Семейные кризисы: как пережить синдром опустевшего гнезда

Часто кризис первого года жизни ребенка застает родителей врасплох. Покладистый и спокойный младенец вдруг становится маленьким чертенком, своенравным, истеричным. От грамотного поведения взрослых в этот период зависит качество будущей жизни малыша.

Лучшие игры для этого периода

Постоянно играйте с малышом. Причем, это может быть обыкновенное совместное дурачество

Главное, что вы рядом и уделяете ребенку своё внимание. Кроме этого, вы можете увлечь малыша:

  1. Пусканием мыльных пузырей.
  2. Различными физическими упражнениями.
  3. Рисованием.
  4. Игрой в мяч.
  5. Всевозможными ролевыми играми — покормить или полечить любимую куклу, устроить цирковое представление и т. д.
  6. Игрой в прятки.
  7. Чтением книги.

Также не забывайте об играх на прогулке. Постройте с ребенком песочный замок, полетите с ним в космос на качелях, посчитайте проезжающие машины и т. д. Г

Главное, примените свою фантазию и на время станьте таким же ребенком, как и ваш малыш.

Как гулять с подросшим ребенком на улице и научить его основам безопасного поведения, смотрите в интернет-семинаре Внимание: прогулка!>>>

Помните, самое важное в период скачка роста в 17 месяцев — ваше общение с ребенком

Уделяйте ему максимальное внимание, тогда на капризы и плач у него просто не останется времени, а ваши воспоминания об этих днях будут самыми светлыми и радостными

Счастливого материнства!

  • Как научить ребенка одеваться самостоятельно?
  • Каша засыпайка: вред и польза для ребенка
  • Сколько должен спать ребенок в 1 год?

Признаки кризиса:

  • потеря веса в первые дни после рождения;
  • крикливость ребёнка при неудовлетворении базовых потребностей;
  • вздрагивания, сжатие пальцев в кулачок, хватательные движения при купании и переодевании.

Как правило, кризис новорожденного длится не более 1-2 месяцев. Физиологическим критерием окончания кризиса является зрительное и слуховое сосредоточение, а также достижение малышом веса, в котором он родился. Психологическим критерием окончания кризиса новорожденности считается появление комплекса оживления.

Когда дети стали взрослыми

В нашей культуре нет четких правил и определенных традиций расставания родителей со взрослыми детьми. Молодые люди получают паспорт, поступают в вузы, уезжают жить в другой город, женятся, но эмоционально и финансово остаются зависимыми от родителей. Славянские семьи отличают запутанные детско-родительские отношения, многие матери видят в детях смысл жизни. Поэтому в таких семьях кризис «опустевшего гнезда» особенно остро переживают женщины. Когда дети уходят из семьи, матери чувствуют некую опустошенность, отпадает необходимость ежедневных забот, высвобождается свободное время. Меняются и отношения с супругом. Если раньше внимание концентрировалось на ребенке, то теперь могут исчезнуть общие темы для разговоров.

Иногда этот кризис может переживаться несколько раз, смотря сколько детей в семье. С каждым последующим отделением обстановка может ухудшаться и достигнуть своего пика с уходом последнего ребенка. Случается, что родители безболезненно отпускают своих детей, а позже обнаруживают острое напряжение, нехватку общения. Чаще всего это связано с определенным ребенком, который выполнял в семье важную посредническую функцию в общении родителей или являлся объектом совместной заботы. Этот особенный ребенок служил объединяющим звеном супружеской подсистемы, а его уход является угрозой ее привычного функционирования. В неполных семьях отделение ребенка может стать катастрофой, знаменующей начало одинокой старости.

Если семья не допускает отделения взрослеющего ребенка, это может сказаться на его поведении: протест, побег из дома, злоупотребление алкоголем или наркотиками, суицид. В основном такое происходит в семьях с высоким уровнем сплоченности и эмоциональной зависимости. Возможны два исхода ситуации: молодой человек продолжает поддерживать тесную эмоциональную связь с одним из родителей и остается зависимым или, отдаляясь географически, создает иллюзию эмоционального разрыва и полной независимости. Но если тяга к эмоциональной близости очень сильна, иллюзия автономного существования вызывает у взрослеющего ребенка тревогу и напряжение. Не сумев дифференцироваться от родителей, он будет выстраивать аналогичные модели отношений в своей новой семье. Вследствие нерешенных детско-родительских конфликтов мнимый эмоциональный разрыв с родителями оборачивается сверхблизостью и хаотичностью отношений с супругом и собственными детьми.

Читайте также:  12 развивающих книг для всех возрастов, которые нужно показать ребенку

Эмоциональное отделение происходит тогда, когда родители принимают факт самостоятельности ребенка, но продолжают поддерживать теплые отношения с ним. В этом случает, он может в любое время по желанию вернуться назад, не пошатнув новой формы существования родительской семьи. В случае вынужденного возвращения домой юноша или девушка наперекор своим желаниям являются стабилизаторами пошатнувшихся отношений между родителями. Ребенок может выполнять поддерживающую равновесие функцию и вне стен родительского дома, но в этом случае он может не состояться в профессии, иметь проблемы со здоровьем, с законом или материальные. Заботливые родители, спешащие на помощь взрослому отпрыску, снова обретают смысл жизни и целостность семьи. Но до тех пор, пока ребенок будет беспомощен в решении своих проблем, мать и отец, оказывая медвежью услугу, оттягивают момент выстраивания отношений друг с другом. Лишь глубокое понимание обратной стороны гиперопеки, приводящей к психологическому краху ребенку, поможет родителям «отпустить» свое неразумное чадо. Особенности процесса отделения от родителей могут передаваться от поколения к поколению. Чем легче родители отстранились от ребенка, тем легче ему самому потом будет отпускать своих детей. Вероятно, не слезы горькие надо лить по своей одинокой судьбинушке, а пожелать детям добра и с любовью выпустить из родового гнезда.

Зачем нужны витамины детям?

Витамины – это вещества, которые регулируют, нормализуют, стимулируют рост и развитие детского организма. Они обеспечивают:

  • гармоничное умственное, психическое, речевое развитие;
  • правильный обмен веществ;
  • полное усвоение пищи;
  • слаженную работу систем органов и важнейших биологических механизмов;
  • дают энергию и силы, необходимые для игр и познания мира.

Ценность поливитаминов заключается в их способности заменить и восполнить недостающие полезные макро- и микроэлементы, а значит, способствовать нормальному росту и развитию на то, что суточная потребность в витаминах для ребенка – это всего тысячные доли грамма, полноценный рост, развитие, да и сама жизнь без них, просто невозможны.

О том, что ребенку не хватает витаминов, свидетельствуют следующие признаки:

  • медленно заживают ссадины и ранки;
  • появляются синяки даже от незначительных ушибов;
  • кожа очень бледная, а ногти и волосы ломаются;
  • низкий аппетит;
  • плохой сон ночью, сонливость и вялость днем;
  • быстрая утомляемость, отсутствие интереса к любимым игрушкам и занятиям;
  • раздражительность, плаксивость, плохое настроение;
  • медленный рост, неправильная осанка;
  • кожа сухая и склонна к раздражениям, появлению сыпи и шелушению;
  • губы быстро обветриваются, в уголках рта образуются заеды (небольшие язвочки);
  • при чистке зубов появляется кровь;
  • проблемы со стулом;
  • ребенок часто подхватывает ОРЗ и ОРВИ.

Острый дефицит в витаминах испытывают дети, родившиеся раньше срока, а также малыши, которые много простужаются, перенесли тяжелые заболевания, травмы и операции или сильные эмоциональные потрясения, мало бывают на свежем воздухе и плохо питаются.

Если ребенок в целом развивается нормально, хорошо ест, веселый, активный, мало болеет, то прием поливитаминных препаратов для него не является строго необходимым. Но это не значит, что он не испытывает недостатка в отдельных витаминах. Например, если ваша семья проживает в регионе, где очень мало солнечных дней, то у ребенка наверняка существует дефицит витамина Д, который синтезируется только под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Большинство витаминов, минералов и других важнейших веществ ребенок в идеале должен получать вместе с пищей. Но жизненный опыт показывает, что не все дети питаются полноценно и правильно, и дело здесь не в«плохих» родителях. Многие малыши на самом деле очень избирательны в своих пищевых пристрастиях, например, едят только одни макароны и на дух не переносят супы, овощи, а из всех фруктов предпочитают только яблоки. С проблемой накормить ребенка правильной едой сталкивается каждая вторая мама.

Проверьте, получает ли ваш малыш все необходимое вместе с пищей. Вот примерный полноценный рацион на неделю:

  • блюда из свежего или, по крайней мере, свежемороженого красного мяса – говядины, свинины, баранины, телятины – не менее двух раз;
  • блюда из мяса птицы – не менее трех раз;
  • блюда из свежей или свежемороженой речной и морской рыбы – не менее двух раз;
  • молочные и кисломолочные продукты – ежедневно;
  • яйца – не менее двух раз;
  • растительные и сливочные масла – ежедневно;
  • свежие фрукты и овощи – не менее пяти видов ежедневно;
  • пища, богатая быстрыми и медленными углеводами – не более 50% от объема всей пищи, съеденной за день. Это крупы, макароны, выпечка, сладости и десерты.

Если ваш ребенок питается примерно так, то все необходимое его организм усваивает из пищи. Острая потребность в дополнительном источнике витаминов возникает в следующих случаях:

  • инфекционные заболевания и состояния после них;
  • периоды интенсивного роста;
  • серьезные умственные и физические перегрузки.

В случае, когда реальный рацион ребенка не соответствует приведенному выше списку, родителям необходимо позаботиться о приобретении поливитаминных препаратов, чтобы восполнить дефицит витаминов, минералов и микроэлементов.

Жизнь без запретов

Самая мудрая тактика родителя в этот период – запрещать по минимуму, или, во всяком случае, согласовывать свои запреты со всеми членами семьи. Ничего хорошего из того, что бабушка будет разрешать ребенку то, что запрещают родители, не выйдет. В таком возрасте ребенок просто не способен понять, почему вчера было можно, а сегодня нет — возмущению его не будет предела. Да и в дальнейшем непоследовательность в системе воспитания отразится на характере ребенка не лучшим образом. На данный же момент мудрее всего просто убрать подальше все вещи и предметы, опасные для здоровья малыша или дорогие вашему сердцу. На розетки поставьте заглушки, заприте шкафы, если не желаете, чтобы малыш ненароком заглянул и переворошил их содержимое. Оставьте в свободном доступе безопасные предметы и игрушки. Пусть ребенок изучает окружающую действительность без постоянных окриков «нельзя» и «не трогай» с вашей стороны. Помните, что чем больше у вашего чада пространства для исследований и творческих порывов, тем больше свободы для развития. В этом возрасте растет потребность ребенка в вербальном общении (то есть общении с помощью речи). Но парадокс в том, что лучше осознавая свои желания, ребенок далеко не всегда может выразить их словами. Детская речь своеобразна и порой понять маленького человечка могут лишь самые близкие люди. Если же родитель порой сразу не может понять, что жаждет донести до него чадо, всё может закончиться вспышкой агрессии или слезами.

У каждой семьи в этот период есть свой собственный словарик, где каждое слово ребенка, не понятное окружающим имеет своё значение. Так же на помощь деткам приходят мимика и жесты, то, что невозможно выразить с помощью речи, они выражают с помощью движений рук, ног, выражения лица. Родителю лишь остается учиться считывать все эти сигналы, которые так активно посылает ему взрослеющий сынок или дочка. Учтите, что малыш сейчас понимает гораздо больше, чем вам кажется, именно поэтому, так важно как можно чаще общаться с ним, рассказывать про окружающие предметы и явления, озвучивать происходящее вокруг. Это служит основой для дальнейшего развития ребенка.

Читайте также:  Как ПОХУДЕТЬ ПОСЛЕ РОДОВ кормящей маме? Можно ли похудеть при ГВ?

Как справляться: советы психологов

Возрастной кризис непростой период для ребенка. Чтобы он прошел с наименьшими потерями для нервной системы, необходимо выстроить единую линию поведения. Это особенно важно, если бабушки и дедушки живут вместе с малышом и его родителями. Единая линия поведения поможет ребенку усвоить нормы, принять запреты.

Основные советы специалистов по возрастной психологии:

  1. Минимум запретов и безопасное пространство. Ограничения должны быть связаны только с опасными факторами. Нельзя трогать розетки, выбегать на проезжую часть, лезть к собакам на улице, высовываться из окна. Сведите к минимуму слово «нет», уберите потенциально опасное, ценное в зону недоступную малышу. Если такой возможности нет, установите специальную защиту на дверцы шкафов. Она также понадобится для розеток, окон.
  2. Оставьте в зоне доступа любимые игрушки малыша. Кастрюли, не бьющиеся чашки, тарелки, сломанная бытовая техника займут малыша надолго.
  3. Дети после года любят подражать старшим. Это отличный способ занять сына, дочь. Позвольте им помочь с уборкой, готовкой. Дайте крошке тряпочку, пусть вытирает доступные поверхности. Две кастрюли, чашка доставят маленькому первооткрывателю уйму радости.
  4. Не кормите насильно. Предложите малышу кушать вместе со взрослыми. Так он почувствует себя наравне со взрослыми. Если возможно предложите пищу со своей тарелки. Но она должна быть без острых соусов, прошедшая щадящую термическую обработку.

Больше общайтесь, играйте с малышом. Совместное времяпрепровождение, доброта, забота — залог будущей успешности сына или дочери. Ребенок должен, понимать, что его любят, ценят, принимают.

Как справляться: советы психологов

Маме и папе стоит постараться понять язык, жесты малыша. Это облегчит общение, позволит минимизировать истерики. Они могут использоваться ребенком, как манипуляция. Он проверяет чего в состоянии добиться таким образом. Как правило, в такие моменты ребенка легко переключить на другое интересное ему занятие.

Если кроху не удается переключить, дайте поплакать. Просто обнимите, и подождите пока малыш не успокоится.

Взрослым важно держать себя в руках. Перед тем как сорваться на ребенка, постарайтесь успокоиться. Расслабьтесь, глубоко дышите, попробуйте мысленно сосчитать до 10 и глубоко выдохнуть. Срыв только усугубит ситуацию, напугает малыша.

Как помочь организму ребенка бороться с инфекцией?

Независимо от соблюдения рекомендаций по поводу того, какую температуру сбивать у детей, обязательно нужно позаботиться о создании необходимых условий для больного. Все члены семьи должны улучшить качество личной гигиены: мыть руки, носить одноразовые марлевые повязки и пр. Также нужно выделить ребенку отдельные столовые приборы и посуду.

Рекомендации для скорейшего выздоровления:

1. Больной ребенок должен соблюдать постельный режим.

2. Необходимо проветривать комнату, в которой находится малыш (вирус гриппа и другие микроорганизмы концентрируются в затхлом воздухе).

3. Следует позаботиться об увлажнении воздуха (при этом слизистые оболочки носа и гортани не пересыхают; это улучшает местный иммунитет и способствует улучшению самочувствия).

4. Следует обеспечить обильное питье (через почки выводятся продукты распада вирусов, что снижает нагрузку на организм).

5. Одежда у малыша должна быть легкой, лучше из натуральных тканей.

6. Считается нормальным отсутствие аппетита у малыша. Следует избегать специй, цитрусовых, молочных продуктов, которые могут стать причиной раздражения слизистой желудка. Горячая ванна при высокой температуре не самое приятное ощущение, но прохладная (не холодная) вода может помочь нормализовать показатели.

7. Рекомендуется использовать ванну вместе с жаропонижающими средствами, а не вместо них. Некоторое облегчение также можно получить, приложив прохладный компресс ко лбу.