Вы говорите своему ребенку эти 7 важных фраз?

Семья – первый социальный институт в жизни человека. Родители – проводники в мир взрослых. Словом и делом они должны подготовить ребенка к взаимодействию с социумом. Цель семейного воспитания – обеспечить здоровое эмоциональное, психологическое, нравственное развитие ребенка. Какие же фразы родители должны сказать своему ребенку, чтобы выстроить доверительные отношения с ним и помочь ему в дальнейшей социализации?

Надо ли скрывать от детей проблемы взрослых?

Здравствуйте, Виктор Максимович!

Вы затронули очень важную тему… Люди, взрослея и становясь родителями, вовсе не перестают быть просто людьми, со своими взглядами на жизнь и окружающую их среду обитания, со своими интересами, делами, а следовательно и переживаниями, слабостями и проблемами. Но, став родителями, люди (не все, к сожалению) начинают задумываться над тем, как эти переживания будут восприняты их детьми, как отразятся на них. И особенно родителей волнует то, как на их детей повлияют страх, гнев или душевная боль… Одним словом — негативные эмоции взрослых членов семьи.

Надо ли скрывать от детей проблемы взрослых?

Нередко результатом подобного рода размышлений над этим вопросом для родителей становится создание некоей стены между своими эмоциями и детьми. Родитель, посчитав нужным скрывать негативные эмоции от ребёнка, стремится контролировать себя и, общаясь с ним, стремится не пропустить отрицательные переживания, делает вид, что их нет и быть не может, демонстрируя своему отпрыску бодрый вид и радостную улыбку американского типа. Казалось бы, чем плох такой вариант? А он ведь и вправду не очень хороший — такой вариант построения эмоционального соприкосновения между взрослыми членами семьи и детьми… И вот почему… Сегодня мы с вами, друзья мои, не станем обсуждать негативные переживания родителя, вызванные самим ребёнком — эта тема отдельного разговора. Давайте поговорим об эмоциях, вызванными причинами, не относящимися к детям. Такими причинами может быть многое — и вспышка гнева после конфликта на работе, и раздражение после «злого» выяснения отношений с не очень добрым соседом, и очередная размолвка с кем-то из близких.

Момент рождения

Специалисты считают, что никогда не рано начинать говорить с ребенком о вещах, близко его касающихся. «Ребенок – полноценный человек и существо, которое способно воспринимать слова с самого рождения, – подчеркивает французский психоаналитик Жерар Северен. – Его родители должны говорить ему все, что может быть для него важным, что составляет часть его жизни. Его личная «история» принадлежит ему».

Если бы ребенок мог говорить сразу после рождения, он первым делом спросил бы: «Откуда я взялся?» Поэтому важно рассказать ему о том, как он появился на свет. Не в форме медицинского отчета, конечно. Малышу интересно знать, как протекали девять месяцев беременности, сразу ли он закричал, что почувствовала мама, когда он покинул ее тело, присутствовал ли при родах отец или ждал в коридоре. Что чувствовал он?

От гуления к лепету

В начале четвёртого месяца малыш начинает искать взглядом взрослого, улыбается, начинает интенсивно двигать ручками и ножками (комплекс оживления). Он начинает издавать протяжные и певучие сочетания звуков – агукает, произнося а-а, а-гу, а-га. Часть звуков воспроизвести просто невозможно, таких фонем нет в русском языке.

Спустя ещё 2–3 месяца приходит очередь лепета. Сначала это отдельные слоги па, ка, на, ма, которые чуть позже становятся похожи на своеобразные слова па-па-па, ка-ка-ка, на-на-на. Чаще всего лепет появляется тогда, когда малыш сыт, выспался и находится в хорошем настроении. Это ещё не речь, а подготовка к ней, своеобразные подготовительные упражнения.

Хотя он пока не говорит, он многое понимает – поворачивает голову, когда ему показывают знакомую игрушку, птичку, кошку. Дети 6–7 месяцев выполняет простые просьбы – даёт ручку, играет в ладушки, и это тоже шаг по пути развития речи.

Как устанавливать границы в отношениях с ребенком

И все-таки, как не допустить ошибки?

Во-первых, чтобы устанавливать границы, нужно их очень хорошо чувствовать. Что это значит?

Мама должна чувствовать зону своего комфорта и дискомфорта, понимать, что для нее допустимо, а что нет.

Читайте также:  Белорусская реальность, или 5+ способов выбрать имя ребенку

Также важно хорошо понимать ребенка и быть наблюдательной: в чем он испытывает потребность, с чем может справиться самостоятельно, а в чем нуждается в помощи.

Поделюсь с вами таким алгоритмом:

1. Установите, какое поведение неприемлемо или нежелательно. Обозначьте это правило или запрет какой-то простой фразой. Например: «Нельзя кушать на кровати» или «Нужно помыть руки перед едой». На первом шаге важна лаконичность.

Из опыта скажу: уговоры и аргументы не всегда полезны. Иногда они служат поводом для длительного спора или «торговли». Хотя в некоторых ситуациях очень важно объяснить ребенку, что к чему.

2. Продумайте, какое поведение желательно. Решите, какую альтернативу вы можете предложить ребенку. Что бы вы не запретили ребенку или в чем бы вы его не ограничили, старайтесь сразу же задавать себе вопрос: А чего я хочу? А что лучше? А как я представляю себе желательное поведение. Ну, например: «Садись здесь», «Будем кушать на твоем любимом стульчике”.

3. Если ребенок не меняет сразу свое поведение, добавьте несколько пошаговых инструкций: «Встань, пожалуйста, включи свет, давай залезем на этот стульчик». Это очень хорошо для малышей, так как помогает им организоваться, но также может быть полезно и для детей постарше, потому что помогает им преодолеть неприятный момент начала, когда они начинают упрямиться.

А теперь золотое правило воспитания — «Правило 100 повторений”.

Помните, что прежде, чем навык автоматизируется и правило закрепится, очень важно напоминать о нем снова и снова. Причем, желательно до того, как нарушение правила случится 🙂

Пусть слово не расходится с делом. Иногда нужно в буквальном смысле остановить ребенка и направить в нужную сторону, потому что слова недостаточно. Если на словах нельзя, а на деле можно, то ребенок это усваивает, и ваше правило ждет провал. Это схема чётко работает, когда вы уверены в себе.

НО! Иногда родители буквально боятся устанавливать границы, настаивать и контролировать ребенка. Потому что если сделают это, ребенок устроит истерику. Это пугает, вызывает сопротивление и чувство вины… И тогда родители отступают.

Если это ваш случай. Если вы не можете «удержать границу» и пугаетесь, когда ребенок злится, истерит в ответ на ваши просьбы и правила — переходите по ссылке ниже и читайте статью «Ребенок злится».

«Как обычно, ты все придумываешь , такого не было »  

Даже если сын или дочь совсем маленькие, они в состоянии различить, когда мама или папа обманывают. Не подрывайте доверие малышей, ведь потом так сложно вернуть авторитет в глазах детей. Например, в магазине игрушек вы пообещали купить дочери дорогую куклу. Она сильно плакала, устроила истерику, и вы решили, что это – лучшее решение вопроса. Но когда девочка напоминает вам про обещание, вы понимаете, что не хотите тратить крупную сумму на какую-то куклу.

«Ничего я тебе не обещала, ты сильно плакала и плохо расслышала»

«Как обычно, ты все придумываешь , такого не было »  

– говорит мама. Своими словами она подрывает доверие к себе, а еще заставляет дочку думать, что она даже расслышать и понять мамины слова не может.  

Развитие человеческой речи

Речь маленького человека – один из основных показателей его развития. Чем более понятно он выражает свои потребности, мысли, эмоции, тем быстрее взрослые откликнутся на его запросы.

Однако, в последние годы все больше и больше детей говорят нечетко, невнятно, с многочисленными ошибками в произношении (к примеру, дошкольник имеет фонетико-фонематическое недоразвитие речи), перестановками букв, слогов.

Это, несомненно, ведет к тому, что малыша не понимают или лишь догадываются о том, чего же он хочет.

Грамотная речь (активный словарный запас) способствует познанию окружающего мира, помогает узнавать что-то новое. Следовательно, активно развиваются психические познавательные процессы – внимание, память, мышление.

Очень важно принимать активное участие в жизни ребенка всем членам семьи (особенно в первые несколько лет его жизни). Тем самым помогать осваивать новый для малыша навык – учиться разговаривать: сначала произносить отдельные звуки, затем слоги, слова и, наконец, связные предложения.

Развитие человеческой речи

От того, насколько каждый взрослый включен в общение с малышом, будут зависеть его успехи. На начальных этапах маленький сын или дочка наблюдает, потом подражает и только затем учится произносить самостоятельно.

Точное определение

Понятие «развитие речи» в широком представлении – это комплекс этапов, методов и методик, направленных на овладение человеком устной и письменной речи. Речь – это сложная форма коммуникативной деятельности человека, которая исторически возникла посредством языка. Язык необходим нам для общения, так как он включает в себя различные средства (лексику, фонетику, грамматику).

Читайте также:  Все о грудном вскармливании: советы молодой маме

Актуальность

Нет определенного промежутка времени, на протяжении которого можно и нужно усиленно заниматься развитием речи – и все – как по взмаху волшебной палочки малыш взял и заговорил целыми предложениями. Это довольно длительный процесс и у каждого отдельного ребенка занимает свое время.

Родители закладывают основы, на которые как на кирпичики накладываются знания и умения. Развитием речи занимаются не только с года до двух лет, пока ребенок не заговорит – это процесс, который не имеет четких границ. Многие взрослые люди активно развивают и усовершенствуют свою речь, свои речевые навыки.

Статистика

Данные статистики гласят – с каждым годом все большее количество детей дошкольного и школьного возраста нуждается в целенаправленном и усиленном речевом развитии.

Младенцы все чаще рождаются с неврологической патологией, которая влечет за собой неактивность речевых центров, а, следовательно, такие дети позже начинают говорить, а если говорят, то с многочисленными нарушениями.

Развитие человеческой речи

К тому же, многие родители в основном заняты тем, что зарабатывают деньги на обеспечение своей семьи и им попросту некогда заниматься детьми. Эта картина печальна, но она полностью отражает состояние современной действительности.

Факторы, от которых зависит развитие речи

Каждый ребенок индивидуален, но психологи и логопеды выделяют четыре основных фактора, которые влияют на речевое развитие:

«Я понимаю, что ты чувствуешь»

Не знаете, как поддержать – скажите эту фразу и просто присядьте рядом. Можно продолжить: «Хочешь поговорить об этом?». Или так: «Я понимаю, что ты чувствуешь. Ты злишься / грустишь / расстраиваешься и т. д.

Почему важно произносить эту фразу:

  • Она, как и предыдущая фраза, учит ребенка понимать собственные эмоции. В психологии есть такое понятие – контейнирование эмоций. Суть приема в том, что мама пропускает через себя и проговаривает эмоции ребенка. Причем если нужно, то она подробно, на доступных ребенку примерах объясняет его состояние, а не просто перечисляет эмоции. Эта техника применима не только в детско-родительских отношениях.
  • Ребенок учится поддерживать другого человека. Он учится вставать на место другого, контейнировать эмоции другого.

Как разговаривать с ребенком по-старому или по-новому?

Конечно, вы можете  возразить, что отцы и деды воспитывали нас по-другому. Почему я должен учитывать эти особенности общения родителей с детьми? А все очень просто. Если вы хотите, чтобы ваши дети вас превзошли,  стали лучше вас, тогда вам необходимо в общении  научится удовлетворять  основные психологические потребности вашего ребенка.

А это потребность в любви, принятии, безопасности, уважении, потребность быть услышанным и понятым, а также желание искренности и правдивости.

Итак, сегодня мы рассмотрели 7 основных правил как разговаривать с ребенком. Надеюсь они помогут вам находить эффективные способы общения. А также вывести общение с детьми в семье на качественно новый  уровень.

Тем самым установить настоящий контакт с детьми. Который будет вам крайне необходим, когда ваши дети достигнут подросткового возраста.

На этом, дорогие друзья, вынужден с вами прощаться. Если статья была полезной отправьте ссылку вашим друзьям и родным в соцсетях. Также вы можете поделиться своими переживаниями и впечатлениями в комментариях. Сохраните закладку и заходите еще, чтобы менять свою жизнь к лучшему. Пока, пока!

Проблемы развития речи у малыша

Дети, которые имеют проблемы со слухом, перестают бормотать где-то в шесть месяцев. Если ваш сын (дочь) перестал издавать звуки и даже не пытается это делать, не смотрит на вас, когда вы говорите с ним, и не стремится повторять ваши слова, необходимо проконсультироваться у врача. Чем раньше выявятся проблемы со слухом, тем легче предложить соответствующее лечение, которое позволит стимулировать развитие языковых навыков.

Если вашему сыну исполнилось 15 месяцев, а он еще не сказал ни одного слова, или вы не можете понять ни слова, произнесенного им, тогда проконсультируйтесь с педиатром, поскольку причиной этого может быть какая-нибудь болезнь. На некоторые проблемы со слухом и с замедленным развитием речи указывают следующие ситуации:

  • когда малыш не бормочет и не показывает на предметы в 12 месяцев, например, вы просите его показать на собачку из рассказа, а он не обращает на вас внимание;
  • когда он не произносит ни одного слова в 16 месяцев;
  • когда он не говорит фраз из двух слов в 24 месяца;
  • любые случаи, демонстрирующие регресс лингвистических и социальных способностей.

Если к трем годам ребенок не может произносить все согласные звуки либо заменяет одни звуки на другие, то, возможно, у него имеются проблемы с речью или слухом. В этом случае проконсультируйтесь с педиатром по поводу необходимости какой-либо проверки. Профилактика никогда не помешает, даже если у ребенка все в порядке.

Все дети заикаются или запинаются время от времени, когда говорят. В некоторых случаях они так рады и взволнованы рассказать вам что-то, что не могут произносить все слова с легкостью. Позвольте ребенку закончить его фразу и не вмешивайтесь, не поправляйте его. Тем не менее, если ребенок заикается постоянно, тогда необходимо проконсультироваться у логопеда или другого языкового специалиста. Неважно, какой возраст у ребенка, если он начал заикаться, и в течение 6−12 месяцев начать лечить этот дефект, то лечение проходит быстро.

Реакция ребенка

Если даже у родителей давно испортились отношения, дети до последнего надеются, что они смогут помириться и остаться вместе. Поэтому не стоит думать, что получится подготовить младших членов семьи к разводу так, что он пройдет для них абсолютно безболезненно.

Дети постарше легче переносят расставание мамы и папы, чем малыши. Однако даже в 20 и в 30 лет люди могут сильно переживать из-за разрушения семьи родителей, поэтому им тоже нужно рассказывать о грядущем разводе деликатно.

Если же дети маленькие, нужно учитывать их особенности:

  • Малышей и дошколят новость о разводе часто ставит в тупик. Из-за стресса у них нередко возникают проблемы — бессонница, кошмарные сновидения. У малышей иногда начинается ночное недержание мочи, которым они раньше не страдали. Бывает, что еще долго после развода дети расстраиваются и переживают, встречаясь с родителем, который больше с ними не живет.
  • Ребенок младшего школьного возраста может подолгу фантазировать, мечтать о том, что родители смогут однажды помириться. Поэтому разговаривайте со своим чадом о том, что и почему происходит. Ему очень нужны объяснения и ваша поддержка.
  • Дети более старшего возраста лучше понимают ситуацию. Они нередко злятся сильнее, чем малыши, и долго обижаются. Многие сильно привязываются к одному из родителей и полностью становятся на его сторону.
  • Подростковый возраст — это время резких изменений в жизни и поисков своей идентичности, друзей, будущего. В этот период развод родителей становится крахом целого мира, хотя именно сейчас чрезвычайно важны стабильность и постоянство. Все остальное начинает казаться подростку ненадежным, сомнительным. Поэтому расставание мамы и папы нередко наносит психологическую травму даже взрослому ребенку.

Дети реагируют на сообщение о разводе родителей по-разному, поэтому будьте готовы ко всему: к истерикам, слезам, к игнорированию ситуации. Одни засыпают маму и папу вопросами. Другие молчат и вообще не показывают своих эмоций — таким детям нужен стимул, чтобы чуть позже откровенно поговорить с родителями на больную тему. Не навязывайте этот сложный разговор. Попробуйте задать наводящий вопрос — возможно, ребенок сам захочет высказать то, что чувствует. Спросите о том, что чадо думает об изменениях в планах и распорядке дня после развода. Поинтересуйтесь у ребенка, есть ли у него друзья, чьи родители разведены, и как они живут.

Реакция ребенка

Гипоаллергенные смеси для детей: плюсы и минусы специального питания, на что обратить внимание при выборе

Малыши еще не умеют четко выражать свои чувства, мысли и переживания. Поэтому важно мягко и непринужденно выводить их на разговор. Чтобы понять, что творится на душе у крохи, понаблюдайте за его настроением.

Прислушивайтесь к детям, поощряйте беседы, в которых они рассказывают о том, что думают. Грусть от мыслей о разводе родителей порой бывает у них гораздо сильнее, чем представляют взрослые. Каждый ребенок от природы эгоцентричен, поэтому его главной заботой может стать перспектива перейти в другую школу или разлучиться с друзьями. Обязательно обсудите эти моменты.

Чтобы осознать ситуацию, требуется время. Поэтому и при решающем разговоре, и после него маме и папе нужно оставаться открытыми для общения. Важно реагировать на эмоциональные потребности чада.

Если не получается найти правильные слова, не бойтесь обратиться за помощью к хорошему психологу. Он поможет вам и вашим детям справиться с трудностями и научиться видеть будущее позитивным.

Читаем также: