Ребенок 8-9 лет. Особенности воспитания, советы психолога

Хотя мы в целом против того, чтобы давать детям гаджеты практически с рождения и развлекать их мультфильмами, иногда без планшета или смартфона просто не обойтись. Собрали три десятка приложений для разного возраста (есть даже для родителей), которые не только развлекают, но и учат. В подборке — чтение и счет, головоломки, аудиокниги, точные науки, видеоуроки по экшн-спорту и приложения для медитации.

Психологические особенности детей в 8-лет

  1. В этом возрасте у ребёнка укрепляется самосознание, формируется своя точка зрения на окружающие предметы и явления. Он может высказывать свои соображения относительно того, кем хочет стать в будущем.
  2. Младший школьник способен критически относиться к поведению взрослых, в том числе своих родителей. Он начинает сравнивать информацию, полученную из разных источников (от родителей, учителей, сверстников, из СМИ), может сомневаться в истинности позиции взрослых, делает собственные выводы.
  3. В возрасте 8-9 лет ребёнок уже меньше тянется к родителям и больше стремится общаться со сверстниками. Усиливается его потребность в дружбе и коллективной деятельности.
  4. Для него по-прежнему значимы одобрение и похвала со стороны взрослых. При этом важны конкретика и оценка индивидуальных способностей ребёнка.
  5. Чаще всего в этом возрасте у детей уже есть хобби: они ходят в кружки, спортивные секции, музыкальную школу или танцевальные студии.
  6. Большинство учеников в возрасте 8 лет уже успели адаптироваться к школе, но утомляемость пока ещё наступает довольно быстро, и сохраняется высокая потребность в отдыхе.
  7. Дети уже хорошо усвоили многие социальные нормы, соблюдают правила вежливости, могут контролировать своё поведение на уроке, в общественных местах.

Для дошкольников

4–6 лет

Для дошкольников
Для дошкольников

«Математика и логика для детей»

App Store

В приложении, разработанном совместно с педагогами и нейропсихологами, собраны мини-игры, которые развивают пространственное и абстрактное мышление, логику, геометрическое воображение, навыки счета и программирования. 

«Буковки: учимся читать весело»

App Store

Google Play

С помощью удобной озвученной клавиатуры «Мастерская слов» можно составить любое слово, которое автоматически будет разбито на склады (не то же самое, что слоги). Ребенок увидит на экране слово, прослушает, как звучат буквы и склады, а единорог Лучик подскажет, как прочитать слово. 

«Всемогущее устройство»

App Store

В приложении можно создавать собственные механизмы и устройства. Используя элементы приложения и функции смартфона (камеру, микрофон, динамик, гироскоп с сенсором, вспышку), можно запрограммировать, например, калейдоскоп, «искажатель» голоса, ловушку для воров.

Для дошкольников

Приложения для помощи ребенку в учебе

1) Мой дневник

Прятать дневник или замазывать в нем оценки теперь бесполезно: с помощью этого приложения родители могут не только следить за оценками ребенка, но и контролировать посещаемость занятий и выполнение заданий.

Приложение просто в использовании и имеет push-уведомления — оценки, комментарии и замечания учителей сразу же всплывают на экранах родительских смартфонов.

Платформы: Android, iOS, Windows

2) ГДЗ: мой решебник

Обычно родители негативно относятся к решебникам и сборникам готовых домашних заданий, но как проверить уроки у своего ребенка, если сам изучал эту тему много лет назад? Именно тэта необходимость делает решебники «лучшими друзьями» взрослых.

Платформы: Android, iOS

3) Радио Arzamas

Вас порадует рубрика приложения «Детская комната». Полезно и интересно будет все: внутри собран книги, музыка, мультфильмы и игры для школьников всех возрастов.

Наиболее заинтересованные в просвещении своих детей смогут освежить знания школьной программы и не только с основными лекциями, курсами и подкастами «Радио Arzamas». Мировая и отечественная история, история искусства, литература — отцам и детям точно будет что обсудить.

Платформы: Android, iOS

С какого возраста нужно учить детей программированию?

Универсального возраста нет. Сейчас чаще всего инициатором обучения программированию становится родитель. Кто-то приводит ребенка в 6 лет, кто-то в 12. Это не значит, что одни опоздали, а другие пришли рано. Все зависит от готовности родителя к этому шагу.

Часто родителям просто неловко приводить детей на курсы цифрового творчества, когда повсюду борются с зависимостью от гаджетов. Или, скажем, у них дочка — и они где-то прочитали, что «по статистике» девочки не предрасположены к программированию. Но когда взрослые сами сталкиваются на работе с ощущением, что остались за бортом технологического прогресса и не могут претендовать на перспективные профессии, они меняют отношение к гаджетам и решают дать детям цифровые навыки и навыки программирования. Чтобы дети в свою очередь чувствовали себя свободными в будущем и уже сейчас пробовали разные инструменты и технологии. Однако каждый родитель по-своему чувствуют ребенка и по-разному созревает для этого решения.

С какого возраста нужно учить детей программированию?

Разумеется, чем раньше ребенок начнет обучение, тем больше он успеет попробовать языков программирования, технологий, платформ и тем быстрее начнет сам что-то создавать, а не потреблять. Таким образом, он поймет, что есть масса возможностей делать собственные продукты, а не пользоваться чужими.

Маленькие дети воспринимают гаджеты и разные программы, как нечто, созданное не людьми, а какими-то волшебниками, или присланное к нам из космоса. Например, в нашей практике было несколько случаев, когда дети предполагали, что облако iCloud — это самое настоящее облако над нашими головами, в котором хранится информация.

Читайте также:  Детский солнцезащитный крем. Рейтинг лучших марок

Премия молодых предпринимателей Young Awards 2021. Подать заявку.

Есть родители, которые приводят ребенка к нам уже в 6 лет, чтобы познакомить с компьютером и обеспечить ему наиболее комфортный вход в мир IT. Это позволяет избежать ситуации, когда ребенок открыл ноутбук и там залип, а родитель чувствует, что потерял контроль над процессом.

С какого возраста нужно учить детей программированию?

Для детей от шести лет у нас есть курс компьютерной грамотности, где ребенок через игру знакомится с устройством компьютера, клавиатуры, мыши, файловой системы, программ. Для ребенка это комфортный вход в сопровождении преподавателей.

Некоторые родители приводят к нам ребят 9-12 лет, которые много времени проводят в играх. Родители не понимают, как с этим бороться, и хотят перевести увлечение ребенка в полезное русло. В таком случае ребенок уже прекрасно знаком с компьютером и, вполне возможно, у него есть куча идей для собственных игр — а тут он узнает, что уже сейчас может начать программировать, воплощать их в жизнь и чувствовать себя самым крутым на районе. Это сильная мотивация, которая помогает превратить бесконтрольное увлечение в созидательный процесс.

Как правило, дети очень круто серфят в интернете, пользуются гаджетами и приложениями — но у них нет мотивации разобраться, как все это устроено, потому что им никто не рассказывает, что уже в 10-12 лет можно самостоятельно создавать свои игры, сайты, видео и приложения. Более того, у них нет ассоциации между уроками информатики в школе и возможностью делать свои IT-проекты.

Как-то я проводила занятие у старшеклассников и попросила их рассказать, что для них значит информатика — ведь им совсем скоро предстояло поступать в вузы. Оказалось, что ребята воспринимают информатику как скучный предмет, потому что чаще всего это — «эксель» или «ворд» на черно-белом экране. Они не понимают, какая в этом польза.

С какого возраста нужно учить детей программированию?

Они думают только о ближайшем ЕГЭ, ради которого готовы работать. Но если им предложить запрограммировать своего бота, который будет помогать решать задачи, то у них тут же появится интерес. Потому что это будет про их реальную жизнь — про фан, хайп и решение реальных проблем. В этот момент они понимают, что технологии упрощают жизнь. Что технологии — это круто и современно, это новый способ быть модным.

По моему мнению, не стоит дожидаться поступления в вуз, чтобы ребенка там обучили основам программирования. Это неправильная история — когда все надежды на получение профессиональных навыков ложатся исключительно на высшее учебное заведение. Любое высшее учебное заведение устроено по принципу «30% материала тебе дают, а 70% ты изучаешь сам». Ребенку будет крайне полезно попробовать взрослые языки программирования, технологии и программы уже в школе. Тогда во взрослом возрасте он сможет свободнее ориентироваться в том, какие знания, дисциплины и технологии ему необходимы.

По нашим оценкам, только 25% родителей в Москве знают, что в принципе существует возможность учить детей компьютерной грамотности и программированию. Эту ситуацию, конечно же, нужно менять.

Статистика использования планшетов детьми в мире

2.1.1. США

статистика показываетРис. 1 — Статистика пользователей мобильными устройствами среди детей до 8 лет в США

Статистика использования планшетов детьми в мире

Рис. 2 — Сравнение среди детей до 8 лет, которые использовали мобильные СМИ долгое время, в мобильном устройстве, смартфоне или планшетеТаблица 1 — Использование мобильного устройства детьми до 2-х летопросе и исследованииэкспериментисследование-эксперимент

Статистика использования планшетов детьми в мире

2.1.2. Великобритания

Рис. 3 — Cтатистика использования планшетов детьми от 8 до 16лет в Великобритании, 2014 год

  • 87% — для игр;
  • 78% — просмотр видео2;
  • 76% — для интернета;
  • 75% — узнать что-то1;
  • 74% — загрузки различных приложений;
  • 53% — социальные сети;
  • 52% — фотографирование и съёмка видео2;
  • 48% — для общения в сети с друзьями;
  • 48% — видео общение;
  • 47% — просмотр ТВ.

— под “узнать что-то” подходит и обучающие программы, и поиск информации и др.— отредактировал, теперь смысл понятен. Ранее было написано — просмотр картинок и фильмов. Спасибо пользователю @ thelongrunsmoke

Статистика использования планшетов детьми в мире

статистике

  • «Всего за 5 лет — половина семей в Великобритании стали использовать планшеты» — государственный медиарегулятор Ofcom;
  • “«Измерение национального самочувствия и благополучия детей, 2012» — Институтом социально-экономических исследований (ISER).

статьеColin Kinney“Я говорил со многими детскими учителями, у которых есть опасения по поводу растущего числа молодых учеников, которые могут быстро провести пальцем по экрану, но иметь минимальные навыки координации, чтобы играть со стандартными блоками, кубиками или другими учениками. Родители таких учеников гордо говорят об их способности использовать планшет или смартфон”, — сказал он. “Многие из нас видели блестящие компьютерные навыки некоторых учеников, которые при этом перевесили их ухудшающиеся навыки владения ручкой. Они часто неспособны применить то, чему они научились из учебников или в классе”.

Статистика использования планшетов детьми в мире

Susan Adele Greenfield“То, что беспокоит меня в информационном потоке, — возможность потери навыка мыслить последовательно, структурно. Потому что, если вы знаете много вещей, но не проделываете мыслительную работу для того, чтобы их друг с другом связать, они остаются разрозненным набором фактов. Теряется навык обрабатывать информацию и создавать из нее контекст. Когда мне говорят, что можно научить трехлетнего ребенка пользоваться поиском гугла, для меня это — дикость. Ведь сначала мы должны научить его задавать и формулировать вопросы. Глупо говорить, что книги — это хорошо, а экраны — плохо. Мир меняется с огромной скоростью, нам надо искать пути адаптации и извлекать из экранных технологий максимум выгоды, не поступаясь при этом своими ценностями”.

Читайте также:  Первое слово: что нужно знать о развитии речи ребенка

2.1.3. Южная Корея

состояниюРис. 4 — Количество интернет пользователей в Южной Корее (38 120 * 1000 = 38 120 000)

Статистика использования планшетов детьми в мире

Рис. 6 — Процент использования портативных устройств160 000 детей являются интернет-зависимымиНационального Агентства Информационного ОбществаРис. 7 — Уровень интернет-зависимости и количество зависимых по годам

2.1.4. Россия

Статистика использования планшетов детьми в мире

Digitalparentingrussia«Какие цифровые устройства используют родители несовершеннолетних детей?»Рис. 8 — Использование цифровых устройств родителями и их детьми.

Статистика использования планшетов детьми в мире

Рис. 9 — Готовность родителей передать телефон, смартфон, планшет детямРис. 10 — Чем родители занимаются с детьми при наличии (ПК, планшета)опросВЦИОМТаблица 2 — Переносные гаджеты используются всё активнее

Статистика использования планшетов детьми в мире

«Цифровой детский сад»Елена Кириллова“Наш опыт показал, что у детей, которые занимались на планшетах, значительно повышались мотивация и самооценка. За правильно выполненные задания им начислялись баллы. Сказать, что ребята занимались с удовольствием, — не сказать ничего”.Юлия Барышникова“Новые технологии открывают много возможностей для развития, детям можно показать то, что раньше они бы не увидели в живую. Но нельзя ограничиваться только экраном. Рисование, лепку из пластилина, «живые» игры заменить сложно".

Статистика использования планшетов детьми в мире

Интересные мыслиДенис Золоторёв

Настольный компьютер или ноутбук для школьника?

Это одна из первых дилемм, связанных с покупкой компьютера для школьника. Мобильный и удобный ноутбук или настольный компьютер, который требует больше свободного пространства, а также набор периферийных устройств, таких как монитор, мышь, клавиатура, колонки или наушники.

Первый вариант кажется очевидным, но в качестве первого компьютер для ребенка мы рекомендуем десктоп. Причин несколько. Первая из них касается функции, которая делает ноутбуки уникальными, а именно мобильности. В бизнесе, в офисе и даже во время обучения в школе или вузе она очень полезна, но шести-, семилетние дети, безусловно, могут без нее обойтись.

Мобильные преимущества ноутбуков ведут к тому, что стоит сделать ставку на… классический компьютер, который не очень мобилен, зато очень удобен. Настольный компьютер, как указывает само название, «живёт» в одном месте. Это очень пригодится родителям, так как в любой момент могут посмотреть, как долго ребёнок сидит перед экраном. С ноутбуком, безусловно, легче двигаться, и тем самым скрыться от зоркого глаза родителей. К тому же, устройство, которое труднее перемещать, менее подвержено механическим повреждениям.

Другое дело – возможность расширения. Может оказаться, что купленный ноутбук очень быстро перестанет отвечать требованиям новых игр (да-да, компьютер для ребенка, предназначенный исключительно для науки – это такой же миф, как объективная журналистика), а возможности расширения такого рода устройств весьма ограничены.

Совсем другое дело настольные компьютеры. Здесь поле для улучшений действительно большое, так что, теоретически, покупая настольный компьютер, вы покупаете оборудование на года. А когда он состарится, не нужно менять его целиком, а только отдельные компоненты. Более того, если вы будете выбирать между десктопом и ноутбуком с одинаковыми параметрами, то меньше заплатите за стационарную версию.

В конце, но не по важности, вопрос защиты глаз. В случае ноутбуков, мы обречены на то, что приготовил производитель, и качество многих экранов, особенно среди оборудования с низкой и средней полки, часто оставляет желать лучшего. Для десктопа монитор мы выбираем сами, а это даёт нам возможность выбора такой модели, от которой у ребёнка не будет проблем с глазами.

Компьютер для игр сына – нет, мне только для науки

Как уже говорили ранее, компьютер для ребенка, предназначенный исключительно для обучения – это что-то, во что поверить трудно. Особенно когда сам ребенок ссылается на этот аргумент в просьбах о покупке идеального оборудования.

Не стоит ходить вокруг да около, видеоигры – это одно из любимых развлечений детей. И, вопреки тому, что утверждают некоторые «специалисты», в этом нет ничего плохого. При условии, конечно, соблюдения соответствующей умеренности, тем не менее, этот совет касается также многих других сфер, не только детей. Другая важная вещь – игры должны соответствовать возрасту игрока.

Читайте также:  Второй ребенок в семье. Как избежать ревности?

Доказано, что игры развивают ум, учат стратегическому и логическому мышлению, часто рассказывают поучительные истории. Конечно, это не касается всех игр, но здесь уже роль играют родители, которые определяют выбор игр.

Мы направляемся к точке, в которой стоит обратить внимание на следующую вещь – покупая первый компьютер для ребенка, следует так подобрать компоненты, чтобы они были в состоянии удовлетворить требованиям игр. Не одной наукой, ведь наше потомство живет, и имеет право время от времени развлечься.

Как сформировать связь с малышом?

Большинство мам чувствуют интуитивно, что лучше сделать, чтобы их ребёнку было хорошо. И если какое-то время назад повсеместно гремело слово «режим» (кормление по часам, сон в кроватке по расписанию), заставляя матерей закрывать глаза на свою интуицию в отношении ребёнка, то сейчас уделяется внимание потребностям малыша. Как же всё-таки сделать связь «мать-дитя» прочнее?

  • Не отказывайтесь от грудного вскармливания. Некоторые мамы боятся боли, обвисшей груди, не хотят дискомфорта. Но, если у вас есть молоко, постарайтесь сохранить его и кормить вашего малыша грудью. Самая сильная связь ребёнка с матерью возникает именно при наличии грудного вскармливания.
  • Чаще берите ребёнка на руки. Тактильный контакт с родителями важен для малыша. Ещё совсем недавно он находился в комфортном месте, где ему было тепло, мягко и спокойно. А теперь он находится в неизвестной среде, где всё совсем по-другому. Представьте, какой это стресс для маленького человечка. Именно сейчас ему необходимы прикосновения мамы. А когда мама прижимает малыша к себе, он чувствует знакомое ему сердцебиение, тепло мягких рук и успокаивается.
  • Носите ребёнка как можно больше. Когда сохраняется телесный контакт с мамой, малышу намного уютнее. К тому же в настоящее время существует большое разнообразие приспособлений для ношения малыша.
  • Спите вместе. Сон «под бочком» у мамы полезен для новорождённого с психологической точки зрения. И это весьма удобно самой маме – ночные кормления не будут сопровождаться долгим криком малыша, пока вы, наконец, возьмёте его и приложите к груди. Есть противники такого метода воспитания, утверждающие, что это может разбаловать ребёнка. Но как можно разбаловать новорождённого? Именно тогда, когда он оказался в незнакомой среде, где нет уютного тёплого животика, сон рядом с мамой поможет ему быстрее адаптироваться к изменениям в его жизни.
  • Реагируйте на зов вашего чада. Если малыш плачет, значит, что-то не так. Ему голодно, холодно, жарко, мокро, тревожно. Ему нужна мама. И тем, что вы отреагируете на его плач как можно быстрее, вы не разбалуете его ни коим образом. Лишь поможете ему не сформировать такую привычку, когда он начнёт получать то, что ему нужно, через настойчивый плач или крик.
  • Общайтесь со своим малышом. Даже если вам кажется, что он ничего не понимает и даже не слушает вас, общайтесь с ним. Рассказывайте о том, что вы делаете, читайте потешки, пойте песни и колыбельные. Не стесняйтесь своего смешного голоса и вида со стороны. На нервно-психическое развитие ребёнка большое внимание оказывают все звуки, которые он слышит.

Связь ребёнка с родителями, заложенная ещё в грудном возрасте, остаётся на всю жизнь и даёт ребёнку уверенность в том, что он любим и не останется беспомощным в различных ситуациях.

Удивительный факт. Чем ближе общение матери и ребёнка в начальном периоде его развития, тем легче малышу будет развить самостоятельность. Общение с мамой способствует тому, что ребёнок чувствует себя защищённым и знает, что мама всегда придёт на помощь. Поэтому он активнее исследует мир, пробует делать что-то новое. И именно поэтому он со временем начинает что-то делать и без помощи родителей.

Это же относится и к дисциплине. Доверительное общение ребёнка с родителями способствует более лёгкому приучению к дисциплине. На своём примере родителям намного легче показать малышу, что и как делать правильно, ведь они для него – авторитет.

И не стоит забывать о том, что общаться с ребёнком должны оба родителя. Роль отца в воспитании малыша не менее важна, чем роль матери.

Если учиться лень…

Лень – это первый признак усталости. И не надо говорить, что первоклассники не устают.

Устают…

Из-за чрезмерной опеки родителей…

Из-за многообразия новых впечатлений…

Из-за эмоций и адаптации….

Да, много из-за чего.

Помочь в этом можно.

Самый простой путь – правильная мотивация. То есть не обращение к совести ребенка и рассказы страшилок «ты будешь работать дворником». А повышение уровня интереса к учебе.

Хорошо работает простейший трюк: попросить первоклассника рассказать родителям «забытый» ими материал. В этом случае ребенок не просто выучит тему, но и поймет ее.