Как совмещать учебу и спорт — советы эксперта

Поговорка «В здоровом теле — здоровый дух» известна каждому. На сегодняшний день в крупных городах можно найти секции и тренажерные залы на любой вкус как для детей, так и для взрослых. Можно заниматься в одиночестве или в группе, самостоятельно или под наблюдением квалифицированного тренера. Какой спорт выбрать в зависимости от личностных качеств человека? В статье даны советы на основании психологических типов личности по выбору оптимальной физической активности.

причин заниматься спортом

«Как заставить подростка заниматься спортом? Очень нужен совет! Сын растёт умным, талантливым, в школу ходит с удовольствием, проблем с учёбой вообще никогда не было, учителя очень им довольны. Ходит на кружки по физике и по химии, дома себе чуть ли не лабораторию соорудил. Подозреваю даже, что учёным будет. Но вот беда — спортом совсем не занимается. Неинтересно ему и всё. Говорит, пустая трата времени. Даже на физкультуре отлынивает, единственная четвёрка за все годы, и то, учитель ставит, чтобы табель ему не портить. Но я-то вижу, что ему жизненно необходимы нагрузки. Он всегда был худой, хилый, в моё время таких ботаниками дразнили. Быстро устаёт, даже когда просто уборку дома делает. Я переживаю, что в будущем будут серьёзные проблемы со здоровьем — сколиоз вот уже есть, а дальше может быть ещё хуже».

— Валерия, мама 14-летнего Димы.

Скорее всего, у вас нет цели вырастить ребёнка олимпийским чемпионом — в этом случае вы бы вряд ли сейчас читали этот текст. Тогда нужно ли вообще заставлять ребёнка заниматься спортом? Ради чего? Давайте разберёмся, что даёт спортивный образ жизни:

  1. Укрепление здоровья. Нашему организму просто необходимы физические нагрузки. Они улучшают работу всех систем органов, замедляют старение, а ещё это лучшая профилактика многих болезней. У людей, которые регулярно занимаются спортом — хотя бы просто делают зарядку и много ходят пешком — лучше работает сердце и дыхательная система, вес остаётся в норме, гораздо меньше проблем с суставами и позвоночником. А детскому организму, который активно растёт, спорт нужен как воздух: это залог правильного формирования всех систем, а значит, здоровья во взрослой жизни.

  2. Развитие характера. Даже если ребёнок не занимается спортом профессионально, любые тренировки — это постоянная работа над собой, развитие силы воли, преодоление трудностей, победа над своими страхами и слабостями, здоровая конкуренция и стремление стать лучше, чем был вчера. Модели поведения, усвоенные в спорте, проявляются и в других сферах жизни. Это значит, что, если человек способен добиться спортивных успехов, его карьера тоже пойдёт в гору. Люди, которые занимаются спортом, отличаются развитой волевой сферой, они умеют преодолевать препятствия и никогда не опускают руки.

  3. Хорошее настроение. Физические нагрузки провоцируют выработку эндорфинов — «гормонов счастья». А они помогают справляться со стрессами, избегать депрессии и в целом относиться к жизни более оптимистично.

  4. Улучшение работы мозга. Активный образ жизни развивает не только тело, но и мозг. Дети, которые регулярно занимаются спортом, отличаются более быстрой реакцией, сообразительностью, умением решать сложные задачи. Это связано с тем, что мозг человека эволюционировал в условиях высокой физической активности. В Национальном Институте Здоровья США провели исследование и выяснили, что всего после 15 минут упражнений нейропластичность мозга заметно повышается, а за 30-минутную тренировку улучшается ещё более значительно. [1]

  5. Нормализация сна. Сидячий образ жизни часто становится причиной бессонницы. В свою очередь, спорт помогает сделать сон более глубоким, ведь во время тренировки организм тратит много энергии, а эндорфины помогают отвлечься от дурных мыслей. В итоге человек засыпает быстрее и хорошо высыпается. Нужно ли говорить, как важен здоровый сон для детей? Ведь именно во сне организм растёт быстрее всего и набирается сил для учёбы и общения.

  6. Повышение самооценки. В спорте есть важная закономерность: любой человек может добиться успехов, если будет много работать и не будет пасовать перед трудностями. А это даёт ощущение собственной значимости и уверенности в своих силах.

  7. Профилактика девиантного поведения. Занятия спортом часто называют одной из главных мер по предотвращению зависимостей. Закономерность очень простая: если ребёнок чем-то серьёзно занят, если он окружён людьми, которые стремятся к здоровому образу жизни, он не будет искать друзей в плохих компаниях и пытаться забыть о проблемах с помощью алкоголя или наркотиков — ведь у него есть свой способ справляться с неприятностями.

  8. Расширение круга общения. Посещение спортивных секций — это всегда занятия в кругу единомышленников, людей, с которыми есть как минимум один общий интерес. Кроме того, спорт часто подразумевает командную атмосферу, взаимовыручку, умение сотрудничать, радоваться успехам партнёров. А значит, это шанс встретить настоящих друзей на всю жизнь.

Читайте также:  Дзюдо для детей. Плюсы и минусы для мальчиков, девочек

События

Самый весёлый день в году! 1 апреля во многих странах отмечается День смеха. Вот и в нашем детском саду «Солнышко» п .Туртас, доброй традицией стало отмечать «День смеха». Это один из самых любимых дней у детей.Эмоциональное благополучие ребёнка Современная развивающая предметно-пространственная среда детского сада должна быть организована таким образом, чтобы каждому малышу было уютно и комфортно. Детям не всегда комфортно находиться в большом коллективе, иногда хочется уединиться и отдохнуть. В связи с этим в детском саду «Солнышко» прошёл смотр-конкурс «Лучший центр эмоциональной разгрузки детей».День шуток, веселья и смеха! В музыкальный зал в гости к ребятам пришли Клоун и Петрушка, которые развлекали детей на протяжении всего праздника. Малыши с удовольствием играли в различные игры-эстафеты: « Кто быстрее на ложке перенесет мячики»; « Собери цветы»; « У кого больше шишек». Во время праздника ребят не покидало веселое, бодрое настроение.

Русские матрёшечки По традиции в преддверие праздника, 3 марта во второй младшей группе «Цветочный городок» был проведен утренник «Русские Матрёшечки»!«Мини-мисс» Есть такая традиция встречать каждую весну замечательным женским праздником – 8 Марта. И в нашем детском саду «Солнышко» п. Туртас, в канун этого праздника, в старшей группе «Улыбка» была проведена увлекательная конкурсная программа «Мини мисс».Вот опять наступила весна… Какой сегодня замечательный день! Мы с группой «Почемучка» и музыкальным руководителем Медведевой Маргаритой Михайловной подготовили для самых любимых и дорогих мам и бабушек интересную концертно-конкурсную программу: «Крошечки-Хаврошечки», которую они смогут посмотреть в видеозаписи.

Что необходимо учесть при выборе спорта?  

Подбирая секцию для малыша, попытайтесь предугадать, какой вид спорта подойдет именно ему. Психологи советуют учитывать не только желание, но и темперамент маленького человечка. Рассмотрим все четыре темперамента относительно спорта: 

Читайте также:  Советы по выбору прогулочных колясок для детей

Холерик 

Он, как правило, самый активный болельщик, очень любит посещать самые разнообразные спортивные соревнования, более предпочитая энергичные виды спорта. Холерики обожают командные виды спорта. Еще они неравнодушны к достаточно агрессивным видам спорта, таким, как бокс, борьба и т.п. Холерику нужен выплеск энергии, поэтому спорт для него важен, как разрядка. 

Сангвиник 

Самый доброжелательный и спокойный, при этом, он быстро думает и способен на проявление очень быстрой реакции. Качества, незаменимые в спорте. Из сангвиников получаются отличные спортсмены, очень часто этот темперамент можно наблюдать у знаменитых чемпионов. Сангвиники выдержаны, целеустремленны, обладают хорошей волей. Из видов спорта – они могут выбрать любой вид, но чаще всего им нравятся такие виды спорта, в которых можно наиболее ярко проявить свои личностные качества, например, где надо преодолеть препятствия: альпинизм, спуск на байдарках, бег с препятствиями, десятиборье, каратэ и т.п. Сангвинику подходят и командные игры, поскольку он хорошо играет в команде и быстро находит общий язык с остальными игроками. Из сангвиников, равно как и из флегматиков, получаются отличные шахматисты. Также сангвинику интересны виды спорта, сопряженные с азартом и риском: горные лыжи, дельтапланеризм, фехтование и т.п. 

Флегматик 

Более чем спокойный, можно даже сказать, немного медлительный. Поэтому, он с интересом смотрит хоккей, футбол, водное поло и другие зрелищные соревнования, но по телевизору, а не с трибун стадиона. Ему интересны интеллектуальные виды спорта: шахматы, шашки, бильярд, т.е. такие, где надо рассчитать точность удара, просчитать на несколько шагов вперед, построить многоходовую комбинацию. Еще флегматики довольно выносливы, поэтому им подходят виды спорта, сопряженные именно с этим качеством: бег на длинные дистанции, лыжи, поднятие штанги, велосипедный марафон. Флегматика можно увидеть среди борцов восточных единоборств, где больше философии, чем собственно спорта. Также из флегматиков получаются хорошие тренеры, поскольку у них есть способности к преподавательской работе и им не надоедает объяснять одно и тоже по много раз. В то же время, флегматик может проявлять упрямство и надорваться там, где надо остановиться. Потом флегматику может все надоесть, и он может внезапно бросить спорт. 

Меланхолик 

Самый вялый и апатичный из всех темпераментов. Он редко занимается спортом, особенно активным. Из меланхоликов получаются отличные яхтсмены: один на один, или, по крайней мере, всего несколько человек, с морем. В меланхолике есть уравновешенность и трезвый расчет, поэтому он способен заниматься такими видами спорта, как: спортивная стрельба, метание диска или копья. Меланхолики хорошо ладят с животными, поэтому успешно занимаются верховой ездой. Из отрицательных качеств меланхолика в спорте – это способность начать заниматься то одним видом спорта, то другим, а также быстрая потеря интереса к спорту. 

Преимущества и недостатки отдельных спортивных секций для детей

В качестве подсказки и напутствия для родителей может стать ниже приведенные преимущества и особенности некоторых спортивных направлений:

  • буквально с трехлетнего возраста присматривайтесь к темпераменту и характеру своего малыша, чтобы понять, какой вид спорта ему больше подойдет:
    • футбол, баскетбол, волейбол и тому подобные командные игры для коммуникабельных, легко находящих общий язык со сверстниками детишек;
    • теннис и гимнастика для маленьких лидеров и детишек, спешащих достичь своего;
    • велосипедный спорт или разнообразие единоборств подойдет гиперактивным и энергичным деткам, которые смогут направить ее в полезное русло, еще и развить умение концентрироваться;
    • конный спорт отлично подойдет для детишек-интровертов, для нормализации эмоционально-психологического состояния;
  • учитывайте качества, необходимые в достижении успеха в определенном спорте с той точки зрения, что в определенной секции малыш разовьет эти же качества у себя:
    • боевые искусства и единоборства развивают гибкость, координацию, скорость реакции и точность движений, адекватную самооценку и восприятие собственных возможностей ребенком;
    • спортивная или художественная гимнастика, балет требуют от малыша дисциплинированности и большой отдачи, однако развиваются грацию, гибкость; если получаемый результат не кажется стоящим затраченных усилий, попробуйте альтернативный вариант — танцы;
    • фигурное катание наравне с танцами и гимнастикой способно развить пластику, артистизм, координацию, укрепление мышц;
    • плаванье развивает максимальное количество групп мышц, формирует правильную осанку, однако для девочек при профессиональном подходе чревато развитие широких плеч и несколько «мужеподобной фигуры»;
    • командные игры способствуют укреплению мышц, развитию координации, реакции, коммуникабельности, умению сотрудничать и достигать общего результата;
    • зимние виды спорта, бег, велоспорт, альпинизм развивают в ребенке лидерские качества, стремление достигать первенства.

Выше перечисленные особенности могут быть основополагающими в выборе секции, однако окончательное решение производится на основании сопоставления интересов малыша и его физических возможностей. Любая спортивная секция для детей должна быть одновременно интересной и безопасной для них.

Спорт и учеба

Начиая с 12 лет спортивные дети переходят на взрослый режим тренировок, которые становятся регулярными и напряженными. Спорт превращается не только в увлечение, — это уже профессия и постоянная важная часть жизни. Спорт требует не менее 4 часов в день, и жизнь усложняется.

В это время в школе растут нагрузки тоже:

  1. Нужно больше читать.
  2. Домашние задания становятся объемнее.
  3. Контрольные работы — сложнее.

И именно в этот период ребёнок переходит в стадию полового созревания, чреватую определенными изменениями в организме, переносимыми по-разному.

Врачи отмечают следующие характеристики переходного периода:

  1. Повышение общей разражительности и эмоциональной нестабильности.
  2. Снижение иммунитета.
  3. Могут проявляться симптомы хронических заболеваний.
  4. Порог утомляемости вырастает.

Чтобы помочь организму пройти сложный этап своего развития, врачи рекомендуют свежий воздух, умеренные физические нагрузки, витамины.

Как в такой период совмещать учебу и спорт?

Альпинизм и скалолазание — стоит ли рисковать?

Разумеется, занятия альпинизмом и имитацией скалолазания в павильоне практически полностью безопасны для жизни. Эти виды спорта великолепно тренируют общую выносливость, позволяют наработать силу и ловкость. Эти виды спорта придутся по душе тем, кто хочет не монотонно поднимать штангу и гантели, а работать в многозадачном режиме, стремиться к увеличению и наработке уже полученных навыков.

Какой вид спорта подходит тем, кто мечтает не только заниматься в зале или павильоне, а еще и на открытом воздухе, выезжать с командой в различного рода поездки, походы? Надо обратить внимание на ска-альпинизм. В крупных городах эти ребята тренируются в павильонах и несколько раз в год организовывают поездки в самые красивые места страны или даже мира. Все зависит от финансовых возможностей. После получения основных навыков возможны поездки и покорение вершин в Домбае, Приэльбрусье, Архызе и т.д.