Воспитание ребенка – учимся поддерживать порядок в своей комнате

Эту статью можно послушать. Вот она в подкасте:

Как избежать проблемы

Требования у родителей к детям должны быть в пределах разумного. Аккуратный и чистоплотный ребёнок это возможно, но только не раньше 3-х лет.

  •  Прежде всего, нужно сократить количество игрушек, которыми распоряжается ребёнок. Совсем маленькому ребёнку ни к чему большой склад игрушек.

Нужно спрятать определённое количество игрушек, а потом менять их, спрятав одни и достав другие, это оживляет интерес у ребёнка к уже забытым игрушкам.

Как избежать проблемы
  • Нужно избегать игрушек, которые разбираются на много мелких деталей. Иначе придётся слишком много времени тратить на поиск потерянной мелкой запчасти. Следует заранее подготовить большие картонные коробки для всех игрушек, и нужно как угодно заинтересовывать ребёнка убирать игрушки в коробки всякий раз после игры.

Симпатичная корзина для игрушек поможет оживить процесс уборки.

  • С ребёнком всегда следует спокойно разговаривать и объяснять, что настало время убирать игрушки. Иногда нужно стимулировать ребёнка ласковым словом, поцелуем, похвалой и т. д.

Памятка для родителей

Старайтесь никогда не делать следующее:

  1. Не унижайте, не кричите, не срывайтесь на младшем члене семьи.
  2. Никогда не убирайтесь в детской комнате сами.
  3. Не награждайте ребёнка за выполнение им дома своих повседневных обязанностей.

Старайтесь делать как можно чаще:

  1. Понимайте детские проблемы и потребности, не обрывайте эмоциональную связь с детьми.
  2. Будьте позитивными, чаще шутите и смейтесь. Совместная шутливая возня, юмор, беззлобные подшучивания друг над другом сближают членов семьи.
  3. С непростой задачей приучения подростка к порядку и избежания при этом конфликтов, под силу справиться только терпеливым родителям.

Самые послушные и беспроблемные дети растут в семье, где царит весёлая, радостная атмосфера. А процесс воспитания происходит легко и естественно.

Советы опытных!

Чтобы заставить ребенка слушаться нужно дать ему право выбора, не нужно давить и принуждать. Вместо криков – давай кушать, спросите у него ласково – какую кашу ты будешь, овсяную или гречневую.

Если не хочет чистить зубы – нужно вместе пойти в магазин и выбрать ту щетку и зубную пасту, которая понравится малышу и он будет проводить это занятие в удовольствие.

В каждом случае родители должны объяснять смысл требования, почему так, а не иначе. Наивно полагая, что вырастет и поймет – это ошибочное мнение. Нужно подобрать те слова, которые помогут малышу осознать смысл запрета.

Идти на компромиссы с детьми можно,  но только не строить рыночные отношения. Лучше всего уделить ребенку больше времени и заботы, чем откупиться от него пару грошами, которые он потратить на бесполезную безделушку, а ситуация так и не решится.

Похвала – лучший стимул во всех делах, говорите похвальные слова всегда и везде, стимулируйте ребенка на хорошие поступки, но только делайте это искренно и без фальши.

Важно обозначить красную черту, и если малыш будет ее пересекать, то, например, хлопнуть в ладоши, посчитать до трех, дабы ребенок успел отойти от опасности и быть возле родителей.

Мотивация для уборки

Для того, чтобы правильно замотивировать ребенка, нужно понять, а что такое чистота и порядок для меня? Почему меня раздражает грязная посуда или разбросанные игрушки? Несильно ли много я придаю всему этому значения? И что мотивирует меня навести порядок?

Какой пункт Вам близок? Голосуйте! Чтобы было чисто, не могу в грязи, потому что «порядок в доме – порядок в голове»(отличная мотивация, правильная) %  А что люди скажут, если вдруг внезапно придут ко мне в дом (здесь бы разобраться с самооценкой) % Потому что надоело наступать на игрушки (особенно ночью приятно услышать кряк или визг) % Потому что надо (вспомните, не ругала ли вас мама в детстве за уборку?) % Уборка – мой релакс (отличный способ наведения порядка в голове, кстати) % Муж любит порядок (а он принимает участие в наведение порядка?) % Если не убирать, то зарастем грязью по уши (конечно, так будет, если не убирать вовсе, а, если просто снизить градус напряжения в этом вопросе?) % Свой вариант можно оставить в комментариях под статьёй. 0% Показать результаты Проголосовало: 296

Для того, чтобы замотивировать ребенка, используйте не приказ, а приглашение. Научите ребенка любить уборку, объяснить, что чистота в доме – это такая же необходимость, как кушать и спать. Обнимите ребенка, пригласите поучаствовать, для начала хотя бы просто посидеть рядом пока вы моете посуду или вытираете пыль.

Не мешайте малышам вам помогать, если они проявляют желание. Да, толку от такой уборки будет мало, скорее наоборот. Но тем не менее. Не отбивайте охоту и хвалите. Это лучшая мотивация.

Читайте также:  Когда пора учить ребенка читать и как лучше это делать: обзор методик

Деток постарше не надо заставлять, дайте понять, что уборка — это не обязанность, а помощь маме, любимому родному человеку. Ведь мама тоже старается для всей семьи, готовит вкусную еду, стирает одежду, ходит на работу, чтобы заработать денег не только для своих хотелок.

Попробуйте включить фоном любимую музыку или аудио-сказку.

Добавьте элемент игры в уборку, устраивайте соревнования, кто быстрее и лучше наведет порядок в комнате и найдет место, где еще можно добавить чистоты.

А какой мотивацией может стать удовольствие в конце уборки, когда вокруг всё сияет и блестит! Акцентируйте на этом внимание своих детей: посмотри, как красиво и чисто у нас стало!

Идите на контакт, сближайтесь с ребенком, применяйте любовь и нежность без дозировки.

Если упустили момент

Многие родители откладывают на потом приучение детей к домашнему хозяйству, предпочитая в течение пяти минут привести комнату ребенка в порядок, вместо того, чтобы тратить лишнее время на контроль самостоятельного процесса приборки.

И спохватываются спустя несколько лет, наблюдая дикие завалы из грязной одежды, остатков еды, полотенец, книжек и тетрадок в комнате у подростка. Заставить тинейджера содержать свою комнату в порядке практически невозможно, если у него нет привычки самостоятельно выполнять элементарные действия по уборке личной территории.

Проблема не в том, что подросток не хочет прибирать. Он попросту не классифицирует этот хаос, в котором живет, как беспорядок, требующий устранения. Ему комфортно в такой атмосфере, и изменить данное сформировавшееся отношение непросто, особенно если речь идет о мальчиках.

Моральное и физическое давление, конфликты, как и увещевания, с подростками не работают, поэтому придется учиться договариваться и искать компромиссы.

Начните с самых элементарных шагов:

Если упустили момент
  • договоритесь, что подросток не будет оставлять в своей комнате посуду и остатки еды;
  • выдайте ему корзину под грязную одежду и поставьте корзину под вещи из стирки – на полки шкафа он их будет складывать сам;
  • купите несколько коробок и контейнеров для различной мелочевки – дальше ребенок сам продумает, сколько емкостей для хранения и какого формата ему потребуется дополнительно.

Как показывает практика, комната быстро захламляется, если у вещей нет четко определенного места хранения. Помогите своему подросшему ребенку организовать пространство, и он быстро поймет, что на уборку не требуется тратить много сил и времени – просто основная часть вещей уже не будет хаотично валяться в случайных местах, создавая жуткий беспорядок.

Решая вопрос, как приучить ребенка убираться в комнате, каждый родитель проходит свой собственный путь. Дети очень разные, и советы, которые срабатывают в одном случае, оказываются бесполезны в другом.

Включите фантазию, придумывайте свои приемы и методики, но помните, что главный принцип остается неизменным – процесс уборки для ребенка не должен стать чем-то неприятным, физически и психологически дискомфортным. Если сформировать привычку, подержание чистоты в доме станет естественной частью жизни, не требующей моральных затрат.

Как составить внутрисемейную систему правил

Вот последовательность шагов, которую важно использовать, если вы решили, что слов недостаточно, и вашему ребенку все же нужны «рамки». Эти шаги минимизируют возможные негативные последствия наказания, а также позволяет свести на нет игнорирование установленных вами правил.

1. Список

Составьте сначала для себя список тех правил, которые хотели бы, чтобы ваш ребенок соблюдал. Возможно, в дальнейшем вы захотите их дополнить или внести правки, но сейчас обозначьте основные.

2. Уточнение

Уточните свои требования. Ребенку важна конкретика. Например:

Неправильно: «Не гулять поздно».

Правильно: Приходить домой не позднее

Неправильно: «Всегда быть на связи».

Правильно: «Отзваниваться каждые три часа. Перезванивать после пропущенных вызовов не позднее чем через 20 минут».

Ваши правила должны быть максимально четко сформулированы, ведь за несоблюдения предполагаются санкции.

Неправильно: «Не прогуливать школу».

Правильно: «Не пропускать школу без уважительной причины. Уважительная причина согласовывается».

Определитесь, что будет считаться прогулом. Например, ушел из школы, потому что отменили последний урок, — считать это прогулом? Договоритесь, как поступать в спорных ситуациях и за кем последнее слово. «Не пошла на физ-ру, потому что болела коленка». Нужно ли было позвонить вам и получить согласие на этот пропуск? А может быть, вы лояльный родитель и разрешите своему подросшему ребенку пропускать пять уроков в месяц без объяснения причин. Суть одна — как можно четче обозначьте свое требование.

3. Обсуждение

Обсудите с ребенком каждое из ваших требований, объясните, постарайтесь найти слова, почему это так важно для вас. Расскажите искренне, что вас волнует. Почему вы хотите, чтобы было так, а не иначе. С какими еще причинами это связано. Например, быть дома после  — это еще и требование закона для детей до 16 лет.

Важно, чтобы ребенок понял, что это не ваша «прихоть». Хотя и на «прихоти» вы имеете право. Так же, как и он. Он хочет коку и пиццу по субботам (хоть и знает, что это вредно), а вы хотите порядок в его комнате, грязные вещи в баке для грязного белья, потому что чувствуете себя плохо, когда вокруг бардак, а тратить полсубботы на уборку не хотите.

Выслушайте мнение ребенка и обязательно внесите коррективы в предложенные вами правила. Пусть немного, пусть в мелочах. Но подростку важно, что его мнение учитывается. Мотивации выполнять установленные правила будет значительно больше.

Читайте также:  10 ТОВАРОВ ДЛЯ НОВОРОЖДЕННЫХ, КОТОРЫЕ ВЫ СЧИТАЛИ БЕЗОПАСНЫМИ

4. Санкции

Назначьте санкции или наказания за нарушения правил. Этот пункт важно составлять вместе с ребенком. Лучше, если санкции будут дифференцированными (вторичное нарушение карается строже). Чаще используйте прием «Представь себя на моем месте»: «Что бы делал ты, если бы ты был родителем? Как ты бы вел себя в такой ситуации? Какое наказание применил?».

Не отходите от договоренностей. Для психики ребенка, в том числе большого, очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.

5. Согласие

Перечитайте свой свод правил вместе и добейтесь согласия ребенка по каждому пункту. Если удобней, ставьте плюсики в конце каждого пункта (в идеале три — оба родителя и ребенок). Это самый сложный и самый важный момент.

6. Правила для родителей

Для многих родителей этот шаг немыслим. И еще часть родителей считает это «заигрыванием с ребенком». Но подростки заслуживают того, чтобы мы считались с их мнением, а не отвечали в духе «это мое дело», «не тебе мне указывать», «создашь свою семью, там и будешь командовать». Так что шаг необязательный. Но строптивому подростку такой подход кажется более честным. Попробуйте.

Спросите ребенка, что ему остро не нравится в вашем поведении. Например: заходить в комнату без стука, названивать по 10 раз, когда он с друзьями, курить на кухне (или вообще курить!), обещать и не выполнять, чрезмерный контроль и так далее. Включите в список пункты которые вы сами обязуетесь исполнять (с санкциями, безусловно).

Можно ли поощрять?

Делайте это с осторожностью, чтобы кроха не подумал, что за ежедневное наведение чистоты должна быть оплата. Уборка детской комнаты важна для комфорта самого ребенка. В первое время придумайте приятные призы.

  • По окончанию уборки позвольте прийти друзьям посмотреть любимый фильм или поиграть.
  • Приготовьте вкусное блюдо специально для старательного маленького хозяина.
  • Пригласите сына или дочь в кино или на прогулку, на природу, в парк.
  • Устройте чаепитие семьей.
  • Пополните копилку ребенка приемлемой суммой.

Учитывая интересы детей, сделайте что-то приятное лично для них, убедите – каждый труд вознаграждается. Но при этом сохраняйте меру и объясните, что хозяйство требует старания, а дом нуждается в уборке каждый день.

Важно: помогайте ребенку, поддерживайте, проявляйте терпение и не уставайте хвалить. Обнимайте и целуйте, подчеркивайте, как важна для вас помощь сына или дочери.

Как научить малыша убирать за собой игрушки

Все родители желают своим детям беззаботного, интересного и счастливого детства. Но даже оно не проходит без рутинных обязанностей. Одна из них – приучение к порядку и соблюдение его в детской комнате.

Лучший помощник – личный пример

Самый простой способ научить ребенка собирать игрушки и соблюдать порядок – это показать все на собственном примере. Малыши уже с 2-3 лет с удовольствием берутся помогать наводить дома чистоту, подражая действиям взрослых:

  • помоют или подметут полы;
  • польют цветы из игрушечной лейки;
  • расставят обувь в прихожей;
  • включат стиральную машину, самостоятельно загрузив в нее все необходимое.

На этом этапе очень важно не ругать отчаянного помощника, а запастись терпением. За проявленную инициативу обязательно хвалить, мягко указывая на то, что сделано не совсем верно. Реакция детей на похвалу и словесные поощрения подскажет родителям о готовности переходить к новому этапу обучения – убирать за собой игрушки.

Конечно, проще и быстрее сделать все самому. Но этим можно получить эффект, что ребенок привыкнет к тому, что раз у вас это получается лучше, то будете всегда все делать сами. Пройдут годы, и тогда уже возникнет вопрос, как приучить к порядку подростка.

Маленькие хитрости совместной уборки

Процесс приучения малыша 2-3 лет к порядку, когда он не хочет убирать за собой после игры, порой грозит перерасти в хныканье и капризы. Чтобы этого не произошло, попробуйте применить некоторые способы:

  1. Дети должны знать, куда складывать игрушки. Рекомендуется приобрести коробки, пластиковые ящички или корзинки или сделать коробочки своими руками. Для каждой вещи в детской комнате нужно выбрать определенное место и организовать удобные места для хранения. Нанесенная на коробках веселая маркировка поможет с легкостью сортировать их, превращая уборку в своеобразную игру.
  2. Если чадо не хочет ничего делать и не проявляет инициативу при наведении порядка, ни в коем случае не следует пытаться заставить. Можно пойти на небольшую хитрость: выбрать момент, пока малыш чем-то увлеченно занят и навести порядок самостоятельно. Затем, удивившись такой аккуратности и проворности в выполнении просьбы, обратиться к ребенку и поблагодарить за «выполненную» работу. Это наверняка смутит малыша и заставит задуматься. В следующий раз он пожелает заслуженно получить благодарность, поспешив помочь по первой же просьбе.
  3. Если же ребенок не хочет убирать за собой игрушки, не следует его торопить или заставлять. Правильным будет дать ему время закончить игру, заранее предупредив, через какой промежуток времени игрушкам придется отправиться отдыхать. Если ребенок увлечен игрой и рискует пропустить назначенное время, то можно поставить таймер, напоминающий об его окончании.
  4. Иногда можно превратить уборку в игру «кто больше соберет» или «кто быстрее». Когда ребенку прискучит этот способ, стоит переходить к следующему. И так постепенно у малыша закрепятся необходимые навыки, и выработается полезная привычка.
  5. Когда ребенку уже 3-4 года можно попробовать ему сказать, что игрушки могут обидеться и уйти, если за ними не ухаживать и привести в пример сказку «Федорино горе».
  6. Помочь приучить детей к порядку в детской комнате поможет элементарное планирование, например, в виде составления списка дел. Такой подход актуален для малышей уже с 3 лет. Для них можно придумать веселые названия планируемых занятий, оформляя для начала картинками, и, не забыв при этом включить в список помимо рутины и развлечения. Дети с удовольствием будут вычеркивать уже выполненные пункты, с легкостью переходя к новым.
Читайте также:  «Дочки-матери»: как добиться равновесия в отношениях

Приучаем малыша к порядку – практические рекомендации

Так как приучить ребенка убирать за собой после игры? Как показывает практика многих родителей, универсального способа нет. И не имеет значения, наводите ли вы уборку в детской комнате девочки или мальчика. Но, возможно, в этом вопросе могут помочь следующие рекомендации:

  • детям свойственно копировать действия родителей. Если родители беспокоятся о порядке в доме, то такая же модель поведения будет привычна и младшему поколению;
  • крик и принуждение не дадут положительных результатов. Спокойствие не провоцирует протест, а это уже возможность договориться;
  • искренняя похвала станет прекрасным стимулом к выполнению рутинных обязанностей. С критикой лучше повременить, ведь главное желание убирать, а качество непременно появится позже;
  • понятие «порядок» воспринимается детьми и взрослыми различно. Маленькому ребенку проще и понятнее выполнить определенную последовательность действий, озвученную взрослым. Например: собрать игрушки в своей комнате или расставить книги на полке.

Важно объяснить детям, что уборка или соблюдение порядка – не наказание. Это привычные действия, которые выполняют все члены семьи и каждый участвует при создании чистоты и уюта дома.

Как научить малыша убирать за собой игрушки Ссылка на основную публикацию  

С семи до десяти лет

В семь лет дети обычно идут в школу. Начинается период уроков и домашних заданий, дети больше играют в уно и шашки, а машинки, куклы и мягкие игрушки отходят на второй план.

Евгения Харченко, организатор пространства

В этом возрасте стоит использовать закрытые системы хранения. Это поможет ребенку влиться в учебный процесс. Если стеллажи будут открытыми, а коробки прозрачными, ребенок будет отвлекаться на игрушки и не сможет сосредоточиться на учебе.

У младшего школьника игрушек становится меньше, они меняются. Теперь главная любовь ребенка — это настольные игры. Чтобы коробки занимали меньше места, можно переложить их содержимое в зип-пакеты. Главное, чтобы ребенок был не против. Если он хочет сохранить упаковку, лучше так и сделать, чем ругаться на пустом месте.

С семи до десяти лет

Детям от семи до десяти лет достаточно напоминать, что раз в неделю они раскладывают вещи по местам. А еще они должны знать, что родители всегда готовы им в этом помочь.

Счастье есть Счастье бывает разным, иногда это — вкусный ужин в теплой компании, а иногда — собственная квартира, в которую приятно звать гостей. Если хотите такую, приходите в Самолет. Посмотреть на это счастье

Младшие дети в семье

Сейчас в семьях не так часто бывает больше двух детей. Поэтому многие родители считают, что не нужно загружать старших заботами о младших: внимания родителей хватит всем, а старшие еще успеют побыть няньками у своих детей. Некоторые родители боятся доверить младшего ребёнка старшему. Да и снова вспоминается аргумент о том, что учёба должна быть на первом месте. Но есть и доводы, почему стоит поручить старшим детям брать на себя некоторую часть заботы о младших:

  • Гармоничному развитию ребёнка помогают ситуации, в которых он выполняет разные социальные и семейные роли. Для родителей он ребёнок, а для младшего брата или сестры – старший, который несёт ответственность в то время, когда родители заняты.
  • Отношения братьев и сестёр становятся ближе, теплее, что скажется во взрослой жизни.

Если младшему 3-4 года, а старшему 10-12 лет, их можно ненадолго оставить вместе (конечно, предварительно проинструктировав на случай всех возможных ситуаций и снабдив мобильным телефоном). Ребёнок от 14 лет может пробыть с младшим дома более продолжительное время, а подросток 16 лет может забирать брата или сестру из садика, водить на прогулку.

Младшие дети в семье

Часто родители боятся перегрузить ребёнка домашними делами, боятся, что школьник и так устаёт от занятий. Иногда у родителей не хватает терпения ждать, когда ребёнок сделает что-то – самим ведь и быстрее, и результат будет лучше! Да, поначалу может оказаться, что пол подметён плохо, а посуда недостаточно чистая. Но после нескольких попыток ребёнок обязательно научится выполнять все дела не хуже взрослого. Это и уверенности в себе придаст, и поможет чувствовать себя взрослым. И родителям радостно смотреть на то, как дети помогают. А главное – мама с полным правом может сказать: «Ну что бы я делала без моего помощника?»