Влияние окружающей среды на беременность

Важными составляющими в формировании гармоничного развития детского организма являются определённые функций, которые способны не только физически развивать ребёнка, но и формировать его социальную среду и сознание. Именно окружающая среда, в основном, способна обусловливать воспитание и развитие детей, проявляя активные, систематические, целенаправленные действия, постоянно направленные на его непрерывное и динамичное развитие (психическое и физическое).

Влияние окружающей среды на беременность: опасные периоды

Важно знать, что вредное воздействие окружающей среды в разные периоды беременности представляет опасность разной степени.

  • С момента оплодотворения до окончания 2-й недели беременности неблагоприятное влияние окружающей среды может «сорвать» процесс – увеличивается вероятность выкидыша.
  • В следующие 10 недель происходит формирование органов и систем ребёнка. Сбой на этом этапе чреват развитиями серьёзных пороков – постарайтесь отгородиться от неблагоприятного воздействия окружающей среды.
  • На последнем этапе влияние среды минимально – вред в этом случае может проявиться задержкой развития, но это уже не настолько губительно. Современная медицина поможет вам «нагнать» упущенное.

Конечно, всё, что вредно во время беременности, считать полезным в другое время просто наивно, а потому беременность – лучшее время для того, чтобы переосмыслить течение своей жизни и отказаться от вредных привычек.

Формы и методы экологического воспитания

Все мы знаем, что дети дошкольного возраста любят исследовать, пробовать, наблюдать. Выделяют три основных метода экологического воспитания: наглядный, практический и словесный. Первостепенным методом экологического воспитания детей дошкольного возраста является наглядный. Таким методом знакомства с природой ребенок сам познает ее законы. Во время наблюдений развивается мышление, память, речь. Чтобы решались главные задачи экологического воспитания, необходимо:

  • воспитывать любовь к природе через непосредственное общение;
  • закладывать знания о природе, понимания того что человек — часть окружающего мира;
  • формирование правильного поведения в природе.

В детских садах создают экологическую среду, где дошкольники могут наблюдать, а также принимать участие в выращивании культур. Это же так интересно когда из семечка вырастает стебель, а затем и плоды.

Любые методы экологического воспитания хороши тогда, когда ребенок своими руками совершает полезные действия для природы. Это может быть уборка территории осенью, полив растений в саду, прополка дачных культур, изготовление кормушки зимующим птицам и прочее.

Формы и методы экологического воспитания

Практический метод хорошо помогает привить любовь к природе. При чтении книг о природе, зверях, их образе жизни ребенок представляет себе жизнь в лесу и в поле, в озере и в море. Благодаря рассказам о животных можно донести до непослушного сына то, что маленьких обижать нельзя. Также можно использовать наглядный материал, узнавать о животных и их детенышах. Знакомить детей с новыми животными и природными явлениями, которые нельзя наблюдать в Вашем месте обитания.

Любому родителю понятно, что ведущий метод экологического воспитания является наглядный, но выделять и отделять от остальных методов не нужно. Основной формой воспитания в детях любви к природе являются занятия. Занятия могут быть ознакомительными, углубленными и обобщающими. При ознакомлении детям рассказывают о видах животного и растительного мира, условиях жизни. На таких занятиях используется наглядный материал. В зависимости от возрастной группы на обобщающих занятиях дошкольникам необходимо сформулировать общие признаки знакомых нескольких животных или растений. При углубленной форме экологического воспитания детей раннего возраста занятия строятся на обсуждении конкретных знаний, изученных при наблюдении.

Немаловажно посещение экскурсий. Желательно проводить экскурсии в конкретном месте в разные времена года, чтобы дошкольники могли увидеть разницу и особенности.

Экологическое воспитание детей в детском саду проходит в игровой форме. На прогулке воспитатель обращает внимание на погоду: ветер, облака, солнце, холодно или тепло. Очень часто малыши делают поделки из природного материала, обычно это происходит осенью.

Читайте также:  Год Желтой Собаки. Каким будет 2018 год?

Образовательные учреждения

Пребывание ребенка в дошкольных и школьных заведениях – важный этап его жизни, поэтому и детский сад, и школа являются одними из основных факторов влияния на воспитание детей. Именно в социальных группах сверстников, взрослых – воспитателей и учителей, формируется ряд необходимых для жизни навыков – организованность, умение работать в команде, усидчивость, толерантность.

Общение родителей и представителей детского сада и школы – залог успеха в воспитании ребенка. Важно знать о том, что происходит в школе и детском саду, чтобы определить причину того или иного поведения.

Проблемы экологического развития

Развитие экологического воспитания дошкольников – важнейший этап становления личности человека. От того, как ребенок относится к окружающему миру, зависит его дальнейшие взаимоотношения с обществом. Например, ребенок, который с раннего детства заботится о каком-либо домашнем животном, т.е. уделяет ему особое внимание и ласку, став взрослым человеком, будет также трепетно относится к окружающей природе, к своей семье и детям.

Занятие по экологическому воспитанию дошкольников не будет иметь положительных результатов, если:

Проблемы экологического развития
  • будет уделяться недостаточно времени и внимания на практическое изучение окружающего мира;
  • родители дошкольников не имеют экологического воспитания – не выкидывают мусор в урну, не помогают в благоустройстве придомовых территорий, не любят животных и.т.п;
  • воспитатель или родитель не сможет найти подход к обучению ребенка, не может заинтересовать его;
  • в дошкольных учреждениях недостаточно учебных материалов и наглядных пособий или они устарели;
  • воспитатели не соблюдают требований ФГОС к познавательному развитию дошкольников при составлении учебного плана.

Экологическое воспитание дошкольников – важный этап воспитания и самообразования, так как ребенок привыкает оценивать все свои поступки по отношению к окружению и природе, а также учится предугадывать результаты своих действий. Только при таком разностороннем и углубленном познавательном развитии современных дошкольников можно предотвратить глобальные экологические катастрофы в будущем, ведь если общество не будет бережно относиться к природным дарам, оно погубит само себя.

Факторы, влияющие на развитие личности ребенка

Развитие ребёнка процесс сложный и ответственный, который имеет значение для всей последующей жизни человека.

Этот процесс протекает под влиянием возрастных закономерностей, индивидуальных особенностей, а также условий общественной жизни в стране проживания.

Факторы, связанные с окружающей средой влияют на ребенка не напрямую, а через изменение жизни родителей и других взрослых людей, которые входят в круг его общения.

Само по себе изменение окружающего мира может остаться для ребенка незамеченным, если только оно не отразиться на его отношениях с близкими ему людьми.

Например, из-за изменения экономической ситуации родители, испытывая тревогу из-за угрозы потери работы, и могут по этой причине срываться на ребенке или они вынуждены искать дополнительный источник дохода, вследствие чего время их общения с ребенком значительно уменьшается.

Семья родителей служит преградой между ребенком и происходящими в обществе событиями, которая защищает его от прямого воздействия окружающей среды. Когда родители успешно адаптируются к изменяющимся жизненным условиям, тогда влияние этих условий на ребенка сводится к минимуму.

Поэтому для того, чтобы ребенок не испытывал стресса от соприкосновения с негативным воздействиям общественной жизни следует не прятать его от этих процессов, а прикладывать усилия для того, чтобы самим более успешно адаптироваться к данным условиям, тогда и детям будет комфортно рядом с родителями.

Счастливые дети вырастают у счастливых родителей. Хороший родитель не тот, кто всю свою жизнь посвящает своим детям и заботе о них, а тот, кто сумел комфортно обустроить свою жизнь, а ребенок органично в нее вписался.

Факторы, влияющие на развитие личности ребенка, могут быть нормативными, к которым относятся возрастные (связанные с особенностями развития в определенные периоды) и исторические (то, что влияет на большинство и связано с культурной, исторической или экономической ситуацией в стране), а также ненормативными (связанные с личной жизненной историей конкретной личности).

Читайте также:  Как объяснить ребенку, что родители разводятся: советы психолога

Особенности развития в определенные периоды наибольшее влияние оказывают в дошкольном и раннем школьном возрасте, в подростковом и юношеском возрасте их влияние снижается, и на первый план выходят общественные процессы. Чем старше становится человек, тем большее влияние оказывает на него личная жизненная история.

Процесс развития у ребенка высших психических функций зависит не столько от биологического созревания, сколько от присвоения им накопленного человечеством жизненного опыта.

Речь, сознание, мышление, волевая регуляция своего поведения – это то, что делает человека – человеком и выделяет его из мира животных.

Факторы, влияющие на развитие личности ребенка

Имеющаяся в каждом из нас генетическая программа является базой для формирования подобных функций, но сам процесс развития данных функций напрямую зависит от взаимодействия ребенка с миром взрослых.

Результат развития складывается из двух составляющих: наследственных факторов и влияния среды обитания. Отсутствие одного из данных факторов приводит к отсутствию результата развития. У детей, лишенных возможности общения со взрослыми, сознание, речь и мышление не развиваются.

У ребенка, воспитывающегося в неблагополучной семье или в плохо организованном детском доме до четырех – пяти лет формируется почти неисправимый дефект развития.

Несмотря на отсутствие нарушений в работе мозга такие люди не в состоянии общаться с другими людьми и вынуждены всю свою жизнь проводить в социальных домах для умственно отсталых.

В процессе своего развития ребенок усваивает накопленный человечеством опыт и знания сначала через своих родителей/воспитателей (в первые годы жизни), к которым впоследствии добавляются сверстники, учителя и другие люди. Эффективность развития ребенка тем выше, чем шире его круг общения.

Нарушения в развитии ребенка могут быть связаны с имеющимися у него с момента рождения физиологическими отклонениями, затрудняющими развитие различных психологических качеств, снижающими познавательные возможности и приводящими к нарушению поведения. А могут стать следствием нарушения взаимодействия ребенка с обществом.

Нарушение взаимодействия ребенка с обществом проявляется в отсутствии либо недостаточности полноценного общения с другими людьми, либо в уровне конфликтности данного общения, которое вызывает у ребенка слишком сильные переживания и способствует повышенному стрессу.

Эти нарушения поддаются коррекции, если для их изменения не пропущен период повышенной восприимчивости к воздействиям, позволяющим развивать определенную функцию психики.

Так, если ребенок по причине недостаточного общения со взрослыми не освоил беглую речь до пяти лет, то он, скорее всего, на всю жизнь останется косноязычным.

Чтобы помочь ребенку в его развитии, общайтесь с ним, делитесь ценными знаниями и опытом, постарайтесь сделайте более успешной свою жизнь и передайте это умение своим детям.

Елена Бархатова

Поделиться ссылкой:

Проблемы адаптации

Многим родителям хорошо знакома проблема адаптации их детей к условиям и требованиям детского сада. Некоторые малыши легко вписываются в новую среду, другим это дается с большим трудом. Истерики по утрам и острое нежелание идти в сад, капризы в течение дня, замкнутость или агрессия по отношению к сверстникам или старшим – часто это проявления трудностей с адаптацией.

Роль воспитателя в процессе привыкания к условиям детского сада чрезвычайно велика. Если педагогу не удастся найти общий язык с воспитанником, если он не сумеет завоевать его доверие, успешно интегрировать малыша в группу, может получиться так, что родителям придется забрать его из сада.

Если же воспитатель будет нарушать педагогические правила воспитания ребенка, это может привести к крайне негативным последствиям для психики и здоровья ребенка, стать причиной развития отрицательных форм поведения воспитанника, сказаться на его характере.

Но процесс адаптации распространяется не только на детей. Он касается и их родителей, и самих воспитателей. Мамам и папам также приходится перестраиваться, менять свой график и жизненный уклад, поэтому столь большое значение имеют контакты и консультации с воспитателем их ребенка. Вместе они смогут избежать наиболее распространенных и опасных ошибок в процессе воспитания подрастающего поколения.

Читайте также:  Имена для мальчиков и девочек рожденных в декабре 2020 по святцам

Не меньшее значение имеет адаптация воспитателя к условиям работы и ее влияние на здоровье как самого педагога, так и детского коллектива. Если воспитатель будет пребывать в хроническом стрессе, это неминуемо скажется на процессе воспитания, поведении детей, их подготовке, физическом и психическом здоровье.

Для обеспечения нормального рабочего уровня адаптации придется уделить внимание всем сторонам. При слаженной работе воспитателей и родителей удастся наладить процесс воспитания и обучения, сделать его непрерывным, эффективным и интересным для воспитанников. А это самое главное для того, чтобы дети получили в ДОУ не просто необходимые знания, умения и навыки, но и стали полноценными членами общества.

Наш эмоциональный интеллект

Учёные Университета Бонна в Германии провели эксперимент среди 142 работающих людей. Они показывали им фотографии незнакомцев, и нужно было угадать их эмоции. Оказалось, что те люди, которые хорошо понимали эмоциональный настрой человека на фотографии, зарабатывали больше других.

Эмоциональный интеллект важнее IQ и развитой речи. На его развитие влияет отношение родителей к ребёнку, их отношения в паре и отношение каждого из родителей к самому себе. Умение распознавать свои эмоции, справляться с ними, регулировать своё поведение в различных ситуациях, а также умение учитывать чувства других — ключ к успеху для всех людей. Человек с высоким эмоциональным интеллектом имеет больше шансов нравиться другим. А это главное условие успеха.

Почему эмоции важнее интеллекта в вопросе успеха? Потому что эмоции отвечают за принятие решений. Прежде чем сделать шаг, мы сверяемся с собой — нравится нам это или нет. Одной логикой сделать выбор невозможно. Если человек хорошо соединён со своим «нравится», он легче делает выбор и лучше знает, чего хочет. Такие люди в целом лучше устраиваются в жизни и чувствуют себя счастливыми и успешными.

Безопасность на природе

Для прогулок в лесу и парках надевайте на ребенка майки или рубашки с рукавами, закрывающими предплечья, заправляйте их в брюки, а те, в свою очередь, в носки; длинные волосы собирайте в пучок и прячьте под головным убором (платком, панамой, бейсболкой).

1. После прогулок в сезон с мая по октябрь проверяйте малыша на предмет укусов клещей.

2. Летом уводите ребенка с прямых солнечных лучей с 12 до 16 часов, в регионах с жарким климатом — с 11 до 18. Пользуйтесь солнцезащитным кремом с высоким SPF (от 30), панамами, легкой светлой одеждой.

3. Не оставляйте ребенка без присмотра вблизи воды, будь то море, река, озеро или бассейн. Не полагайтесь на надувные игрушки, круги, нарукавники, матрасы и прочие приспособления для плавания: они не являются спасательными средствами.

4. Как только ребенок оказывается в воде, взрослый должен быть рядом, не дальше чем на расстоянии вытянутой руки. Не позволяйте ничему себя отвлечь.

5. Учите малыша держаться на воде и плавать как можно раньше — с 3 – 4 лет, а подводному плаванию дети «обучены» с рождения самой природой: все мы появляемся на свет с плавательными рефлексами, которые начинают «работать», если поместить ребенка в водную среду.

6. С раннего детства обучайте сына или дочь основным правилам поведения на воде: не заходить в грязный водоем, не нырять в незнакомых местах, не плавать в одиночку, не заплывать за буйки, не купаться при сильных волнах и там, где разрешено использование плавучих средств — скутеров, лодок и т. д.

7. Просвещайте детей на темы отводных течений, водоворотов, воронок и других опасных явлений, связанных с водой.

8. Знайте правила оказания первой помощи на воде.