Особенности воспитания и психологии ребенка в 3 и 4 года

Дети дошкольного возраста очень быстро развиваются. Специалисты по умениям ребёнка могут сделать вывод о соответствии физического и психического развития его возрасту. Благодаря этому можно вовремя увидеть существующие проблемы и внести определённые корректировки в развивающую программу, делая акцент на тех областях, в которых отстал ребёнок. Свои коррективы вносят психологи по основным критериям о том, что должен знать ребёнок в 5 лет.

Что новенького

Из познавательного:

  • Ребенок в 2,5 года может назвать правильно 1–2 цвета.
  • Ориентируется в 4–6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.
  • Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу.
  • Ориентируется в различных по величине формах.
  • Ребенок 2,5 лет собирает пирамидку из 4–8 колец по убывающей (по показу).
  • Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3–4 составляющих (по показу).
  • Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.

Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца

Познавательное развитие

1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).

2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.

3. Способен 1—3 мин заниматься одним предметом.

Социальное развитие

1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт.

2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.

3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.

4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.

5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.

6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).

7. Напряжен при трудно дающихся ему движениях и действиях.

8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

Речевое развитие

1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).

2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).

3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.

4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.

Моторное развитие

1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.

2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.

3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.

4. Уверенно берет игрушку из любого положения.

5. Относительно долго (3—5 мин) может заниматься с предметами.

6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.

7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.

8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.

Оглавление:

1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц; 12 месяц

Речевое развитие

Дитя уже знает много слов и может спокойно выражать свои мысли, не путаясь в словах при этом. Обладает навыком правильно складывать предложения, используя необходимые слова. Речевые навыки с каждым днём становятся более совершенными. Малыш в этом возрасте должен:

  1. Правильно и членораздельно произносить все звуки. При этом он может не выговаривать букву «р», но это является нормой для такого возраста. Если западают какие-то звуки, то рекомендуется обратиться к логопеду.
  2. Часто использовать различные формы слов, прилагательные и наречия в той форме, которая сложно даётся малышам.
  3. Уметь придавать предложению интонационную окрашенность. Стих он обычно пересказывает с явным интересом и выражением.
  4. Запоминать и произносить имена и фамилии родителей или родственников.
  5. Без путаницы рассказывать о том, что он ел на завтрак, обед и ужин. А если он перепутал какие-то понятия, то в состоянии сам себя поправить.
  6. Без ошибки говорить город, номер дома и квартиры, где он проживает.

Если необходимо знать, какое обычно развитие ребёнка 5 лет, что должен уметь, то нужно ознакомиться с основными правилами. Например, ребёнок должен не только повторять услышанные фразы и слова, но и высказывать его собственные мысли. Речь нужна ребёнку для общения с другими людьми, а монолог ребёнку ещё не по силам.

Чтобы и дальше развивать речевые навыки, родители должны часто вступать в разговор с ребёнком, поощрять вопросы малыша и отвечать на них.

Отклонения в развитии: когда бить тревогу

Очень важно знать, какие признаки могут указывать на возможные нарушения и отклонения в развитии ребенка, так как «первыми звоночками» очень часто бывают безобидные поведенческие реакции, которые воспринимаются в качестве индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Внимательные родители должны следить за изменениями в физическом и психоэмоциональном развитии младенца, так как в этом возрасте имеющиеся нарушения достаточно хорошо поддаются коррекции, в том числе, и медикаментозной.

Обратиться к врачу необходимо в следующих случаях:

  • речь младенца состоит только из гуления (растягивания гласных звуков), при этом ребенок не произносит согласные звуки и не пытается складывать их в слоги;
  • ребенок не умеет переворачиваться с живота на спину и не предпринимает попыток подтянуться, когда ему протягивают руки;
  • отсутствие интереса к игрушкам и окружающим предметам.

Пятимесячный младенец должен хорошо различать эмоциональную окраску речи и реагировать на обращенные к нему слова. Если он этого не делает, следует исключить заболевания головного мозга (прежде всего – гидроцефалию), а также неврологические патологии. Также следует следить за функционированием мышечного аппарата – при признаках гипертонуса ребенку необходим лечебный массаж и особая гимнастика, которую лучше всего проводить совместно с медицинским работником.

  • Сколько должен съедать смеси или грудного молока ребенок
  • Как определить наедается ли ребенок грудным молоком или смесью
  • Как выбрать лучшую смесь для ребенка
  • Развитие ребенка по месяцам до года
  • Режим дня ребенка в 5 месяцев

Физическое развитие

Это период стремительного физического развития. Чтобы родители могли контролировать, правильно ли растет их малыш, ВОЗ разработала средние показатели роста, веса и др., отдельно для девочек и мальчиков этого возраста.

В связи с активным ростом зубов, у детей напухают десна, повышается температура и они капризничают.

Мышцы достаточно окрепли, чтобы ребенок мог самостоятельно сначала ползать, а затем стоять и ходить.

Рост и вес

Среднестатистическим показателям роста и веса соответствует около 10 % всех детей. У остальных есть отклонения, как в большую, так и в меньшую сторону. Это нормально, многое зависти от наследственности. Переживать надо, когда малыш резко прекратил расти или набирать вес.

Таблица: средние показатели роста годовалых детей по данным ВОЗ

Пол Нижний предел Верхняя граница
Рост мальчиков, см 71 80,5
Рост девочек, см 68,9 79,2
Вес мальчиков, кг 7,7 12
Вес девочек, кг 7 11,5

Окружность головы и груди

Контролировать надо также окружность головы, грудной клетки.

Таблица: среднестатистические размеры окружности груди и головы

Пол Нижняя граница Верхний передел
Окружность головы мальчиков 43,5 48,6
Окружность головы девочек 42 47,6
Окружность груди мальчиков 46 52,5
Окружность груди девочек 46,3 51,4

Безучастное лицо или влияние эмоций на развитие мозга

Определить внешний катализатор для развития зрения просто — это дневной свет. Искра, которая способствует развитию сознания, гораздо более неуловима и многосложна. Это взгляд мамы на малыша; это папа, который поднимает кроху в ответ на протянутые к нему ручонки; это игра в прятки с улыбками и смехом.

На таком позитивном, отзывчивом общении и ответных реакциях формируется фундамент будущего обучения, поведения и здоровья. По сути, развитие мозга целиком зависит от взаимоотношений малыша с заботливым чутким взрослым.

Невозможно кратковременными объятиями устранить целую жизнь с неизменным «безучастным лицом» рядом или, что еще хуже, со злобой и враждебностью.

Какие бывают проблемы в развитии в этот период

Вы уже успели заметить, что для малыша в возрасте 1 год и 6 месяцев свойственна повышенная активность, импульсивность и невнимательность. Обратите внимание на эти моменты и старайтесь вовремя их замечать и внимание как Ваш малыш любит играть?Опасные признаки:- любит часто уединяться- ходит с раскачиванием как медвежонокВ таких случаях нужна консультация разговор – детские истерики. Они должны иметь логическое объяснение.

Читайте также:  Как самостоятельно подготовить ребенка к школе

Чтобы понять эмоциональное состояние ребенка постарайтесь не нарушать его режим дня. Но если Вы заметили не послушание, капризы, беспричинный смех или обиды – сразу откажитесь от режима. Малыш устал и все эти показные эмоции только это доказывают. Но если ребенок не может уснуть – добавьте время для бодрствования.Помните!В 1.5 годика малыш уже умеет показать свое удовольствие и неудовольствие. По его лицу Вы уже можете заметить эмоции радости, печали и даже расстройства.Сейчас в ребенке только начинает зарождаться симпатия или антипатия к сверстникам. Хотя, стоит заметить, что все эти эмоции очень неустойчивые из-за импульсивности поведения самого ребенка.Помните!Самым сильным Вашим оружием в воспитании и развитии ребенка должна быть Ваша похвала и одобрение. Именно Ваше слово становится для ребенка самой главной оценкой любого поступка.

Сейчас только от Вас все сильнее зависит будущий стиль общения с Вашим , Вам понравится этот видео материал про опыт организации своего дня и режимных процессов ребенка в 1 год и 6 месяцев

ИТОГ:

Все приведенные нормы абсолютно условны. У кого-то это может быть уже хорошо отработано, а кто-то только начинает знакомиться. Не забывайте – все условно и индивидуально! Помогайте своему малышу и всегда поддерживайте его желания познать мир! Только с Вашей поддержкой ему будет намного проще быстрее понять и научиться самым важным основам.

Темперамент малыша

Не секрет, что малыши по-разному относятся к запретам: кто-то спокойно, кто-то балуется, а некоторые стают просто неуправляемыми. Психологи доказали, что нет смысла применять одинаковый подход, поскольку у каждого ребенка свой темперамент. Учитывая это, найти общий язык можно даже с проблемным ребенком.

Если при воспитании малыша игнорировать его темперамент, это может стать причиной не только непослушания и многочисленных проблем, но и полной деградации личности.

Доказано — если в детские годы человек часто страдал от ругательств и побоев, он более склонен к алкоголизму, наркотикам. Таким людям сложно общаться с ровесниками.

В 3-4 года у ребенка уже начинает проявляться темперамент и формируется его поведение. Психологи напоминают о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первое — это тип нервной системы, данный природой, второе— это воспитание, с помощью которого можно возместить минусы темперамента.

Выделяют четыре типа каждый из типов более детально.

Сангвиник

Такого малыша нетрудно воспитывать, поскольку он всегда в хорошем настроении. Типичные признаки сангвиника:

  • отсутствие перепадов настроения;
  • подвижность, стремление к общению;
  • хорошая нервная система, высокая самооценка;
  • хороший сон, быстрое пробуждение.

Сангвиники хитрые — они никогда не будет делать то, что не нравится. Родителям нужно быть осторожными, не верить безоговорочно во все, что ребенок говорит.

Чтобы научить сангвиника порядку и дисциплине, родителям нужно объяснять ему спокойным тоном, не кричать. Также не рекомендуется перехваливать сангвиника, поскольку это может спровоцировать «звездную болезнь».

Меланхолик

Он остро нуждается во внимании. Малыши с таким темпераментом отличаются восприимчивостью, легко расстраиваются, обижаются. Крик взрослого для них равноценен физическому наказанию. Меланхолики наделены:

  • чувствительностью;
  • быстрой утомляемостью;
  • сложной адаптацией к новым условиям.

Родителям меланхолика нельзя наказывать его за медлительность, стыдить при окружающих.

Флегматик

Такой ребенок отличается:

  • безэмоциональностью;
  • медлительностью;
  • способностью спать больше 9 часов.

На основе такой характеристики родителям не рекомендуется словесно разъяснять требования ребенку, пассивно проводить с ним время. Чтобы в будущем малыш не вырос инертным, его нужно задействовать в активных играх и показывать на своем примере, как нужно вести себя.

Холерик

Ребенок с таким темпераментом — вечный двигатель. Ему нужно постоянно быть в движении, но он редко что завершает.

На фоне других холерик выделяется:

  • эмоциональностью;
  • подвижностью и шумностью;
  • тревожным сном.

Если не заниматься холериком, из него вырастет чрезмерно эмоциональная, агрессивная и асоциальная личность. Чтобы он начал слушаться, с ним нельзя быть агрессивным и чрезмерно опекать. Если холерик начинает плакать или кричать, родителям нужно разговаривать спокойным тоном. Главная задача взрослых— быть уравновешенными в конфликтах с ребенком.

В каждом карапузе смешивается 2 темперамента. От воспитания зависит, какой тип будет доминирующим.

Календарные периоды

Наблюдая за своим чадом, мамочке будет легче определить степень его развития, если разбить весь срок от года до двух лет на календарные периоды. Наш импровизированный календарь привязан к частоте посещений педиатра: это значит, что собираясь на прием к врачу, вы будете иметь представление о том, на какие нюансы в поведении малыша доктор обращает внимание. Кроме того, сможете самостоятельно оценить уровень развития вашего сокровища и правильность его воспитания. Каждый пункт календаря прописан по нарастающей – от простого действия или умения к сложному.

Читайте также:  Основы грудничкового плавания в ванной и бассейне

12-15 месяцев

Вот, что может карапуз:

  • начинать играть самостоятельно, без подсказки взрослых;
  • выполнять простые просьбы – например, обнять маму;
  • пользоваться вилкой и ложкой;
  • идти вверх по ступенькам лестницы;
  • замечать забавные вещи и смеяться над ними;
  • подражать речи и действиям родителей;
  • говорить на собственном языке;
  • жестами показывать то, что он хочет;
  • хлопать в ладоши;
  • помимо слов «мама», «папа», «деда», «баба», произносить еще одно слово;
  • быстро ползать;
  • ходить, опираясь на мебель;
  • без чьей-либо помощи снимать носки;
  • делать несколько шагов без поддержки;
  • понимать простые просьбы;
  • замечать реакцию родителей на его действия;
  • уверенно стоять;
  • ходить, держа маму или папу за руку;
  • качать головой, давая отрицательный ответ;
  • пить из кружки;
  • пробовать «рисовать» фломастерами и карандашами;

Ждать от ребенка художественных шедевров в таком возрасте не стоит: сейчас он только начинает чувствовать цвета и фактуры. Следует позволить малышу творить так, как он хочет, дав ему свободу самовыражения

  • помогать родителям одевать его, поддерживая ручки и ножки в удобном положении;
  • наклоняться за упавшим предметом;
  • узнавать себя в зеркале и радоваться своему отражению;
  • поднимать более тяжелые предметы;
  • играя в мячик, катать его вперед и назад;
  • подкреплять слова жестами, чтобы его поняли;
  • вытаскивать и закладывать игрушки в ящик или коробку;
  • показывать свои глазки, ручки, носик и другие части тела по просьбе взрослого;
  • бегать;
  • обозначать требование тишины жестом «тссс»;
  • «помогать» маме по дому.

15-18 месяцев

  • переворачивать книжные страницы при чтении сказки;
  • испытывать привязанность к животным и любимым игрушкам;
  • уверенно ходить;
  • петь и делать это с наслаждением;
  • истерить, если чем-то недоволен;
  • пятиться спиной;
  • забираться на разные поверхности, одновременно исследуя их;
  • говорить до 15 различных по смыслу слов;
  • самостоятельно снимать носки или штанишки;
  • спать один раз в день после обеда вместо двух;
  • быстро бегать;
  • сортировать вещи по размеру, форме, цвету (рекомендуем прочитать: как научить ребенка цветам?);
  • играя, «кормить» кукол или мягкие игрушки;
  • складывать из слов фразы;
  • самостоятельно «читать» книжку», рассматривая картинки;
  • уверенно справляться с ложкой, есть с помощью нее;
  • чистить зубки под присмотром родителей;
  • говорить понятнее для взрослых.

Малыш до полутора лет уже способен самостоятельно чистить зубы под присмотром взрослых. Необходимо внимательно наблюдать, чтобы кроха не глотал зубную пасту

18-21 месяцев

  • говорить около 50 слов;
  • понимать значение около 200 слов;
  • составлять из слов простые предложения;
  • самостоятельно снимать одежду;
  • ходить на горшок, контролируя акты дефекации и мочеиспускания;
  • умываться и чистить зубки под контролем мамы или папы;
  • знать и называть части своего тела (ручки, ножки, ушки, носик);
  • имитировать больше действий взрослых – например, выбрасывать мусор в ведро;
  • строить из кубиков башни;
  • давать описания несложным рисункам из книг;
  • открывать и закрывать в доме и шкафах двери.

21-24 месяца

  • проситься в туалет;
  • быстро учить новые слова или действия (10 слов за один день);
  • повторять все за другими людьми;
  • собирать несложные пазлы;
  • проводить прямую линию;
  • спускаться по ступенькам за ручку с мамой;
  • различать холодно – жарко, много – мало, большой – маленький;
  • надевать и снимать одежду самостоятельно;
  • различать людей по половому признаку (мальчик-девочка, дядя-тетя);
  • прыгать;
  • понимать хорошее и плохое (поведение, слово).

К двум годам ребенок обычно усваивает очень своевременное и полезное умение – проситься в туалет, сдерживая на время физиологические позывы (подробнее в статье: нормальное развитие ребенка в 2,5 года)

вещей для ребенка, без которых не обойдется ни одна молодая мама

В предыдущих главах мы говорили о детской одежде. Составили её необходимый минимум. Разобрались с размерами малышей.

Но одной одежды для маленького человечка мало. Для нормальной, полноценной жизни ребёнку необходимы бытовые вещи.

С первых дней жизни мама купает малыша ежедневно, кормит, гуляет с ним на улице. А для всего этого нужны определённые вещи.

Список вещей, без которых не обойдётся ни одна мама

для прогулок

с уголком

мыло

крем

масло

палочки и диски

для воды и тела

и пустышка

детская посуда

и пелёнки

Этот список можно дополнить всем чем вы пожелаете. Но эти 15 вещей представляют собой тот минимум, которого вам будет достаточно на первых порах после выписки из роддома.

Дальше вы сами для себя поймёте, чего вам не хватает, либо что из этого списка вам совершенно не нужно.

Я очень надеюсь, что из этой статьи вы узнали, что нужно ребёнку до года. И теперь выбор необходимой одежды и бытовых вещей для малыша будет намного легче.

Если вам понравилась статья, ставьте оценки, делитесь ей с друзьями и оставляйте комментарии. Спасибо!