Всё про то, что должен уметь ребенок в 5 лет

Таких историй много: люди, живущие рядом со стареющими родителями, не понимают, что происходит и что с этим делать. А помощь в таких случаях очень нужна и взрослым детям, и пожилым родителям, разъясняет невролог Ольга ЮРЛОВА.

Жизненные обстоятельства

– В первую очередь, с рождением каждого ребенка в семье связана индивидуальная история. Какими были отношения мамы и папы в период, предшествующий зачатию малыша, подготовка к беременности, как протекало ожидание и сами роды. Хотим мы этого или не хотим, но с каждым ребенком связана наша собственная история. Важен и эмоциональный фон, сопутствующий зачатию и вынашиванию, а также насколько родители были готовы к этому событию. Часто бывает так, что при рождении первого ребенка родители еще не успели полностью раскрыть свои чувства друг к другу, а на втором – подготовились, и любовь смогла проявиться в большей степени. Или, наоборот, при рождении первенца молодые находились на вершине любви, а при рождении второго чувства потухли, появились ссоры и конфликты. Сюда также можно отнести то обстоятельство, насколько хорошо был обустроен быт молодоженов на момент зачатия ребенка. Немаловажна личность отца, насколько теплыми и трогательными были отношения с ним, насколько пара морально была готова стать родителями. Все это бессознательно переносится на малыша и влияет на проявление чувств к нему после рождения.

Кроме того, сила испытываемых к ребенку чувств зависит от его возраста. Когда перед нами беспомощный карапуз – чувство одно, когда подросток – немного другое. Невозможно одинаково показать любовь. Младенца нужно поцеловать, погладить, покачать на руках, а с взрослым – достаточно просто поговорить. Также проявление любви зависит от личности каждого ребенка и от того, как мы вообще, привыкли проявлять любовь. Отношение родителей к своим детям в большой степени зависит от того, как любили и принимали их самих. Очень трудно принять своего ребенка полноценно, если тебя самого отвергали в детстве. Таким образом, проявление родительской любви напрямую зависит от того, умеют ли мама и папа вообще выстраивать близкие отношения с людьми. Счастливое детство родителей может стать гарантией счастливого детства детей. Способность мамы любить ребенка напрямую зависит от того, насколько ее саму любили в детстве и насколько счастливо она живет. Таким образом, разные обстоятельства жизни бессознательно определяют объемы и способы проявления любви к детям.

Безусловная родительская любовь – это способность устанавливать контакт на уровне души, когда одна душа созвучна с другой. Способность принять свое чадо таким, какое оно есть. Но не у всех родителей есть такая способность. Многие родители проявляют лишь любовь-заботу, ошибочно считая, чем больше вкладываешь в отпрыска, тем сильнее любишь. При таком раскладе может отсутствовать личностный контакт, и нет того самого необходимого принятия, чтобы маленький человек мог почувствовать себя любимым. Общение мамы с ребенком – это еще и взаимосвязь двух личностей, характеры которых могут не совпадать по каким-либо параметрам. Также как и в отношениях со взрослыми, когда из окружающих мы выбираем наиболее приятных и близких по духу людей. Поэтому в своем ребенке родители могут отмечать неприятные черты характера. Разные дети – пробуждают разные чувства. Один вызывает уважение своей аккуратностью, другой восхищает внешними данными, третий – радует успехами в учебе или озорством.

Как по поведению ребенка понять, что ему не хватает внимания

Буквально на днях наблюдала ситуацию (после чего и решила написать эту статью): в семейном ресторане за соседним с нами столиком сидела молодая женщина с мальчиком 4-5 лет. Они заказали пиццу. Пока ждали заказ, мама коротала время за телефоном. Мальчик играл с машинкой-трансформером и всячески пытался вовлечь в свою игру маму: «Мам, посмотри, как у нее (машинки) открываются двери! Мам, как ты думаешь, а она может быстро ездить? Мама, мам, у нее даже педали есть!». Мама в ответ угукала, не отрываясь от телефона.

Не добившись о матери внимания, мальчик оставил ее в покое и продолжил игру в одиночку. Он начала машинкой таранить стакан с соком, который принес официант, и подталкивать его к краю стола. Через минуту стакан, точнее оставшиеся от него осколки валялись на полу в бордовой луже вишневого сока. А малыш с опущенными глазами слушал гневную тираду мамы, которая называла его хулиганом и угрожала оставить его без десерта за плохое поведение.

Что интересно, в глазах мальчика не было и капельки сожаления или раскаяния за проделку. Нет, в них была удовлетворенность — он победил, добился своего, мама обратила на него внимание, а все остальное — ее упреки, угрозы — не имело для него значения.

В этой ситуации поведение мальчика явно выражало дефицит родительского внимания. Как еще может проявляться нехватка активного общения с родителями:

Как по поведению ребенка понять, что ему не хватает внимания
  • Ребенок капризничает, не слушается, ведет себя агрессивно;
  • Постоянно старается прижаться к маме, взять ее за руку;
  • Перебивает, вмешивается в разговор, когда мать с кем-то общается;
  • Нарушает правила и границы допустимого поведения;
  • Не хочет контактировать с ровесниками;
  • Замыкается в себе.
Читайте также:  Игры на развитие мелкой моторики с ребенком от 1 года. Часть 1

Первые четыре пункта также могут быть следствием другой крайности — избытка внимания со стороны родных и вседозволенности. Отличить нехватку общения от избалованности можно по реакции родителей. Если мама или папа искренне возмущаются, ругают свое чадо, пытаются силой, угрозами заставить его вести себя адекватно, как в описанной выше ситуации, проблема именно в дефиците внимания. Если же родители уговаривают малыша, просят успокоиться, дают ему то, что он требует, скорее всего, проблема именно во вседозволенности.

А вот замкнутость, необщительность никогда не возникают от избытка внимания. Как раз его нехватка делает малыша недоверчивым, пугливым, отстраненным. Он не умеет общаться, не знает, как правильно реагировать на окружающих.

Как вырастить счастливого ребенка: советы психологов

Многие комплексы взрослых людей родом из детства. Они связаны с атмосферой внутри семьи, накладывает отпечаток на мышление, подход к жизни. Поэтому задача родителей ­– научить ребенка получать удовольствие от мелочей, помочь ему стать счастливым. Простые советы помогут не только воспитать уверенную личность, но и сближают с детьми, направляют отношения в правильное русло.

1. Внимательно слушайте ребенка, научитесь говорить с ним на разных о любых мелочах. Не навязывайте свое мнение, позвольте малышу высказаться без опасения быть непонятым.

2. Не лезьте с полезными советами, если ребенок не просит вас о помощи. Это развивает самостоятельность, решительность, учит правильно реагировать на ошибки.

3. Чаще задавайте вопросы, интересуйтесь его мнением, интересуйтесь, как прошел день в школе.

4. Не превращайте каждый разговор в поучительный урок. Так ребенок перестает вам доверять, старается свести общение и диалоги к минимуму. Станьте интересным слушателем и собеседником, которому можно высказать эмоции и планы.

5. Научите малыша самостоятельно искать информацию и ответы на вопросы. Это первый шаг к самостоятельности и умению правильно рассчитывать на собственные силы.

6. Готовьте вместе с детьми. Процесс сближает семью, оставляет возможность непринужденного общения и развивает полезные в будущем навыки.

7. Не забывайте благодарить малыша за любую помощь, поддержку, делайте это искренне и без напоминания.

8. Больше играйте с ребенком. Вы не только отлично проведете время, но и в игровой форме можете объяснить многие важные моменты, научить благодарности.

9. Чаще гуляйте на улице, в парке, сквере. На природе можно продолжить обучение, развивать концентрацию и внимание, стимулировать воображение.

10. Не забывайте повторять, что вам нравится гулять и играть вместе с ребенком. Это учит благодарности, помогает ощутить вашу любовь и заботу.

11. Приучайте с детства наблюдать за животными, заботиться о домашних питомцах, не обижать их.

12. Научите детей сострадать и сопереживать другим людям, помогать слабым, делиться игрушками без сожаления.

13. Рассказывайте детям, какими они были в бессознательном детстве, пересматривайте вместе фотографии. Записывайте смешные истории и фразы в тетрадь, которую затем преподнесете серьезному подростку на память.

14. Открыто рассказывайте о своем детстве, переживаниях, ошибках, отношениях с собственными родителями и сверстниками.

15. Поддерживайте семейные ценности, развивайте уважение к престарелым родственникам. Попробуйте вместе сделать генеалогическое дерево, устройте ужин в кругу семьи.

16. Делитесь с детьми планами на будущее, чтобы ребенок чувствовал себя частью семьи, учился быть взрослым и самостоятельным.

17. Чаще хвалите малыша за сделанную работу, рисунок, поделку, хорошее отношение к животным или помощь бабушке.

18. Дарите маленькие подарки и делайте сюрпризы без повода. Можно украсить завтрак в виде солнышка, преподнести вкусные конфеты, поехать в зоопарк.

19. Чаще улыбайтесь ребенку. Известно, что улыбка заразительна, а хорошее настроение передается собеседнику, снимает стресс и напряжение.

20. Имейте секреты и тайные знаки, которые объединят вас с детьми, придадут отношениям близость.

Ребенок вырастает счастливым, если уверен в вашей любви. Не забывайте напоминать сыну или дочери, что они любимы вами даже при непослушании, лени, после ссоры. 

Это стимулирует детей становиться лучше, стремиться к успеху и достигать результатов, не сдаваясь перед трудностями

Включим немного музыки для настроения? Сейчас играет: Открыть сайт Клубер FM | Приложение для iOS | Приложение для Android

Почему так происходит?

В первую очередь, нужно разобраться с причинами, служащими поводом напряжённых взаимоотношений младшего и старшего ребенка.

Младшенький отбирает большое количество внимания родителей, переносить подобное достаточно сложно. Есть более конкретные обиды и претензии. И реакция на фразы из списка ниже может оказаться слишком эмоциональной.

Ты же старший!

Подразумевается, что с возрастом помимо числа прав растёт и количество обязанностей. Появление младшего братика/сестрёнки — вариант, когда акцент делается исключительно на обязанностях. По крайней мере, первенец будет в этом свято уверен. Вынеси мусор, ты же старший, ты должен помогать! Извинись перед малышом, ты старший. Уступи, он младше тебя! Особенно сложно, когда «старшесть» не позволяет погулять на полчаса дольше/сходить самостоятельно в кино.

Он не специально!

Фраза, звучащая навязчивым аккомпанементом первые несколько лет. Не специально превратил в руины рыцарский замок, собиравшийся неделю, не нарочно изрисовал красками тетради с домашней работой, не специально изрезал ножницами любимую книжечку. Если мама устала и без настроения, в испорченных младшим вещах обвинят того, кто не виноват: нечего оставлять на столе, не положил на место, сам разрешил взять посмотреть.

Читайте также:  Как быстро выучить таблицу умножения ребенку до школы

Посмотри за ним полчасика!

«Сначала няньку, затем ляльку», — сомнительный вариант. Независимо от того, сколько «няньке» лет. Особенно, если просьба, по сути, никакая не просьба, а вполне себе приказ, без вариантов. Посиди, пока мама в магазине, поиграй, пока готовит ужин, развлеки, чтоб не плакал. Неужели тебе дело нельзя поручить!

Какой хорошенький!

С появлением младшего всё внимание родителей, родственников, друзей семьи переключается на него. Причем достаточно любой мелочи. Зевнул — аплодисменты, агукнул — всеобщее умиление, порвал книжку — всплеск восторга. На фоне теряются и меркнут пятёрки по математике, первые места на соревнованиях по плаванию, сочинённые стихи резко теряют значение — куда им до собранного из кубиков «двырбт»! Младшему достаточно проснуться, чтобы получить внимание, для которого старшему ребенку нужно минимум стать олимпийским чемпионом.

Тебе что, жалко?

Вопрос, на который нельзя ответить «да». Это же брат/сестра, необходимо делиться, и попытка отказать приравнивается к тяжкому преступлению, приводит к длинным нотациям о важности щедрости. В некоторых случаях — и к наказанию.

Обиднее, когда в категорию «жалко» попадают ценные для старшего ребенка вещи. Любимый зайка из плюша, с которым так приятно и уютно спалось в детстве, подборка журналов, даже любимое платье, которое, пусть уже и мало, не хочется отдавать. Ничего, через много лет у младшего появятся племянники и уж отомстят!

Это не все сложности, рискующие возникнуть в процессе воспитания двух и более малышей.

Особенности 5-го года жизни

К 5 годам жизни и мальчики, и девочки достигают того уровня, когда можно обучать их самым основным и важным жизненным вещам. К этому возрасту дети начинают понимать, нравится ли им выбранная одежда или нет, начинают формировать отношение к ровесникам и взрослых, соответственно, у них появляются свои взгляды, мнение и мировоззрение.

СПРАВКА! И девочки, и мальчики в 5 лет обладают, по большей мере, наглядно-образным мышлением.

Итак, чем же отличается развитие мальчиков и девочек в 5-летнем возрасте.

Мальчик

Особенности 5-го года жизни

Поэтому это лучшее время, чтобы поручить ему часть домашних дел.

Мальчики в этом возрастном периоде склонны бунтовать и протестовать, на смену наказаниям должны прийти поучительные разговоры и разъяснения.

Кроме того, это самый лучший момент, чтобы позволить сыну выбрать спортивную или творческую секцию.

В 5-летнем возрасте мальчику важно разграничить мужские и женские социальные особенности, поэтому большую роль играет образец взрослого мужчины (папа, старший брат, дедушка, отчим). Именно он должен объяснить, как должен вести себя мужчина, какие профессии подходят мужчине, какими качествами он должен обладать.

Задача мамы — окружить сына любовью, заботой и лаской.

Девочка

Если мальчишки более агрессивные, вспыльчивые, то девчонки отличаются сильной импульсивностью, капризностью и плаксивостью.

Им тоже следует разъяснить, какой должна быть женщина, какими качествами она должна обладать, и делать это можно посредством игры или общения.

Особенности 5-го года жизни

В это время девочки склонны подражать своему кумиру, поэтому родителям нужно внимательно следить, кого дочка сделала своим идеалом. С ребенком нужно разговаривать, почему именно этого персонажа (или человека) она выбрала, что в нем особенного и какими качествами он обладает.

Девочка 5 лет может завести одну или нескольких подруг, стараться проводить с ней как можно больше времени и даже ревновать ее к другим подружкам. Чтобы малышка избежала стресса и перестала так ревностно относиться к тому, что подружка желает играть с кем-то еще, нужно объяснить ей, что такое личное пространство.

Девочку в пятилетнем возрасте пора отдавать в кружок, где она смогла бы развить свои творческие или физические данные.

Особую важность для девочки 5-летнего возраста представляют комплименты: родители и родственники должны как можно чаще говорить ей, что она красива, привлекательна, умна, что она самая лучшая и так далее. Комплименты от папы или дедушки девочкой воспринимаются лучше, чем от мамы или бабушки.

Простые правила выживания

Есть несколько простых правил выживания подростка в семье. Как бы ты ни хотел построить свою жизнь, усвой их для своей безопасности:

  • Обязанности есть как у тебя, так и у всей семьи. Так что, выполняй их, а если не смог, давай внятное объяснение, почему не смог. Кстати, об обязанностях. Можешь выбирать их сам. Если ненавидишь мыть посуду — так и скажи, но предложи, что можешь делать вместо этого;
  • Комендантский час — способ тебя защитить, а не родительская жестокость. Если хочешь послабления- объясняй внятно, почему задерживаешься, а не приходишь вовремя;
  • Они имеют право на наказание. Родители с трудом понимают, какое наказание будет действенным. Попробуй договориться с родителями о способах наказания и не стоит сердиться, если ты наказание заслужил;
  • Не бойся быть честным. Речь идет о том, что не стоит копить в себе чувства, пока не взорвешься. Они имеют право высказывать негатив в твой адрес, значит, ты тоже. Высказывай все, что чувствуешь. Здесь важно не впадать в истерику или гнев. Говори сразу, пожалуйста!
  • Если трудно высказать родителям все, изложи это в письме. Если они адекватные, то все поймут.

Как себя вести?

Второе, что необходимо понять: важно контролировать свое состояние и всегда оставаться в позиции взрослого. Если вы сохраняете позицию взрослого человека — вы сможете понять, что происходит на самом деле.

Читайте также:  Как научить ребенка ползать: советы родителям

В ответ на самые агрессивные, обидные, несправедливые слова вы сможете спокойно сказать: «Да, мамочка. Я вижу, что ты расстроена и даже злишься. Не переживай. Мы все исправим. Я тебя тоже очень люблю». Приступ агрессии пройдёт так или иначе. В любом случае вы увидите, что вашему родителю стало легче. И через пять минут мама или папа уже не вспомнят, как вас оскорбляли и что вам наговорили…

Но у вас совсем другое состояние. Всем взрослым людям надо знать и понимать, что старческие приступы гневливости будут проявляться регулярно, минимум два раза в неделю! Это эмоциональная разрядка для теряющей контроль нервной системы в состоянии болезни (прогрессирующей деменции, дисциркуляторной энцефалопатии, патологических атрофических процессов в структурах мозга и др.). Это облегчение для старого человека, защитная реакция завершающего жизненный цикл мозга, потеря возможности контролировать свои социально важные функции.

Как себя вести?

Для этого не нужны причины. Это не значит, что отец или мать не любят вас. Это значит, что только так в течение жизни они научились передавать вам свою родительскую энергию. В этом не виноваты дети. И для этого не нужен повод. Как объяснить взрослым детям, что я не могу их кормить каждые выходные? Подробнее

Статья по теме Дурной характер или болезнь? Как заметить признаки старческого слабоумия Третье. Если такие процессы происходят в структурах мозга у ваших пожилых родителей, то вы должны уметь понимать, спокойно переживать и никогда не включаться эмоционально, по-детски обидчиво в такие «выплески». Необходимо показать пожилого человека врачам. В первую очередь психиатру и неврологу. Обеспечить прием препаратов, корректирующих поведение. И всегда помните: если кому-то очень плохо, то близкий должен стать взрослым и мудрым. «Ребёнок» с этой ситуацией точно не справится…

Созидание и разрушение

Любовь явление положительное. Однако психологи уверенно заявляют о существовании двух противоположных форм любви: созидающей и разрушающей. Первая форма направляет вперед, нацеливает на жизнь. Созидающая родительская любовь растит человека, осознающего свои желания и себя самого.

Разрушающая любовь не дает росткам внутри ребенка пробиться к свету. Внутренний мир ребенка никому не интересен. В семье существуют только желания родителей, которые лучше знают, что нужно ребенку. Желания перерастают в требования, и любовь родителей становится требовательной.

Родители действительно любят своих детей и желают им добра. Только желаемое добро рассматривается с родительской позиции: они умнее, старше и лучше знают, что нужно их детям. При этом к детям предъявляется ряд требований, которые должны выполняться.

Созидание и разрушение

Если ребенок не оправдывает ожидания, то появляется гнев, разочарования и даже наказания. Последнее исключительно на пользу ребенку – «он потом спасибо скажет». Ребенок живет в постоянном страхе разочаровать своих родителей. Если же он добивается успеха, то успех ребенка перерастет в триумф родителей: «я же говорила», «это потому что ты меня слышал». Радость будет недолгой, так как следом поднимется планка требований.

Гонка кажется бесконечной: за одними требованиями приходят другие, а это снова упреки, игнорирование, наказания. И так будет до тех пор, пока ребенок не вырвется из родительских тисков. Правда, далеко не всегда он уходит в активное самостоятельное плавание. Часто родители просто «выбрасывают» ребенка из своей жизни, так как он не оправдал их надежд. В этом случае взрослые дети обречены на пожизненное доказательство своей состоятельности или самобичевания за некчемность.

Как научить ребенка терпению, эмпатии, учебе

Если понятно, почему современные дети не умеют учиться, ждать и играть, разберемся, как этому научить. В основе лежит тренировка разных участков мозга и простые правила жизни:

1. Понятные рамки

Режим и правила нужны для нормального развития и хорошего здоровья. Родителям стоит:

  • продумать основные вехи расписания – время питания и сна, время для уроков и гаджетов;
  • оценивать ситуацию с точки зрения пользы для детей, а не их желаний;
  • понять, что воспитание – это работа, поэтому нужно искать подходы и методики;
  • уметь превращать скучные дела в эмционально-привлекательные события.

2. Ограниченный доступ к гаджетам и восстановление эмоционального контакта с детьми

Лучший вариант – семейный традиции, а также совместный отдых, игры и диалоги. Можно:

  • защекотать или устроить бои подушками;
  • положить в рюкзак смешную записку или отправить доброе смс;
  • удивить незапланированной прогулкой;
  • устроить семейный ужин;
  • поехать кататься на велосипедах или самокатах.

3. Учить ждать и скучать!

Это, действительно, важно. Скука – первый шаг к творчеству.

Для этого:

Как научить ребенка терпению, эмпатии, учебе
  • увеличивайте время между «хочу» и « получаю»;
  • избегайте использования гаджетов при ожидании;
  • учите общаться и занимать себя в различных ситуациях.

4. Приучайте ребенка к простым монотонным делам

Даже кроха может складывать за собой одежду, прибирать игрушки и заправлять кровать.

5. Учите социальному взаимодействию

Дети должны уметь и проигрывать, и выигрывать. Делиться вкусностями и игрушками. Хвалить и извиняться за реальные проступки. Быть вежливыми.

Дети меняются, когда родители корректируют подходы к воспитанию. Это может каждый: научить ребенка простым, но важным вещам и помочь детям добиться успеха в жизни.

Интересно почитать:

Правила успеха в жизни и бизнесе: 12 секретов успешных людей Методы и способы самомотивации: 8 способов эффективной самомотивации Осенняя хандра: как с ней бороться – советы Почему современные дети не умеют ждать и не любят учиться, не переносят скуку и не играют сами

Адрес электронной почты *

 Ругается, скандалит, оскорбляет других

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от