Как правильно научить ребенка читать — Учим ребенка читать по слогам

Когда малыш уже достаточно подрос и готовится идти в школу, перед каждым родителем стоит задача подготовить ребенка к новому этапу.

На что обратить внимание

С ребенком необходимо выработать определенную технику, благодаря чему он сможет быстро освоить чтение. Следует обратить внимание на развитие антиципации, когда во время чтения человек уже предугадывает дальнейшее развитие событий. Если для взрослого такая методика является нормой, то ребенок может просто не понять, о чем он читает.

Кроме того, необходимо сформировать у малыша интерес к чтению. Для этого нужно выбирать книги на те темы, которые интересны ребенку.

Не менее важным занятием является развитие мелкой моторики, чтобы подготовить пальчики ребенка для дальнейшего письма. На сегодняшний день существует множество методик, направленных на развитие мелкой моторики.

Несколько простых советов по развитию речи

Перед тем, как научить читать ребенка, нужно помочь ему начать говорить. В первую очередь необходимо стимулировать малыша на полное произношение слова, почаще спрашивать, как называется тот или иной предмет. К двум годам жизни словарный запас ребенка должен пополниться на 250 слов, хотя эта цифра все же очень индивидуальна, и если кроха говорить будет меньше, расстраиваться не стоит. Девочки начинают активно общаться намного быстрее мальчиков, этот фактор тоже следует учитывать. Следующие моменты обязательно нужно принять во внимание при развитии речи у малыша.

  • Очень важно разговаривать с ним с первого дня его рождения, следует описывать все действия, которые совершаются родителями. Можно называть предметы, когда варится обед, рассказывать малышу, куда держат путь родители и что интересного он может увидеть. Каждый раз следует закреплять результат и повторять постоянно увиденное, называть предметы по несколько раз.
  • Знакомить кроху со звуками тоже следует с первых дней, как звучит машина, как воет ветер, как поет птичка, как скачет лошадки и т.д. Если малыш начинает повторять, необходимо поддерживать его, почаще хвалить.
  • Мелкая моторика рук связана с речью, это было не раз доказано учеными, поэтому не запрещайте играть малышу с горохом, пуговицами, фасолью, монетками. Конечно, только в присутствии взрослых. Ребенок будет с удовольствием пересыпать мелкие предметы из одной баночки в другую.

Помочь малышу с развитием речи очень важно, но стоит делать это правильно, чтобы он всегда чувствовал себя комфортно. Результат не заставит себя ждать.

правила, как научить ребенка читать

Обучайте в виде игры и веселых рассказов

В дошкольном возрасте игра у малыша — это его жизнь, поэтому когда вы ему читаете не обязательно читать текст в точности. Можно и даже нужно отходить от текста, чтобы говорить о картинках: кошка, мальчик, девочка, собачка.

Постарайтесь  связывать картинки с чем-то в реальной жизни. Используйте забавный тон голоса, когда читаете своему малышу. Вы можете даже напевать некоторые из рассказов. Тогда процесс обучения для малыша становится веселым, интересным.

Не перебарщивайте со временем

Чтобы обучение малыша чтению было эффективным урок должен длиться приблизительно 3-5 минут. Так, удерживая детское внимание в течение короткого времени, вы помогаете ему развивать любопытство, благодаря которому чадо захочет узнать больше. Для этого материалы должны быть простыми, интересными.

Называйте звуки, а не буквы

У ребенка еще не сформировано абстрактное мышление, поэтому нужно говорить буква «С», а никак не «ЭС», буква «Л», а не «ЭЛ». Конечно, для взрослого это неудобно, однако для малыша — это единственный исключительно верный вариант наименования букв.

Чтобы научиться читать, детям необязательно нужно знать, а также помнить все буквы. Они удерживаются в памяти в ходе обучения. Теперь рассмотрим несложный метод быстрого обучения, состоящий из нескольких ступеней, который великолепно применим в домашних условиях.

Когда ребенок начнет читать?

Естественно, все родители хотят, чтобы их ребенок начал читать как можно раньше. Но специалисты-неврологи установили, что слишком раннее обучение чтению может быть вредным для вашего чада. Отделы мозга человека развиваются со временем, точнее каждый в свой срок. И если усердно развивать тот участок, который еще не готов к подобной нагрузке, могут вызвать психологические проблемы, среди которыхчрезмерная активность, а также гипервозбудимость.

Специалисты говорят, что минимальным возрастом для обучения чтению является – пять лет. Это время, когда головной мозг уже способен осваивать системы знаков, такие как ноты, буквы. В остальном необходимо ориентироваться наряд признаков, среди которых умение ориентироваться в пространстве, определяя, где низ и верх, лево и право. Ваше чадо также должно уметь составлять связанный логической цепочкой рассказ, уметь слышать какой-либо звук в любой части слова. Ребенок еще может не уметь произносить некоторые звуки, но не должно присутствовать проблем с ритмом, мелодикой речи и т.п.

Читайте также:  Звуковая культура речи во второй младшей группе

Зачем нужны барабаны?

Конечно, чтобы в них бить. А как это поможет в обучении чтению? На самом деле способность к обучению напрямую зависит от двигательной активности, пространственной ориентации ребенка. Для этого также есть необходимостьразвивать чувство ритма у сына или дочки. Как раз тут и пригодятся разного рода барабаны, бубны. Кроме того, важно петь, повторять разные несложные стишки. Чтобы понять, все ли звуки слышит ребенок, произносите слова ипросите назвать звуки в середине и конце.

Какой выбрать метод?

Среди родителей бытует мнение, что сначала обязательно нужно выучить буквы, но оказывается, что ребенок буквы знает, а читать не может. Поэтому поговорим о методах обучения, которые существуют.

Чтение по слогам, которое предполагает заучивание слогов, а после чтение.

Обучение посредством запоминания целых слов, которые показывают детям с раннего возраста.

Буквенное сложение предполагает изучение названий букв, например, «эн» и «о», которые после произносятся вместе, чтобы получилось «но».

Звуко-буквенная техника помогает учиться узнавать звуки, которые слышатся в буквах на письме.

Лучше отдать предпочтение последнему методу, ведь сначала ребенок слышит слова от родителей, затем сам учится говорить. При этом все это время он воспринимает звуки. Так что это самый лучший вариант. Ведь при методике заучивания слогов и целых слов ребенок не анализирует их, не понимает, почему именно так, а механически запоминает их. Дети не могут читать сложные слова, а также воспринимают только закрытые слоги, то есть только начинающиеся на согласные.

Как заинтересовать ребенка?

А это нужно сделать обязательно, так как незаинтересованность приведет только к детским слезам, и не поможет достичь цели. Вы можете рассказать о письменности, ее истории, показать иероглифы, свитки. Но главное здесь – больше читать вслух.

Учите ребенка слушать природу, звуки из окружающего мира. Попросите его произнести, как «говорит» котик, собачка, как шелестят листочки на ветру. Научите ребенка отличиям гласных от согласных, например, всеми гласными можно петь. Поспрашивайте слова, которые начинаются с тех или иных звуков, опроситеназвать звук первые и последние звуки слов. Когда данный этап освоен с успехом, можно двигаться дальше.

Пора учить буквы!

Вот теперь после освоения звуков, пришло время для изучения букв. Лучше, чтобы это было в игровой форме. Буквы можнорисовать палкой на песке, мелом на асфальте. Если они будут большими, то вместе с ребенком можно пройтись по ним. Делайте буквы из пластилина, теста, рассказывая ребенку о звуках, которые эти буквы означают на письме. Можно рисовать на спине пальцем ребенка букву и просить отгадать.

Время слогов

Начинать лучше с двух гласных «оу», «иу», потом учитеоткрытые слоги «ма», «ва», «за», и только теперьзакрытые «лес», «бег» и т.д. Полезнее, если первые слоги будут осмысленными, то есть словами: «да», «нет», «он», «ой» и т.д.

Также можно сделать карточку в виде многоэтажного домика. В первой колонке окон будут согласные звуки, а во второй – гласные. Нужно ребенка произносить звуки, складывая согласный с гласным. Потом это же упражнение повторяется уже с другим домиком, в котором первыми идут гласные.

Упражнения для чтения:

  • нужно будет отыскать и убрать лишнюю букву: «летс», «сврет»;
  • добавить нужную букву: «_ука», «_он», «_са»;
  • составить все возможные слоги из нескольких букв;
  • создать другое слово путем замены одной буквы: «кот» – «рот»;
  • поставить слоги в правильном порядке: «ман-кар», «ня-со».

Далее переходите к чтению коротких предложений. И все же при обучении помните, что все дети разные, а значит, и темпы обучения у них разные. Кроме того, учите ребенка не просто заучивать ребенка, а вдумываться в то, что он делает. Тем самым вы воспитаете умного, мыслящего человека.

Сенсорное воспитание детей 3-х летКак ребенка приучить к детскому саду?Можно ли детям шоколад?Почему родители бьют детей

Когда учить читать?

     Не стоит начинать обучение с малых лет. Данный метод не принесёт нужные плоды. Даже научно доказано, что учить ребёнка грамоте в таком раннем возрасте опасно для детской психики. Специалисты считают, что желательно учить ребёнка чтению не раньше пяти лет. Конечно, знакомство с буквами и звуками нужно начинать раньше, но читать бегло ребенок сможет не раньше 5 лет.

    Фраза «Чем раньше научишь ребенка читать – тем лучше» — ошибочна! Как считают врачи, преждевременное обучение ребёнка может привести к развитию близорукости от напряжения на глаза.  Однако большинство родителей хотят научить своего малыша складывать слоги быстрее, стараются начать подготовку в домашних условиях заранее.

Правила обучения грамоте

Процесс освоения чтения пройдет легко, если соблюдать несколько правил:

  1. Учиться читать — весёлая игра. Превратите занятие в игру, дети это оценят.  Не требуйте от ребёнка красивого и правильного чтения. Для начала, он должен понять, как читать, составлять и находить слоги слов самостоятельно, составлять слова и предложения.

    Пусть сначала это будет тяжело и трудно для ребёнка, но вам нужно терпеливо вместе с ним исправлять ошибки, словно это игра. Игра — это беззаботное занятие, отсутствие стрессовых ситуаций. Играя, ребёнку будет легче понять, что хотят от него взрослые.

  2. Учите складывать звуки, а не буквы.

  3. Начинайте с самых простых слогов, слов.

  4. Не спешите, доводите навык до автоматизма.

  5. Хвалите малыша за старания.

С чего начать?

  • Сначала необходимо обучить ребёнка гласным: Е, Ё, У, А, Э и т.д.
  • Затем, учим звонкие твёрдые согласные: Р, З.

СОВЕТ: произносить буквы надо именно звуками — не эр, не Рэ, а просто «Р» и все.

  • Под конец выучим остальные звуки, такие как Щ, С , Б и другие.
Читайте также:  Нужно ли допаивать водой новорождённого на ГВ?

СОВЕТ: На каждом уроке задавайте вопросы ребёнку по темам, уже изученных на предыдущих уроках, это поможет закреплению знаний.

2. Учим слоги. 

  • Начальные слоги должны быть лёгкими: БА, ЛО, МО, ПО. Ребёнок должен понять как образуются слоги.
  • Затем можно будет выучить посложнее слоги, участие принимают шипящие звуки: ЖУ, ЩУ, ЩА.

3. Учимся читать первые слова.

На данном этапе можно обучить ребёнка читать лёгкие тексты, но обязательно по слогам: Ка-те да-ли мы-ЛО , О-на мы-ла ру-ки, ли-цо и ше-ю.

4. Последние уроки.

После тренировок чтения отдельных слов по слогам рекомендуется читать по слогам словосочетания и предложения. После ежедневных тренировок ребёнок сможет достаточно приспособиться, чтобы читать цельные слова, не требуя помощи у слогов.

     При соблюдении данных советов ребёнок научится читать всего за 1-1,5 месяца. Родители, не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается, не заставляйте ребёнка учиться, если у него в какой-то день не будет настроение делать это – будьте терпеливы и сдержанны, тогда всё получится!

Выбор пособия

  • Букварь от Жуковой Надежды или же Букварь для мальчиков или Букварь для девочек Шалаева, чтение у ребёнка пойдет легче и быстрее. Данный букварь поможет поэтапно понять ребенку, как читать слова, буквы, лёгкие и сложные слоги, предложения и, наконец, небольшие тексты.
  • Таблица и кубики  Николая Зайцева.

Слоговая таблица с плаката «Сделай уроки сам!» 

При соблюдении данных советов ребёнок научится читать всего за 1-1,5 месяца. Родители, не ругайте ребёнка, если у него что-то не получается, не заставляйте ребёнка учиться, если у него в какой-то день не будет настроение делать это – будьте терпеливы и сдержанны, тогда всё получится!

Освоить чтение до школы ребенок должен обязательно. Родители могут помочь своему сыну или дочке справиться с этой важной задачей. Главное — проявить терпение и результат будет отличным!

Когда учить читать?

Появление у ребенка друзей-невидимок, как правило, связано с работой детского подсознания, ведь продумывая в голове и проигрывая в лицах различные жизненные ситуации маленький человек учится контактировать с окружающими и внешним миром, где ему предстоит еще найти свое далее

нет комментариев

Подготовка к сдаче экзаменов – напряжённое время. Только проверенные способы побороть далее

нет комментариев

Когда учить читать?

О том, как подготовить ребенка к школе, какими знаниями он должен обладать,  также советы родителям, применимые к далее

нет комментариев

Все родители хотят видеть своих детей счастливыми. Они, как никто другой, заинтересованы в результатах далее

нет комментариев

Родители пытаются воспитать из своих детей каких-то супер героев, такая модная тенденция 21 века. Но все ли дети талантливы?Читать далее

Когда учить читать?

1 комментарий

Что делать, если процесс обучения застопорился

Как и любое обучение, чтение не у всех детей протекает гладко. Малыш может пребывать в плохом настроении, его могут огорчать собственные неудачи, новый навык дается ему с трудом. Опускать руки не стоит – следует иначе организовать процесс. Возможно, ребенку не нравится выбранная методика (букварь или карточки) – попытайтесь использовать кубики Зайцева или Чаплыгина. Также поможет снижение сложности текстов, книга с другими картинками, новая энциклопедия по любимой тематике. Важно объяснять ребенку, что в ошибках нет ничего страшного, это нормальное явление, необходимое для обучения каждого человека.

Зачем совмещать методы

Несмотря на выдающуюся эффективность многих методик, недостаточно просто заполнять рабочие листы, смотреть мультики или играть. Для успешного обучения нужно использовать все методы в комплексе и постоянно поддерживать разнообразие.

Даже взрослый может потерять интерес, если постоянно будет выполнять однотипные, монотонные задания. С детьми еще сложнее: им может быстро наскучить даже самое интересное занятие, и они захотят переключиться на что-то новое. Они могут капризничать и отказываться делать упражнение, которое раньше казалось самым увлекательным. Стоит всегда иметь под рукой несколько альтернативных вариантов занятия на случай, если наступит день, когда ребенок откажется делать то, что раньше любил. Хотя бы один запасной план наверняка сможет увлечь его.

Помимо интереса важно помнить, что разные типы занятий направлены на реализацию разных аспектов обучения и могут давать разные знания. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок формировался как разносторонняя личность и умел справляться с задачами широкого спектра — бегло читать, грамотно и с правильной интонацией говорить, нужно включать в его обучение упражнения, которые не фокусируются на отработке одних и тех же навыков.

Обучение — это процесс, требующий использования разных методов. Разнообразие форм и приемов работы — залог его успеха.

Зачем читать детям книги? Польза чтения для детей

Для самых маленьких детей, которые ещё даже не научились говорить, чтение книг является целым комплексом различных действий. Здесь вы вместе рассматриваете картинки, рассказываете, что изображено. Ребёнок учится разглядывать, замечать детали и слушать. У малыша расширяется кругозор, появляется понимание предметов и действий. Чтение — это спокойный и полезный досуг, который отлично подготавливает маленького непоседу ко сну.

Кроме этого, существует ещё как минимум 10 причин, зачем нужно читать ребёнку:

  1. Чтение детям благотворно влияет на развитие творческих способностей. Благодаря такому занятию развивается фантазия и воображение у малыша. Во время данного процесса ребёнка представляет персонажей и события по-своему. В мультиках и фильмах уже есть готовая картинка и образ, поэтому здесь уже фантазировать не приходится.
  1. Читая малышу, не остаётся в стороне и нравственное воспитание. Малыш примеряет на себя образ героя, переживает вместе с ним, учится отличать хорошее от плохого, доброе от злого. Иногда у ребёнка даже могут возникнуть противоречивые эмоции, и он может попросить родителей перечитывать один и тот же рассказ, пока у него не сформируется собственная точка зрения. Такую работу души ничто не заменит.
  1. Малыши, которым родители часто читали книги, в будущем быстрее способны обучаться самостоятельно чтению, а успехи в школе становятся значительно выше.
  1. Чтение способствует развитию речи, пополняет словарный запас и расширяет кругозор.
  1. Читать детям -значит учить их анализировать, размышлять. Чтение помогает развивать логическое мышление, учит понимать причинно-следственную связь.
  1. Чтение-это отличный способ улучшить взаимоотношения с ребёнком. А проводя таким образом с ребёнком досуг, тёплые воспоминания останутся на всю жизнь.
  1. Ещё один важный плюс в чтении ребёнку-это развитие интеллекта и грамотности. Малыш уже с раннего возраста слышит правильную речь, обороты, учится мыслить и выражать свои мысли правильно.
  1. Чтение книг отлично тренирует память, что значительно поможет в усвоении школьной программе, а затем и в ВУЗе.
  1. Если читать ребёнку на ночь добрую сказку, он быстрее засыпает, а сон становится более крепким и здоровым.
  1. Дети, которым родители привили любовь к чтению, всегда найдут для себя полезное и увлекательное занятие. Для них лучшим досугом станет прочтение книги, чем, например, бесполезная трата времени в интернете.

Начинайте читать ребёнку как можно раньше, ведь чтение отлично развивает творческие способности у детей

Легкий способ – учим гласные

Вот еще одна методика, которая показалась полезной, чтобы ее рассмотреть. Она состоит из трех этапов.

Этап 1. Учим с ребенком только гласные буквы. Букв всего 10 в алфавите, поэтому на это заучивание, как правило, уходит не очень много времени. Для правильного заучивания необходимо изготовить бумажные кружочки. Их будет десять. Рекомендуемый диаметр 10 сантиметров – хорошо видно и удобно читать. Кружочки следует покрасить в красный цвет, поскольку в звуковых схемах этим цветом обозначаются гласные, поэтому будет согласованность.

Каждый гласный звук нужно озвучить малышу и ПРОПЕТЬ с ним. Как пропеть – в видео в конце статьи.

На начальном этапе изучения гласных, кружки с их изображением можно развешивать по квартире с последующей заменой местоположения. После запоминания малышом гласных, кружки можно и не применять.

Один из методических приемов в процессе заучивания гласных – игра в прятки. Малыш должен в разных словах искать заданную гласную букву. Эта игра позволяет стимулировать запоминать и начертание гласной буквы и как она выглядит в словах.

Этап 2. Читаем отдельные слоги, и постепенно переходим к чтению простых слов. Главное, чтобы ребенок постепенно запомнил как формируются слоги. После освоения трех – четырех гласных и слогов с ними, можно переходить к простым словам. Занятия не должны превышать 10 минут и проводите их в игровой форме. Можно использовать карточки со слогами. Ищите приемлемую форму именно для вашего малыша. Чтобы ему было интересно осваивать новое.

Этап 3. Переходим к чтению сложных слов. Можно написать несколько знакомых малышу слов и развесить листки в квартире. Время от времени повторяйте эти слова. Можно менять их местоположение. Все эти движения помогут ускорить обучение.

Легкий способ – учим гласные

Важно! Чтобы понимать, как научить ребенка читать, нужно экспериментировать. Попытайтесь использовать части методик. Соедините выбранные части. Если не получается, поменяйте шаги и этапы.

В любом случае дети разные и подходящие для них методики нужно искать.

Например, поем гласные:

 

Фонологическая осведомленность

Исследования показывают, что дети со слабой фонологической осведомленностью становятся слабыми читателями. Родители могут почти гарантировать, что их дети станут опытными читателями, начав с фонологического осознания. Они должны забыть специальные карточки, рабочие тетради и другие дорогие наборы, и просто делать процесс обучения чтению забавным, легким и простым. Фонологическое сознание — игра со словами, превращение всего процесса обучения в игру. Нет необходимости, чтобы родители садили своих детей и давали формальные уроки.

Вместо этого, родители должны учить этому в течение дня весело и органично:

  • Проявите творческий подход. Что это значит? Разговаривайте со своими детьми, подбирая рифмы к словам. Читайте детские короткие стишки и книги с использованием рифм. Это позволит более запомнить слова.
  • Играйте в словесные игры в машине. Время в машине представляет собой потрясающую возможность играть в простые словесные игры. Придумайте как можно больше слов, начинающихся на «м»: машина, мясо, мыло, мама, молоко. Придумайте как можно больше слов, которые ассоциируются с кошкой: молоко, сосиска, погладить, ласковая и т.п.
  • Играйте в «Я шпион». Используйте эту игру, когда нечем заняться в какое-либо свободное время. К примеру, когда вы сидите в очереди к врачу, едете в транспорте, идете к кому-то в гости, сад или школу. Что это за игра? Пример: «Я вижу дерево перед нами, оно зеленое, начинается на букву «И» (Ива)». «Я вижу коричневое живое существо, оно бежит к нам навстречу и начинается на букву «С» (собака)». И таких вариантов может быть.
  • Слушайте детскую музыку. Это один из самых простых способов привить фонологическую осведомленность у детей.