Как вызвать у ребенка интерес к учебе и вернуть мотивацию

Размышление о том, когда снижение интереса к школе — «норма», а когда становится проблемой и признаком неблагополучного пубертата. Рассказывает клинический психолог, кандидат психологических наук Сальникова Ирина Анатольевна.

Обратитесь к доктору

Прежде чем сетовать на нерадивое дитя, следует выяснить, а нет ли медицинских причин, по которым ваш ребенок не может учиться. Ведь если есть проблемы с памятью, вниманием, речью и т.д., тогда процесс усвоения знаний становится проблемой. Стоит провести качественную диагностику когнитивных функций, психологического состояния ребенка, его физической формы для того, чтобы исключить органические дисфункции. В случае их обнаружения, доктор должен назначить соответствующее лечение или профилактику и процесс обучения наладится сам собой.

Обратитесь к доктору

Почитать в тему: Как развивать память у ребенка

Отсутствие мотивации как главная причина плохой успеваемости

Для ребенка любого возраста важным для обучения является создание мотивации. Мотивацией называют познавательные потребности, интересы и стремления, идеалы, на которые опираются в процессе получения знаний. Набор мотивов зависит от индивидуальности и врожденных особенностей психики.

Педагоги и психологи выделяют внутренние, внешние и личные мотивы обучения. Внутренние мотивы – это прямой интерес к тому, что изучают дети, основанный на их самореализации. Внешние – общение по интересам, например, при посещении каких-либо кружков или просто на перемене с друзьями. Личная мотивация – убеждения ребенка, его самоутверждение за счет полученных знаний, авторитета.

Выяснить мотивы к обучению можно из личного разговора с ребенком или с учителем, школьным психологом, вместе с которыми вырабатывается линия стимулирования к обучению. Именно на основании этих мотив и следует действовать. Требованиями, угрозами, принуждением крайне трудно заставить учиться, тем более добиться каких-то результатов.

Формирование мотивации у ребенка

Отсутствие мотивации как главная причина плохой успеваемости

Не стоит требовать от детей успешного усвоения всех школьных предметов. Если у школьника математический склад ума, не нужно заставлять его анализировать на художественном уровне литературное произведение или требовать сочинение, достойное пера классика. Напротив, ребята с гуманитарным складом ума вряд ли добьются высот в физике или химии. Заучивая формулы для контрольного тестирования, они успешно забудут их на следующий день.

Задатки ребенка следует развивать, так появится интерес к учебе по выбранному направлению. Конечно, нельзя, чтобы он полностью забросил другие предметы. Нужно постараться объяснить, что без сдачи экзамена по математике нельзя окончить школу, даже если после этого планируется поступить на филологический факультет и формулы вряд ли пригодятся.

Мотивация младших школьников

В начальной школе большую роль играет адаптация детей к учебному процессу. Бывший дошкольник еще не перестроился на новый ритм, ему бывает сложно, например, без дневного сна или сидеть без перерыва получасовой урок. Чтобы помочь адаптироваться, в школе проводят физминутки, пальчиковую гимнастику, которые помогают отвлечься и передохнуть. Дома также можно применять эти методы при выполнении домашнего задания.

Малышей обязательно нужно хвалить за каждую удачу. Говорить им о будущей профессии или экзаменах бессмысленно, этот этап еще далеко и не осознается ими, поэтому мотивировать их нужно похвалой и легким поощрением. Для скорейшего привыкания к новому режиму нужно давать ребенку отдыхать, возможно, выделить время для дневного сна. Не стоит записывать первоклассника на все возможные секции и развивающие занятия: так дети будут перегружены, уставать, и учиться ни сил, ни желания у них не останется.

Младшие школьники в большинстве своем учатся с удовольствием, и взрослым важно поддержать стремление познавать новое, не отбить своими действиями и словами желания к обучению.

Часто бывает, что ребенка трудно заставить учиться уже в первом классе. Виноватыми в большинстве случаев становятся родители, которые еще до школы «заучили» своих детей, записав их на всевозможные развивающие занятия. Бывает и наоборот: мамы не заставляют учиться в 1 классе, считая, что не стоит нагружать ребенка. Так он привыкает к лени и тому, что все можно отложить «на потом». Младшего школьника можно и нужно приучать учиться и трудиться, к самостоятельности, но делать это следует осторожно и постепенно.

Мотивация средних и старших школьников

Отсутствие мотивации как главная причина плохой успеваемости

В подростковом возрасте причиной плохой успеваемости чаще становится гормональная перестройка организма. Ребенок быстро утомляется, появляется раздражительность. Это время совпадает с наибольшими нагрузками в школе, связанными с подготовкой к экзаменам.

Читайте также:  Как привить ребенку любовь к чтению?

Нередко период плохой успеваемости совпадает с первой влюбленностью детей. Одних окрыляет чувство влюбленности, и кроме объекта воздыхания они перестают замечать что-то еще, других удручает безответная любовь, пропадает интерес не только к учебе, но и всему остальному.

Важно: Подростка следует научить разграничивать сферы жизни: учебу и будущую профессиональную деятельность, дружеские отношения и любовь. Это заставит понять, что при любых трудностях нельзя оставлять достижение цели не только сейчас, но и в будущем.

Как мотивировать ребёнка на учёбу

интерес к познанию нового.

Конечно мотивировать ребёнка нужно начинать ещё задолго до его поступления в школу, в более раннем возрасте, когда он начинает задавать кучу вопросов-«почему?» Главное не упустить тот момент, когда его многое интересует и увлекает. Не отталкивайте своего малыша, даже если вы очень заняты, поощряйте его попытки к познанию нового. Покупайте красочные энциклопедии и интересные книги. Смотрите вместе познавательные фильмы на тему, которая его привлекает.

Не забывайте применять игры на развитие памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики. После школы интересуйтесь, как прошли занятия, что нового он узнал, какие темы изучали.

2. Научите ребёнка с первого класса соблюдать правильный режим дня.

Обговорите с ним, когда лучше делать домашние задания, когда играть и гулять, кушать. Приучайте его вовремя ложиться спать. Главное-соблюдать правильный баланс между учёбой и отдыхом.

3. Приучайте к самостоятельности.

Как мотивировать ребёнка на учёбу

Старайтесь, чтобы ребёнок сам выполнял домашние задания. Помогайте только в том случае, если он попросит об этом. Но ни в коем случае не делайте что-то за него, а просто объясните, в каком направлении нужно двигаться.

4. Индивидуальный подход

Некоторые родители предъявляют завышенные требования без учёта индивидуальных особенностей своего ребёнка.

Все дети разные, у каждого свой характер, темперамент, способности и наклонности. Одним учёба даётся легко, другим тяжело. Не каждый может учиться на отличные и хорошие отметки. Ни в коем случае не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми. Не пытайтесь подогнать его под какие-то общепринятые стандарты и рамки.

5. Меньше критикуйте

Не ругайте за плохие отметки, а лучше выясните, какие ошибки малыш допустил, какую тему не понял, чем вы можете помочь. Постоянная критика и нравоучения только усугубит ситуацию. Лучше поговорите со своим сыном или дочкой по душам, ненавязчиво выясните причины неудачи, и вместе найдите выход из сложившейся ситуации.

6. Уважайте интересы и увлечения ребёнка

Не навязывайте своё мнение, каким видом деятельности заниматься во внеурочное время, в какой кружок или секцию записаться. Вы можете порекомендовать, а решать он должен сам, что больше нравиться.

7. Хвалите за успехи

Почаще хвалите ребёнка, не только за отличные отметки, а за любые, даже самые незначительные достижения, за те вещи, которые получаются у него лучше всего. Вселяйте веру, что у него обязательно получится, нужно только приложить некоторые усилия.

8. Поддерживайте связь с учителем.

Как мотивировать ребёнка на учёбу

Периодически посещайте школу и интересуйтесь как обстоят дела у вашего ребёнка с учёбой и поведением. Если существуют какие-то проблемы, спрашивайте совета и рекомендаций.

9. Интересуйтесь окружением своего чада. С кем он дружит, общается.

10. Личный пример.

Рассказывайте ребёнку об интересных событиях из вашей школьной жизни. Чем вы в детстве интересовались, как добивались поставленных целей.

 Ещё некоторые советы психолога

Детский и семейный психолог Екатерина Кес рекомендует родителям обращать внимание на свою речь в разговорах с детьми.

♦Некоторые фразы могут сформировать у малыша огромную неприязнь к учебной деятельности. Например «Ты никогда не стараешься», «У тебя вечно в тетрадях грязь», «У тебя никогда ничего не получается», «Ты всегда всё забываешь», Ты всегда невнимательно слушаешь».

Сами того не ведая, взрослые подобными фразами программируют ребёнка на неудачу. Эти фразы действуют как негативные внушения.

♦ Особенно обороты «ты всегда», «ты постоянно», «ты никогда» создают ощущение безысходности, невозможности что-либо изменить.

То, что мы постоянно говорим ребёнку о нём самом, постепенно становится его мнением о себе.

♦ Если вы использовали такие фразы, срочно заменяйте их на положительные, вселяющие веру и надежду: «У тебя всё получится», «Тебе нужно сейчас постараться», «У тебя получается всё лучше и лучше», «Я знаю, ты сможешь это выучить», «Даже если не получилось с первого раза, не надо сдаваться».

Как мотивировать ребёнка на учёбу

Надеюсь, советы как мотивировать ребёнка на учёбу будут вам полезны.

Читайте также:  Спустя год: что Роузи Хантингтон-Уайтли думает о материнстве? \ Что нужно знать родителям?

Главное, чтобы сын или дочь чувствовали вашу любовь, поддержку и желание в трудную минуту прийти на помощь.

А какие способы для мотивации применяете вы, делитесь в комментариях.

Если нет желания учиться

Специалисты говорят, что дети по своей природе любознательны и энергичны. Отсутствие желания учиться кроется не в лени, а в мотивации.

Внутреннее сопротивление, которое возникает у ребенка от требований и обязательств, тормозит стремление к учебе. Это не значит, что необходимо детям давать неограниченную свободу – сработает хуже запретов и нужно увлечь:

  • Хвалить за любые достижения, даже незначительные. Когда мама с папой говорят своему чаду, как они гордятся им – для ребенка это успех, который захочется повторить;
  • Если у ребенка есть любимый предмет или склонность к творчеству (пению, рисованию), помогите ему раскрыть себя в этом направлении, чередуя с выполнением трудных предметов;
  • Требование учиться замените объяснением, для чего знания нужны ребенку, что это даст в будущем и т. д.;
  • Не наказывайте, не ругайте маленького человечка за плохую оценку. Дети обычно расстраиваются больше, чем взрослые, даже если не показывают вида. Лучше поддержите, подбодрите и предложите свою помощь разобраться с трудной темой;
  • Изучать трудный материал можно через игру, на прогулке, в музее – проявите фантазию. Совместное общение кроме пользы принесет и много приятных минут.

К любому ребенку нужен индивидуальный подход. Педагог в силу своей загруженности не всегда может уделять достаточно внимания всем «отстающим» детям. Но совместная работа родителей, учителей и психолога – это залог успешной учебы. Важно при этом иметь терпение и не торопить ребенка с результатами.

Сила целей

Один из эффективных методов, который можно применять в процессе учебной мотивации, заключается в том, чтобы правильно обозначить продуманные цели и задачи. Они могут быть как краткосрочные (например, предстоящий экзамен), так и долгосрочные (например, достижения, которые необходимы для учебы в университете). Цели и задачи — одни из лучших источников мотивации, поскольку они будут вдохновлять человека. К примеру, мотивация студентов не пропускать занятия зачастую исходит из желаемой цели получить так называемый зачет «автоматом» за посещения. Согласно методике изучения мотивации, положительным побочным эффектом цели является то, что она резко увеличивает настойчивость человека. Кроме того, разумно выбранные цели вдохновляют на более высокие результаты.

Важно ставить реальные цели и сроки. Каждая достигнутая цель приведет к повышению самооценки и будет способствовать новым свершениям.

Важные советы по настройке цели:

  1. Цели следует записывать.
  2. Необходимо избегать возникновения неопределенности, отрицания и необходимости.
  3. Сложные цели надо разбивать на основные цели и подцели.
  4. Следует записывать все средства по достижению цели.
  5. Визуализация достижения цели поможет подкрепить желание и настойчивость.

Мотивация ребенка на учебу в школе

«Мне этот предмет точно никогда в жизни не понадобится!», «Зачем учиться?», «Не хочу учиться!». Знакомо? Чтобы повысить успеваемость своего любимого чада, многим родителям даже приходится использовать силовые методы, когда уговоры и убеждения не помогают. Но скажу сразу- это не решит проблему и не вернет желание учиться, а наоборот приведет к потере контакта с ребенком.

Как же быть, если ваш ребенок не желает ходить в школу и учиться? Как заставить ребёнка учиться? Очень часто проблема кроется в отсутствии должной мотивации.

В процессе обучения ключевое значение имеют два вида мотивации– внутренняя и внешняя.

Внешняя мотивация – это когда результат достигается через внешние факторы (обещание купить дорогой телефон ребёнку, если он закончит семестр с отличием). Но как правило данный вид мотивации краткосрочный и не надежный.

Внутренняя мотивация связана со стремлением получать новые знания, добиться успеха в жизни, поступить в престижный университет и получить высокооплачиваемую работу, желанием опередить всех своих конкурентов, избежать негативных последствий, которые влекут за собой промахи.

Мотивация ребенка на учебу в школе

 С чего же начать? Как сформировать правильную мотивацию к обучению?

  1. Нужно узнать, с чем связано нежелание ребенка идти в школу. Это  может быть конфликт с одноклассниками или учителем.
  2. Когда делаете уроки вместе с ребенком, наводите на правильный ответ, а не решайте вместо него. Рассуждайте над заданием, понимание наступает в диалоге, причем полезнее, если ребенок увидит, что вы просите его помочь разобраться в задании.
  3. Поощряйте увлечения. Если ваш ребёнок увлёкся музыкой, отправьте своё чадо учиться в специализированную школу и т.д.
  4. Не давите на ребёнка, позвольте ему самому найти своё хобби, которое, возможно, в будущем станет его профессией.
  5. Позаботьтесь о хорошем окружении. Если ребёнок учится в «слабом» классе, где учителя уделяют недостаточно внимания качеству процесса, задумайтесь о том, чтобы перевести его в другую школу.
  6. Не допускайте высокой нагрузки, поскольку именно она нередко становится причиной спада интереса к процессу получения знаний. (Все хорошо в меру).
  7. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми и особенно с его братьями или сестрами.
  8. Воспитывайте ребёнка на личном примере или примере успешных людей. Можно купить  книгу с биографиями успешных и знаменитых людей или найти статью в интернете.
  9. Создайте комфортную среду обучения. Ваше  чадо хочет дорогие тетради с 3D картинкой, купите. Согласитесь куда приятнее пользоваться теми вещами, которые нравятся.
  10.  Создайте мотивационную среду. Запишите ребёнка в кружок, посещайте с ним различные мероприятия (выставки, семинары). Особенно важно это для подростков, которым предстоит определиться со своей будущей профессией.
  11.  Проявляйте максимум внимания к учебе ребёнка. Спрашивайте, как прошёл день вашего сына или дочери в школе, что стало причиной плохой оценки или замечания в дневнике. Но, какой бы ни была ситуация, вы должны понимать ребёнка и морально его поддерживать. Иначе в случае очередной неудачи он опустит руки и перестанет бороться за успех.
Читайте также:  10 приложений для дошкольников, которые не стыдно иметь в телефоне

Особенности мотивации в учёбе могут меняться в течение всей жизни под воздействием различных факторов. Если сформировать интерес к учёбе в младшем школьном возрасте достаточно просто, то с подростками дело обстоит намного сложнее. Поэтому главное, что необходимо сделать родителям – заинтересовать школьника самим процессом получения знаний.

И хотя основные знания детям даёт школа, именно на плечи мам и пап ложится ответственность за то, чтобы их дети осознали всю ценность образования и понимали, что новая информация  может быть не только интересной, но еще и полезной.

Неадекватные нагрузки

В данном случае возможны два варианта:

  • чрезмерность нагрузки;
  • недостаток нагрузки.

Чрезмерная нагрузка провоцирует активизацию защитных механизмов психики — избегание. Недостаток нагрузки приводит к скуке. Оба варианта будут негативно влиять на стремление к знаниям и учебную мотивацию.

Чрезмерная нагрузка провоцирует активизацию защитных механизмов психики — избегание. Недостаток нагрузки приводит к скуке.

Как помочь:

1 Проанализировать нагрузку подростка, учитывая все дополнительные занятия и время, которое тратится на выполнение домашних заданий. Ежедневно должно быть не менее восьми часов на сон и не менее двух часов свободного времени, которым подросток распоряжается самостоятельно.

2 При необходимости оптимизировать нагрузки своего школьника.

Приложение 1

Н. Гинзбург)

Цель: выявление уровня сформированности учебной мотивации младших школьников, измерение степени выраженности мотивов учения.

Описание методики. Детям показывается картинка. Рассказывается по каждой картинке история. После прочтения рассказа задаются вопросы: а как по-твоему, кто из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Дети последовательно осуществляют три выбора.

Стимульный материал. Набор картинок

Инструкция. Послушай рассказы детей и ответь на мои вопросы.

Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил» (Рис. 1.).

Рис. 1

Второй мальчик (девочка) сказал (а): «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился» (Рис. 2)

Рис. 2

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть» (Рис. 3.).

Рис. 3

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» (Рис. 4.).

Рис. 4