспринимается так же, как и критика личности. Если дошкольника ругают за то, что он что-то сделал неправильно, он начинает сомневаться в любви родителей к нему.

Критика деятельности ребенка трехлетнего возраста приводит к тому, что у дошкольника появляется заниженная самооценка. Если мама ругает его за то, что он плохо вымыл свою тарелку или недостаточно хорошо заправил постель, интерес к деятельности пропадает. Дети становятся замкнутыми, необщительными. Они уверены в том, что если им не удалось справиться с одной задачей, они не способны справиться и с любой другой. Появление заниженной самооценки особенно опасно, когда наступает период подготовки к школе. Успеваемость школьников, которые не уверены в себе и считают себя «плохими», будет значительно ниже, чем у их ровесников, уверенных в своих силах.

Иногда взрослые не учитывают особенностей формирования самооценки дошкольников и начинают относиться к ним как к трудным детям из-за незначительной шалости («Ты дернул девочку за косичку, ты хулиган!»). Таким образом взрослые надеются на то, что ребенок устыдится своего поступка и больше никогда не будет шалить. Вместо этого родителям следует ожидать новых шалостей. Вести себя хорошо просто нет смысла. Ярлык хулигана заставляет детей подтверждать свою репутацию.

От чего зависит самооценка и на основе чего формируется у ребенка дошкольного возраста

Самооценка ребенка дошкольного возраста формируется на основе взаимоотношений в семье, вне зависимости от того, какими они являются. Интересен тот факт, что эмоциональное отвержение и недовольство ребенком, строгий контроль за ним со стороны родителей оказывают совершенно обратный эффект на формирование его самооценки. Даже при негативных формах родительского отношения дети из таких семей демонстрируют довольно высокую самооценку.

Отношение родителей к ребенку имеет очень важное влияние на его развитие, как психическое, так и физическое. Самооценка ребенка зависит от отношения к нему: у детей, растущих в атмосфере любви и понимания, возникает меньше проблем со здоровьем, трудностей в усвоении школьной программы, в общении со сверстниками, нарушение же детско-родительских отношений приводит к формированию разнообразных комплексов и психологических проблем.

Для ребенка очень важно общение с взрослыми, их благожелательное отношение дает малышу возможность правильно развиваться.

Общение ребенка с родителями является объективным условием для протекания процесса формирования детского самосознания. Именно под влиянием родителей у малыша накапливаются знания и представления о себе, формируется тот или иной тип самооценки.

Вот некоторые советы, которые помогут в воспитании данного аспекта в ребёнке

1. Проявление любви. Здесь важным является то, что ребёнок должен чувствовать себя любимым безусловно. Станет он успешным или нет, родитель всё равно будет любить его одинаково. Тогда ребёнок не будет бояться неудач, ведь у него всегда есть место, куда он сможет вернуться и получить дозу любви.

2. Воспитание умения постановки целей. Очень важным моментом в достижении успеха является постановка целей. Ещё более важный момент их реализация. Если с детства научить человека работать с этим инструментом, в жизни ему будет гораздо проще. Для этого необходимо хвалить ребёнка за борьбу с трудностями (победа в олимпиаде). Следует хвалить не только за крупные победы, но и мелкие, бытовые достижения (сделанные уроки, уборка в комнате).

Читайте также:  Как научить детей разговаривать правильно

3. Воспитание в ребёнке настойчивости. Этот пункт дополняет предыдущий, потому что именно настойчивость помогает справляться с достижением трудных целей. Опять же, необходимо поощрять и подбадривать ребёнка, давать ему заряд мотивации, когда у него опускаются руки.

4. Ребёнок имеет право на выбор. С раннего детства человек может решать некоторые вещи самостоятельно, например, что надеть, что съесть. Можно давать не полную свободу, а право выбора, если ребёнок ещё не готов к первому варианту. Благодаря этому человек может почувствовать контроль над своей жизнью, а также начнёт учиться самостоятельности, что немаловажно.

5. Ребёнок не обязан быть идеальным. Когда человек стремиться к недостижимому, а именно к какому-либо идеалу, в конечном счёте его ждёт разочарование. Идеал понятие абстрактное и не имеет истинного облика, однако ребёнок этого не понимает. Родитель должен помочь ему в этом. Нужно хвалить малыша за небольшие достижения.

6. Но чрезмерная похвала может навредить. Однако хвалить необходимо лишь в том случае, когда ребёнок действительно нуждается в этом, когда он приложил усилия к достижению какого-либо результата. Тут стоит заметить, что независимо от исхода, похвала имеет место, но она должна быть искренней. Когда ребёнок чувствует фальшь, он начинает ещё больше сомневаться в себе и даже реальную похвалу воспринимает как ложную.

7. Забота родителя о себе. Этот пункт является одним из самых важных моментов. Как ребёнок поймёт, что должен быть важен для себя, если родители, эталон для подражания, ставят свою личность на последнее место? Важно показать ребёнку на собственном примере, что такое любовь к себе.

Завышенная самооценка у ребенка

Легко ли жить ребенку, да и взрослому человеку с высоким мнением о себе? Всегда считать себя лучше других, умнее, сильнее или красивее. А ведь все начинается с родительской любви, не знающей границ. Каждое слово ребенка вызывает восторг, каждое действие и каждый успех – восхищение. Малыш становится кумиром семьи, особенно, если это единственный ребенок. Стиль отношений с таким ребенком представляет собой эмоциональное потворство. Вся жизнь взрослых в семье вертится-крутится вокруг него, он ограждается от всяких трудностей и обид. А если случаются беды или неудачи, то в этом виноваты окружающие, которые не понимают и не хотят ценить его. Сначала так считают родители, а потом и сам ребенок. Многие дети проявляют агрессию по отношению к родителям и другим детям, если те не хотят подчиняться им. Своеволие, строптивость, капризность, упрямство и деспотизм, проявляемые ребенком в период кризиса трех лет, при потворствующем стиле воспитания закрепляются. Вот при такой завышенной самооценке уже с детского сада он отличается неадекватным поведением и часто становится не лидером, как хотели бы родители, а отверженным в группе. Посмотреть на себя со стороны, беспристрастно оценить свои качества ему очень трудно. Завышенная самооценка оборачивается тем, что ребенку, подростку, а затем и взрослому кажется, что их всегда недооценивают, относятся к ним предвзято. Трудно общаться с таким человеком, так как он раним и обидчив, часто агрессивен и высокомерен, неуживчив и эгоистичен. У таких детей один конфликт следует за другим. Так незаслуженные захваливания и постоянное восхищение ребенком могут стать причиной его завышенной самооценки.

— Родительская любовь — великая сила, если она мудра.  Не сравнивайте его ни с кем и не подчеркивайте, что ваш ребенок лучше всех других, не потакайте его капризам, не оставляйте без внимания проявления эгоизма и отрицательных качеств его характера. Завышенная самооценка такого ребенка – большая беда для него.

Характерные проявления

Боязнь принимать решения, неверие в свои силы приводят к снижению успеваемости в школе

Читайте также:  12 развивающих книг для всех возрастов, которые нужно показать ребенку

Бывает, что родители не понимают, в чем причина плохого настроения или школьной неуспеваемости их ребенка, не догадываясь о том, что ноги растут из неуверенности в себе, неверия в свои силы. Если у малыша дошкольного возраста можно заподозрить заниженную самооценку по отстраненному поведению, постоянному одиночеству, то у ребенка 10-12 лет, это не всегда удается распознать. Далее мы рассмотрим, какие проявления могут указывать на низкую самооценку у детей:

Характерные проявления
  • появление обиды даже по малейшему поводу;
  • нежелание общаться со сверстниками, постоянная потребность в одиночестве, отсутствие друзей;
  • сильное терзание себя за совершенные ошибки;
  • отсутствие жизненных целей, мотиваций, нет интересов, желания браться за новое дело;
  • при малейших трудностях — отказ от начатого дела;
  • часто говорит фразы по типу «я не смогу», «я не справлюсь»;
  • ребенка задевают другие дети, он не может постоять за себя;
  • отсутствует свое мнение, всегда полагается на то, что скажут «авторитетные личности» (родители, учителя);
  • часто застенчив, робеет при общении с детьми или взрослыми.

Признаки завышенной самооценки

Для большинства детей старшего дошкольного возраста характерна завышенная самооценка, что можно объяснить отсутствием негативной критики. Особенно ярко это проявляется в привычных ситуациях, например, на прогулке ребенок ведет себя как лидер, но при этом жестко командует детьми. Казалось бы, такое поведение обладает положительными чертами: дошкольник становится активным участником соревнований, игр, конкурсов, стремится достичь успеха. Смело общается со взрослыми, полностью уверен в собственных силах. Продвигает свои идеи, стараясь привлечь внимание. Поэтому родители в какой-то мере поощряют такое поведение чада. Они восхищаются любым действием крохи, его внешностью, умственными способностями, забывая, что существуют отрицательные черты завышенной оценки:

  • конфликтность;
  • отсутствие способности воспринимать критику;
  • требовательность;
  • стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование;
  • высокомерность;
  • неусидчивость.

Что происходит, когда идет формирование оценки неправильно:

  • Дети переоценивают свои возможности, считая себя исключительными. Попадая в среду сверстников, малыш перестает ощущать себя «самым лучшим», становится «одним из многих». При осознании этого факта начинается внутренний конфликт. Повышенная самооценка может резко стать пониженной.
  • Завышенное самомнение часто является причиной проблем общения со сверстниками. Обладая задатками лидера, ребенок не способен завоевать уважение сверстников. Возникают конфликты, дошкольник старается «подмять» детей, отвергающих его идеализированный образ. Нередко применяет насилие, чтобы наказать других за собственные неудачи. Пытается обесценивать достижения остальных ребят, завидуя чужим успехам.
  • Повышенная оценка мешает учебной деятельности, так как дошкольник переоценивает умственные способности, часто перебивает воспитателей, спорит, отрицает низкие результаты выполненной работы.
  • Общаясь внутри семьи, поведение таких детишек становится неуправляемым. Они требуют повышенного внимания, плачут из-за отказов взрослых. Получив замечание, проявляют агрессию к членам семьи. Ощущая вседозволенность, дети отказываются выполнять домашние обязанности, убирать игрушки, пока их требования не будут выполнены.

Важно! Родителям необходимо понимать, что появление повышенного самомнения у чада является сигналом для посещения психолога. Необходимо вовремя откорректировать поведение, иначе проблема усугубится. Подобные отклонения будут негативно сказываться на дальнейшем взрослении.

Предоставьте свободу выбора ребенку в семье: как дать и когда он её использует

Степень свободы. Степень свободы выбора ребенка зависит от развитости его самодисциплины. Лишь развивая последнюю, он сможет сам принимать зрелые решения. Самодисциплина дает ему возможность оценить, что можно делать, а от каких поступков стоит воздержаться. Внутренняя свобода ребенка в семье отличается от той, которую предоставляют родители, постоянно предупреждая его об ответственности. Понятно, что совсем маленький ребенок не обладает достаточной самодисциплиной, соответственно уровень его внутренней свободы невелик. Мы все стремимся поскорее стать взрослыми, чтобы мама наконец «отстала» со своими «нотациями» и постоянными предупреждениями, но парадокс заключается в том, что сегодня многие молодые люди не в силах оценить правильность своих поступков и иногда мамы взрослых детей оказываются более проницательными в исходе того или иного поступка для ее «ребенка». Цель воспитания в семье должна состоять не в том, чтобы заставить ребенка делать то, что нужно родителям, а в том, чтобы предоставить ему возможность сделать то, что он хочет, и ощутить все негативные последствия его неправильного выбора. Нужно дать ребенку свободу, только в таком случае можно быть уверенным в том, что он больше никогда не захочет повторения подобного опыта

Читайте также:  Как подготовить ребенка к детскому саду

Степень свободы ребенка формируется также и из наказаний и поощрений, которые родители применяли в раннем возрасте. При правильном соблюдении границ личности малыша в дальнейшем он приобретает свободу управлять своей жизнью. Такое отношение только укрепляет климат в семье. Подросток не станет бороться с родителями за свою свободу, так как они предоставляют ее ему заслуженно. Свобода, которая вырастает из самодисциплины, ценится выше, а также человек ценит себя и свое достоинство, внимательно относится к свободе других людей.

Предоставьте свободу выбора ребенку в семье: как дать и когда он её использует

Как ребенок использует свободу, предоставленную ему родителями?

  1. Он раньше освобождается от ребяческого поведения.
  2. Он растет менее капризным.
  3. В меньшей степени подвержен неконтролируемым чувствам, эмоциям и непреодолимым желаниям.
  4. Давление подростковой среды на такого ребенка менее выражено.

Естественно, что никому не нравится, что его каждый день лишь наставляют. Используя такой метод, нельзя научить ребенка делать правильный выбор.

Хорошо, если в семье ребенку предоставляется право выбора. Даже малыш должен понимать, что его действия могут привести как к удовольствию, так и к боли (моральной и физической).

Предоставьте свободу выбора ребенку в семье: как дать и когда он её использует

Предоставьте ребенку свободу и он понесет ответственность за свои поступки, то он вырастет человеком, который способен любить и поступать разумно и правильно. А вот если степень свободы больше, чем степень ответственности, то такой ребенок вырастет избалованным человеком, неспособным отвечать за свои поступки. В противоположном случае, когда степень ответственности больше, чем степень свободы, ребенок также не может выразить в полной мере свои желания и самостоятельные порывы, так как должен делать выбор не по велению души, а в угоду родителям или другим людям. Бывают и ситуации, когда вроде детям предоставляется в равной степени и свобода выбора, и ответственность, но последствия неправильного использования свободы берут на себя их родители, т. е. они не страдают от неправильного выбора, но с возрастом у детей формируется такая негативная черта характера, как безответственность.

Поэтому самый оптимальный вариант, когда ребенку предоставляется очень небольшое количество свободы и в рамках этой свободы ему предоставляется право делать выбор и ощущать его последствия. В результате такого воспитания формируется гармоничная личность, способная любить и нести ответственность не только за свои поступки, но и заботиться о людях.

В чем опасность низкой самооценки

Самооценка младшего школьника может быть занижена. На это может быть целый ряд причин: как минимум к нему было плохое отношение в семье и школе, как максимум — он пережил трагические события в своей жизни. Важно вовремя принять меры, протянуть руку помощи ребенку. Дети не всегда понимают, что происходит, почему мир такой несправедливый к ним. Бывает, что они переживают насмешки со стороны сверстников, и не находят поддержки со стороны своих родителей и учителей.

Если не помогать такому ребенку, то в будущем он будет иметь заниженную самооценку, что отразится на качестве его жизни и на взаимодействии с другими людьми. Такие люди остаются одинокими, испытывают агрессию по отношению к окружающему миру. Они стремятся уйти от ответственности, постоянно сомневаются в собственных решениях.

К самым распространенным причинам низкой самооценки младших школьников относится небрежное воспитание и чрезмерная критика. В особенности таким детям уделяется мало любви и внимания, они часто замыкаются в своем мире, не идут на контакт с другими людьми.

Бывает, что родители не замечают, как оказывают давление на ребенка. Они думают, что так можно достигнуть результатов намного быстрее, чем в других семьях. Иногда таким способом проявляется родительский эгоизм. У ребенка не остается места для принятия собственных решений. Он чувствует себя неуверенно во взрослой жизни.