Как правильно проводить воспитание ребенка 5 лет?

В период с 4 до 5 лет наступает так называемый возраст «почемучки». Поэтому готовьтесь отвечать на многочисленные вопросы малыша. Если не отмахиваться от маленького надоеды, а давать конкретные ответы, это благотворно скажется на его развитии. Кроме того, кроха проникнется уважением к маме и папе, которые знают всё на свете.

«Безопасность ребенка до лет в быту»

раскрыть » / « свернуть

«Безопасность ребенка до 3 лет в быту»

Безопасность ребенка до 3 лет — это полностью зона ответственности его родителей и остальных взрослых, находящихся рядом с ним. Особенно важно родителям быть внимательными, когда ребенок начинает сам передвигаться.

Хорошо, когда ребенок понимает слова «можно» и «нельзя», однако это действует только, когда взрослые рядом и контролируют его действия. Кроме того, запретные предметы вызывают повышенный интерес, поэтому лучше если они вообще будут вне досягаемости ребенка, или в безопасном состоянии, например, утюг убрать подальше, а розетки закрыть специальными заглушками. Следует учесть также ребенку не нужен постоянный контроль, у него должно быть личное пространство и свобода. То есть задача взрослых — сделать пространство малыша по максимуму безопасным!

1. Все электроприборы должны быть вне доступа ребенка или, по крайней мере, лежать так, чтобы взрослые успели отреагировать на детские попытки их взять.

2. Горячий суп в тарелках и кастрюли с горячими блюдами, чай, кофе и тому подобное должны быть расположены на дальних конфорках плиты либо далеко от края стола. Кстати, лучше, если на столе не будет скатерти, которую может стянуть на пол ребенок вместе со всем содержимым.

3 . Для острых углом мебели есть специальные накладки.

4. Часто родители не задумываются, что для ребенка опасны обычные пакеты, ведь часто, играя, ребенок натягивает их на голову, а сможет ли он их снять?

5. Шнурки, веревочки, цепочки, поводки для собак и т. п. — все это ребенок надевает на себя, в первую очередь, на шею.

6. Уксус, спиртное, бытовая химия, лекарства и др., особенно если все это хранится в ярких привлекательных баночках или, тем более, перелито в бутылки от пищевых продуктов, вызывает у ребенка желание попробовать.

7. Колющие и режущие предметы. Ножи, ножницы, спицы убираем подальше. Когда поймете, что ребенок к этому готов, научите его этими предметами пользоваться (чтобы снизить к ним интерес, использовать по назначению).

предметы (пуговицы, колпачки, булавки, монеты, батарейки, элементы конструктора на магнитах и т.д.). Дети все это берут в рот, пытаются вставить в нос и уши.

9. Окна. вызывают у малыша особый интерес, ведь за ними — МИР!!! Страшно подумать, к чему приводят попытки ребенка залезть на подоконник. Доступ к подоконникам должен быть абсолютно ограничен или хотя бы затруднен, лучше, если на окнах установлены запорные устройства

11. Дети любят играть с дверью: открывать и закрывать, забывая о том, что они держат ее пальцами, поэтому лучше установить специальные фиксаторы на двери.

Таким образом, заботясь о безопасности своего ребенка, с одной стороны, необходимо удовлетворять его интерес к окружающему миру: объяснять, для чего нужны те или иные предметы и устройства, показывать, как они работают, учить ими пользоваться, а с другой — делать максимально безопасным его окружающую среду. Причем эти процессы должны идти параллельно!

раскрыть » / « свернуть

Физические и двигательные навыки

В плане физического развития, к 3 годам ребенок должен уметь все, что связано с двигательными функциями, а именно:

  • ходить и бегать;
  • ходить на носочках и спиной вперед;
  • стоять на одной ноге;
  • уверенно прыгать;
  • бросать и ловить мяч;
  • пытаться попасть мячом в кольцо, висящее в метре от земли;
  • подниматься и спускаться по обычной и вертикальной лестнице;
  • кататься на трехколесном велосипеде;
  • совершать кувырки вперед и назад;
  • легко собирать мелкие предметы, нанизывать бусины на шнурок;
  • владеть основными навыками лепки из пластилина.

Кроме прочего, в возрасте 3 лет у ребенка к двигательным функциям можно добавить бытовые навыки:

  • умение самому одеться и раздеться;
  • знание своих вещей, умение ими пользоваться;
  • умение обращаться с пуговицами;
  • навык складывания своих вещей в шкаф;
  • умение помогать по дому;
  • навык складывать игрушки на свои места;
  • самостоятельный прием пищи ложкой или вилкой, умение пить из чашки;
  • выполнение простых гигиенических процедур.
Читайте также:  Ребенок 8-9 лет. Особенности воспитания, советы психолога

Знаете ли вы? Все физические навыки ребенка формируются в зависимости от его возможностей. Если у ребенка нет велосипеда и его никто не учил, он к 3 годам не будет на нем ездить. Если малыш чего-то не умеет, нужно просто уделить этому аспекту некоторое внимание, малыши в 3 года очень быстро учатся.

Знания и умения, которые будут полезны первокласснику

Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.

Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».

Что должен знать и уметь ребёнок к детскому саду?

Чтобы ребёнок почувствовал себя более уютно в детском саду, а адаптационный процесс прошёл максимально безболезненно, крайне важно понимать, какими навыками должны обладать дети. Это поможет подтянуть малыша по определённым показателям, уделить больше внимания несформированным умениям.

  1. Очень важно, чтобы ребёнок был физически развит в соответствии со своим возрастом, обладал достаточно крепким здоровьем. Это легко понять по тому, насколько редко малыш болеет, как часто гуляет на свежем воздухе и, например, занимается плаванием.
  2. Адаптация существенно ускорится, если новоиспечённый детсадовец будет довольно самостоятельным в быту. Конечно, педагог и няня обязательно помогут ребёнку, однако будет замечательно, если он хотя бы стремится к самостоятельности. У малыша должны быть развиты следующие навыки самообслуживания:
    • умение пользоваться ложкой и вилкой (не обязательно, но желательно);
    • умение мыть ручки с мылом без посторонней помощи;
    • способность одеваться и снимать одежду;
    • умение ходить на горшок, снимать штанишки и натягивать их обратно.
  3. Ещё один важный показатель готовности – развитые коммуникативные умения. Под этим понятиям нужно понимать хорошо сформированные речевые навыки, желание общаться и играть с одногруппниками и способность вступать в контакт. Дети должны уметь:
    • просить взрослого (пока ещё незнакомого) человека о помощи;
    • вступать в игры с другими детьми, играть с ними хотя бы 15 минут;
    • выполнять воспитательские просьбы и указания;
    • понимать, что нужно делиться игрушками и другими предметами с другими детками;
    • немного играть в одиночестве, увлекать себя на какое-либо время.

Стоит понимать, что все ребятишки являются яркими индивидуальностями и развиваются в своём собственном темпе.

Поэтому при определении уровня готовности вашего чада к саду не забывайте и о том, что нужно ориентироваться не только на усреднённые показатели, но и на личность ребёнка.

Что умеет малыш от до месяцев

  • малыш начинает вытягивать ножки и ручки, к концу 2 месяца полностью раскрывает ладошки;
  • узнает лица родителей;
  • развивается слух и обоняние;
  • зрение еще не полностью сформировано, лучше показывать ребенку вещи на расстоянии полуметра;
  • может поворачивать голову и смотреть по сторонам лежа на животе;
  • начинает улыбаться на ласковое обращение;
  • может сжимать игрушки в руках;
  • реагирует на смену настроение окружающих (может понимать, когда его родители радуются, грустят или злятся).

С месяца ребенок уже неплохо адаптируется в окружающей среде. Теперь он спит не так долго. Продолжительность сна 11-13 часов. В дневное время малыш спит меньше, начинает бодрствовать. В этом возрасте грудничок развивается не только физически, но и психологически. У младенца постепенно начинает формироваться характер.

В этом возрасте появляются следующие умения:

Вес увеличивается примерно на 700 г, вырастает еще на 3 см.

Особенности поведения и психология ребенка 2–года жизни

Речь о правильном поведении малыша до достижения им 3 лет не идет вообще. В это время его поступки продиктованы особенностями темперамента. Ребенок может вести себя непредсказуемо, меняя свои предпочтения многократно в течение дня.

Психология детей от 2 до 3 лет имеет свои особенности:

  • Просыпается тяга к новым видам деятельности. В этот момент важно предоставить возможность их освоения.
  • Малыши делают рывок в умственном развитии. Упражнения должны быть направлены на развитие моторики, подойдут аппликации, лепка, шнуровка. Эти виды деятельности улучшают образное мышление и память.

Психология и развитие ребенка 2,5 года характеризуется появлением самостоятельных занятий и формированием воображения. Не надо сильно загружать малыша развивающими упражнениями, ему полезно заниматься игрушками. Желательно приобрести несколько кукол, кубики, зверушек и конструктор. В двухлетнем возрасте ребенок сооружает из игрушек замысловатые строения. Он кормит, укладывает спать кукол и зверей. При этом малыш разговаривает от лица каждого из персонажей. Это нормальные психологические особенности поведения детей 2–3 лет.

Чтобы развить память дошкольника надо читать ему поэзию. Если малыш в состоянии легко запомнить небольшие стихи, то можно пытаться выучить другую информацию (имена и фамилии родных, адрес, возраст). Читать сказки и стихи желательно каждый день, это помогает развить речь. Подойдут сказки Пушкина, стихи Барто, Чуковского и Маршака. В 2–3 года малыши хорошо усваивают новые языки, это время надо использовать для их изучения, особенно если родители ребенка разных национальностей.

Психология детей 2–3 лет такова, что часто возникают сложности с эмоциональным состоянием. Малыш выясняет границы своего влияния путем протеста. В этом возрасте ребенок стремится делать все самостоятельно. Чтобы это желание не исчезло, надо позволять ему несложные действия, которые он сможет осилить.

Строгие запреты нередко приводят к возникновению истерик и агрессии. Поэтому психология воспитания детей до 3 лет включает преподнесение информации в форме игры. Это снимет напряженность и позволит не допустить припадка истерии. В этом возрасте возможны первые проявления тревожности.

Если в этом возрасте были получены психологические травмы на фоне стресса, страхов, испуга, в будущем человеку потребуется психологическая помощь, которую должен оказывать специалист, например, психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич.

Развитие ребенка в лет

В этом возрасте малыш должен сам одеваться и раздеваться, легко ориентироваться в пространстве, самостоятельно есть и пить. Также физическая активность более развита (прыгает на одной ноге, в сторону, вперед и назад, марширует в такт музыке, ходит спиной вперед). Слова и фразы становятся более обдуманными. Учитывая все эти факторы, можно понять — развит ребенок или нет.

Как учить малыша в этом возрасте? В 5 лет воспитание ребенка не может обходиться без психологических наставлений. Если родители хотят помочь малышу, то лучше начать с подготовки в детский сад. Чтобы правильно воспитать ребенка, нужно научить его следующим вещам:

  • любить себя;
  • быть заинтересованным;
  • понимать, что можно говорить, а что нельзя;
  • доверять родителям;
  • не унывать;
  • думать что правильно, а что нет;
  • не реагировать на все болезненно.
Развитие ребенка в лет

Как правило, если малыш чувствует себя счастливым, оптимистичным, любознательным, дружелюбным, уверенным себе, это заслуга родителей. Такой человечек будет хорошо и с удовольствием учиться, сможет смело бороться с неудачами и будет любить своих родителей.

Воспитание малыша 5 лет часто заставляет родителей прибегать к наказаниям. Но такое воздействие на ребенка в обществе категорически запрещается. Необходимо найти некую альтернативу и научиться наказывать свое чадо правильно. Следует обязательно объяснять малышу, что его действие может причинить боль людям или иметь плохие последствия. Лишь после того, как ребенок несколько раз ослушался после бесед с родителями, можно будет его наказать.

Упражнения для профилактики речевого развития

Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.

Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения. Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз. Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.

Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература. Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни. Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.

Стихи, сказки, рассказы лучше читать неоднократно, спрашивать о содержании произведения, рассматривать книжные иллюстрации. Подбирая загадки, потешки, стихи, доступные детям, родители стимулируют их на запоминание, тем самым развивая не только речь, но и память ребёнка.

Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить. Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:

  • цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;
  • открывать и закрывать широко рот, как птенчик;
  • высунуть язык и убрать его обратно в рот;
  • сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;
  • поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.
Читайте также:  Когда можно начинать искусственное вскармливание новорожденного

Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе. Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу. Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.

Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях. Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности. Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.

Стадия вторая: первые фразы

На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»

Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).

У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.

Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык.

Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.

«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.

«Болёй!» – добавляет ребенок.

«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.

Не бойтесь «неправильных» младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся в «настоящие». Оцените попытку ребенка, пусть пока еще не очень удачную, поделиться с вами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность в своих силах и ощущение, что его понимают.

Окружающий мир Малыши 3-лет должны понимать и уметь:

  • Называть и показывать домашних животных (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.), птиц, рыб, насекомых.
  • Знать названия 3-4 деревьев (береза, дуб, яблоня), 3-4 цветов (ромашка, тюльпан, роза).
  • Знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы.
  • Рассказывать о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы.
  • Знать части суток — утро, день, вечер, ночь.
  • Называть явления природы — дождь, снег, ветер.

Что должен уметь малыш самостоятельно делать

  • Одевать вещи (без застежек).
  • Разрезать ножницами бумагу. Пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д
  • Уметь рисовать кружочки, точки, линии.
  • Обводить и раскрашивать картинки.
  • Основные правила гигиены – чистить зубы, мыть руки и лицо.

Если Вы ожидаете ребенка или если у Вас есть грудничок, прочитайте данные материалы

Что должен уметь ребенок в 2 месяца

Развитие ребенка в 1 месяц

  1. Раскраски куклы ЛОЛ Конфетти поп
  2. Как нарисовать Май литл пони