Первое слово: что нужно знать о развитии речи ребенка

Доброго вам времени и отличного настроения, дорогие наши читательницы.

Включите режим радио, то есть много и часто разговаривайте с малышом

Разговаривайте даже с новорожденным. Когда беседуете с ребенком, старайтесь установить зрительный контакт «глаза в глаза», голос должен быть достаточно громким. Говорить нужно в медленном темпе, плавно, протяжно, напевно. Новое незнакомое слово повторяйте несколько раз. Дайте ребенку потрогать пальчиками ваши губы, он может заинтересоваться вашими зубами, языком — пусть исследует! Во время самостоятельных игр проговаривайте вслух все действия малыша, описывайте игрушки (цвет, форму, величину), произносите фразы от имени какой-нибудь игрушки, разыгрывайте сценки.

Как формируется речь у ребенка

Навыки речи закладываются у ребенка в первый год жизни, чем больше вы будете читать, разговаривать с малышом, тем большим запасом слов он будет обладать, когда начнет говорить – этот процесс называется пассивное накопление слов.

Активная стадия накопления слов выражается не только в запоминании, но и в повторении звуков, попытках сложить из них новое слово.

Что нужно делать, чтобы малыш заговорил вовремя:

Как формируется речь у ребенка
  • старайтесь не включать телевизор в присутствии малыша;
  • больше разговаривайте с ребенком с первых дней жизни, фразы должны быть четкими, простыми, избегайте сложных и витиеватых конструкций, говорите медленно;
  • после года начинайте разучивать стихи, которые имеют простые рифмы;
  • не сюсюкайте сами, и пресекайте подобные попытки со стороны других взрослых;
  • не упрощайте речь – называйте все вещи своими именами;
  • всегда внимательно слушайте, не отмахивайтесь от вопросов ребенка;
  • чтение, рассматривание картинок должно занимать не менее 20 минут в день.

Во сколько дети начинают говорить первые слова? Ответ на этот вопрос зависит от многих факторов, значение имеет и атмосфера в семье – если вы или ваши близкие привыкли общаться на повышенных тонах, малыш заговорит позже своих сверстников.

В каком возрасте ребенок начинает говорить первые слова

Первый крик младенца – это его первый звук, которым малыш оповещает весь мир о:

  • Своем рождении.
  • Страхе.
  • Стрессе, вызванном новой окружающей средой.

Познавая мир, малыш учится разговаривать, обзаводясь базовым словарным запасом на протяжении первых двух лет жизни.

Самые ранние издаваемые звуки малыша – «а», «о», «агу»; потом он начнет узнавать родителей и пытаться говорить «ма-ма» и «па-па»; далее последует поток лепета и попытки выразить мысли фразами.

Попробуем разобраться, в каком возрасте дети должны начать говорить, что является нормой и отклонением от нее.

Читайте также:  6 декабря святцы женские имена. Имена для девочек, рождённых в декабре

Рассмотрим в таблице:

Возраст (в месяцах) Описание
1 — 2 Грудничок только плачет, выражая этим свое недовольство голодом, мокрым подгузником, недостатком внимания и т.д.
3 — 4 Малыш различает голоса и звуки, издаваемые родителями, пытается лепетать, произнося несложные слоги.

Благоприятные условия для развития речи

Если не брать во внимание случаи органических поражений центральной нервной системы, органов зрения и слуха или физиологических особенностей строения речевого аппарата, развитие речи проходит по указанным ступенькам при выполнении нескольких условий:

  • создание развивающей речевой среды;
  • накопление пассивного словарного запаса;
  • поощрение речевой активности малыша.

Создание развивающей речевой среды начинается с организации такого пространства вокруг ребенка, которое будет давать поводы для его собственной речевой активности и речевого взаимодействия ребенка и взрослого. Это книги, игрушки, плакаты, фотографии, картинки, статуэтки, панно, да даже узор на обоях — все, о чем маме может быть интересно день за днем рассказывать малышу.

Прекрасным накопительным эффектом обладает чтение потешек, пение песенок во время режимных моментов. Простые тексты с особой ритмикой не только организуют привычные процедуры умывания, одевания, приема пищи, засыпания, но и прочно закрепляются в памяти малыша за счет многократного повторения. Ежедневное использование потешек, стихотворений, песенок во время этих процедур, да не дежурное бормотание, а яркое и выразительное эмоциональное чтение с подчеркнутой артикуляцией вскоре будет вознаграждено сначала узнаванием названий частей тела, предметов одежды и домашнего обихода, а вскоре и появлением этих слов в активной речи ребенка.

К другим способам пополнения пассивного словарного запаса можно отнести чтение ребенку и разговоры с ним по любому поводу.

Важно при этом помнить, что режим «мама-радио», когда мама комментирует все, что происходит, все, что малыш видит или, предположительно, чувствует, не должен был включенным в формате нон-стоп.

Ребенку нужно время, чтобы переработать полученные впечатления, самостоятельно поиграть, отдохнуть, прислушаться к звукам за окном и к звукам тишины тоже. Так что в развитии речи, как и в других сферах развития, важно не бросаться из крайности в крайность и соблюдать меру в использовании даже самых полезных, на первый взгляд, занятий и методик.

Как научить ребенка говорить правильно: простая методика

Чтобы малыш стал говорить чисто и правильно, логопеды советуют:

  • Отказаться от пустышки. Давно доказано, что малыши, чрезмерно увлекающиеся этим предметом, начинают разговаривать позже сверстников. Кроме того, у них может сформироваться неправильный прикус, который сильно влияет на четкость произносимых звуков.
  • Проводить массаж лица. Для этого не нужно обращаться к специалистам, его можно полностью делать самостоятельно. Легкие поглаживания лба, носика, гайморовых пазух, области вокруг губ способствуют активизации мышц, участвующих в произношении звуков.
  • Делать артикуляционную гимнастику. Ее необходимо проводить в игровой форме: надувать вместе с малышом щечки, изображая воздушный шарик, показывать, как гудит паровозик, собирая губы в трубочку, останавливать лошадку, говоря ей «Тпр», меряться, у кого длиннее язычок.
  • Внимательно слушать. Это поможет вовремя выявить неправильное произношение, указать на неверный порядок слов в предложении. Поправьте малыша и объясните как нужно говорить. Часто дети коверкают слова просто по незнанию.
  • Не забывать про мелкую моторику — массировать ладошки ребенка можно руками или не очень жесткой щеткой.

Проявив терпение и фантазию, легко решить проблему и научить ребенка говорить правильно. Однако существуют несколько особо трудных для произношения звуков: «р», «ш», «ж», «л». Многие дети учатся четко их произносить в 4 года или даже позже. Не стоит беспокоиться раньше времени, но если в 5 лет малыш продолжает картавить, шепелявить, говорить вместо «л» — «в», лучше проконсультироваться с логопедом.

Особую тревогу и беспокойство у родителей вызывает упорное молчание двухлетнего чада, когда вокруг все сверстники болтают и даже рассказывают стихи. Как правило, нежелание разговаривать связано с темповой задержкой. Это вполне обычное явление, которое встречается даже у здоровых детей. Ребенок может молчать до 3-4 лет, а после начать активно разговаривать, опережая сверстников по масштабам словарного запаса и чистоте произношения. О темповой задержке можно говорить, когда малыш активен, охотно контактирует с окружающими, понимает слова, выполняет просьбы. Попробуйте стимулировать, развивать его речь, и результат не заставит себя долго ждать.

Ребенку внушили, что нужно быть тихим

Иногда ребенок умеет говорить, но ведет себя предельно тихо, молча возится с игрушками, не произносит ни звука. Звук — это громко. Громко может кому-то мешать. Чаще всего это уставшие мама и папа, у которых болит голова и которые хотят отдохнуть. Или бабушка, которая редко приходит повидать внучка, а если он будет кричать — «больше никогда в гости не придет».

Ребенок дорожит контактом со значимыми взрослыми и будет стараться удерживать их любой ценой. Может даже замолчать, стать тихим и удобным, лишь бы близкие были рядом.

Как научить ребенка говорить букву Л

О том, как научить ребенка говорить букву «Л», нужно знать заранее, чтобы предотвратить переход неправильной речи в привычку. Ведь исправлять всегда труднее, чем учить.

Для того чтобы поставить правильную артикуляцию звука «Л», нужно:

  • Показать сжатые зубки, растягивая губы в улыбку (так будет легче произнести твердый звук).
  • Кончик языка может давить на верхние зубки или на альвеолы.
  • Следить за тем, чтобы язычок не был прилегал к боковым зубам, тем самым он дает проход воздуху.

Чтобы поставить правильное произношение этого звука, необходимо многократно тренировать его в слогах: ЛО-ЛЫ-ЛА-ЛУ ИЛИ АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ.

Устраивайте с ребенком «переклички».

Для этого взрослому нужно знать, какие звуки и слоги малыш уже умеет и любит произносить. Начинайте «перекличку» именно с этих слогов, произносите их, побуждая кроху повторять за вами. Если ребенок начинает лепетать что-то сам, повторяйте за ним, тем самым показывая, что вы реагируете на его «слова». Затем постепенно подключайте новые звуки и слоги. За одно занятие лучше не вводить более одного нового слога.

Для поддержания интереса малыша полезно использовать стихотворные строки. Не забывайте делать паузу после тех звуков и слогов, повторения которых вы ждете от ребенка! Приведу несколько самых простых стишков, которые помогали нам с дочкой поддерживать беседу.

Наши курочки в окно:Ко-ко-ко, ко-ко-ко.

***

Дует пастушок в дуду –Ду-ду-ду, ду-ду-ду.

***

Гуси, гуси, га-га-га,Есть хотите? Да-да-да.

***

Мы приехали сюда!Да-да-да! Да-да-да! (задорно)

Отворяйте ворота!Та-та-та! Та-та-та! (требовательно)На лошадках я и ты!Ты-ты-ты! Ты-ты-ты! (удивленно)На лошадках мы скакалиИ немножечко устали. (устало)Скоро ль будет угощенье?Молоко, кефир, печенье?У-у-у? О-о-о? (вопросительно)Ели-ели угощенье,Выражаем восхищенье:М-м-м-м (довольно)

Как научить ребенка говорить предложениями?

Если родители много общаются с ребенком с рождения, то он легко научится говорить предложениями, когда подрастет. Слыша речь взрослого, дети сами пытаются составлять предложения, на первых порах это получается неуклюже, такую речь еще называют телеграфной.

Взрослые не заостряют внимание на ошибке, а повторяют фразу правильно. Например, ребенок говорит: «Папин кепка дай»; взрослый повторяет: «Дай папину кепку».

Вместо назывных предложений «Собачка», «Домик», «Автобус» нужно использовать двусоставные простые предложения «Собачка лежит и ждет хозяина», «Какой красивый домик построили рабочие», «Автобус везет пассажиров».

Обязательно используют игры, развивающие речь. Игра «Доскажи словечко» показывает, как строится предложение, развивает фантазию и делает ребенка активным участником.

Предложения должны быть понятными, близкими по содержанию к тому, что ребенок знает, например: «Маша утром проснулась и … (позвала маму)», «Котенок ищет маму и … (мяукает)».

К какому возрасту произносят словосочетания

Возраст, когда ребенок говорит первые слова, зависит от среды воспитания и индивидуальных особенностей. Примерно в два года и старше малыш может высказываться грамотными предложениями, состоящими из двух или трех слов. В его распоряжении – от 250 до 300 единиц речи. Появление в разговоре предлогов, прилагательных помогает проговаривать словосочетания.

К 2.5 и старше речевые функции достаточно развиты. Сложные звуки еще тяжело подчиняются ребенку («Р», «З», «Л» и другие), но с ним интересно общаться, он легко строит предложение из словосочетаний. К трем годам родители часто отдают своих подросших чад в детские коллективы. В окружении детей увеличивается словарный запас, речь становится уверенной и более совершенной.

К какому возрасту произносят словосочетания

Особенности развития и речи до 3 лет

Дальнейшее развитие в норме приводит к появлению у 4-х летнего ребенка огромного числа вопросов. Родители должны отвечать максимально грамотно и полно. Не нужно в разговоре с малышом упрощать названия предметов и понятий. Ребенок должен услышать правильные термины. Это стимулирует пополнение словарного запаса и в дальнейшем поможет избежать проблем при общении со сверстниками и старшими.