Всестороннее развитие: загружать ли ребенка кружками и секциями

После появления второго или третьего малыша в семье времени у мамы для индивидуальных занятий с каждым ребенком становится резко меньше -­ малыши требуют много внимания и энергии, и не мне вам про это рассказывать.

Опыт является вашим самым главным помощником в теме совмещений занятий. И если есть области, где можно легко и приятно использовать чужой опыт и чужие наработки, то тема совместных занятий целиком и полностью должна строиться на вашем собственном опыте.

Всестороннее развитие: загружать ли ребенка кружками и секциями

Не бойтесь пробовать, экспериментировать, ошибаться. Опыт именно так и рождается – из наблюдения за детьми, за их возможностями, за тем, как они приспосабливаются к друг другу и как они работают в паре. И из анализа, который желательно делать после каждого занятия – что сработало, что нет, почему получилось так, как нужно поступить в следующий раз? Этот анализ – залог будущей плодотворной работы обоих детей.

Чем хороши совместные занятия? Такие занятия, помимо экономии времени для мамы, обладают еще рядом преимуществ. Тем, что дети учатся взаимодействовать не только в чисто игровых ситуациях, но и в ситуации учебного взаимодействия со взрослым. Учатся немного подождать своей очереди, учатся работать самостоятельно, без постоянной поддержки взрослого. Малыши учатся у старшего новым приемам работы (например с пластилином), старшие, видя возможности малыша, учатся лучше понимать младших братьев или сестер. Но главное – совместные занятия дают детям возможность дружить и находить не только точки соперничества, но и точки соприкосновения, что очень важно в жизни семьи вообще и жизни братьев и сестер в частности.

Всестороннее развитие: загружать ли ребенка кружками и секциями

Индивидуальные занятия. Несмотря на то, что совместные занятия могут быть вполне эффективными, мы не должны прекращать индивидуальных занятий с каждым ребенком. Чем меньше ребенок получает внимания во время общего занятия, тем важнее для него получить свое личное время. И не только потому, что в общем занятии у детей разного возраста сложно одновременно ориентироваться на ЗБР (зона ближайшего развития) каждого ребенка, а значит кто-­то из детей окажется или в зонах уже знакомых им вещей, или в зонах дел, пока далеких от их реальности. Дело еще в том, что для ребенка крайне важно само по себе индивидуально общение с взрослым. Именно в общении со взрослым (а не с другим ребенком, особенно, младшим), ребенок получает образцы поведения, культурные шаблоны и так необходимую ему индивидуальную поддержку и внимание.

  1. Даже если у вас пока только 1 ребенок, продумайте свой маршрут, последовательность действий, что и как нужно брать с собой, если вы вместе с малышом поведете старшего на тренировку, на занятия и т.д. Обратите внимание на то, где ребенок больше всего «зависает», на что нужно время, какие моменты надо подготовить заранее.
  2. Подумайте, удобен ли ваш режим дня. Не хотите ли вы в нем что­-то изменить? Достаточно ли для детей физической нагрузки? Достаточно ли сна? Какие проблемы вы видите, а главное, знаете ли как их преодолевать.
Всестороннее развитие: загружать ли ребенка кружками и секциями

Похожие записи:

Разница в возрасте детей

Папы и мамы: разный взгляд на воспитание

Чем занять ребёнка: полезные занятия для развития детей

Игры для знакомства людей друг с другом

Снежный ком

Эта игра имеет несколько вариантов. Участники играют в кругу (сидя или стоя).

В классическом варианте играющие называют по очереди своё имя и имена всех людей, которые назвали себя ранее. Первый участник называет себя. Второй повторяет имя первого, затем называет своё. И так друг за другом по кругу. Первый участник после того, как последний выполнит задание, называет всех игроков по именам.

Есть ещё вариант этой игры, он усложняется тем, что участники не только говорят, как их зовут, но и характеризуют себя одним словом, начинающимся на первую букву имени. Например, Ольга — озорная. При этом если в игре участвуют тёзки, они должны подобрать разные слова-характеристики к своим именам. Например, если одна Ольга, говорит, о себе — «озорная», то другая может охарактеризовать себя, как «ответственная» и т.д.

Имя – движение (вариант «Снежного кома»)

Игра усложняется тем, что игроки помимо того, что называют своё имя, показывают при этом какое-нибудь движение. А все последующие участники должны повторить эти движения и назвать имена всех предыдущих людей, а потом предложить новое движение, назвав себя.

Автопортрет

Каждый игрок по очереди «рисует» свой автопортрет. Можно рассказать ос себе или охарактеризовать себя с помощью каких-либо предметов.

Три детали

Играется в паре. Первый участник выкладывает на стол перед собой три предмета, которые имеются у него с собой. Второй человек по этим предметам предполагает, чем интересуется, какие имеет склонности их владелец. Затем играющие меняются ролями.

Читайте также:  В каком возрасте можно делать БЦЖ недоношенным детям

Вот так встреча!

Родители свободно общаются между собой в течение 10 минут. Их задача: найти среди присутствующих людей, похожих на себя по какому-либо признаку. К примеру, любит горы; день рождения в июне; коллекционирует марки; имеет двоих детей; живёт на 3 этаже и пр. Каждый играющий должен найти как можно больше игроков, имеющих похожие с ним увлечения, качества.

Клубок

Все родители на собрании в детском саду становятся в круг. Воспитатель, начиная игру-знакомство, перебрасывает клубок кому-нибудь из играющих и называет своё имя и увлечение. Далее клубочек перебрасывается от одного к другому. Когда все игроки держат в руках нить, клубок начинают сматывать, называя имя и интересы игрока, от кого пришла нитка клубка.

Коммуникативные игры

Коммуникативные игры помогают коллективу, состоящему из детей и взрослых, быстрее подружиться, найти общий язык, научиться понимать друг друга с полуслова. Среди данных игр наиболее полезными являются:

  • «Давайте познакомимся!». Дети и взрослые садятся в круг вперемешку. Самый первый участник говорит как его зовут. Затем второй участник также называет свое имя, но добавляет еще и свой возраст. Третий действует по той же схеме, но добавляет к рассказу о себе место своего жительства или учебы. А у самого последнего участника, замыкающего круг, уже должен получиться целый связный рассказ о себе.
  • «Смышленый паровозик». Участникам игры нужно организовать своеобразную шеренгу, встав друг за другом и положив впереди стоящему руки на плечи. Первым обычно встает взрослый. Затем направляющий начинает показывать какие-либо движения. Стоящая сзади него шеренга должна их в точности повторять.
  • «Веселая география». Дети и взрослые располагаются в кругу. Затем все по очереди называют свое имя, страну или город, начинающийся с такой же буквы, что и имя.

Что должен уметь ребенок к двум годам?

Чаще всего, уровень развития ребенка 2 лет позволяет довольно быстро бегать, подниматься по ступенькам, легко преодолевать невысокие препятствия. Многие детки отличаются особой «скалолазностью» в этом периоде жизни, и их хлебом не корми, дай влезть куда-нибудь повыше.

Из игр отлично освоены сложные постройки из кубиков: башни, пирамиды, странные для взрослых сооружения, напоминающие крепости. Также должна быть хорошо изучена пирамидка. Ребенок должен без труда собирать ее от большего кольца к меньшему. Игры с мячом становятся более взрослыми: ребенок ловит его обеими руками, умеет пинать и кидать в нужном направлении.

Игры обретают сюжет, это особенно легко понять, если понаблюдать за ребенком в компании. Малыш готовит обеды в песочнице, кормит игрушки, может пытаться накормить и сверстников. Малыш уже обязательно должен уметь пить и кушать самостоятельно, без обильных потерь еды с ложки. Лучше для развития ребенка, к 1,5 или 2,5 в крайнем случае, усаживать обедать за маленький детский столик. Это прекрасное начало подготовки к детскому саду.

Что еще должен уметь ребенок:

  • оказывать посильную для возраста помощь по дому;
  • уметь пользоваться не только ложкой, но и вилкой;
  • понимать и реагировать на просьбы, рассказы, вопросы, предложения;
  • задавать вопросы, когда родители читают книги или показывают мультфильмы;
  • знать большинство частей тела у себя, других, животных;
  • знать от 100 слов, произносить их; допускается в этом возрасте немного плохое произношение;
  • составлять короткие предложения;
  • использовать горшок для нужды;
  • уметь заниматься с карточками, книгами, проговаривать слова за взрослыми;
  • знать звуки животных;
  • пробовать рисовать, различать несколько цветов;
  • знает, что такое «нельзя» и «опасно».

Совет: Ваш ребенок активно двигается. Для профилактики плоскостопия, рекомендуется приобрести специальные массажные коврики и постелить их в месте, где малыш пробегает чаще всего за день. Например, в коридоре. Если душа лежит к рукоделию, такой коврик легко сделать самостоятельно: на плотную ткань нашиваются пуговицы, бисер, кусочки ткани различной плотности, колпачки от фломастеров. Такие коврики рекомендуется использовать от 1,5 лет.

Не перекармливайте заботой

Другая родительская крайность — стремление каждую минуту, проведенную с ребенком, наполнить развивающими занятиями. Вложить в ребенка как можно больше «полезной информации», интенсивно развивать его во что бы то ни стало. Сама видела, как в зоопарке папа говорит дочери по-английски (с ужасным акцентом и ошибками): «Look, this is a tiger! Look how big is he!» В зоопарке жарко, толпы народа. Дочь устало отвечает по-русски: «Я есть хочу». Или вот еще: на пляже мама занимается с сыном математикой. Мальчик маленький, математика сложная, мама настойчивая. Мальчик вздыхает и решает… решает и вздыхает…

Родители очень хотят, чтобы ребенок был культурно и интеллектуально развитым. А значит — музеи и научно-популярные фильмы, компьютерные обучалки и экскурсии, хорошие книжки и мировая классика кино… А ребенок сопротивляется. Почему? Да потому что воспринимает такой просветительский зуд как давление, как агрессию.

«Как только возникает мысль про “вложить” — начинается агрессивное взаимодействие, — говорит Катерина Дёмина. — Неагрессивное взаимодействие с ребенком — это когда вы или находите форму для заполнения его чувств, или ведете его за собой. А “вложение” — это путь в никуда, это реализация собственных родительских амбиций. Ребенок не должен становиться смыслом вашей жизни. А получается, что свободы и выбора у него нет — мама все время его к чему-то тащит».

Читайте также:  Острые заболевания у детей. Как к ним относиться и для чего они нужны

А еще бывает так, что родители становятся для своих детей этакими «аниматорами», массовиками-затейниками.

Ответы на вопрос: сколько времени вы обычно посвящаете совместным занятиям с вашим ребенком?

Добросовестные и усердные мамы старательно придумывают для своих детушек интересные занятия на каждый день — и в конце концов замечают, что дети — вместо того, чтобы с восторгом подхватывать каждое творческое занятие, вместо того, чтобы расти изобретательными и креативными, — вообще не хотят заниматься ни домашними опытами, ни рукодельем, да и сами занять себя не очень умеют. Они сидят, как птенцы с раскрытыми клювиками, и ждут, когда мама принесет чего-нибудь интересненького, да еще капризничают, что она предлагает скучное.

Как же так вышло? А все просто: эти занятия были нужнее маме, чем ребенку. Это ей важно чувствовать себя хорошей мамой, она пытается накормить ребенка самым вкусным и занять самым интересным еще до того, как он захочет есть и чем-то заниматься. Мама, которая всю себя посвящает ребенку, обычно компенсирует свою внутреннюю пустоту. Может быть, она одинока. Может быть, ей больше нечем заняться: после института не работала, а сейчас трудно подтверждать квалификацию, да и работу трудно искать после тридцати и без стажа… И всю свою бешеную энергию она выплескивает на ребенка — и думает, что для его же пользы.

Но дети рано или поздно вырастут — и чем будет жить мама? Люди, которые живут насыщенной собственной жизнью, в состоянии включить в нее и своих детей. Когда человек любит свое дело — это заразительно и дети подхватывают увлеченность от родителей.

Наконец, у ребенка должна быть и своя жизнь — и родители не могут ему заменить ровесников. «Водораздел — там, где кончается младшая школа, — поясняет Катерина Дёмина. — Теперь ребенок должен развернуться в сторону сверстников, а с родителями ему должно стать скучно. У детей и взрослых время течет по-разному: мы никак не наедимся детством своего ребенка, нам еще хочется с ним смотреть детское кино и играть — а ребенок уже вырос. Его уже надо отпустить и заниматься своими делами. Когда взрослые вспоминают, что они делали с мамой — они вспоминают не каждый день.

“Однажды мы с мамой были на море…”, “однажды мы сходили в кино…” Это было редко и оттого празднично. Дети, которым позволялось заниматься своими делами, в состоянии организовать себе насыщенную жизнь».

Игры для детей от лет

Омлет. Из желтой цветной бумаги вырезаем круг размером с тарелку, складываем пополам. Это омлет. Наполняем его разнообразными мелочами (например, старыми фотографиями, неожиданными картинками, ароматными лепестками цветов, изюмом или монетками на счастье). Омлет подаем на тарелке, угощаем друг друга.

Опустошаем кошелек. Все монетки из кошелька высыпаем на стол и сортируем.

Напеваем. Один из играющих начинает напевать мелодию. Другие должны ее узнать.

Птицы летают высоко. Игроки барабанят пальцами по краю стола. Каждый по очереди называет какое-нибудь животное. Если оно летает — все поднимают руки вверх, если не летает — продолжают барабанить. Если кто-то ошибется, то отдает свой фант.

Рисуем на ткани. Текстильными красками разрисовываем ткань, например, старую футболку или простыню.

Слепая курица. С закрытыми глазами пытаемся пройти из одной комнаты в другую, ничего не задев.

Игры для детей от лет

Смеяться запрещено. Пытаемся рассмешить своего товарища, рассказывая ему всякую чепуху. Его задача — остаться серьезным. Кто дольше выдержит?

Бег с «яйцом». Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке.

Болтуны. Быстро-быстро говорим. Кто сможет дольше?

Клеим коллаж. Газетные или журнальные страницы разрываем на кусочки. Из это клеим цветной коллаж.

Кто дальше дунет. Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели как можно дальше.

Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку.

Изображаем змею. Чем больше игроков, тем лучше. Бегаем по квартире друг за другом, делая одни и те же движения. Направляющий говорит игрокам, что они должны делать, например ползти вокруг стола или кувыркаться по комнате.

«Раздуваем» картинки. Набрызгиваем на бумагу разную краску, добавив побольше воды. Дуем через соломинку, получаются разноцветные пятна.

Наряжаемся тематически. Принц и принцесса: Из золотой бумаги клеим короны, надеваем плащ. Космонавт: делаем шлем из картонной коробки, кислородный баллон из пластиковых бутылок. Пожарный: дуршаг в роли каски, папина куртка и ремень, шланг от пылесоса и т.д.

Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д.

Держим равновесие. С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец, по самому краешку ковра или вытянутой на полу скакалке.

Игры для детей от лет

Забиваем голы. Ставим кастрюлю на пол. Или бутылками обозначаем на полу ворота. С некоторого удаления бросаем шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко.

Читайте также:  Внутренний ребенок, родитель и взрослый: три стороны одного целого

Игра в фанты. Собираем с игроков фанты. Других спрашиваем: «Что должен сделать игрок, которому принадлежит этот фант?»

Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол.

Пинг-понг в комнате. Садимся на пол. При помощи картонки бьем шариком от пинг-понга о стену.

Тысяча и одна сенсорная коробка

Что такое сенсорная коробка? Это универсальная игрушка, вещь, которая способна занять самого капризного ребенка. Ее можно использовать для рассказывания интерактивных сказок, развивать фантазию, создавать свои миры, где все можно трогать, гладить, кидать, мять и т.д., ведь это очень важно для детей, им не достаточно просто смотреть.

Читать дальше

Постоянно участвуем в играх ребенка

Современные мамы постоянно контролируют, в какую игру играет ребенок и «правильно» ли он это делает. Стараются всему детей научить и не дают возможность самим проявить фантазию. И ребенок быстро привыкает к тому, что мама всегда участвует в игре. Он не понимает, как можно играть отдельно от мамы, по своим правилам. Всегда ждет ее участия, толчка, совета», рассказывает психолог.

Кроме того, ошибка многих родителей в том, что они создают идеальные условия для игр.

— Мама всегда играет с удовольствием и подыгрывает. С ней не надо договариваться и идти на уступки, как в случае со сверстниками. Для ребенка это удобно. Он привыкает к такому сценарию. Но это может привести к тому, что ребенок так и не научится играть со сверстниками на равных. И он будет снова и снова приходить к маме, ведь с ней ему играть интереснее всего.

Почему ребенок отказывается посещать дополнительные занятия

Обычно дети бросают регулярные занятия по двум причинам: усталость и отсутствие интереса. В первом случае поможет небольшой перерыв для отдыха или некоторые послабления в ежедневном расписании. Умственная и физическая нагрузка, с которой легко справляется взрослый, может оказаться непосильной для ребенка.

Переутомление у ребенка

Типичными признаками переутомления у ребенка являются:

  • нарушение сна и аппетита;
  • снижение иммунитета;
  • перепады настроения (вспышки агрессии или плаксивость);
  • неспособность сконцентрироваться;
  • слабость и сонливость.

Переутомление может наступить внезапно, особенно у школьников. В начале учебного года они полны энергии и могут переоценить собственные возможности. А родители оказывают чаду медвежью услугу, позволяя ему записаться на множество кружков одновременно. Подрастающий организм плохо переносит постоянную смену деятельности. Неудивительно, что к весне у ребенка остаются силы в лучшем случае для нормальной учебы.

Важно проявлять гибкость и позволять иногда отхождения от графика. Только так можно оценить нагрузку на ребенка, понять, какие занятия даются ему тяжелее. Лучше позволить чаду провести пару дней дома, чем подорвать его здоровье в угоду идеальной посещаемости.

Ребенок не хочет ходить на кружок

В ситуации, когда пропуски возникают из-за отсутствия интереса, все несколько сложнее. Многие дети в силу возраста боятся прямо сказать о своем нежелании посещать кружки и секции. Вместо этого они начинают симулировать недомогание, чтобы появилась благовидная причина остаться дома. Причем со временем ребенок рискует приобрести привычку к прогулам, которая сохранится даже в студенческие годы.

Не стоит пытаться вывести симулянта на чистую воду. От этого он станет лишь более изобретательным и осторожным в своем обмане. Необходимо устроить с ребенком доверительную беседу. Дайте ему понять, что его мнение и интересы имеют значение. Расспросите о том, какие увлечения он хотел бы попробовать. Не заставляйте его посвящать время и силы делу, которое не приносит ему радости.

Между развлечениями и занятиями ребенок всегда выберет первое. Сыграйте на этом, если видите, что чадо банально ленится. Например, можно предложить ему сделку: покупка новой игры за отличную посещаемость.

Показатели правильного развития

Полезные и интересные занятия для карапуза при условии их регулярности принесут свои плоды. Любой малыш сможет:

  • найти знакомый предмет, который попросит принести мама;
  • отличить большую игрушку от маленькой и показать, где какая;
  • строить башню из кубиков или стаканчиков;
  • разбирать и собирать пирамидку из колец;
  • прятать небольшие игрушки под перевернутыми стаканчиками;
  • прятаться, закрывая глаза руками;
  • ставить детали конструктора друг на друга;
  • показать, как ездит машинка, как ложится спать кукла;
  • держать руку у уха, подражая маме, говорящей по телефону;
  • повторять простые слова и восклицания, которые слышит от взрослых;
  • пытаться изображать знакомые звуки, например, работающего пылесоса или стиральной машинки.

Развитие ребенка, по словам доктора Комаровского, всегда волнует родителей. Беспокоиться совершенно не стоит тем, кто уделяет своему чаду достаточное количество времени. Рассказывать, объяснять, показывать и знакомить со всем тем, что нас окружает, – лучший способ развивать ребенка.