Воспитатель высшей категории Лупашева Ирина Александровна

Воспитание детей 10-12 лет должно проходить с учётом психологических особенностей периода, а также с появлением у ребенка чувства самостоятельности. В этот период начинается половое созревание, что серьёзно влияет на поведение подростка.

Нужно ли учить ребенка читать до школы?

Чтение – это сложный процесс, в котором участвуют зрение, слух, речь и психика человека. В 5-6 лет дети наиболее активны, любознательны и восприимчивы к влиянию окружающего мира. Поэтому умение читать – ценнейший инструмент для развития мышления и формирования личности. Чтение активизирует внимание, тренирует память, воображение и артикуляцию, помогает справиться с гиперактивностью. Дети, которые начали читать ещё до школы, способны осваивать больше информации, чем их сверстники, обучившиеся чтению позже. Тем, кто плохо читает в начальных классах, сложнее усваивать материал на уроках и делать домашние задания. И исследования показывают, что эта зависимость сохраняется и проявляет себя и в дальнейшем.

Большинство детей приходят в 1-й класс, уже умея читать хотя бы по слогам. Но закона, который устанавливает норму, когда и сколько ребёнок-дошкольник должен читать, в России нет. Есть ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), который обязывает школы и сады учитывать индивидуальные особенности детей. То есть, читать их всё равно научат, и отсутствие этого навыка не мешает поступать в 1-й класс. Однако оценивание уровня подготовки – это обычная практика при собеседовании в школу. Существуют даже негласные списки, что должен знать и уметь дошкольник еще до своего первого звонка.

Кроме владения базовыми навыками, дети должны быть готовы к обучению и психологически. Ребёнок, который не привык учиться, а теперь должен, испытает стресс; тем более в окружении чужих людей и незнакомых стен. Привычная же домашняя среда и близкие люди в роли учителей способствуют раскрепощению и более быстрому прогрессу.

Некоторые родители считают, что читающим детям в 1-м классе будет скучно, и сознательно не привлекают ребёнка к чтению. Но точно так же можно утверждать, что если дети совсем ничего не знают, то будут охотно заниматься и проявлять любопытство во всём. Если уж в классе скучно, то скучать будут все.

Психология ребенка в лет

Эта готовность выражается не только в усидчивости на занятиях. Ребенок в 5 лет умеет себя обслуживать по полной программе.

Он знает, как одеваться по погоде, имеет представление о правилах поведения в общественных местах, разувается в гостях, складывает свою одежду в шкаф, убирает игрушки, помогает маме по дому.

Пятилетние дети могут развлечь себя сами. Они кропотливо сидят над конструкторами и моделированием, возводят домики для кукол, играют в подробнейшие ролевые игры, рисуют, раскрашивают.

Этот возраст считается славной порой для родителей. Обычно к пяти годам сорванцы вылезают из кризиса трех лет и становятся приятными во всех отношениях.

С ними легко построить диалог. Они внимательно слушают, терпеливо сидят, понимают, что взрослые имеют в виду, и соглашаются на компромиссы.

Кстати, вы наверняка думали, что ваш карапуз стал проявлять свой характер уже в год или два. Но вы ошиблись.

Именно с пяти лет начинается активное формирование личности ребенка. То, что вы заложите в него сейчас, на 80-90% останется с ним по жизни.

И именно сегодня у вас есть шанс скорректировать его поведение, сформировать полезные привычки, направить на нужную дорожку.

Родителям следует читать больше поучительных сказок, объяснять истории, услышанные ранее.

На примере сказочных персонажей чадо научится отличать хорошее от плохого, осознает важность таких качеств, как забота о близких, храбрость, доброта, ответственность, отзывчивость, честность. Узнает, как плохо воровать, лгать, оскорблять, обижать.

Есть и еще одно свойство пятилеток, которое нельзя обойти вниманием. Дошколята во всем копируют обожаемых взрослых. Поэтому нет никаких шансов вырастить спокойное чадо, если его родители постоянно ругаются.

Не получится привить ему любовь к литературе и отбить – к компьютеру, если папа с утра до ночи рубится в онлайн-игры, а мама листает гламурные журналы. Собственный пример – лучший способ вырастить хорошего человека.

Развитие ребенка

Существуют и определенные нормативные требования к физическому, психическому и умственному развитию 5-летнего ребенка.

Физическое

Физическое развитие, кроме антропометрических параметров, включает также следующие показатели:

  • физиометрические — объем легких, сила кисти, частота биений сердца и дыхания, артериального давления;
  • соматоскопические — развитие скелета, форма позвоночника, грудной клетки, ног и стопы, осанки, мускулатуры, подкожно-жировой прослойки и др.
Читайте также:  Воспитание детей: почему его не следует поручать бабушкам

В 5 лет ребенок должен уметь прыгать в разных направлениях, на одной ноге, бегать, перепрыгивать через препятствие, лазать по вертикальной лестнице. Он уже достаточно вынослив — может проходить 200–300 м быстрым шагом. Обладает хорошей координацией движений. Может подбрасывать мяч и ловить его, бить по нему ногой, ходить по тонкой доске. Любит кататься на качелях, каруселях, кувыркаться — что свидетельствует о нормальном развитии вестибулярного аппарата.

Хорошо, если в этом возрасте малыш уже ездит на двухколесном велосипеде, танцует, катается на роликах. Родителям желательно отдать 5-летнего сына или дочку в спортивную секцию — на художественную гимнастику, танцы, плавание и др. Также необходимо заниматься с пятилеткой ежедневными физическими упражнениями самостоятельно. И поощрять занятия, приобретая домашние качели, шведскую стенку, канат, различные тренажеры и т. д.

Важно! Недостаточное внимание физическому развитию малыша нередко влечет за собой проблемы с психикой ребенка. Хилый, часто болеющий, неловкий человек, как правило, становится застенчивым, стеснительным, безынициативным.

Особое внимание следует уделять мелкой моторике. Врачи проводят прямые параллели между ее развитием и развитием речи.

В дошкольном возрасте малыш должен уметь:

  • писать карандашом и ручкой;
  • рисовать карандашами, красками, фломастерами;
  • раскрашивать предметы, не выходя за контур;
  • вырезать предметы ножницами;
  • лепить мелкие пластилиновые детали.

Психическое

Что касается психического развития, то у старшего дошкольника должным образом должны быть натренированы и развиты внимание, мышление и память. Соответствует ли развитие психики вашего пятилетки своему возрасту, можно узнать, сравнив его умения с нижеперечисленными.

Внимание. Ребенок считается хорошо развитым, если он умеет:

  • находить 5–6 отличий между картинками либо предметами;
  • повторять простые движения;
  • удерживать во внимании 5–7 предметов;
  • срисовывать несложные узоры;
  • определять, какой предмет исчез;
  • выдерживать сидение на одном месте в ходе занятия длительностью 15 минут.

Родители могут заметить, что их малыш в возрасте одного, трех и семи лет может менять свое поведение. Это связано с тем, что ребенок переживает кризисные моменты в своем развитии.

Мышление. Пятилетка уже может:

  • понимать простые причинно-следственные связи;
  • рассказывать о предназначении предметов в доме;
  • выделять из перечня предметов лишний и обосновывать свой выбор;
  • складывать небольшие пазлы;
  • строить по инструкции фигуры из конструктора;
  • объяснять отличия между предметами и явлениями.

Память

  • по памяти воспроизводить изображение 7–8 картинок;
  • запоминать короткие стишки и считалки;
  • в точности пересказывать короткие предложения;
  • пересказывать смысл небольших рассказов.

Важно! Не беда, если какой-либо навык у ребенка еще недостаточно развит. Задание родителей — вовремя обратить внимание на проблему и уделить ее решению больше внимания.

Умственное

Старшему дошкольнику необходимо достичь и определенных умений в плане умственного развития.

Математика. Ребенка следует научить разбираться в основных математических и геометрических понятиях. К этому возрасту он уже должен уметь:

  • считать от 1 до 10 и в обратном порядке;
  • определять строение простых чисел;
  • называть основные геометрические фигуры;
  • называть числа-соседи;
  • использовать при рассказе числительные.

Методика Марии Монтессори направлена на раннее развитие ребенка: обучение его самостоятельности и саморазвитию. В развивающих играх с малышом используются специально разработанные приспособления, например бизиборд, или развивающая доска.

Развитие речи. В этот период малыш уже хорошо и связно разговаривает, может наравне общаться со взрослым, объяснять свои потребности, желания. При общении он может:

  • называть свои фамилию, имя, отчество, возраст, имена, фамилии и место работы родителей, домашний адрес, название города и страны, где он живет;
  • задать вопрос;
  • рассказать стишок;
  • составить рассказ по картинке;
  • различать гласные и согласные.

Представление об окружающем мире. У пятилетки должны быть сформированы следующие познания об окружающей его среде:

  • знание основных цветов;
  • названия дней недели, месяцев, пор года и их очередность;
  • ориентирование в категориях «вчера-сегодня-завтра»;
  • понятие об отличиях между домашними и дикими животными;
  • названия многих деревьев и растений;
  • названия многих профессий.

Знаете ли вы? Медиками подмечено, что мальчики в большинстве начинают говорить позднее девочек, и у них в 3 раза чаще наблюдаются дефекты речи.

Бытовые навыки

Годовалый малыш с каждым днем становится самостоятельнее. Пусть он еще часто роняет ложку или проносит ее мимо рта, главное — он старается делать это сам. Ребенок уже умеет пить из чашки, держа ее двумя руками, откусывать и пережевывать твердую пищу (печенье, хлеб, фрукты), а кроме того, способен:

  • помыть руки, лицо под краном и вытереться полотенцем;
  • пользоваться горшком самостоятельно или проситься в туалет;
  • подставлять ноги и руки в процессе одевания;
  • надеть шапку или стянуть штаны;
  • собирать в ящик, по просьбе взрослых, игрушки

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором бытовых навыков. Для их усвоения важен личный пример взрослых, ведь маленькие дети с удовольствием копируют действия родителей. Обучая малышей, важно дать им больше самостоятельности, проявлять терпение и выдержку. Если любимое чадо в этом возрасте не может правильно держать ложку, не умеет мыть руки или вытираться, в первую очередь ищите причину в своем поведении. Ведь не секрет, что многие взрослые всегда торопятся и предпочитают все сделать сами, не давая ребенку шанса научиться.

Читайте также:  Как начать заниматься йогой самостоятельно

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

  1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
  2. Действовать по образцу.
  3. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
  4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
  5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
  6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
  7. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
  8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
  9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
  10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
  11. Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).
  12. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
  13. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
  14. Ориентироваться во времени.
  15. При необходимости обращаться за медицинской помощью.
  16. Уметь позвать на помощь, знать элементарные правила безопасности жизни.

Развитие речи

Ребенок в три года уже должен уметь хорошо разговаривать, причем в его словарном запасе обычно содержится до 1,5 тыс. слов, 500-600 из которых он использует активно. У детей в три года может наблюдаться недоразвитие речи, когда малыш заменяет одни звуки на другие (чаще не выговариваются шипящие звуки и звук [р]). Итак, ребенок в три года должен уметь:

  • правильно называть собственное ФИО, имена родителей, родных, близких;
  • правильно использует предлоги, составляет предложения из 5-6 слов;
  • хорошо запоминает четверостишья, может рассказать стих по памяти, пересказывает небольшие отрывки прозы;
  • знакомые предметы знает по названиям, узнает и называет их;
  • ребенок должен уметь сочинять описание по картинке длиной в 5 связных предложений;
  • может употреблять слова в единственном и множественном числах;
  • различает антонимы, знает их значение;
  • вступает в беседу, отвечает на заданные ему вопросы;
  • интересуется различными явлениями (дождь, туман, снег) и действиями животных, людей, задавая вопросы «что?», «почему?», «зачем?» и т.д.;
  • называет знакомые цвета;
  • понимает понятия разные-одинаковые;
  • сортирует объекту по характеристикам, называя их.

Включите вашему ребенку поучительную сказку Снежная королева Г.Х. Андерсона, она прекрасно подойдет для детей в возрасте от 3-х лет, перейти к аудиосказке.

В разделе, посвященному рисованию для детей, вы найдете множество уроков для детей от 3 лет — -dlya-detej/.

Детский журнал JLiza содержит большое количество информации для детей 3 лет. Читайте тут — -jliza/.

Разговаривать ребенок учится на примере своих родных – чем больше и отчетливей взрослые будут общаться с малышом, тем отчетливей и обдуманней будет его речь. Поэтому, чтобы малыш научился хорошо разговаривать, необходимо читать ему книги, разучивать с ним небольшие стишки или песенки, рассматривать картинки животных, явления природы или другие предметы, описывая их. Например, после очередного похода на прогулку или поездки в развлекательный центр обязательно поинтересуйтесь у малыша, что ему больше понравилось, почему он так решил. Пусть кроха делится своими эмоциями и впечатлениями – это благотворно скажется на речевом развитии.

Развитие ребёнка в 10-лет, что должен знать и уметь

В период раннего подросткового возраста, который длится с 9,5 до 12-12,5 лет, дети переходят от зависимого положения к самостоятельной личности, которая может полноценно позаботится о себе. В этом возрасте, вне зависимости от пола, дети должны уметь:

  • убирать в квартире;
  • пользоваться стиральной машиной и стирать вручную небольшие вещи;
  • готовить простые блюда с использованием плиты или без неё;
  • самостоятельно мыться и соблюдать все необходимые правила гигиены;
  • мыть посуду;
  • планировать своё личное время и распределять дела в зависимости от их важности;
  • отстаивать своё мнение и принимать конструктивную, обоснованную критику;
  • постоять за себя;
  • выходить из неловких ситуаций;
  • точно выполнять поручения, которые дают родители;
  • обращаться за помощью в экстренные службы и чётко объяснять происходящее;
  • распределять и копить карманные деньги;
  • ухаживать за домашними животными;
  • отвечать за свои поступки;
  • смотреть за младшими;
  • анализировать действия и их последствия.
Читайте также:  Как научить ребенка пользоваться пальчиковыми красками для рисования

С 11 лет подросток должен уметь ориентироваться в магазине в составах продуктов и выбирать их не по привлекательности упаковки.

С 12 лет дети становятся достаточно независимыми и могут оставаться одни дома на целый день. При этом они уже в состоянии подогреть или приготовить себе еду, распределить время на дела и отдых.

В младшем подростковом возрасте ребёнок должен полноценно осваивать школьные предметы. Также он уже знает и чётко понимает, что является личностью, у которой есть права и обязанности, а также ответственность за свои поступки.

Что нужно знать при организации обучения

Обучение пятилеток должно проходить с учётом всех видов деятельности, значимых для них. В комплект занятий включают:

  • уроки по основам родного языка, так как он является фундаментальным для обучения правильной речи и чтению;
  • обучение азам математики — основам геометрии, арифметике;
  • задания для улучшения внимания, памяти и логики;
  • формирование базы знаний по биологии, хотя бы в плане пояснения разницы между букашками, птицами и другими животными;
  • уроки по формированию хорошего отношения к природе, экологии, чтобы ребёнок понимал: мусорить нельзя;
  • обучение привычным бытовым действиям вроде того, как пользоваться чайником, пылесосом и другой техникой;
  • объяснение природных и астрономических явлений вроде смены времен года, суток, а также погодных факторов, таких как дождь, снег, туман и т. п.

Пятилетние ребята обожают заниматься рисованием или конструированием. Это нужно учитывать при организации обучения.

Если занятие крохе интересно и его подача ему подходит, ребёнок сможет заниматься, не уставая, около двух часов с переменной концентрацией внимания. Но важно, чтобы на протяжении этого времени занятия менялись. Например, полчаса порисовали, дальше рассмотрели картинки с животными, собрали пазл и так до тех пор, пока не выйдет время.

Что нужно знать при организации обучения

Дети уже переходят от игровой формы работы к обучению, но играть они тоже любят, поэтому во время занятий будьте готовы делать небольшие перерывы. В их ходе, например, можно показать крохе познавательное и интересное для него видео.

Учтите несколько нюансов работы:

  • пятилетние малыши ещё имеют непроизвольное внимание, их может отвлечь любая мелочь;
  • ребёнку трудно контролировать свои эмоции, поэтому из-за неудачи вполне возможны слёзы;
  • концентрация кратковременная.

Это усложняет процесс обучения, но под чутким руководством родителя малыш сможет усвоить максимум из предложенной информации.

Эмоциональная подготовка к школе

Безусловно, хорошо, если ваш пятилетка будет уметь читать и считать перед школой. Но это ничего не даст без определенного психологического настроя.

Дети, которые проходят курс подготовки к школе в программе Теремок-Юнион, учатся дисциплине, восприятию учителя как авторитетного взрослого, усидчивости.

Занятия без мам и пап делают малышей более самостоятельными. они начинают проявлять больше уверенности в себе, легче переносят неудачи.

Огромную пользу приносит работа в коллективе. Ребенок привыкает действовать в команде, не перетягивать одеяло на себя, но и не прятаться за чужую спину.  Постепенно он понимает, как важно достигать взаимопонимания со сверстниками, приобретает друзей и напарников.

Готовить или не готовить ребенка к школе с 4 лет — решение всегда остается за родителями. Но тот факт, что ученики, прошедшие подготовительные курсы Теремка без труда попадают в самые престижные гимназии и колледжи Харькова, говорит сам за себя.

Помогите ребенку морально и интеллектуально подготовиться к школьным нагрузкам, и убедитесь, что это избавит его в будущем от целого ряда проблем.

Мы открываем детям двери в будущее.

Важность чувств

Обозначим такое правило: чрезмерная опека губительна, как и невнимание. Поэтому мамам нужно постараться не «сюсюкать» с мальчиком, но папам необходимо не стесняться выражать свои нежные чувства. Ребенок, растущий в атмосфере любви и уважения, сам научится любить и уважать. Следует учить сына с детских лет помогать старикам, особым образом относиться к девочкам и младшим детям как к более слабым и нуждающимся в поддержке.

Просить у малыша прощения, если родители поняли, что были неправы, – значит не утратить свой авторитет, а, напротив, укрепить его. Ведь ребенок осознает, что каждый может допустить ошибку, признать которую может только сильная личность.