Психологическое развитие детей дошкольного возраста

Мето­дика И.Марковской [Мар­ков­ская И.М., 1998] явля­ется одной из немно­гих, в кото­рых с самого начала пред­по­ла­га­лись два парал­лель­ных опрос­ника — для детей и для роди­те­лей (мам и пап), изме­ря­ю­щих одни и те же пара­метры дет­ско-роди­тель­ского взаимодействия.

Чем полезны дополнительные занятия

  • Любопытство

В школе или детском саду ребенок не может научиться всему. И не может полностью удовлетворить свое любопытство. Дошкольникам не так обязательно заниматься дополнительно — им важнее общение, сначала с родителями, потом со сверстниками. Но младшему школьнику важно найти учителя по интересам и воплощать свои мечты. И тогда это будет не дополнительной нагрузкой, а билетом во взрослый мир. Подростку также важно заниматься тем, что ему интересно — так он поймет, какую профессию выбрать в будущем.

  • Гибкие навыки

Не так важно, чем именно занимается ребенок, он все равно учится учиться. В процессе он развивает не только предметные, но и гибкие навыки: привыкает работать с информацией, обращаться за помощью, ставить перед собой цели. И это важнее, чем знать, как ходят фигуры, потому что пригодится в любой профессии и в любой сфере жизни. И чем больше у ребенка разных кружков, тем больше опыт.

Чем полезны дополнительные занятия
  • Выбор профессии

Дополнительные занятия подталкивают ребенка углубиться в то или иное направление. Даже если ребенку кажется, что это хобби, все равно именно в этой сфере формируются его ценности, интересы. Например, ребенок увлекается миром муравьев. Даже если он не будет углубленно заниматься биологией, его любопытство и любовь к деталям, способность бесконечно и терпеливо наблюдать и ждать приведут его в инженерный вуз.

  • Примерка разных ролей

Особенно это важно для подростка. Некоторые родители говорят, что подростки не могут определиться и пробуют то спорт, то творчество, то робототехнику. В этом нет ничего страшного. Задача подростка — попробовать все, примерить на себя разные роли и понять, что больше ему по душе. И даже если ребенок не может определиться ни с чем, это тоже важно — он откидывает и сужает поле выбора и приближается к тому, что станет делом жизни.

Вариант для подростков

1. Если уж он(а) чего-то тре­бует от меня, то обя­за­тельно добьется этого.

2. Он(а) все­гда нака­зы­вает меня за мои пло­хие поступки.

3. Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда вернусь.

4. Он(а) счи­тает меня вполне само­сто­я­тель­ным человеком.

5. Могу рас­ска­зать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.

6. Он(а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.

7. Он(а) чаще заме­чает во мне недо­статки, чем достоинства.

8. Он(а) часто пору­чает мне важ­ные и труд­ные дела.

9. Нам трудно достичь вза­им­ного согласия.

10. Ино­гда он(а) может раз­ре­шить то, что еще вчера запрещал(а).

11. Я все­гда учи­ты­ваю его (ее) точку зрения.

12.Я бы хотел(а), чтобы мои буду­щие дети отно­си­лись ко мне так же, как я к нему (ней).

13. Я редко делаю с пер­вого раза то, о чем он(а) меня просит.

14. Он(а) меня редко ругает.

15. Он(а) ста­ра­ется кон­тро­ли­ро­вать все мои дей­ствия и поступки.

16. Счи­тает, что глав­ное — это слу­шаться его (ее).

17. Если у меня слу­ча­ется несча­стье, в первую оче­редь я делюсь с ним(ней).

18. Он(а) не раз­де­ляет моих увлечений.

19. Он(а) не счи­тает меня таким умным и спо­соб­ным, как ему (ей) хоте­лось бы.

20. Он(а) может при­знать свою неправоту и изви­ниться передо мной.

21. Он(а) часто идет у меня на поводу.

22. Нико­гда не ска­жешь навер­няка, как он(а) отне­сется к моим словам.

23. Могу ска­зать, что он(а) для меня авто­ри­тет­ный человек.

24. Мне нра­вятся наши с ним (ней) отношения.

25. Дома он(а) дает мне больше обя­зан­но­стей, чем в семьях боль­шин­ства моих друзей.

26. Бывает, что при­ме­няет ко мне физи­че­ские наказания.

27. Даже если я не хочу, мне при­хо­дится посту­пать так, как желает он(а).

28. Счи­тает, что он(а) лучше знает, что мне нужно.

29. Он(а) все­гда мне сочувствует.

30. Мне кажется, он(а) меня понимает.

31. Он(а) хотел(а) бы во мне мно­гое изменить.

32. При при­ня­тии семей­ных реше­ний он(а) все­гда учи­ты­вает мое мнение.

33. Он(а) все­гда согла­ша­ется с моими иде­ями и предложениями.

34. Нико­гда не зна­ешь, что от него (нее) ожидать.

35. Он(а) явля­ется для меня эта­ло­ном и при­ме­ром во всем.

36. Я счи­таю, что он(а) пра­вильно вос­пи­ты­вает меня.

37. Он(а) предъ­яв­ляет ко мне много требований.

38. По харак­теру он(а) мяг­кий человек.

39. Обычно он(а) мне поз­во­ляет воз­вра­щаться домой, когда я захочу.

40. Он(а) стре­мится огра­дить меня от труд­но­стей и непри­ят­но­стей жизни.

41. Он(а) не допус­кает, чтобы я под­ме­чал его (ее) сла­бо­сти и недостатки.

42. Я чув­ствую, что ему (ей) нра­вится мой характер.

43. Он(а) часто кри­ти­кует меня по мелочам.

44. Он(а) все­гда с готов­но­стью меня выслушивает.

45. Мы рас­хо­димся с ним (ней) по очень мно­гим вопросам.

46. Он(а) нака­зы­вает меня за такие поступки, какие совер­шает сам(а).

47. Я раз­де­ляю боль­шин­ство его (ее) взглядов.

48. Я устаю от повсе­днев­ного обще­ния с ним (ней).

49. Он(а) часто застав­ляет меня делать то, что мне не хочется.

50. Про­щает мне то, за что дру­гие нака­зали бы.

51. Он(а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отно­шусь к своим дру­зьям и т. п.

52. Я не сове­ту­юсь с ним (ней), с кем мне дружить.

53. Могу ска­зать, что он(а) — самый близ­кий мне человек.

54. Он(а) все время выска­зы­вает недо­воль­ство мной.

55. Думаю, он(а) при­вет­ствует мое поведение.

56. Он(а) при­ни­мает уча­стие в делах, кото­рые при­ду­мы­ваю я.

57. Мы по-раз­ному с ним (ней) пред­став­ляем мою буду­щую жизнь.

58. Оди­на­ко­вые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.

59. Мне хоте­лось бы быть похо­жим на него (нее).

60. Я хочу, чтобы он(а) все­гда отно­сился (отно­си­лась) ко мне так же, как сейчас.

№ вопроса М О № воп роса М О № воп роса М О № воп роса М О № вопроса М О Сум- ма

1

13

25

37

49

2

14

26

38

50

3

15

27

39

51

4

16

28

40

52

5

17

29

41

53

6

18

30

42

54

7

19

31

43

55

8

20

32

44

56

9

21

33

45

57

10

22

34

46

58

11

23

35

47

59

12

24

36

48

60

При­ме­ча­ние: М — оценка матери; О — оценка отца.

Особенности развития дошкольников

К этой категории относят детей 6 – 7 лет, у них ярко выражена склонность к сюжетным играм, где они пробуют силы в разных видах деятельности. Через развитие образного мышления приходит осознание себя как личности. Наблюдается интенсивный рост интеллектуальных способностей, формируется готовность к школе. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте диктуют необходимость проведения личностно-ориентированного вида занятий с учетом интересов и склонностей.

Особенности развития дошкольников

Психологические особенности развития детей дошкольного развития ярко выражаются в изменении способа запоминания. Формируется и выходит на первый план произвольное запоминание, начинают выстраиваться осознанные ассоциативные цепочки, увеличивается объем внимания. Это важные предпосылки для успешного обучения в школе.

Особенности развития дошкольников

Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте хорошо позволяет провести замену наглядных материалов на замещающие символы, развивающие воображение и формирующие начальные навыки работ с абстрактными понятиями.

Особенности развития дошкольников

Нормальное психологическое развитие ребенка дошкольника предусматривает изменение параметров внимания, его продолжительность и избирательность. Необходимо обращать внимание на такие стороны, как устойчивость, уровень концентрации, распределение и умения своевременно переключаться на другую задачу. Проверки внимания не должны превышать 15 минут, дальше результаты начнут искажаться из – за потери интереса и появления усталости у ребёнка.

Особенности развития дошкольников

Адекватное возрасту психологическое развитие старшего дошкольника предполагает также умение вести осмысленный диалог, понимать и воспринимать аргументы собеседника, способность делать выбор и осознавать его последствия, нести ответственность за свои поступки.

Особенности развития дошкольников

Психолого-педагогическое изучение детей подросткового возраста.

Психолого-педагогическое исследование подростков с нарушениями развития опирается на те же принципы, что и изучение детей более младшего возраста.

Читайте также:  Календарь развития ребенка по месяцам до года

Вместе с тем сама процедура исследования, подбор конкретных диагностических методик имеют ряд особенностей:

  1. Важно учитывать особенности подросткового возраста — тенденцию к самостоятельности, чувство Я.
  2. У подростков могут быть и выраженные аффективные вспышки, негативизм, особенно при неудаче в установлении контакта, поэтому таким детям требуется бережный, не форсированный подход. Спокойное, уважительное отношение к подростку — важный фактор, обеспечивающий его сотрудничество в ходе исследования.
  3. При изучении подростков существенно расширяется арсенал диагностических методик, поскольку за период школьного обучения дети далеко продвинулись в своем развитии. Здесь используются классические экспериментально-психологические методики, причем в полном варианте. Становится возможным использование довольно сложных методов исследования личности и межличностных отношений — опросников, проективных тестов.
  4. Тщательный подбор методик исследования с учетом речевых и интеллектуальных особенностей ребенка. Возможности применения многих методик все же остаются ограниченными. Использование таких опросников, как патохарактерологический диагностический опросник для подростков Личко (ПДО), опросники Кеттелла, Айзенка и др., возможно лишь в том случае, когда есть уверенность в их доступности для понимания.

Таким образом, психолого-педагогическое исследование подростка с отклонениями в развитии должно строиться с учетом как специфических особенностей подросткового возраста, так и характера нарушений развития.

Список литературы:

  1. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Практикум. – СПб.:КАРО, 2008.
  2. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина. – 4-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2010.
  3. Методы обследования устной и письменной речи детей с речевой патологией: для студ., обуч. по дефектол. спец. / М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т ; Л. С. Вакуленко, О. А. Онопа. — Мурманск : МГГУ, 2011. — 92 с.
  4. Психолого-педагогическая диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования, обуч. по направл. подгот. «Специальное образование» / Басилова Т. А., Богданова Т. Г. ; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2011. — 333 с.

Иванова Г.И., учитель-логопед

Статьи по теме:

  1. Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
  2. Средства и методы физкультурно-оздоровительной и коррекционной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
  3. Особенности развития коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  4. Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда с детьми среднего дошкольного возраста
  5. Особенности усвоения лексики детьми старшего дошкольного возраста с МДР

Loading …

Норма самооценки дошкольника: этапы и признаки

Существует ли какая-то норма самооценки дошкольника? Психологи выделяют несколько этапов формирования самооценки у детей дошкольного возраста.

  • С рождения до 1,5 лет. Когда малыш появляется на свет, он не имеет представления ни о себе, ни об окружающих. Среда, в которую он попадает, начинает влиять на его миропонимание и развивать самооценку. 

Новорожденные умеют только чувствовать отношение к себе, дети постарше уже оценивают свою внешность и замечают мнение окружающих.

Если малыш чувствует положительное отношение и любовь, самооценка развивается правильно. Если сталкивается с негативом и критикой в свой адрес, самооценка развивается низкой. Мнение родителей крайне важно, так как именно в первый год формируется привязанность и доверие. 

  • 1,5 года – 4 года. К этому времени ребенок переживает один-два возрастных кризиса: в 1 год и 3 года. Малыш добивается самостоятельности, доказывает, что он личность и «качает права». 

От того, как взрослые воспримут эти изменения, зависит развитие самооценки. Если поддержат и примут – разовьется адекватная, если посмеются и отнесутся несерьезно – существенно снится. 

Норма самооценки дошкольника: этапы и признаки
  • 4 года – 6 лет. Ребенок формируется как личность, определяет, каким человеком хочет быть, кем стать, чем обладать. Доверие к родителям и наличие взаимопонимания помогают развиваться правильной самооценке. 

Недоверие и критика вызывают чувство вины, а это уже заниженное самовосприятие.

Самооценка формируется в зависимости от активности и деятельности детей. Развитие предполагает ситуации, в которых малыши должны каким-то образом проявлять себя и выражать свою позицию. 

Игра, общение со сверстниками может требовать проявления характера. Если наблюдать за детьми, можно довольно быстро определить характер малыша. 

Тот, кто с ходу начинает командовать, говорить, что и как надо делать, не имеет проблем с самооценкой. 

Тот, кто беспрекословно подчиняется или вовсе боится подойти к играющим, страдает от низкой самооценки.

Читайте также:  Делать ли уроки с ребенком: 5 советов родителям

Другие авторские развивающие методики

Кроме вышеописанных, существует и другие развивающие или образовательные системы. Их применение позволяет ребёнку удачнее овладеть дошкольной или школьной программой, развить определённые способности или просто вырасти разносторонней личностью.

В число самых популярных входят следующие обучающие методики:

  1. «После трёх уже поздно». Японский предприниматель и просто заботливый отец написал это литературное произведение, в котором описал важность раннего развития малыша в первые годы жизни.
  2. Динамическая гимнастика. М. Трунов и Л. Китаев, собрав воедино древнерусские гимнастические упражнения, предлагают родителям эффективные методы для развития физической сферы, а также для коррекции повышенного или пониженного мышечного тонуса, косолапости, кривошеи и пр.
  3. Методика Гмошинской. Лучший метод привить малышу художественные навыки – рисовать с младенчества. Ребёнок ещё до 1 года успевает создавать «полотна» с помощью ладоней, пальцев, мягких фломастеров.
  4. Музыкальная программа Виноградова. Создатель методики убеждён, что даже ребёнок в один годик уже понимает сложнейшие классические произведения. Не нужно подробно пояснять крохе смысл музыки, пусть он сам определится со своими эмоциями и впечатлениями.
  5. Музыка Железновых. Это ещё одна музыкальная методика для маленьких детей. Диски содержат колыбельные, потешки, музыку для пальчиковых и подвижных игр, инсценировок, массажа, сказочных историй, изучения алфавита, обучения счёту и чтению и пр.

Конечно, этот перечень не совсем полный. Однако и представленных методик достаточно для того, чтобы понять, насколько они разнообразны и интересны. При их разработке авторы учитывали свой опыт или брали за основу педагогическое наследие.

Любопытно, что эти системы можно совмещать друг с другом, используя самые удачные отдельные элементы. Эксперименты только приветствуются.

Обучение и образование. Самореализация ребёнка в школе

Время, проведённое в школе, накладывает один из самых сильных и ярких отпечатков на личность человека. Даже не подозревая об этом, каждый человек на протяжении всей жизни носит этот отпечаток. Благом будет, если этот отпечаток носит положительный характер и на протяжении всего школьного обучении удалось самореализоваться и раскрыть все потенциальные способности и таланты.

Однако, чаще всего, это негативное впечатление и осознание всей пустоты и мучительности данного времени. Именно под влиянием школьных лет формируются многие человеческие черты и комплексы. И это совсем не удивительно, особенно если принять во внимание всю продолжительность посещения сего общественного института. И если функция социализации выполняется в школе с переменным успехом, то, казалось бы, образовательная должна выполняться на все 100 процентов. Однако и с этим дело обстоит не так просто, как хотелось бы.

Будучи исключительно стандартизированная система школьного образования не учитывает вполне все особенности каждого ребёнка. И если в некоторых случаях процесс адаптации и привыкания проходит безболезненно, то некоторые ситуации оставляют глубокий след в душе ребёнка, оказывая значительное влияние на его самооценку и поведение. Поэтому, если Ваш ребёнок испытывает определённые трудности при обучении, то необходимо как можно раньше обратить на них внимание и ликвидировать при первой возможности.

К счастью, на сегодняшний день практически каждый может обратиться к помощи профессиональных педагогов, которые помогут преодолеть существующие трудности в обучении. Так, репетитор по математике поможет не только освоить азы столь сложной науки, но и будет содействовать развитию математических и аналитических способностей ребёнка.

А репетитор по русскому языку, в свою очередь, поможет сформировать грамотную устную письменную речь, что будет способствовать наиболее полному самовыражению ребёнка. Поэтому при минимальных усилиях с Вашей стороны, при помощи специализированных педагогов, Ваш ребёнок пройдёт школьные годы значительно более уверенно и счастливо, чем самостоятельно.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу — как HTML.