Воспитание ремнем: можно ли бить детей в целях воспитания

Пришёл в школу на родительское собрание. Услышал мат со стороны школьника 6-7 класса. Хотел сделать замечание, но мне сказали, что разговаривать и делать замечания чужим детям я не имею право. Только могу пожаловаться учителю. Вопрос: есть ли реальное Федеральное законодательство, запрещающее мне это делать или это отговорки учителей, что бы мы не влезали в процесс воспитания?

Почему дети делают взрослым замечания

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно понять, зачем мы вообще делаем замечания друг другу. Взрослые поправляют ребенка в воспитательных целях. Они учат малыша всему на свете: как вести себя за столом или на прогулке, как общаться со сверстниками и с людьми старшего возраста. В первые годы жизни ребенок приобретает важнейшие навыки взаимодействия с окружающими именно благодаря воспитательным мерам. Своими замечаниями родитель не только показывает, что такое хорошо, а что плохо, но и дает малышу первичное представления о границах дозволенного.

Однако важно понимать и то, что малыш примеряет рамки, в которые его загоняют взрослые, и на них самих. Бывает, что он искренне не понимает, почему ему нельзя перебивать чужой разговор, а родителям его перебивать можно, почему он должен ложиться спать рано, а родители могут еще посмотреть телевизор. В определенный момент дети начинают считать подобный подход к воспитанию несправедливым, и требуют от старших если не вседозволенности, то хотя бы соблюдения родителями своих собственных правил.

И вот наступает момент, когда ребенок делает взрослому замечание. Одни воспримут это как проявление неуважения, другие – как обычные детские капризы. Но под простыми требованиями малыша скрывается даже не столько стремление добиться своего, сколько желание понять как устроены эти семейные законы и почему они работают только в одну сторону.

Как делать замечание ребенку с добротой

Всем родителям не понаслышке знакомо детское непослушание, капризы или баловство. И такое поведение абсолютно нормальное, если, конечно, бывает от случая к случаю, а не становится закономерностью. И, конечно же, родители хотят, чтобы подобных капризов было как можно меньше, и чтобы ребенок рос послушным и неконфликтным. А для этого необходимо знать, как же правильно реагировать на детские капризы и проступки так, чтобы прекратить их, не обидев при этом ребенка.

Ниже вы найдете несколько советов для самых разных жизненных ситуаций.

1. Если вы идете с ребенком по улице и, возможно, при этом спешите, а ваш ребенок постоянно отвлекается на что-то и отстает, то можно в игровой форме предложить поторопиться: «Ну, что? Побежали? На старт, внимание, марш»!

2. Довольно частой является ситуация, когда ваш малыш не хочет завтракать «нормальной» едой, а требует сладостей. Понятное дело, детскому организму нужно нормальное питание, которое уж никак нельзя получить, съев горсть конфет. Поэтому можно схитрить: «Вот когда эта маленькая котлетка исчезнет, к тебе прилетит кое-что вкусное!». Такая фраза будет куда эффективнее, чем формулировка: «Пока не съешь…!»

3. Дети склонны разбрасывать игрушки, особенно, когда их много. Иногда ребенка приходится прямо заставлять убирать за собой, что сопровождается просьбами на повышенных тонах. Попробуйте оформить просьбу в игровую форму, например: «Вот если бы ты стал волшебником, то наверняка наколдовал бы порядок в комнате». Ребенку, несомненно, захочется сказать маме: «Я волшебник! Смотри!» — и предъявить ей наведенный порядок.

4. Если вы чем-то сильно заняты, а ребенок вас отвлекает, то ни в коем случае раздраженно не отмахивайтесь от него. Попросите его самому поиграть некоторое время, пообещав, что вы скоро к нему присоединитесь.

5. Часто у ребенка среди одежды есть несколько любимых вещей, которые он готов носить, не снимая. Но неизбежно наступает время стирки, и в один из дней ему придется надеть что-то другое. В итоге ребенок может капризничать, не желая носить другую футболку/шорты/брюки. Наверняка у любимой футболки есть похожая по цвету или рисунку вещь, которую можно преподнести так: «Смотри, это сестра твоей пиратской футболки, давай её наденем».

6. Если ребенок никак не уляжется в кровати, предложите ему, например, такую игру: «А хочешь, я покажу тебе один секретный способ укрывания одеялом?»

7. В случае, если ребенок начинает не слушаться, капризничать, спросите его: «А вот если бы ты был мамой, а я сыночком, захотел бы ты шлепнуть меня по попе за такое поведение?»

8. Капризничающему ребенку можно сказать: «Опять этот капризка пришел. Нужно его поймать, пока он всем настроение не испортил!». Такая формулировка наверняка отвлечет малыша от его собственных переживаний.

9. Часто дети повторяют одни и те же шалости – например, разбрасывают игрушки по всему дому. И вместо поучающего «Ну сколько раз тебе повторять…», подайте ребенку информацию в игровой форме: «Прием-прием… Передаю секретную информацию… Повторите, как слышали?» Такую мамину просьбу малыш наверняка запомнит надолго.

Читайте также:  Какие витамины необходимы при грудном вскармливании

10. Малыша, не желающего мыть руки после прогулки, можно заинтересовать следующим: «Давай посмотрим, какого цвета вода потечет из твоих рук. Спорим, что черная?»

11. Если ваше чадо не хочет возвращаться домой с прогулки, то можно поиграть в маму, которая забыла, где живет. Ребенок с удовольствием продемонстрирует знание маршрута, ведущего к дому.

Как мы видим, все скучные и неинтересные (с точки зрения ребенка) поучения и замечания можно перефразировать, облачив их в игровую форму. А, как известно, дети познают мир через игру, поэтому и учить их лучше таким способом – так информация лучше воспринимается. Также помните о том, что свое плохое настроение нельзя срывать на ребенке – пользы это не принесет никому.

Что делать в таких случаях.

Неправильная реакция родителей.

«Ничего из тебя не выйдет! Я ничего хорошего от тебя не жду!» — никогда не говорите подобные фразы своим детям. Наоборот, вы должны протянуть руку помощи своему ребёнку. Окажите ему должную заботу, поддержку и внимание. Ваш малыш должен знать, что вы всегда поможете ему и примите его мнение. Как правило, ребёнок считает, что взрослые критикуют его личность, а не его учебу или знания. Следовательно не рекомендуется читать нотации с умным видом, говорить насмешки, а уж тем более угрозы. Все это в комплексе может привести к весьма плачевным результатам. Ребёнок до ужаса боится наказания и в связи с этим он то вдруг теряет дневник, то обманывает родителей и т.д. А самое страшное — это когда родители теряют детское доверие. И все это может привести к огромным проблемам в подростковом периоде. Маме и папе будет крайне сложно найти общий знаменатель со своим ребёнком подростком. Однако здесь нельзя допускать и полную безразличную реакцию на плохие оценки. А ещё хуже будет, если вы сами будете выполнять домашнее задание за ребёнка, чтобы исправить отметки.

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощ­ре­ния были искрен­ними, умест­ными и пра­вильно поня­тыми детьми, нужно пра­вильно ими пользоваться.Пред­ла­гаем несколько реко­мен­да­ций пси­хо­ло­гов, кото­рых стоит при­дер­жи­ваться при вос­пи­та­нии ребенка.

  • Любая похвала должна быть спра­вед­ли­вой и соот­вет­ство­вать дет­скому пове­де­нию. Так, не стоит хва­лить, зада­ри­вать подар­ками за есте­ствен­ное в его воз­расте пове­де­ние: малыш в оче­ред­ной раз надел коф­точку, зашну­ро­вал ботинки и т.д. И напро­тив, обя­за­тельно отме­чайте важ­ные дости­же­ния и зна­чи­мые поступки: ребе­нок помог маме доне­сти сумку, нари­со­вал кра­си­вый рисунок.
  • Пред­по­чти­тель­нее хва­лить не самого малыша, а его хоро­ший посту­пок. Если ребе­нок убрал игрушки в дет­ской, не стоит гово­рить: «Ты у меня умница». Ска­жите лучше: «После уборки твоя ком­ната стала такой чистой. В нее очень при­ятно захо­дить». И не отде­лы­вай­тесь при похвале общими фра­зами, вроде: «Кра­си­вый рису­нок». Отметьте те эле­менты изоб­ра­же­ния, кото­рые вам осо­бенно понра­ви­лись: яркие цветы, выгля­дя­щее совсем живым дерево, весе­лые зайчата.
  • Часто детям не тре­бу­ется похвала или воз­на­граж­де­ние, для них важно полу­чить удо­воль­ствие от самого твор­че­ства или нового дости­же­ния. В этом слу­чае роди­тели могут озву­чить чув­ства ребенка и под­дер­жать тем самым стрем­ле­ние к позна­нию. «Я очень рада, что ты научился ездить на вело­си­педе. Ты выгля­дишь радост­ным и доволь­ным своим успе­хом! Теперь мы будем кататься с тобой вме­сте в парке».

Конечно, в каж­дой семье есть свои соб­ствен­ные пра­вила поощ­ре­ния и похвалы. Глав­ное, чтобы они помо­гали уста­нав­ли­вать хоро­шие вза­и­мо­от­но­ше­ния между домо­чад­цами и не пре­пят­ство­вали вос­пи­та­нию малыша.

Возможные последствия рукоприкладства

Если вдруг вас кто-то ударит, каким станет ваше отношение к этому человеку? А как вы считаете, чем отличается ребёнок в такой ситуации? Ничем. Малыши, к которым применяется физическое наказание, желают мести. Естественно, со взрослыми им не справиться, поэтому в качестве жертв они выбирают более слабых: животных или детей помладше. Неправильное воспитание может привести к различным проблемам, а также породить садистов и даже маньяков. Многие из них в детстве были подвергнуты насилию в семье.

 Когда родитель поднимает руку на малыша, он начинает думать, что:

  • Можно бить слабого
  • Взрослые не могут справиться с ребёнком и его проступками другими способами
  • Физическая сила- правильный подход для решения проблем
  • Родителей нужно боятся, они вызывают страх
  • Кроха не в состоянии постоять за себя

По статистике большинство родителей придерживаются позиции, что детей бить нельзя. Однако, на деле происходит иначе и периодически ребёнок все же получает ремнём по попе в целях воспитания. Конечно, любая мама может сильно устать, иметь плохое настроение, либо самочувствие. Но это не повод срываться на любимом малыше. В следующий раз, когда вы ощущаете приближение приступа гнева, попробуйте закрыть глаза и посчитать до 10, уйти в другую комнату, направьте своё зло, например, на подушку. В общем старайтесь сделать что угодно, только не ударить ребёнка.

Воспитание ремнем может отразиться на формировании личности малыша. Что будет если бить ребенка, или почему нельзя бить детей?

  1. Если в воспитании малыша часто применяется физическая сила, то он может вырасти человеком без собственного мнения. Эти дети чаще других могут поддаваться плохому влиянию, попадают в плохие компании, ведут разгульный образ жизни, употребляют запрещённые препараты
  2. Чаще всего дети, которых бьют не осознают истинной причины наказания, но понимают, что в чем-то провинились. Таким образом, у малыша складывается мнение, что нужно делать так, чтобы родные об этом не узнали
  3. Такой способ наказания подавляет у крохи «собственное я». Дети слушают других людей, не имея своего мнения
  4. Со временем ребёнок может привыкнуть к физической боли, но психологическая травма останется на всю жизнь 
  5. Люди, которые подвергались в детстве физическим наказаниям строят свою собственную семью на таких же принципах. Так, если в воспитании девочки применялась сила, то, вероятно, что она будет искать мужчину сильного, властного, который может также применить силу. Если же мальчика воспитывали ремнём, то и со своей женой и детьми он будет поступать таким же образом
  6. Если бить малыша в раннем возрасте, то он может начать испытывать страх ко всем, кто больше и старше его. Ребёнок растёт стеснительным, замкнутым, с заниженной самооценкой
  7. Появляется вероятность того, что взрослый ребёнок будет относится также к своим родителям
  8. По статистике около 90% убийц подвергались домашнему насилию. А некоторые даже убивали собственных родителей

Очевидно, что дети, которых били в воспитательных целях, вырастают либо тиранами, либо неуверенными в себе. Такие наказания могут привести к большим проблемам, травмируя психику.

Психологическое развитие

Даже внешне спокойному и уверенному в себе ребенку бывает сложно адаптироваться к непривычной школьной обстановке. Чему важно научить детей, чтобы помочь им с переходом к новому жизненному этапу?

Читайте также:  Воспитание ребёнка с рождения до года по месяцам

1. Учите ребенка управлять эмоциями и мыслить позитивно.

Умение контролировать такие эмоции как гнев, злоба или обида уберегут ребенка от необдуманных поступков или слов. Поясните ребенку, что проблем бывает много. Но если мыслить позитивно, то будет проще взглянуть на ситуацию с другой стороны и найти правильный выход.

Подойдите к вопросу осознанно: моделируйте разные жизненные ситуации и помогайте ребенку вместе разобраться, как стоит поступать в том или ином случае.

2. Тренируйте внимание и умение концентрироваться.

Учите ребенка всегда доводить начатое до конца. Давайте ему задания, которые реально выполнить в течение получаса. Выбирайте не только любимые дела, но и те, где ребенок может сопротивляться. Если удалось сосредоточиться на поставленной задаче хотя бы на 20 минут и довести дело до результата, вы справились.

3. Воспитывайте ответственность и развивайте силу воли.

Учите мечтать, ставить цели и добиваться их, несмотря на трудности. Сначала помогайте внешними стимулами, но поясните, что самая сильная мотивация – его собственная.

Поручайте ребенку взрослые задания. Пусть у него будет свой перечень закрепленных дел по дому: полить цветы или вытереть пыль, выгулять или покормить домашнего питомца.

Пять правил для родителей

  • Наблюдайте за ребенком

Наблюдение поможет понять интересы и способности ребенка. Особенно если мы говорим о дошкольнике. Важно смотреть на сиюминутный и долгосрочный результаты. Есть дети, которые не испытывают много удовольствия после каждого занятия, но довольны тем, что начинает получаться спустя полгода. А есть дети, которым нужно вовлекаться в занятие каждый раз — таким, возможно, подойдет преподаватель с определенным подходом к ученикам.

  • Разговаривайте с ребенком

Можно делиться наблюдениями и, конечно, задавать вопросы о занятиях. Будьте бережны к ребенку и не давите: если он пока не хочет о чем-то говорить, дайте ему время. И не опекайте чрезмерно. Есть дети, которые могут справиться с проблемой без особой поддержки.

  • Пробуйте разное

Дайте ребенку возможность найти то самое, что подходит именно ему. Для этого нужно пробовать снова и снова, отказываться, если не нравится, и искать баланс, сколько занятий нужно, чтобы что-то понять. Конечно, важно слушать ребенка — даже если вы знаете, что математика — это не его, но он хочет ею заниматься, сводите на пробное занятие, а дальше выслушайте его мнение.

  • Умейте остановиться
Пять правил для родителей

Не бойтесь заканчивать, если занятия перестали быть комфортны и интересны. Если это точно не для ребенка, то пользы ему от этого не будет. Самое сложное — останавливаться спустя год или два. Здесь важно серьезно поговорить с ребенком и узнать, почему он отказывается от занятий. Может быть, у него появились проблемы с преподавателем или сверстниками. Тогда можно сменить организацию или формат занятий.

Если вы считаете, что кружок не подходит ребенку, а он просто не понимает это в моменте, то лучше отпустить и вернуться к этому позже. Если начать давить и заставлять ходить на занятия, то он может полностью потерять интерес к предмету и станет вам меньше доверять.

  • Выберите наставника

Учитель — наверное, самое важное, что есть на занятиях. Особенно для детей младшего школьного возраста, которым нужен именно тот, кто вдохновит их идей вечного любопытства и постоянного получения знаний. Выбирая наставника, ориентируйтесь на отзывы других учеников, но, в первую очередь, на ощущения ребенка. Ему виднее, подходит учитель под его требования или нет.

Слушайте ребенка, не жертвуйте интересом ради результата и знайте меру. Тогда дополнительные занятия принесут пользу, а не вред.

Обложка поста:

«Вы не имеете права делать замечание чужому ребёнку»

Страна советов, несмотря на долгие годы работы над собой, всё еще глубоко живёт в наших головах. У нас повсеместно считается нормальным и естественным безо всякого стеснения ломать чужие границы и с грязными сапогами вваливаться в зону личного пространства других людей.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Это и лёгкий, мгновенный переход на «ты» в личном общении с незнакомыми (особенно, с зависимыми людьми — в школах, организациях, больницах), и толчки в транспорте, и грубость в речи.

А ещё привычка без стеснения давать советы чужим детям и их родителям. Не трогай, не ори, не толкайся, не болтай ногами, говори тише, не бегай, не плачь, сиди смирно! А главное — «мамаша! следите за своим ребёнком».

Или «постыдились бы своего ребёнка».

И ни одного уважительного вводного слова в духе «пожалуйста, малыш, отойди! Сюда нельзя, позови-ка лучше маму». Или «ты почему один, ты потерялся?», «детка, не надо это трогать, где твоя мама, тебе помочь?», «ты устал? Хочешь сесть? Ты, наверное, голодный после школы?».

Никто никогда не говорит ребёнку, подростку, молодому человеку «спасибо», когда они уступают место в транспорте. Это такое само собой разумеющееся: молодой — постоит

Читайте также:  «Девочки боялись, что вырастет грудь, начнутся месячные»

Все эти бабки убеждены, что ребёнок не может устать, болеть, хотеть спать, и что его проявление заботы, внимания и воспитания в виде желания уступить место заслуживают хотя бы короткой благодарности. Это же ребёнок, постоит, не рассыпется!

Мама в подобной ситуации, как правило, молчит, краснеет или по старой советской привычке тут же принимает позицию наезжающего взрослого. Подключается, начинает ругать, обвинять, испытывает неловкость, хотя, казалось бы, чего ради.

  • Можно спокойно отреагировать подобным же образом: «спасибо, я сама разберусь», «нет, мне не стыдно перед своим ребёнком, за него мне тоже не стыдно», «спасибо, но советов не просила».
  • Ребёнок в этот момент почувствует, что вы, во-первых, на его стороне.
  • Во-вторых, вам никто не мешает разобраться с ним позже, без агрессивных посторонних взрослых, которым, вероятно, не с кем поговорить и не у кого попить крови.
«Вы не имеете права делать замечание чужому ребёнку»

В-третьих, тётки эти из вашей жизни исчезнут через минуту, а отношения с ребёнком останутся. Их и так-то трудно сберечь. Так что незачем всё усложнять.

Отдельная тема — это, конечно, разборки на детских площадках. Тонны сетевого траффика и человеческих нервов положены на этом рубилище. Можно найти сотни текстов на тему «как правильно делать замечания чужому ребёнку» и даже целые сформулированные психологами принципы. Но реально очень помогает только одно: вы не имеете права делать замечание чужому ребёнку.

И если всё-таки чувствуете в себе непреодолимое желание кого-то наставить, промолчать не можете, — найдите родителя и поговорите с ним на равных, а не как Великан с Муравьём, и чужого ребёнка оставьте в покое.

Важно помнить, что мама с папой родили себе этого ребёнка в свою семью, а не чужим дядям и тетям. Только они и ответственны за его воспитание в силу своих принципов и взглядов на жизнь. Поэтому, как советует психолог Лабковский, не говорите, когда вас не спрашивают и смотрите строго в свою тарелку.

Хотите помочь — помогите, а советы оставьте для себя любимых.

А мамам в таких ситуациях следует по возможности оставаться на стороне своего ребёнка. Не вовлекать его в эти разборки (ни взглядом, ни словом, исходя из принципа «мы — взрослые, сами разберёмся»).

Объяснить ребёнку, что нет ситуации, когда бы взрослому потребовалась его помощь. Это, кстати, касается и правил безопасности. Сиди, жди, пока взрослые выяснят отношения, тебя это не касается. Взрослый должен дать ребёнку спокойствие: не волнуйся, я тебя защищу, пока я с тобой — ты в безопасности.

Все высказывания в духе «так вести себя нельзя», «видишь, что ты наделал», «мне за тебя было стыдно», «что ты себе позволяешь», «посмотри, как на тебя смотрят», «даже тётя делает тебе замечание» оставить для разговора дома наедине.

Никогда не позволяйте другим людям унижать достоинство своего ребёнка.

Это очень тяжело. Особенно в ситуации, когда ребёнок ведет себя отвратительно, всё валится из рук, и ситуация уже вышла из-под контроля. Он, возможно, объективно не прав, и родитель тоже не робот и не бог, и у него луна в козероге сегодня. Но, если начать себя тренировать, то со временем это будет даваться всё легче.

В качестве вывода

Наказание – метод неоднозначный, поэтому мнений и суждений о возможности и желательности его применения существует множество. Следует подвести краткие итоги вышесказанного и озвучить самые важные и полезные мысли.

  1. Идеального ребёнка не существует. Малыш – это личность, у которой есть желания, не всегда совпадающие с требованиями родителей. Результатом этого противоречия и является наказание.
  2. Детей младше 2 — 3 лет не имеет смысла наказывать, поскольку они ещё не понимают взаимосвязь между своим поступком и родительским воздействием.
  3. Важно учитывать возможные причины непослушания, иногда знание мотивов приводит к отказу от применения наказания.
  4. Нельзя наказывать детей за стремление познать окружающий мир, за желание помочь или неосторожные поступки. А вот злонамеренные действия должны быть наказаны.
  5. Все вопросы, касающиеся мер дисциплинарного воздействия, нужно согласовать со всеми членами семьи.
  6. Лучше использовать конструктивные методы воздействия на ребёнка, которые должны помочь исправить детское поведение.
  7. Следует отказаться от физических наказаний (по возможности), угроз, оскорбительных действий. Осуждать нужно проступок, а не личность ребёнка.

Вопрос, как наказать ребенка за непослушание или серьёзный проступок, должен решать самостоятельно каждый родитель. Самое важное в такой ситуации – выбрать максимально конструктивный метод, который поможет изменить детское поведение.

Однако перегибать с дисциплинарными мерами не следует Лучше всего объяснять ребёнку без криков и наказаний, почему его поведение неправильно и как нужно вести себя в той или иной ситуации. Родительский совет, произнесённый с уважением, обязательно будет услышан детьми.

Порядок объявления дисциплинарного взыскания в виде замечания, структура и образец приказа

Скачать форму приказа

Для объявления сотруднику замечания работодателю необходимо действовать в соответствии с положениями трудового законодательства, а именно ст. 193 ТК. Согласно указанной правовой норме, порядок привлечения к ответственности следующий:

  1. Работник пишет объяснительную по факту выявленного нарушения. Для ее написания гражданину дается 2 рабочих дня. Если он этого не сделал, работодателю надлежит оформить соответствующий акт.
  2. Работодатель издает приказ о дисциплинарном взыскании в виде замечания (образец такового можете увидеть на нашем сайте).

Что следует знать о форме и структуре приказа:

  1. Он издается на фирменном бланке предприятия, на котором указывается номер документа и дата составления.
  2. Основной текст документа может быть следующего содержания: «В связи с совершением (указываются ФИО работника, совершившего проступок и его должность) дисциплинарного проступка, а именно (указать, что именно совершил сотрудник), приказываю объявить (ФИО и должность работника) замечание. Поводом для привлечения являются (указываются основания, повлекшие наложение взыскания, в частности это могут быть акты проверок, служебные записки от непосредственного руководителя, результаты аудиторской проверки и т. п.).
  3. В итоге ставится подпись руководителя организации и ее расшифровка.

Отметим, что важно соблюсти требование, касающееся обязательного ознакомления работника с приказом не позднее чем через 3 дня с момента издания такового. При отказе от ознакомления работодателю надлежит составить соответствующий акт