Советы родителям: всё о подростковом возрасте

Отчего зависят наши характеры? Генетика или воспитание? В каком возрасте формируется характер? Как вырастить счастливого ребенка? Строгость или мягкость должна быть в приоритете при воспитании? Рассказывают специалисты Международной Академии исследования лжи.

Как вести себя в подростковый период ребенка?

Слушайте своего ребенка

В большинстве случаев подросток жалуется на то, что его «никто не слушает». Поэтому ваша задача не просто услышать, что он говорит, а понять его. Зачастую подростки выговаривают все, что их волнует, но более агрессивно, и это абсолютно нормально.

Не наказывайте, а поощряйте

Не пытайтесь заставить подростка делать что-то угрозой наказания, потому что в ребенке включится механизм упрямства, и он будет делать всё с точностью наоборот. Гораздо более эффективным будет пообещать ему вознаграждение. Также не забывайте о похвале, когда ребенок сделал что-то хорошее, например, получил хорошую оценку или убрался у себя в комнате.

Проводите больше времени вместе

Несмотря на то, что подростки стремятся отдалиться от своих родителей, чтобы быть более самостоятельными, постарайтесь время от времени находить время на то, чтобы заняться чем-нибудь вместе: приготовить ужин, поиграть в настольную игру, просто поболтать ни о чем за чашкой чая.

Если вы считаете, что ваш ребёнок над вами издевается, то это не совсем так — он взрослеет. Поэтому ваш осуждающий тон ни к чему.

Какой возраст считается переходным?

Переходный возраст затрагивает период полового созревания (пубертат), но не ограничивается им, как принято считать. В этот длительный период человек созревает и физически, и психологически. Поэтому если вы считаете, что в период изменения страдают только родители, то это не так.

Переходный возраст делят на три этапа:

Ранний подростковый возраст: 10–14 лет

В этот отрезок времени начинается половое созревание, которое характеризуется интенсивным физическим ростом и развитием половых признаков. В среднем у девочек изменения начинаются на 1-2 года раньше и длятся около 3 лет, у мальчиков — 4.

Как понять, что это пубертат?

  • У девочек набухает грудь, начинаются месячные.
  • У мальчиков увеличиваются яички.
  • Появляются волоски на лобке.

Если в этот период у ребенка часто меняется настроение — это нормально.

Средний подростковый возраст: 15–17 лет

К этому времени заканчивается половое созревание: то есть подростки физический могут продолжить род, но психологически к этому не готовы. Но у парней, в отличие от девушек, интенсивно увеличивается рост.

В этом люди перестают жить сегодняшним днем, строят какие-то планы на будущее и самостоятельно решают проблемы. Но это не означает, что они не нуждаются в поддержке семьи.

Центр социальной жизни — компания сверстников. Мнение друзей зачастую становится авторитетным.

Поздний подростковый возраст: старше 18 лет

Все источники разного мнения: одни говорят, что этот период заканчивается в 21 год, другие — в 24.

К окончанию этого периода человек начинает мыслить рационально, обретает эмоциональную стабильность и настоящую независимость. То есть им не нужна финансовая помощь родителей, они могут полностью рассчитывать на себя, а мнение друзей не решает важные вопросы в их жизни.

Каковы особенности детей переходного возраста?

Эти особенности нужно знать родителям, чтобы проще переносить изменения своего ребёнка, уметь подстроиться под него, не вызывать дискомфорт, не потерять с ним связь.

В этот период на подростка обрушивается двойная нагрузка:

  1. Гормоны застилают здравый рассудок,
  2. Он психологически взрослеет и отрывается от семьи.

Из-за этого появляются некоторые особенности, о которых мы поговорим:

  • Их смущают пристальные взгляды. В этот момент подростков одолевает беспокойство: может они делают что-то нет или с ними что-то не так?

  • Под влиянием компании могут навредить себе. Ведь как можно струсить и ударить в грязь лицом?

Читайте также:  Как сохранить красоту при грудном вскармливании?

14 лет — самый опасный возраст: подросток склонен рисковать и принимать необдуманные решения под влиянием ровесников.

  • Из-за гормональной перестройки в 12-14 лет ухудшается память — сложнее запоминать материал — из-за этого может упасть успеваемость.
  • Наказания — плохая мотивация. Кнут гораздо эффективнее работает в 18-32 года, а в 12-17 лет он бесполезен — здесь нужен пряник.
  • Они находятся в поиске себя, поэтому экспериментируют с внешностью в любых направлениях: одежда, татуировки, пирсинг, покраска волос и т.д.

Как общаться с подростком?

Для начала вспомните себя в этом же возрасте, а не сравнивайте его с собой настоящим и сформировавшимся. Если вам удастся нырнуть в своё прошлое, то будет проще найти ключ к своему ребенку в этот период.

  • Поддерживайте увлечения ребёнка. Если вы не можете вместе заниматься тем, что интересует вашего ребенка, то хотя бы проявляйте искреннее любопытство.
  • Помогите справиться с новым телом. ни в коем случае нельзя критиковать или сравнивать с другими. Вы должны наоборот поддерживающего самооценку и ободрять. Нужно скинуть несколько лишних килограмм? Значит вместе идите в спортзал.
  • Не доставайте расспросами и советами. Назойливые советы, опека, допросы раздражают. Поэтому не нужно задавать 100 вопросов, а лучше научитесь слушать и строить разговор как со взрослым человеком. Интересуйтесь его мнением.
  • Позволяйте совершать ошибки. Вы можете дать совет, рассказать о последствиях, но не должны предостерегать от каждой шишке. И в случае неудачи не нужно потом комментировать: «А я же говорил(а)…»
  • Чаще обнимайте. Каждый человек нуждается в телесном контакте, независимо от характера и настроения. Но не нужно лезть с объятиями на людям, особенно при ровесниках ребенка.
  • Принимайте подростка настоящим. Вообще это правило касается общения с любым человеком. Вы не должны ломать подростка под свои взгляды и какие-то мечты. Если вы его будете принимать настоящим, он не станет при вас надевать маски. Помните, он — личность.

Не вешайте на них свои проблемы

Откровенно говоря, мы, взрослые, вступая в подростковый возраст ребенка, очень много знаем про него и очень мало — про себя. Что со мной самой происходит в это время, почему у меня дрожат руки каждый раз, когда я начинаю думать про его экзамены, почему мне так страшно его отпускать? Во многом это наши тревоги, наши волнения, которые мы обрушиваем на ребенка, чтобы он нас утешил и успокоил. Помимо того, что лежит на нем самом: гормональная буря, ответственность за собственную судьбу, неумение разбираться, что с ней дальше делать, отсутствие позитивных способов справляться со своими возрастными задачами…

Еще одна задача, которая стоит перед нами, когда у нас дети-подростки, — самим не разрушаться от подростковых проблем.

Да, мы не железные, мы тоже можем сломаться, иногда это имеет даже какой-то неожиданный воспитательный эффект, но постоянно демонстрировать ребенку, что он тут взрослый и отвечает за маленькую беспомощную маму и большого беспомощного папу, — слишком тяжелая для него ноша.

В свое время мы на форуме для родителей гиперактивных детей придумали хороший мем — «большая добрая слониха». В первые десять лет своей школьной биографии, когда я шла в школу объясняться с учителями по поводу того, что дети в очередной раз накосячили, я оказывалась в позиции несчастной собачки с поджатым хвостом. Которая идет туда, вся трясясь внутренне, но готова, если ее уж зажмут в угол, атаковать и искусать до полусмерти. Но самая грамотная родительская позиция — «я большая мудрая слониха». Я могу спокойно защитить своего детеныша, у меня есть силы и ресурсы, я умею решать проблемы, я могу поддержать своего слоненка, если он провалится в яму, — вытащу, протянув свой длинный хобот.

Да, дети становятся ужасно противными. Ты ему хобот, а он тебе хвост. Это их возрастная задача — стать максимально противными, чтобы нам захотелось побыстрее дать им пинка и чтобы они вылетели, наконец, из гнезда. Потому что когда мы уж очень хорошие, удобные родители, уютные, приятные, в гнезде тепло и хорошо, — вылетать оттуда абсолютно не хочется. И вот сидит такой оперившийся птенчик, ему уже пора свое гнездо заводить, а он никуда не собирается улетать, ему и так хорошо: мама, папа червячков приносят. Слышала ответ психолога одной маме: «Если бы у меня была такая прекрасная и заботливая мама, как вы, я бы даже жевать перестала».

Читайте также:  Как развить способности у ребёнка

И вот здесь всегда очень трудно давать советы: и пережать нельзя, и недожать нельзя. И много свободы плохо, и мало свободы плохо. Как нам все время находить царский путь, эту золотую середину между двумя крайностями, никуда не сваливаться и при этом сохранять спокойствие?

Возраст и его особенности

Жизненный путь человека делится на отдельные, качественно различные отрезки — возрасты. В психологии существует много определений данного понятия. Я предоставлю вам некоторые из них.

Возраст и его особенности

Возраст — это конкретная, относительно слитная, ограниченная во времени ступень психического развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей.

Возраст и его особенности
Возраст и его особенности

Возраст — это эпоха, ступень, относительно замкнутый цикл развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития (Л.С. Выготский).

Возраст и его особенности
Возраст и его особенности

Возраст — это не простая совокупность отдельных психических функций, а своеобразие целостной структуры личности и специфические для данного этапа тенденции психического развития (Л.И. Божович).

Возраст и его особенности
Возраст и его особенности

Возраст — это единство метрического существования индивида и его типологического существования: возраст — функция биологического и исторического времени (Б.Г. Ананьев).

Возраст и его особенности
Возраст и его особенности

Возраст — это не совокупность психических функций, а те социальные задачи освоения действительности, которые решает человек на данном этапе своего развития (Д.Б. Эльконин).

Возраст и его особенности
Возраст и его особенности

Можно выделить 4 аспекта возраста:

Возраст и его особенности
Возраст и его особенности
  1. Хронологический (паспортный) возраст — это количество времени от рождения до настоящего момента;
  2. Биологический возраст — степень роста и созревания организма, определяемое состоянием нервной системы (узнается у врача);
  3. Социальный возраст — уровень тех социальных ролей и функций, которые выполняет человек (определяется по деятельности человека);
  4. Психологический возраст — уровень развития психических функций (можно выяснить с помощью диагностики).
Возраст и его особенности
Возраст и его особенности

В действительности может быть рассогласование разных аспектов возраста, поэтому все 4 аспекта необходимо учитывать в комплекте для определения нормы развития.Возраст — совокупность разнородных явлений: роста, общесоматического и нервно-психического созревания, связанных со многими явлениями общественно-экономического, культурного и социального развития человека в конкретных исторических условиях.

Возраст и его особенности
Возраст и его особенности

Мобилизация границ возраста означает, что как хронологические рамки возраста, так и его содержание зависят от социально-исторических факторов. Общество формирует возраст в соответствии с социальным заказом. Так, например, девушки могут часто слышать фразу от более старших женщин «В твоем возрасте я уже детей имела, а ты все еще мужа не нашла!». Это указывает на то, что в годы молодости старшей женщины общество ожидало, что в 18-20 лет женщина выйдет замуж и будет иметь детей. Но современное общество ожидает, что 18-20 лет является возрастом для учебы. Вот и происходит мобилизация границ возраста.

Возраст и его особенности
Возраст и его особенности

Исследования Д.Б. Эльконина показали, что эпоха детства — явление историческое. Содержание и продолжительность детства изменялись на протяжении веков: шло удлинение детства, и, одновременно, ускорение темпов психического развития на ранних стадиях. Детство в первобытном обществе было коротким, в Средневековье длилось дольше, у современного ребенка еще больше растянулось во времени.

Возраст и его особенности
Возраст и его особенности

Соответственно, специфика детства и его продолжительность определяются уровнем социально-экономического и культурного развития общества, в котором живет ребенок. Очевидно, что в условиях первобытного общества ребенок должен раньше взрослеть, ведь от этого зависит его выживаемость. А в современном мире такая спешка ни к чему.

Возраст и его особенности

Собственная позиция

Так как же достучаться подростка, который замыкается в себе, огрызается, но при этом часто страдает и очень мечтает о любви и признании? Помогите сформировать свое мнение о мире и людях, не навязывайте свой опыт.

Собственная позиция

Чтобы найти ключ к понимаю с ребенком переходного возраста, важно помнить: он уже не ребенок в прямом смысле слова. Сложность ситуации – именно в «переходности» данного периода. Не мешайте дочери или сыну «ломать» сложившиеся устои в семье или общении. Пусть он сам обретет необходимый ему или ей опыт, ведь только так произойдет «накопительный» эффект и человек становится взрослым.

Однако важно дать понять подростку, что вы всегда рядом, поддержите, подбодрите и поможете. Говорите с ним, но не навязывайтесь, просто будьте рядом, уделяйте внимание. Чувство защищенности, надежности – это верный рецепт снижения тревоги и решение проблемы возможного суицида, срывов или любых переживаний. Если в семье обстановка гармоничная и стабильная, стрессы позднего школьного периода не будут большим испытанием для детей и их окружения.

Собственная позиция

Похожие публикации: Кризис 3 лет у ребенка. Как не сойти с ума? О воспитании девочек в 13 лет Особенности кризиса семилетнего возраста и возможности его преодоления 16 летние подростки. Как им помочь

Собственная позиция

Как не должны вести себя родители с ребенком в возрасте от 6-лет

  • Быть непоследовательным в поддержании правил
  • Настаивать на совершенстве.
  • Ожидать, что ребёнок научится необходимым навыкам без инструкций, помощи и стандартов.
  • Заполнять всё время ребёнка уроками и занятиями, так что ребёнку не хватит неструктурированного времени для своих интересов и усвоения полезных правил.
  • Потворствовать ребёнку, не настаивая на выполнении работы по дому и том, чтобы он был полезным членом семьи.
  • Не позволять ребёнку почувствовать себя плохо на короткое время.
  • Устанавливать слишком жёсткие правила или не устанавливать их.
  • Не желать или не иметь способности обсуждать верования и ценности, переоценивать правила и не ожидать, что ребёнок будет развивать навыки личной ответственности.
  • Игнорировать ребёнка.

Воспитывая мальчика или девочку, родителям следует в первую очередь анализировать свое поведение. Оно должно быть напрвлено на формирование самостоятельной и полноценной личности личночти, а не манипулирование ребенком с целью удержать его около себя.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.