Возрастная психология. Этапы развития ребенка

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Немного теории

Как формируется ребенок? Есть ли психические механизмы у этих метаморфоз? Сначала ребенок преумножает количество умений, когда они пройдут «критическую массу», происходит качественный скачок, и образуются новые свойства (умения), которых не было раньше. Вместе с новшеством появляется и разногласие (ребенок «обновился», а среда – нет). Только решив появившееся противоречие, малыш шагает на следующий этап. И снова накапливаются навыки, снова рывок и расхождение со старым. Главные условие для естественного развития – это рождение конфликта на основе нового образования.

Этапы разделяют на два вида:

  1. длинные и спокойные периоды, когда происходит накапливание количественных навыков и появление нового в психике ребенка;
  2. короткие и бурные периоды, когда не стыкуется старое и новое. Называют такую фазу – кризис.

В понимании большинства людей, кризисные проявления либо сами по себе, либо вовсе «выпадают». Хотя, психологи доказывают, что именно дисгармония кризисной стадии (хочу нового, но могу только старое) является силой, которая «двигает» развитие малыша.

Смена двух периодов – это закономерность развития всех детей, на котором зиждется возрастная психология. Этапы развития ребенка – и спокойные и бурные – нельзя разделять и воспринимать отдельно друг от друга, это части единого процесса. С психологической точки зрения, прохождение этапов обусловлено не очередным днем рожденья (исполнилось 3 года, хоп – новая ступень), а рождением нового, возникновением противоречий. Если этого не происходит, психологи говорят о психическом замедлении.

Проблемы психологического развития ребенка

Развитие ребенка неразрывно связано с условиями, в которых он растет. Немаловажную роль в процессе воспитания играет ближайшее окружение и особенности воспитания малыша. Учеными доказано, что психологический климат семьи очень влияет на формирование характера ребенка. Эксперты утверждают, что нервные, неспокойные дети, склонные к хулиганству и дракам, растут в семьях, где часто происходят конфликты между родителями. И, напротив, спокойные и умиротворенные дети воспитываются в семьях, где родители относятся друг к другу с любовью и уважением. Очень часто дети проецируют отношения своих родителей на окружающих сверстников. Если, например, мальчик видит, как его отец поднимает руку на мать и ругает ее, то в его сознании откладывается установка, что подобное отношение – это норма. Такой ребенок обязательно попробует воспроизвести увиденные дома сцены в среде своих сверстников. Обычно мальчики из неблагополучных семей обижают и задирают девочек, даже пытаются их ударить. Задача педагогов и психологов — это выявление таких проблемных детей и работа с ними. Важно учитывать факт, что эти дети воспитываются в условиях психологического дискомфорта, а возможно и домашнего насилия, поэтому придется приложить максимум усилий во время работы и проявить немалое терпение.

Детская психология психология ребенка и его развитие

Детская психология: психология ребенка и его развитие

План Закономерности и механизмы развития. «Хронологический возраст» , «Психологический возраст» . Кризис возрастного развития. Психологическая характеристика раннего возраста. Психологическая характеристика дошкольного возраста. Психологическая характеристика ребенка младшего школьного возраста. Психологическая характеристика периода подросткового возраста.

Понятия ◦ Развитие представляет собой качественные изменения – появление новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур. Развитие представляет собой единство борющихся противоположностей, которые являются движущей силой процесса развития.

Именно разрешение внутренних противоречий приводит к новому этапу развития. Развитие определяется стабильными и критическими периодами.

В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований (качественное изменение).

Понятия Периодизация – общие закономерности развитии человека и специфику отдельных возрастных этапов. Цель периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды Хронологический — определяется продолжительностью жизни человека.

Детская психология психология ребенка и его развитие

Психологический возраст – определенный уровень развития психики, в который включается: а) умственный возраст; б) социальная зрелость — SQ — социальный интеллект (человек должен быть адаптирован к среде, которая его окружает); в) эмоциональная зрелость: произвольность эмоций, уравновешенность, личностную зрелость.

Закономерности процесса развития Тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования; Необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно); Обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие); Неравномерность развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений);

Закономерности процесса развития Зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционируют хуже, чем старые, — например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья); Переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а охраняются в качестве одного из иерархических уровней новой системы); Тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без консервативной тенденции).

Понятия Социальная ситуация развития — специфическая для каждого возраста система отношений ребёнка с окружающим миром.

Ведущая деятельность — такая деятельность, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.

Психологические новообразования — качественно новые психологические образования в различных сферах личности.

От полугода до девяти месяцев

Ребенку исполнилось шесть месяцев, а значит, наступил третий триместр. Дети в этот возрастной период начинают активно двигаться – ползают, садятся, пробуют вставать. Некоторые крохи даже делают первые шаги. Психологи советуют особое внимание обратить на физическое развитие, а также вводить первые запреты и ограничения.

  1. Прежде всего, обезопасьте квартиру для свободного перемещения ребенка. Все, что опасно, убирайте или закрывайте: провода, хрупкие и бьющиеся предметы, розетки.
  2. Не прекращайте регулярные двигательные упражнения, занимайтесь массажем. Дополняйте комплекс новыми движениями, постепенно усложняя детскую зарядку.
  3. Специалисты не советуют использовать популярное ныне приспособление – ходунки, которые не совсем безопасны для неокрепшего младенческого позвоночника.
  4. Чтобы облегчить себе стирку, постарайтесь приучить ребенка кушать с слюнявчиком (нагрудником). Обязательно объясняйте это решение, попутно приучая мыть ручки перед едой. Тем самым вы формируете полезную привычку.
  5. Активное речевое развитие предполагает чтение стихов, сказок, рассматриванием ярких реалистичных картинок. Общайтесь с грудничком ласково и доброжелательно, однако не забывайте знакомить егозу со словами «нельзя» и «нет».

Игры для детей от полугода до девяти месяцев

С игрушками подросшее чадо необходимо знакомить, показывать, для чего они нужны: мяч катится, волчок крутится. Не покупайте игрушки «на вырост», иначе кроха просто не поймет, что с ними делать. Ребенку обязательно понравятся:

  • музыкальный центр, способствующий развитию фонематического слуха. Такой подарок понравится младенцу, поскольку он сможет услышать голоса животных, звуки инструментов, нажимая на кнопочки;
  • детские музыкальные инструменты, которые предназначены для совершенствования слухового восприятия, воспитания любви к искусству. Это могут быть дудочки, барабаны, ксилофоны;
  • самые первые книги – тканевые, пластиковые, резиновые. Они помогут в развитии мелкой моторики, речевых навыков, интереса к чтению и получению знаний;
  • игрушки для ванной, которые привьют любовь к купанию и заплывам, поспособствуют в развитии двигательных умений и познавательных способностей.
Читайте также:  В каком возрасте можно делать БЦЖ недоношенным детям

Музыкальный центр

Книжка

Игрушки для ванной

Музыкальный инструмент

Как не сорваться?

Обычно мама неправильно, незрело реагирует на детские капризы в состоянии усталости, недосыпа. Когда мало выпила жидкости и при этом мама кормящая. Когда давно ела. Когда давно не общалась с другими взрослыми. (Бывает так, что к концу второго года мама со взрослыми перестает общаться почти полностью, переходит на этот уровень: «мое-твое, уйди-включи, кака, бай-бай». И даже пришедшему с работы супругу трудно бывает вытащить ее из общения на языке мумба-юмба.)

Как этого избежать? Во-первых, стараться не подвергать себя таким перегрузкам — привлекать кого-то еще для сидения с ребенком: и ему будет больше пользы, и маме, и семейным отношениям. Во-вторых, учиться наблюдать признаки приближающегося раздражения и принимать меры.

Как только вы заметили, что вот-вот сорветесь — вы делаете брейк, отходите от ребенка и пытаетесь переключиться сами. Пусть сидит в луже, пусть делает, что угодно, если только это не опасно для жизни — вам надо выйти из ситуации. Помогает глубокое дыхание. Не хуже помогает позвонить по мобильнику подружке и сказать, что у вас происходит. Если дело происходит дома, то хорошо что-нибудь съесть. Семечки помогают на улице. Некоторые считают, не меньше, чем до ста. Катают радужный шарик. У вас должно быть три-четыре способа.

Как только вы выключаетесь (попробуйте реально выключиться), у ребенка меняется реакция. Как только он увидел, что мама, вместо того чтобы его терзать, выключилась, есть шанс, что и он прекратит свое поведение. А у вас, если удалось подышать и успокоиться, появляется шанс придумать, как переключить ребенка.

Нужно помнить, что раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает. Все думают, что могут воспитывать в любом состоянии, даже когда орут, — а на самом деле ничего подобного. Вы только пар выпускаете, а никакой пользы от этого нет. И ребенка можно воспитывать, только когда он уравновешен, и самому это можно делать, если вы пребываете в состоянии, близком к спокойствию. В раздраженном состоянии даже не думайте воспитывать. Думать нужно только о том, как успокоиться самим и как попытаться вывести ребенка из клина.

месяцев

В семь месяцев ребенок способен свободно манипулировать игрушкой – бросать, стучать, размахивать, перекладывать. Если игрушку отложить на небольшое расстояние, малыш может самостоятельно доползти до нее. Во время бодрствования он подолгу лепечет, произнося одни и те же слоги, а на вопрос «где» пытается разыскать знакомый предмет. На протяжении этого месяца жизни ребенок продолжает оттачивать те навыки и умения, которые уже были освоены им ранее. Так, например, он уже пытается самостоятельно садиться, быстро ползать в разных направлениях. Некоторые малыши даже пытаются вставать, держась за решетку кровати или диван.

Основные психологические изменения

Основными психологическими изменениями являются:

Читайте также:  Когда и как проводить лечебную физкультуру для грудничков?

До начала школы основным занятием были ролевые игры. Теперь они отходят на второй план, их место занимает учёба. Развитие этого вида деятельности будет продолжаться весь период обучения, но фундамент, от которого зависит возможность личностного развития, закладывается именно в младшей школе. Успеваемость выступает главным показателем, по которому оценивают. Он отражает статус, влияющий на самооценку, самоуважение. Успеваемость, понимание того, на что ребенок способен, как умеет справляться с поставленными задачами, благоприятно сказывается на формировании чувства собственного достоинства. Если оно не сформируется, самооценка снижается, возникает чувство ущербности по отношению к сверстникам.

Основные психологические изменения

Связано с тем, что в процессе учёбы внимание сосредоточено на желании изменить самого себя. Происходит отслеживание своих показателей и внутренних перемен. Если результат удовлетворителен, значит, погружение в учёбу было полным. Этот процесс перерастёт в самостоятельную деятельность, хоть и был изначально организован взрослым.

Контакт-отвержение

Этот контакт появляется в том случае, когда у самих родителей было эмоциональное отвержение в своей семье, или же появление ребенка стало для них особой трудностью. Например, они лишились в связи с рождением ребёнка социальной успешности, сексуальной привлекательности и другое. По этой причине они находят в себе вытесненную враждебность к ребёнку, внутренне его отвергают. Но поскольку в российской культуре не принято проявлять негативные чувства по отношению к ребёнку, внешне это никто не показывает. 

У таких родителей «сигналом» их поведения является его противоречивость: Сразу он может показывать желание к взаимодействию с психологом, но  потом может внезапно уйти от него и прекратить взаимодействие. Особенно сложно, если такое поведение показывает мать, у которой происходит внутреннее отвержение материнской роли, так как ребёнку скорее всего не доставало спокойного тёплого контакта. Такой ребёнок будет неохотно идти на задания, в которых нужны прикосновения.

Консультируя такого родителя, психолог не должен его осуждать, хотя часто это бывает трудным, потому что он видит реально несчастного ребёнка. Такую консультацию нужно проводить с тёплой материнской позиции.

Мы рассмотрели основные характеристики деструктивных контактов родителей с детьми. Но, стоит отметить, что эти характеристики не только являются трудностями для ребёнка, но и предоставляют ему особые ресурсные возможности, что нужно учитывать. Это является причиной того, что психологу нужно не только попытаться изменить контакт между родителем и ребёнком, но и учитывать позитивные моменты в их отношениях.

Как развивать ребенка

При выборе дополнительных занятий, кружков, секций учитывайте черты характера ребенка и интересы. Не выбирайте занятия за него: у подростка не будет интереса и желания заниматься нелюбимым делом. Лучше дать возможность самостоятельно выбрать кружки и секции: это поможет младшему члену семьи развить таланты, определиться с интересами и сильными сторонами. Важно воспитывать в детях чувство ответственности. У них должны появляться обязанности по дому: подросток может выносить мусор, ходить в магазин, мыть посуду и пол, убираться в своей комнате. Особенно важно приучение девочек к работе по дому, готовке, стирке, глажке. Если у вас есть домашнее животное, можно поручить подростку прогулки с четвероногим другом, уход за ним.

Подросток должен отвечать за последствия принятых решений. Не следует чрезмерно опекать его, поскольку юноша или девушка привыкнут полагаться на вас, вырастут инфантильными. Запреты должны быть обоснованными. Лучше не запрещать напрямую, а говорить, какие последствия могут быть у того или иного поведения. В этом возрасте дети способны анализировать и самостоятельно делать выводы из услышанного. Родителям, интересующимся, как воспитать самостоятельность у ребенка, рекомендуется больше говорить с чадом.